Изменения законодательства о налогах и сборах,
вступающие в силу с 2005 г.
Федеральный закон от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Вступает в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования, за исключением статьи 6, которая вступила в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона.
Часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена главой 31 "Земельный налог" раздела X "Местные налоги", которая заменит Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю". Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов и будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований, органы государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга в принимаемых нормативных правовых актах (законах) смогут самостоятельно определять налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками только на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговым периодом признается календарный год. Главой 31 устанавливаются размеры ставок по земельному налогу, в пределах которых должны устанавливаться ставки налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга).
По сравнению с Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" сокращен перечень организаций и физических лиц, которые освобождаются от налогообложения земельным налогом. Определен перечень налогоплательщиков, для которых налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Определено, что при принятии представительными органами муниципальных образований, органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 части второй Налогового кодекса РФ земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований Закон РФ "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется.
Также данным Федеральным законом установлено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации"
С 1 января 2005 г. вводится в действие Глава 25.2 Налогового кодекса РФ "Водный налог". Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе - налог), признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе - виды водопользования):
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговым периодом признается квартал.
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.
Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
С 1 января 2005 г. вводится в действие глава 25.3. Налогового кодекса "Государственная пошлина".
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей Главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. В целях настоящей главы выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины.
Плательщиками государственной пошлины признаются: организации, физические лица. Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они: обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Основное отличие нового законодательства от старого в том, что новым законодательством ставки госпошлины для уплаты предусмотрены не в кратных размерах МРОТ, а в конкретных размерах в денежном эквиваленте. Кроме того, расширен перечень рассматриваемых нотариальных действий, за которые взимается государственная пошлина.
Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"
Внесены изменения в Главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вступающие в силу с 1 января 2005 года.
К числу наиболее существенных изменений следует отнести снижение налоговых ставок по ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Максимальная ставка ЕСН составит - 26% вместо 35,6%. (измененные ставки прилагаются).
Размер тарифа страховых взносов остался на прежнем уровне (14%), однако по новым правилам физические лица, в пользу которых производятся выплаты, на которые начисляются страховые взносы, будут делиться не на три возрастные группы, а на две: до 1966 года рождения включительно и 1967 года рождения и моложе. При этом не будет приниматься во внимание половой признак.
Со следующего года отменяется требование о подтверждении права на применение регрессии (п.2 ст.241 НК РФ). Теперь все без исключения предприятия смогут воспользоваться регрессивными ставками, если налоговая база на каждого отдельного работника превысит 280000 руб.
Статья 238 НК РФ дополнена пп.15, согласно которому не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период. До этого освобождение от налогообложения сумм такой материальной помощи предусматривалось п.2 ст.238 НК РФ. Размер освобождения от обложения ЕСН увеличен с 2000 руб. до 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.
Расширена сфера применения налоговых льгот, установленных п.1 ст.239 НК РФ.
С 1 января 2005 г. от уплаты ЕСН освобождаются выплаты и иные вознаграждения: в части, не превышающей 100 000 руб. за налоговый период, производимые организациями любых организационно-правовых форм в пользу каждого физического лица (а не только работника, т.е. лица, с которым заключен трудовой договор), являющегося инвалидом I, II или III группы (пп.1 п.1 ст.239 НК РФ); не превышающие 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое отдельное физическое лицо (а не только работника), производимые налогоплательщиками, перечисленными в пп.2 п.1 ст.239 НК РФ.
Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Внесены изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на спиртосодержащую парфюмернокосметическую продукцию, алкогольную продукцию, а также проиндексированы ставки акцизов на все виды подакцизных товаров.
В основном ставки акциза на алкогольную продукцию повышены на 8-8,5%. Только на вина, за исключением натуральных, ставка акциза повышена на 82,7%. Не изменилась ставка на вина натуральные, вина шампанские, игристые, газированные, шипучие. Ставка акциза на пиво (0,5-8,6%) повысилась до 12,9%.
Кроме того, изменение, на которое хотелось бы обратить особое внимание, это то, что режим налогового склада с 1 января 2005 г. не будет распространяться на вина натуральные, в том числе шампанские, игристые, газированные и шипучие. Это значит, что на данные виды алкогольной продукции, так же как и на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта до 9%, акциз будет полностью уплачиваться налогоплательщиком - производителем.
Вторая поправка, внесенная в ст.196 и 197 НК РФ и имеющая принципиальное значение, это изменение определения понятия "Режим налогового склада". Так, если ранее режим налогового склада распространялся на алкогольную продукцию с момента ее производства и поступления на акцизный склад до момента ее отгрузки покупателям либо структурному подразделению организации, осуществляющей розничную реализацию, то с 1 января 2005 г. режим налогового склада может завершиться и в случае отгрузки алкогольной продукции с акцизного склада покупателям либо своему структурному подразделению, осуществляющему как оптовую, так и розничную реализацию.
Внесены изменения в Главу 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, которые вступают в силу с 1 января 2005 года:
Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ в статью 224 НК РФ внесена поправка, согласно которой ставка налога по доходам в виде дивидендов составляет 9% вместо 6%.
Федеральными законами от 20 августа 2004 г. N 103-ФЗ и N 112-ФЗ внесены поправки в статьи 217, 220 и 224 затрагивающие перечень не подлежащих налогообложению доходов инвалидов, ставки НДФЛ в части налогообложения материальной выгоды за пользование целевыми займами, израсходованными на новое строительство. Изменен также порядок предоставления имущественных вычетов отдельным категориям налогоплательщиков.
Федеральными законами от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ и от 2 ноября 2004 N 127-ФЗ внесены уточнения в редакцию пункта 2 статьи 215 НК РФ по порядку определения доходов отдельных категорий иностранных граждан и дополнена статья 221 Кодекса, а именно расширен перечень расходов налогоплательщика, включаемых в профессиональный налоговый вычет.
Приказ ФНС РФ от 21 октября 2004 г. N САЭ-3-09/7@ "Об утверждении порядка предоставления в элктронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 ноября 2004 г. N 6123.
Вводится в действие с 1 января 2005 г.
Утвержден Порядок предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, в электронном виде предоставляются:
- органам государственной власти, органам местного самоуправления в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативно-правовыми актами Правительства РФ, - бесплатно; - юридическим и физическим лицам - за плату.
Подробно регламентирован порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, на электронных носителях или в режиме электронной почты; по телекоммуникационным каналам связи в режиме удаленного доступа; а также порядок предоставления открытых и общедоступных сведений с использованием сети Интернет.
В Приложениях к данному Порядку приведены форма заявки на предоставление в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а также форма заявки на предоставление открытых и общедоступных сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Закон Республики Мордовия от 25 ноября 2004 г. N 84-ФЗ "О внесении изменения в Закон Республики Мордовия "О снижении ставок налога на прибыль организаций и льготах по земельному налогу" ("Известия Мордовии", N 180, 26 ноября 2004 г.)
Вступил в силу со дня официального опубликования.
От уплаты части земельного налога за земли городов и рабочих поселков, подлежащей зачислению в бюджет Территориального дорожного фонда Республики Мордовия, освобождены организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности производство стального литья для изготовления вагонов различного назначения и другого подвижного состава, запасных частей к ним, а также чугунного литья, если данные виды деятельности составляют не менее 70 процентов в общем объеме работ.
Закон Республики Мордовия от 25 ноября 2004 г. N 83-З "О внесении изменения в Закон Республики Мордовия "О ставках платы за пользование водными объектами на территории Республики Мордовия" ("Известия Мордовии", N 180, 26 ноября 2004 г.)
Вступил в силу со дня официального опубликования.
Учреждения образования, лечебные и оздоровительные учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, учреждения и организации, предназначенные для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов, детей, другие учреждения социальной защиты, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов, а также детские оздоровительные лагеря независимо от источников финансирования освобождены от платы за пользование водными объектами в части средств, подлежащих зачислению в республиканский и местные бюджеты Республики Мордовия.
Закон Республики Мордовия от 25 ноября 2004 г. N 79-З "О внесении изменений в Закон Республики Мордовия "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" ("Известия Мордовии", N 180, 26.11.2004)
Вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении месяца со дня официального опубликования.
С 1 января 2005 года единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется к следующим видам предпринимательской деятельности:
- оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
- распространение и (или) размещение печатной или иной полиграфической наружной рекламы.
Закон Республики Мордовия от 25 ноября 2004 г. N 78-З "О внесении изменения в Закон Республики Мордовия "О ставках налога на игорный бизнес на территории Республики Мордовия" ("Известия Мордовии", N 180, 26 ноября 2004 г.)
Вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении месяца со дня официального опубликования.
С 1 января 2005 года на территории Республики Мордовия повышаются ставки налога на игорный бизнес.
По-видимому, в тексте нижеприведенного абзаца допущена опечатка: Закон Республики Мордовия N 80-З имеет дату 25 ноября 2004 г.
Законом Республики Мордовия от 25 октября 2004 г. N 80-З внесены изменения в Закон Республики Мордовия "О транспортном налоге".
К числу наиболее существенных изменений следует отнести увеличение налоговых ставок по транспортному налогу в среднем в 2 раза. Так согласно ст.2 вышеуказанного Закона, минимальная ставка налога для легковых автомобилей составит 10 руб., а для грузовых автомобилей 20 руб. с 1 лошадиной силы.
Со следующего года изменится срок уплаты для владельцев личного транспорта. Теперь налогоплательщики физические лица, имеющие в собственности транспорт на 1 января 2005 года, будут уплачивать налог не позднее 1 августа текущего налогового периода в виде авансового платежа в размере суммы налога, исчисленной за весь налоговый период. Срок уплаты налога и перерасчет суммы налога, по зарегистрированным и снятым с регистрации в течение налогового периода транспортным средствам, будет производиться не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. (п.1 ст.3 Закона). В старой редакции Закона срок уплаты для налогоплательщиков физических лиц был установлен 1 марта года следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2004 год - 1 марта 2005 года. Расширена сфера применения налоговых льгот, установленных статьей 4 Закона Республики Мордовия. С 1 января 2005 г. от уплаты транспортного налога будут освобождаться: организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности авиационные перевозки, по транспортным средствам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. (п.4 ст.4 Закона).
Аверин В.А.,
начальник юридического отдела
УМНС РФ по Республике Мордовия
28 января 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация предоставлена специалистами Отдела по связям с общественностью и СМИ Управления Министерства РФ по налогам и сборам Республики Мордовия. 430000 г.Саранск, ул.Московская, д.3/1, каб.101, т.47-36-68.
С этой информацией можно ознакомиться в эфире канала "Доброе утро, Мордовия" на Радио Мордовии еженедельно по средам с 7 ч. 15 мин. до 8 ч. 00 мин., а также на официальном Интернет-сайте УФНС России по Республике Мордовия www.r13.nalog.ru.