Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Система образования Краснослободского муниципального района сохраняет основные параметры и динамично развивается, обеспечивая конституционные права граждан на образование, на выбор учебного заведения, учебной программы, дополнительных образовательных услуг, формируя интеллектуальный и профессиональный потенциал района.
Образовательная политика в районе строится с учетом направлений, намеченных в программе развития системы образования Краснослободского муниципального района на 2009 - 2012 годы. Суть их - в обеспечении современного уровня качественного образования, его доступности для всех слоев населения, повышении эффективности деятельности системы образования.
Реализация Программы развития системы образования Краснослободского муниципального района на 2009 - 2012 годы и участие в федеральных и республиканских проектах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" обеспечили определенные условия для успешной реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и позволили муниципальной системе образования продвинуться в решении следующих проблем:
расширение самостоятельности школ путем перевода общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование и внедрения новых экономических и финансовых механизмов, ориентированных на результативность и качество предоставляемых услуг;
дифференциация доходов учителей за счет введения новой системы оплаты труда работников общего образования;
расширение общественной составляющей в управлении образованием на всех уровнях;
создание конкурентной среды в системе образования;
создание системы поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений, учителей;
создание системы выявления и поддержки талантливых детей и способной молодежи.
В настоящее время в районе функционируют 16 муниципальных общеобразовательных учреждений с контингентом 1916 учащихся, 5 дошкольных образовательных учреждений, из них 3 комбинированного вида, 2 общеразвивающего вида и 14 дошкольных разновозрастных групп при общеобразовательных учреждениях и МБОУ ДОД "Дом детского творчества".
Главной задачей системы дошкольного образования является обеспечение реальной доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения, гарантия прав родителей на выбор учреждений и вариативных образовательных программ с учетом состояния здоровья детей, их способностей, перспектив развития и индивидуальных особенностей.
Отсутствие конкретных мер по модернизации системы дошкольного образования на протяжении последних лет обусловило проблему сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и контингента детей, охваченных дошкольным образованием.
Всеми формами дошкольного образования охвачено 55% детей от 1 до 7 лет, в том числе в городской местности - 67,2%, в сельской - 43%. В настоящее время 45% детей не обеспечены дошкольными образовательными услугами.
Так очередность в дошкольные образовательные учреждения района в 2011 году достигла 320 человек.
Особую тревогу вызывает обеспеченность дошкольным образованием в городском, Гуменском, Красноподгорном, Селищинском и Старозубаревском поселениях. В школах, расположенных на территории данных поселений, функционируют группы кратковременного пребывания детей, однако спрос населения на дошкольные образовательные услуги полностью не удовлетворяется.
Большая работа в районе проводится по оптимизации школьной сети.
За последние 5 лет количество муниципальных образовательных учреждений уменьшилось на 10. В районе 6 школ определены базовыми, действуют 18 школьных маршрутов по подвозу детей из малокомплектных школ в базовые.
Программа развития системы образования Краснослободского муниципального района предусматривает разработку и принятие правовых актов развития и деятельности экспериментальных моделей образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия, социальной поддержке граждан, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Расширение нормативно-правовой базы в районе позволит создать единое пространство для координации действий всех учреждений образования, повысить эффективность экспериментальной и инновационной деятельности, привлечь внебюджетные источники финансирования в систему образования.
Качественное образование - это не только качественные учебные программы и эффективные методы обучения, и отвечающая современным требованиям материально-техническая база образовательных учреждений.
За последний период в ряде школ проведен текущий и капитальный ремонт, во всех школах установлена автоматическая пожарная сигнализация. Введен в эксплуатацию многофункциональный спортивный зал, стадион с искусственным покрытием, начато строительство детского сада в г. Краснослободск на 250 мест.
Все школы получили лицензионный базовый пакет программного обеспечения подключены к сети Интернет и являются ее активными пользователями.
За последние пять лет образовательные учреждения района в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" дополнительно получили более 10 млн. рублей. Большая часть этой суммы была направлена именно на укрепление материально-технической базы школ.
В последние годы в районе развивается профильное обучение и предпрофильная подготовка. Однако преобладающей моделью реализации профильного обучения является внутришкольная профилизация, что не всегда соответствует современным требованиям к качеству подготовки выпускника на старшей ступени.
Одним из приоритетных направлений остается работа с одаренными детьми. В районе с 2010 года функционирует при МБОУ "Краснослободский многопрофильный лицей" Центр по работе с одаренными детьми.
В рамках материальной поддержки и стимулирования талантливой и способной молодежи, в возрасте от 14 до 18 лет, обучающейся в общеобразовательных учреждениях и имеющей позитивную динамику личностного развития, в районе второй год учреждаются стипендии Главы администрации Краснослободского муниципального района. Так в 2010 году в сфере общего образования и спорта были учреждены три стипендии, в 2011 году - 5 стипендий в размере 500 рублей в месяц.
В районе разработаны механизмы муниципальной поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми. В целях дальнейшего стимулирования педагогов в работе с одаренными детьми в 2011 году учреждены ежемесячные премии для учителей, подготовивших призеров Межрегиональной олимпиады по мордовскому (мокша) языку и мордовской литературе и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников.
Общеобразовательные учреждения Краснослободского муниципального района, Центр по работе с одаренными детьми осуществляют взаимодействие с факультетом дополнительного образования ГОУ ВПО "Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева". В рамках сотрудничества организована работа учащихся в исследовательских школах при ГОУ ВПО "Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева"; преподавателями института проведен цикл лекций и практических занятий с учителями-предметниками, работающими с одаренными детьми; на базе пединститута проводятся индивидуальные консультации учителей-предметников.
Эффективно ведется работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей. С каждым годом увеличивается занятость обучающихся дополнительными образовательными услугами в учреждениях дополнительного образования детей, так в 2010 - 2011 учебном году охват учащихся дополнительным образованием составил 82%. Образовательная деятельность представлена 63 программами дополнительного образования, которые имеют различные направленности, а также отличаются друг от друга по срокам и уровням реализации.
Участие ученика каждой конкретной школы и его результативность в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях - это не просто основа для формирования рейтинга школ. Это один из ключевых показателей муниципальной системы оценки качества образования.
В 2010 - 2011 учебном году учащиеся общеобразовательных учреждений района стали победителями и призерами отборочного тура 19 межрегиональной олимпиады школьников "САММАТ - 2011", IX заочной открытой олимпиады школьников Вологодской области, Всероссийского конкурса "Золотое руно", Всероссийской научно-практической конференции молодежи "Поколение NEXT", г. Пенза, Республиканской научно-исследовательской конференции по практическому краеведению, республиканских и зональных соревнований.
Достигнутые результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития на муниципальном уровне системы поиска и поддержки талантливых детей.
Сегодня востребовано дальнейшее стимулирование раннего выявления и поддержки детской одаренности, развитие олимпиадного движения, охват данным движением большего числа школьников, построение разветвленной системы поиска и поддержки одаренных детей, а также сопровождения в течение всего периода становления личности, что невозможно без использования программно-целевого метода.
В районе реализуется целый ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Пять образовательных учреждений (МОУ "Краснослободская СОШ N 1", МБОУ "Краснослободский лицей", МБОУ "Красноподгорная СОШ", МБОУ "Гуменская СОШ", МОУ "Учхозская СОШ") стали участниками реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания среди учащихся общеобразовательных учреждений.
В школах стартовал проект "Спортивная суббота". Работа в этом направлении должна продолжаться и приобрести системный характер.
В районе развивается кадетское движение. Так в МБОУ "Краснослободский многопрофильный лицей" с 1 сентября 2010 года функционирует кадетский класс.
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть единого образовательного процесса должно обеспечивать профессиональную успешность личности. С этой целью требуется реализация комплекса мер по инновационному развитию системы образования детей, ориентированного на поддержку технического творчества обучающихся, инженерно-конструкторской и изобретательской деятельности.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" второй год реализуется проект дистанционного обучения детей-инвалидов. Всем участникам проекта поставлено необходимое техническое оборудование, подключен безлимитный Интернет. Обучение ведется по индивидуальным образовательным программам, учитывающим психофизиологические особенности и состояние здоровья детей.
Однако, несмотря на все принимаемые меры, остается много нерешенных проблем, требующих дополнительных финансовых вливаний. Во всех образовательных учреждениях требуются ремонт, обновление учебно-материальной базы, в первую очередь компьютерного оборудования, так как износ по ряду школ составляет 70 - 90%. Необходимо строительство дошкольных учреждений в сельской местности. Требует дальнейшего совершенствования материально-техническое обеспечение образовательных учреждений современным учебным и спортивным оборудованием, инвентарем, информационно-техническими средствами.
Не все благополучно до сих пор и с обеспечением противопожарной безопасности объектов образования.
Важным фактором, влияющим на развитие образования в Краснослободском муниципальном районе, продолжает оставаться демографическая ситуация.
За последние 5 лет численность школьников в Краснослободском муниципальном районе сократилась на 26 процентов. В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны на различных уровнях системы образования. Так численность детского населения в возрасте до 17 лет включительно в общей структуре населения продолжает сокращаться.
В системе образования района работают 7 процентов молодых специалистов, 13 процентов педагогических работников пенсионного возраста, 59 процентов педагогов со стажем работы свыше 20 лет.
В качестве приоритетных на 2012 - 2016 годы ставятся следующие задачи:
модернизация образования как института социального развития;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
К проблемам развития системы образования Краснослободского муниципального района относятся:
недостаточное финансирование системы образования;
"старение" кадров в системе образования;
слабая материально-техническая база образовательных учреждений;
отдаленность образовательных учреждений от базовых образовательных учреждений.
Одной из важнейших задач развития системы образования является укрепление материальной базы образовательных учреждений района, строительство новых объектов, удовлетворяющих современным требованиям, а также оснащение образовательных учреждений самыми современными средствами обучения.
Актуальной остается проблема доступности качественного дошкольного образования.
Необходимо создать условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу 99% детей 5 - 6 - летнего возраста.
Динамика роста охвата детей всеми формами дошкольного образования в районе не соответствует уровню, запланированному в Программе развития образования Республики Мордовия на 2012 - 2016 годы. Поэтому ключевыми в системе дошкольного образования остаются проблемы строительства учреждений дошкольного образования, как в городе, так и в сельской местности.
Остается нерешенным вопрос организации сетевого взаимодействия в профильном обучении с применением дистанционных технологий.
Особого внимания требует ситуация в сфере реализации права на образование детей и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, других категорий детей и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обеспечение доступа детей-инвалидов к дистанционному обучению предполагает техническую оснащенность лицензионным программным обеспечением, высокое качество оказываемых Интернет-услуг, подготовку педагогов к осуществлению дистанционного обучения.
Актуальными остаются проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для решения проблем необходимо активизировать работу по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи.
Не менее актуальной остается проблема эффективного развития школ с преобладающим контингентом учащихся мордовской (мокша) национальности, для решения которой необходима реализация комплекса мер, в том числе:
сохранение и развитие мордовского языка как языка воспитания и обучения в системе общего образования;
формирование этнокультурного и языкового самосознания учащихся;
развитие олимпиадного движения по мордовскому языку, мордовской литературе, истории и культуре мордовского народа;
укрепление учебно-материальной базы национальной школы для совершенствования образовательного процесса;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения.
Особого внимания требует ситуация в сфере реализации права на образование детей и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других категорий детей и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В условиях реализации перехода общеобразовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты необходимо принять меры по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, оснащению образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
В муниципальной образовательной сети намечены перспективы интеграции системы дополнительного образования и системы общего образования с точки зрения поставленных перед ними задач.
Продолжает оставаться актуальным совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, обладание выпускников образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностями, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.
Перечисленные выше проблемы ставят район перед необходимостью формирования и реализации программы, нацеленной на достижение конкретных результатов, определяемых четкими показателями.
Реализация программы позволит объединить усилия органов местного самоуправления, учреждений образования, общественности, что поможет обеспечить новый уровень качества образования.
Реализация Программы развития образования в Краснослободском муниципальном районе на 2012 - 2016 годы будет способствовать устранению существующих в образовании противоречий, решению многих стоящих перед ним задач.
Сроки реализации Программы находятся в прямой зависимости от их обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, представляя собой "индикаторы успешности" реализации Программы:
системный характер основных целей и задач Программы по решению сложных комплексных проблем образования;
обеспечение единства методологических подходов к решению проблем образования на всем образовательном пространстве;
способность концентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы в процессе решения ключевых проблем образования;
возможность обеспечения общественного и административного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании ресурсного обеспечения.
Несмотря на явные преимущества программно-целевого метода, его использование для решения проблем сферы образования связано с рядом внешних и внутренних рисков.
Одним из внешних рисков является риск сокращения бюджетного финансирования, выделенного на выполнение Программы, что отрицательно повлияет на социально-экономическую ситуацию в районе.
В этом случае может возникнуть необходимость реструктуризации Программы по ходу ее реализации. Не исключается осуществление пересмотра поставленных стратегических задач Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.
Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы будет предпринят ряд мер, включая такие как:
мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;
широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы;
публичность годовых и промежуточных отчетов о ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.