В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Республики Мордовия и Законом Республики Мордовия "О бюджетном процессе в Республике Мордовии" постановляю:
Утвердить Основные направления бюджетной политики Республики Мордовия на 2005 год (прилагаются).
Глава Республики Мордовия |
Н.И. Меркушкин |
Основные направления
бюджетной политики Республики Мордовия на 2005 г.
(утв. Указом Главы Республики Мордовия
от 11 ноября 2004 г. N 140-УГ)
Основные направления бюджетной политики на 2005 год подготовлены в соответствии с Законом Республики Мордовия "О бюджетном процессе в Республике Мордовия", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике на 2005 год" и являются основой при составлении и принятии Закона Республики Мордовия "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2005 год".
Основные задачи бюджетной политики
Основными задачами бюджетной политики в 2005 году являются:
стимулирование экономического роста;
снижение социального неравенства путем совершенствования методов и форм социальной поддержки населения;
повышение эффективности использования бюджетных средств путем использования механизмов программно-целевого бюджетирования, формирования бюджета исходя из целей и планируемых результатов государственной политики, четкой увязки бюджетных ассигнований с результатами;
совершенствование межбюджетных отношений, обеспечивающих развитие доходной базы бюджетов муниципальных образований;
обеспечение общей макроэкономической сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на основе разграничения расходных обязательств и доходных источников на долгосрочной основе;
гарантированное исполнение предусмотренных в бюджете расходных обязательств;
строгое выполнение требований налогового законодательства;
совершенствование механизма государственных закупок, направленное на рациональное использование бюджетных средств;
повышение эффективности управления государственным имуществом Республики Мордовия;
сокращение расходов на обслуживание государственного долга.
Реформирование бюджетного процесса
Принципиальной особенностью проекта республиканского бюджета на 2005 год должно стать его формирование с учетом начатых реформ в области бюджетного процесса в рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.
С учетом политики, реализуемой федеральными органами власти реформирование бюджетного процесса в Республике Мордовия необходимо осуществлять по следующим направлениям:
реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;
выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
совершенствование среднесрочного финансового планирования;
совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Одним из основных направлений реформирования бюджетного процесса на следующий год является переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики.
Реформирование бюджетного процесса призвано способствовать формированию эффективной бюджетной системы, ее ориентации на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства.
Бюджетная политика в области доходов
Республиканский бюджет Мордовии на 2005 год должен быть сформирован в части доходов в соответствии с положениями бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия и основными направлениями бюджетной политики в 2005 году, заложенными в Бюджетном послании Федеральному Собранию Президента Российской Федерации.
Изменение налогового законодательства, влияющее на доходы республиканского бюджета 2005 года, предусматривает:
централизацию в федеральном бюджете 1,5 процентных пункта ставки налога на прибыль организаций, а в консолидированный бюджет Республики Мордовия будет зачисляться сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 вместо 19 процентов;
зачисление в полном объеме в федеральный бюджет водного налога;
увеличение ставок акцизов на все виды подакцизной продукции (кроме табачных изделий) с учетом прогнозируемого уровня инфляции в среднем на 8 процентов;
отмену с 1 января 2005 года налога на рекламу с целью повышения эффективности налоговой системы;
индексацию в 1,5 раза базовой доходности по видам деятельности, отнесенным к обложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
завершение реформы системы имущественных налогов (земельного налога, налога на наследование и дарение);
снижение ставки единого социального налога и перевод основной массы натуральных льгот отдельным категориям граждан в денежную форму.
Результатом реформирования единого социального налога в республике должно стать:
увеличение ресурсного потенциала республики, интенсификация экономического роста;
улучшение финансового положения большинства организаций, в том числе предприятий жилищно-коммунальной сферы и транспорта:
увеличение объемов поступления доходов в бюджеты всех уровней;
увеличение заработной платы и легализация ее выплат.
Органами власти всех уровней должны быть приняты все меры для погашения накопившейся задолженности предприятий по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.
В 2005 году следует продолжить политику стимулирования хозяйственной деятельности предоставлением льгот по уплате налогов и сборов, направленную на увеличение объемов производства и реализации продукции, рост заработной платы, привлечение инвестиционных средств. Указанная государственная поддержка должна предоставляться при условии выполнения обязательств, закрепленных в бизнес-планах получателей льгот, своевременной и полной уплаты ими налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Совершенствование налоговой системы, проводимое в Республике Мордовия, должно обеспечить финансирование бюджетных потребностей и быть при этом необременительным для субъектов экономики, не препятствовать их конкурентоспособности и росту деловой активности.
Бюджетная политика в области расходов
Бюджетная политика в области расходов в 2005 году должна быть направлена на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, сокращения уровня бедности.
Бюджетному процессу в 2005 году должна сопутствовать системная оценка планов и показателей работы всех органов исполнительной власти, при этом расширение самостоятельности бюджетополучателей в распоряжении средствами должно сопровождаться ростом их ответственности за результаты работы. Реорганизация бюджетного процесса должна в конечном итоге обеспечить переход от управления затратами к управлению результатами.
При составлении и рассмотрении бюджета на 2005 год необходимо предусмотреть аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств.
Проектировки бюджетных расходов на 2005 год должны быть сформированы в новой классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Все эти изменения направлены на приближение к требованиям международных стандартов, переориентацию бюджетов на достижение конечных результатов, приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями.
В 2005 году приоритетным направлением бюджетной политики остается финансирование социальной сферы. Значительные ассигнования должны направляться на улучшение качества жизни населения, снижение уровня бедности.
В связи с отменой с 2005 года требований по установлению единого уровня оплаты труда работников бюджетной сферы (единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы) в числе наиболее приоритетных направлений государственной политики органов государственной власти республики будет решение вопросов по определению уровня оплаты труда бюджетников.
В целях совершенствования механизма оплаты труда государственных и муниципальных служащих, повышения их заинтересованности в достижении высоких показателей работы, исключения уравниловки в оценке труда как подразделения, так и конкретного работника денежное вознаграждение государственных и муниципальных служащих должно в большей степени зависеть от конечного результата их работы.
Необходимо продолжить работу по переходу на планирование затрат по содержанию органов государственной власти Республики Мордовия с использованием нормативного метода.
При формировании расходной части бюджета на 2005 год необходимо учесть изменение обязательств и механизмов их выполнения в части финансирования льгот и мер социальной поддержки, отнесенных к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Изменение существующего порядка предоставления мер социальной поддержки и льгот не должно привести к ухудшению положения льготников.
Расходную часть бюджета на 2005 год необходимо сформировать исходя из уровня оплаты населением жилья и коммунальных услуг в размере 100 процентов при максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 22 процентов совокупного дохода семьи.
Необходимо продолжить работу по экономии бюджетных средств в жилищно-коммунальном хозяйстве. В этих целях должны быть приняты меры по созданию условий для коммерциализации и развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, снижению за счет этого издержек и затрат организаций отрасли, повышению качества предоставляемых услуг, созданию и вовлечению в процесс управления товариществ собственников жилья и домовладельцев.
Приоритетным направлением бюджетной политики в жилищном секторе должно остаться оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан в решении жилищных проблем молодых семей, малообеспеченных категорий населения, сельских жителей.
В предстоящем году будет продолжено оказание финансовой поддержки сельскому хозяйству республики путем предоставления субсидий, льготных кредитов и других социально-экономических выплат, стимулирующих развитие сельскохозяйственного производства. При этом механизм государственной поддержки должен обеспечивать достижение необходимого республике конкретного результата.
Особое внимание в 2005 году должно быть уделено возврату бюджетных средств, выданных из республиканского бюджета Республики Мордовия на возвратной основе хозяйствующим субъектам и бюджетам нижестоящего уровня. В этих целях необходимо повысить эффективность механизма наступления ответственности получателей бюджетных средств за невыполнение своих обязательств по их возврату, включая, привлечение к административной ответственности лиц, виновных в несвоевременном возврате бюджетных средств.
Политика в области межбюджетных отношений
Политика в области межбюджетных отношений в 2005 году должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и обеспечивать повышение эффективности действующего в республике механизма межбюджетных отношений.
В 2005 году необходимо продолжить политику расширения бюджетных полномочий органов местного самоуправления, создать условия для внедрения средне- и долгосрочного бюджетного планирования, повышения стабильности и предсказуемости доходов территориальных бюджетов.
Бюджетная политика по-прежнему должна быть направлена на увеличение заинтересованности органов местного самоуправления в применении эффективных мер по сбору налоговых доходов. Финансовая помощь нижестоящим бюджетам будет оказываться в зависимости от результата социально-экономической деятельности территории.
Принципиально важным направлением в предстоящем финансовом году должно стать уточнение разграничения бюджетных полномочий между органами власти разных уровней путем введения бюджетных полномочий по установлению и исполнению бюджетных обязательств, установлению нормативов отчислений от налоговых доходов в бюджеты разных уровней, определения порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
В целях оказания помощи муниципальным образованиям в 2005 году должно быть сохранено образование фонда софинансирования, средства которого будут направляться на капитальный ремонт и строительство социально значимых объектов в рамках реализации инвестиционных проектов.
Развитие инфраструктуры муниципальных образований должно обеспечиваться направлением в местные бюджеты средств на финансирование инвестиционных программ, реализуемых на территории Республики Мордовия.
Реализация органами местного самоуправления передаваемых им государственных полномочий должна обеспечиваться предоставлением соответствующих субвенций из республиканского бюджета.
Необходимо принять меры по повышению эффективности действующего механизма расчета дотации, начисленной за выполнение основных показателей социально-экономического развития.
В 2005 году мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений должны решать задачу обеспечения финансовыми источниками бюджетов всех уровней для выполнения расходных полномочий в необходимом объеме, создать стимулы для наращивания собственной налоговой базы муниципальных образований и повышения ответственности за реализуемую бюджетную политику.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Мордовия от 11 ноября 2004 г. N 140-УГ "Об основных направлениях бюджетной политики Республики Мордовия на 2005 г."
Текст Указа опубликован в газете "Известия Мордовии" от 16 ноября 2004 г. N 173 (23.231)
Указом Главы Республики Мордовия от 24 февраля 2016 г. N 49-УГ настоящий Указ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Мордовия от 17 октября 2005 г. N 162-УГ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа