Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 24. Статус наблюдателя
1. При проведении местного референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению местного референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на местном или республиканском уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в муниципальной комиссии местного референдума при проведении ею досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов местного референдума, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах местного референдума, а также при повторном подсчете голосов участников местного референдума.
2. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном общественным объединением или инициативной группой по проведению местного референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства наблюдателя, номер участка местного референдума, наименование комиссии местного референдума, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению местного референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
3. Документ, указанный в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую комиссию местного референдума в период, указанный в пункте 3 статьи 23, настоящего Закона, а в муниципальную комиссию местного референдума - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на участках местного референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии местного референдума, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного общественного объединения, инициативной группы по проведению местного референдума. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников местного референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
4. Наблюдатель вправе:
а) знакомиться со списками граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего участка местного референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона;
в) присутствовать при голосовании участников местного референдума, которые по состоянию здоровья и другим уважительным причинам голосуют вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников местного референдума, бюллетеней, выданных участникам местного референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников местного референдума на участке местного референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в бюллетенях отметок участников местного референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участников местного референдума; наблюдать за составлением комиссией местного референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона;
д) обращаться к председателю участковой комиссии местного референдума, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами муниципальной комиссии местного референдума, участковой комиссии местного референдума об итогах голосования, о результатах местного референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии местного референдума заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя соответствующая комиссия местного референдума обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования общественной организации, направившей наблюдателя в комиссию местного референдума;
з) обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) комиссии местного референдума в вышестоящую комиссию или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов участников местного референдума в соответствующей комиссии местного референдума.
5. Наблюдатель не вправе:
а) выдавать участникам местного референдума бюллетени для голосования;
б) расписываться за участника местного референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней для голосования;
в) заполнять за участника местного референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени для голосования;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии местного референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии местного референдума;
ж) проводить агитацию среди участников местного референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией местного референдума.
Примечание. Под непосредственным подчинением в настоящей статье в соответствии с Федеральным законом понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.