Постановление Правительства Республики Мордовия
от 30 июня 2006 г. N 286
"О совершенствовании системы управления
государственным долгом Республики Мордовия"
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 февраля 2012 г. N 45 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Программы "Реформирование региональных финансов Республики Мордовия на 2006 - 2007 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовии# от 31 октября 2005 г. N 412, в целях использования современных подходов к управлению долговой нагрузкой Правительство Республики Мордовии# постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Методику расчета платежеспособности республиканского бюджета Республики Мордовия;
Методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств Республики Мордовия.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство финансов Республики Мордовия.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Волков |
Методика
расчета платежеспособности республиканского
бюджета Республики Мордовия
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 30 июня 2006 г. N 286)
1. Общие положения
1. Настоящая Методика разработана в целях оценки способности республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет) полностью и в срок исполнять расходные и долговые обязательства Республики Мордовия.
2. В рамках настоящей Методики оцениваются долговые обязательства Республики Мордовия, а также просроченная кредиторская задолженность государственных учреждений Республики Мордовия.
3. Долговые обязательства Республики Мордовия (далее - долговые обязательства) классифицируются как прямые и условные.
4. Прямое долговое обязательство определяется как совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга должником кредитору в определенные даты в будущем. В прямые долговые обязательства включаются долговые обязательства, определенные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением государственных гарантий.
5. Условное долговое обязательство определяется как обязательство Республики Мордовия по предоставленной государственной гарантии Республики Мордовия.
6. Временной интервал, по которому оценивается платежеспособность республиканского бюджета, состоит из:
фактического периода - включает два предыдущих финансовых года и прошедшую часть текущего года для расчета некоторых показателей;
прогнозного периода - от начала текущего года до года, в котором производится погашение долгового обязательства с максимальным сроком погашения, а также на планируемый финансовый год (в целях использования для подготовки проекта бюджета) и предстоящий трехлетний период (в целях использования для подготовки перспективного финансового плана).
Интервал расчета платежеспособности республиканского бюджета разбивается на годовые периоды.
7. Виды заимствований классифицируются по целям их привлечения:
инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов республиканского бюджета;
заимствования на рефинансирование - заимствования с целью рефинансирования, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения уже существующих обязательств превышают возможности республиканского бюджета в текущий период, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств;
заимствования на покрытие кассовых разрывов - краткосрочные заимствования в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов республиканского бюджета (далее - заимствования).
8. Расчет платежеспособности республиканского бюджета проводится при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и при разработке перспективного финансового плана. Расчет платежеспособности республиканского бюджета может проводиться также при возникновении необходимости привлечения заимствований (предоставлении гарантий) в течение года, а также при проведении операций рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих долговых обязательств.
9. Настоящей Методикой предусматривается, что расчет платежеспособности республиканского бюджета осуществляется на основании оптимистического и консервативного прогнозов в соответствии с:
прогнозами основных макроэкономических показателей Республики Мордовия;
прогнозами основных показателей республиканского бюджета;
предположениями о графике платежей по долговым обязательствам Республики Мордовия;
предположениями о состоянии кредитного рынка, доступного для Республики Мордовия;
оценками возможных изменений стоимости заимствований (в случае наличия долговых обязательств с плавающей процентной ставкой).
10. В расчет оценки платежеспособности республиканского бюджета заложены следующие принципы:
текущие расходы республиканского бюджета должны покрываться собственными доходами;
новые заимствования должны привлекаться только для финансирования капитальных расходов или в целях рефинансирования долга.
Краткосрочные заимствования на финансирование кассовых разрывов республиканского бюджета допустимы в пределах финансового года.
11. Для оценки соблюдения указанных в пункте 10 настоящей Методики принципов используются понятия долговой емкости республиканского бюджета (далее - долговая емкость) и доступной долговой емкости республиканского бюджета (далее - доступная долговая емкость).
12. Долговая емкость определяется как превышение доходов республиканского бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих прямых и условных долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. Расчет долговой емкости осуществляется по следующей процедуре. При среднесрочном и долгосрочном планировании долговая емкость строится с периодом, равным году, при краткосрочном планировании (в пределах 1 финансового года) - кварталу, при оперативном - месяцу.
В каждом периоде расчета на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов над текущими расходами республиканского бюджета без учета расходов на обслуживание существующих прямых и условных долговых обязательств по формуле:
ДЕi = Дi + Пi - TPi, где:
ДЕi - долговая емкость;
Дi - доходы, поступившие в республиканский бюджет в i-ом периоде;
Пi - поступления от приватизации - поступления в республиканский бюджет в i-ом периоде от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Мордовия;
TPi - текущие расходы республиканского бюджета без учета расходов на обслуживание существующих прямых и условных долговых обязательств, произведенные в i-ом периоде.
Набор долговой емкости для всех периодов (например, кварталов) представляет собой долговую емкость на выбранном интервале времени.
ДЕ = сумма ДЕi , где:
i = 1 ... n - число периодов в интервале расчета.
Долговая емкость является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования исходя из консервативного сценария социально-экономического развития Республики Мордовия.
13. Доступная долговая емкость для новых заимствований определяется как разница между долговой емкостью и сводным графиком погашения и обслуживания прямых долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению государственных гарантий Республики Мордовия по формуле:
ДДЕi = ДЕi -СГi, где:
i = 1 ... n - число периодов расчета в интервале планирования.
ДДЕi - доступная долговая емкость в i-ом периоде;
ДЕi - долговая емкость в i-ом периоде;
СГi - платежи по исполнению уже принятых прямых и условных долговых обязательств;
i - период расчета.
Сумма доступной долговой емкости для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость для новых заимствований на выбранном интервале планирования:
ДДЕ = сумма ДДЕi, где:
i = 1 ...n.
При среднесрочном и долгосрочном планировании доступная долговая емкость строится с периодом, равным году, при краткосрочном планировании (в пределах одного финансового года) - кварталу, при оперативном - месяцу.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна на всем интервале планирования, то возможно привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два случая:
если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости республиканского бюджета. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается;
если доступная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает кассовый разрыв республиканского бюджета. Кассовый разрыв республиканского бюджета в этом случае может быть устранен с помощью рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся обязательств либо профинансирован за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, допускается.
Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале планирования является свободными средствами республиканского бюджета, которые могут быть направлены на:
инвестиционные заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов республиканского бюджета и погашаемые вне пределов финансового года, в котором они были привлечены;
досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет будущих лет.
Значения доступной долговой емкости в последующие годы являются ограничениями по объему при планировании новых прямых и условных долговых обязательств.
Планирование привлечения прямых и условных долговых обязательств производится раздельно. При этом доступная долговая емкость для новых заимствований делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования):
ДДЕ = ДДЕу + ДДЕn + ДДЕо , где:
ДДЕ - доступная долговая емкость;
ДДЕу - часть доступной долговой емкости, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным долговым обязательствам (резерв по возможной ответственности);
ДДЕn - часть доступной долговой емкости, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых прямых долговых обязательств;
ДДЕо - неиспользуемая ("страховочная") часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности республиканского бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования. Величина ДДЕо устанавливается в объеме не менее 15 процентов ДДЕ.
2. Порядок расчета платежеспособности республиканского бюджета
14. Процедура расчета уровня платежеспособности республиканского бюджета включает следующие этапы:
построение прогноза основных макроэкономических показателей Республики Мордовия на весь интервал расчета (оптимистический и консервативный прогноз);
построение прогноза основных показателей республиканского бюджета на весь интервал расчета (оптимистический и консервативный прогноз);
построение графика платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств (оптимистический и консервативный прогноз);
расчет платежеспособности республиканского бюджета.
15. Построение прогноза основных макроэкономических показателей Республики Мордовия на весь интервал расчета осуществляется на основе среднесрочных макроэкономических прогнозов для Российской Федерации и Республики Мордовия, а также фактических значений макроэкономических показателей за предыдущие три года.
Прогнозируются показатель валового регионального продукта (далее - ВРП), индекс потребительских цен (инфляция) в Республике Мордовия. Для показателя ВРП прогнозируются номинальный объем, реальный рост (или снижение) ВРП и дефлятор ВРП.
На ближайшие три года значения показателей ВРП и инфляции берутся из прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия на соответствующий период.
На период от четырех лет и до конца периода интервала расчета показатели ВРП и инфляции определяются на основании долгосрочных федеральных макроэкономических прогнозов и ориентиров по указанным показателям для Российской Федерации в целом. Для этого построенный прогноз показателей для Российской Федерации корректируется с учетом сопоставления динамики указанных показателей в Российской Федерации и Республике Мордовия по фактическим данным за предшествующие три года и прогнозных данных социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Мордовия на ближайшие три года.
Прогноз показателей на сроки, не охватываемые долгосрочными прогнозами Российской Федерации, осуществляется по тенденции.
16. Построение прогноза основных показателей республиканского бюджета осуществляется на весь период интервала расчета. Прогнозируются следующие основные показатели республиканского бюджета:
доходы республиканского бюджета;
безвозмездные перечисления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
текущие расходы республиканского бюджета.
Значения указанных показателей на ближайшие три года определяются по перспективному финансовому плану Республики Мордовия.
Прогноз значений вышеуказанных показателей республиканского бюджета строится на основе определенных в пункте 15 настоящей Методики прогнозов основных макроэкономических показателей, а также гипотез об изменении объема доходов бюджета относительно ВРП, структуры расходов, гипотез о распределении (изменении распределения) доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
В итоге определяются оптимистический и консервативный показатели республиканского бюджета.
17. График обслуживания и погашения долговых обязательств составляется на основе данных об объеме и условиях привлечения существующих прямых и условных долговых обязательств.
Расчет суммарного объема платежей по обслуживанию и погашению прямых долговых обязательств и ожидаемых платежей по условным долговым обязательствам осуществляется по следующей формуле:
СГi = сумма (ПОГij + ОБСЛij ) + сумма k ОПik, где:
Сгi - суммарный объем платежей по обслуживанию и погашению прямых долговых обязательств и ожидаемых платежей по условным долговым обязательствам;
ПОГij - расходы на погашение прямого долгового обязательства j в i-ом периоде;
OBCЛij - расходы на обслуживание прямого долгового обязательства j в i-ом периоде;
OПik - ожидаемый платеж по k-му условному долговому обязательству в i-ом периоде.
Ожидаемый платеж по условному долговому обязательству вычисляется как произведение объема возможной выплаты по обязательству на оценку вероятности наступления гарантийного случая. Вероятность наступления гарантийного случая по условным обязательствам, предоставленным юридическим лицам, оценивается как доля условных обязательств, по которым наступил гарантийный случай, в общем объеме условных обязательств за последние два финансовых года.
При среднесрочном и долгосрочном планировании сводного графика определение суммарного объема платежей по обслуживанию и погашению прямых долговых обязательств и ожидаемых платежей по условным долговым обязательствам производится в период, равный году, при краткосрочном планировании (в пределах 1 финансового года) - кварталу, при оперативном - месяцу.
Для каждого периода расчета i определяется суммарный объем платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств и ожидаемых платежей по условным долговым обязательствам в данном периоде.
Набор суммарных объемов платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств и ожидаемых платежей по условным долговым обязательствам для всех периодов представляет собой сводный график обслуживания и погашения долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных долговых обязательств:
СГ = сумма СГi, где:
i = 1 ... n - число периодов в интервале расчета.
Если погашение или обслуживание обязательства не произведено в срок в предыдущем периоде (предыдущих периодах), то при построении сводного графика обслуживания и погашения просроченных обязательств их исполнение относится на ближайший период.
3. Расчет платежеспособности республиканского бюджета
18. Значения потенциальной платежеспособности республиканского бюджета (далее - платежеспособность) представлены в приложении 1.
19. Показатель платежеспособности рассчитывается отдельно для консервативного и оптимистического прогнозов.
Для расчета платежеспособности вводится коэффициент платежеспособности республиканского бюджета, равный отношению суммы доступной долговой емкости и объема заимствований к доходам республиканского бюджета:
Y i = (ДДЕ i + заимствования i) / доходы i, где:
i - порядковый номер года, i = 1,2 n;
ДДЕi - доступная долговая емкость республиканского бюджета в i-м году;
доходы i - доходы республиканского бюджета в i-м году;
заимствования i - объем заимствований республиканского бюджета в i-м году.
20. По значению коэффициента платежеспособности республиканского бюджета определяется уровень платежеспособности согласно приложению 2. Уровни платежеспособности соответствуют уровням капитальных расходов, поскольку коэффициент платежеспособности республиканского бюджета равен отношению капитальных расходов к доходам республиканского бюджета при условии неизменности остатков на счетах республиканского бюджета и незначительности поступлений в республиканский бюджет от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности, т.е. коэффициент платежеспособности показывает на каком уровне могут быть профинансированы капитальные расходы республиканского бюджета, осуществляемые как за счет доходов, так и за счет привлечения новых заимствований.
21. Уровень платежеспособности в прогнозном периоде определяется как максимально достижимое значение коэффициента платежеспособности республиканского бюджета по всем годам прогнозного периода с учетом возможности проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и привлечения новых заимствований.
Расчет платежеспособности проводится в два этапа:
определение исходного уровня платежеспособности;
определение возможности повышения исходного уровня платежеспособности с помощью проведения операций резервирования, досрочного погашения и осуществления новых заимствований.
22. Исходный уровень платежеспособности определяется с помощью коэффициента исходной платежеспособности республиканского бюджета, равного отношению доступной долговой емкости к доходам для каждого года прогнозного периода по формуле:
Yi = ДДЕi / доходы i, где:
i - порядковый номер года;
i = 1 ... n - число лет в прогнозном периоде;
ДДЕi - доступная долговая емкость в i-м году;
доходы i - доходы республиканского бюджета в i-м году.
Для каждого года прогнозного периода определяется уровень платежеспособности в текущем году согласно приложению 3.
Если значения коэффициента исходной потенциальной платежеспособности республиканского бюджета соответствуют абсолютному уровню его платежеспособности для всех лет прогнозного периода, то общий уровень потенциальной платежеспособности республиканского бюджета абсолютный.
23. Возможность повышения уровня платежеспособности осуществляется путем последовательного применения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и привлечения новых заимствований с учетом результатов, полученных при расчете исходного уровня платежеспособности.
24. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью резервирования средств осуществляется следующим образом. Проводится поиск двух соседних лет, для которых коэффициент исходной платежеспособности в первом году выше второго. Осуществляется резервирование средств с первого года на второй в объеме, выравнивающем коэффициенты исходной платежеспособности для этих лет. Данная операция отражается в расчетах как уменьшение доходов республиканского бюджета в первом году и увеличение его доходов на эту же сумму во втором году. Причем каждый год может быть задействован в данной операции только один раз.
25. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью проведения досрочного погашения действующих долговых обязательств осуществляется следующим образом. Производится поиск двух лет (не обязательно соседних) начиная с текущего года, для которых значение коэффициента исходной платежеспособности в первом году выше, чем во втором. Осуществляется досрочное погашение действующих долговых обязательств на сумму, выравнивающую коэффициенты исходной платежеспособности для этих лет. Данная операция отражается в расчетах как корректировка графика платежей. Удаляются досрочно погашенное обязательство (или его часть) и платежи по его обслуживанию (или их часть).
26. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью осуществления новых заимствований осуществляется следующим образом:
определяется минимальное значение коэффициента платежеспособности в прогнозном периоде;
задается уровень коэффициента платежеспособности на единицу выше минимального значения в прогнозном периоде (далее - заданный уровень);
осуществляется доведение значений коэффициента платежеспособности по всем годам прогнозного периода до заданного уровня.
Для этого определяется год (начиная со следующего года от даты расчета), для которого значение коэффициента платежеспособности ниже заданного уровня. Вычисляется объем заимствований, необходимый для доведения коэффициента платежеспособности в этом году до заданного уровня по формуле:
А = (15% - Y)x доходы, где:
А - объем заимствований;
Y - значение коэффициента исходной платежеспособности в рассматриваемом году.
Далее проводится попытка построения графика погашения данного заимствования. Погашение заимствования распределяется на срок, на который возможно привлечение новых заимствований с кредитного рынка в данном году. Распределение погашения заимствования производится по принципу максимально возможного выравнивания значения коэффициента платежеспособности.
При этом на каждом этапе вычислений производится проверка соблюдения ограничений, соответствующих уровням платежеспособности, согласно приложению 4.
Если удалось построить график погашения для нового заимствования, то аналогичная процедура проводится для следующих лет, имеющих коэффициент платежеспособности ниже заданного уровня. Если процесс построения новых заимствований не прерывается до конца прогнозного периода, то считается, что заданный уровень коэффициента платежеспособности достижим. Затем производится аналогичный расчет для коэффициента платежеспособности на единицу выше заданного.
Если процесс построения новых заимствований прерывается на каком-либо году прогнозного периода, то считается, что заданный уровень коэффициента платежеспособности недостижим. Максимально достижимый уровень платежеспособности определяется по значению предыдущего уровня коэффициента платежеспособности.
Приложение 1
к Методике расчета
платежеспособности
республиканского бюджета
Республики Мордовия
Значения
потенциальной платежеспособности республиканского бюджета
Обозначение | Уровень платежеспособности |
(А) | абсолютный уровень платежеспособности. Для каждого года прогнозного периода доходов республиканского бюджета достаточно для покрытия текущих расходов, погашения долга и обеспечения достаточно высокого уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к абсолютному уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу, допускаются незначительные краткосрочные (до месяца) заимствования на финансирование кассовых разрывов |
(В) | нормальный уровень платежеспособности. Для каждого года прогнозного периода доходов бюджета достаточно для покрытия всех текущих расходов, погашения долга и обеспечения достаточного уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к нормальному уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу, допускаются незначительные краткосрочные (до квартала) заимствования на финансирование кассовых разрывов |
(С) | неустойчивый уровень платежеспособности. Для каждого года прогнозного периода доходов республиканского бюджета достаточно для покрытия всех текущих расходов, погашения долга и обеспечения хотя бы минимального уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к неустойчивому уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления значительного объема новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу, допускаются краткосрочные (до года) заимствования на финансирование кассовых разрывов |
(D) | кризисный (критический) уровень платежеспособности. Доходов республиканского бюджета в каком-либо году прогнозного периода недостаточно для покрытия текущих расходов и (или) погашения долга долговая емкость бюджета и/или доступная долговая емкость отрицательна), и невозможно доведение бюджетных и долговых показателей до более высокого уровня платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении ограничений по долгу |
Приложение 2
к Методике расчета
платежеспособности
республиканского бюджета
Республики Мордовия
Значения
уровня платежеспособности
Значение коэффициента платежеспособности республиканского бюджета |
Уровень платежеспособности | |||
абсолют- ный |
нормальный | неустойчи- вый |
кризисный | |
Отношение суммы доступной долговой емкости и объема заимствований к доходам республиканского бюджета |
> 15% | 5 - 15% | 2 - 5% | <2% |
Приложение 3
к Методике расчета
платежеспособности
республиканского бюджета
Республики Мордовия
Значения
уровня исходной платежеспособности
Наименование | Уровень исходной платежеспособности | |||
абсолют- ный |
нормальный | неустойчивый | кризисный | |
Отношение суммы доступной долговой емкости к доходам республиканского бюджета |
> 15% | 5-15% | 2 - 5% | <2% |
Приложение 4
к Методике расчета
платежеспособности
республиканского бюджета
Республики Мордовия
Предельные значения
ограничений, соответствующих уровней платежеспособности
Наименование | Уровень платежеспособности | ||
абсолютный нормальный |
неустойчи- вый |
кризисный | |
Ограничения Бюджетного кодекса Российской Федерации | |||
Отношение накопленного объема основного долга к доходам республиканского бюджета за вычетом финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы |
< 100% | >= 100% | |
Отношение объема расходов на обслуживание долга к расходам республиканского бюджета |
<15% | >=15% | |
Отношение дефицита республиканского бюджета к доходам за вычетом финансовой помощи из федерального бюджета |
<15% | >=15% | |
Другие ограничения | |||
Доля капитальных расходов, финансируемых за счет заимствований |
< 60% | > 60% | |
Отношение объема рефинансирования долговых обязательств к доходам республиканского бюджета |
- | 0 - 5% | >5% |
Отношение объема заимствований к доходам республиканского бюджета |
< 10% | > 10% | |
Отношение выплат по обслуживанию и погашению долга к доходам республиканского бюджета |
< 10% | 10-15% | > 15% |
Отношение накопленного долга к доходам республиканского бюджета |
< 60% | 60 - 100% | > 100% |
Методика
расчета объема возможного привлечения новых
долговых обязательств Республики Мордовия
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 30 июня 2006 г. N 286)
1. Общие положения
1. Методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств Республики Мордовия (далее - новые долговые обязательства) определяет объемы возможных заимствований, не нарушающих заданный уровень платежеспособности республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет).
2. Расчет объема новых долговых обязательств основан на Методике оценки платежеспособности республиканского бюджета.
3. Расчет объема новых долговых обязательств проводится один раз в год при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год. Обновление указанного расчета может дополнительно проводиться при планировании привлечения новых заимствований.
4. Временной интервал, по которому производится расчет объема заимствований, охватывает период от начала текущего года до даты погашения максимально длительного действующего долгового обязательства Республики Мордовия. Интервал расчета платежеспособности республиканского бюджета разбивается на годовые периоды.
5. В настоящей Методике рассматриваются следующие виды заимствований, классифицированные по целям их проведения:
инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов республиканского бюджета;
рефинансирование - заимствование с целью погашения уже существующих обязательств Республики Мордовия. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения действующих обязательств превышают возможности текущего бюджета, или добровольным, осуществляемым в целях улучшения условий обслуживания и погашения действующих обязательств.
2. Порядок расчета объема возможного привлечения
новых долговых обязательств
6. Объем новых обязательств определяется на основании:
ограничений республиканского бюджета, задаваемых уровнями платежеспособности республиканского бюджета;
условий возможных заимствований на кредитном рынке для Республики Мордовия;
потребностей в заимствованиях, в том числе:
на инвестиционные расходы;
на рефинансирование действующих долговых обязательств.
7. Определение объемов заимствований, не приводящих к нарушению определенного уровня платежеспособности республиканского бюджета, производится путем определения предельного объема заимствований, превышение которого приведет к снижению уровня платежеспособности республиканского бюджета. Расчет осуществляется для всех уровней платежеспособности, равных и более низких, чем текущее значение платежеспособности республиканского бюджета.
Расчет производится в соответствии с Методикой расчета платежеспособности республиканского бюджета Республики Мордовия.
Для определенного объема заимствований рассчитывается оптимальный график погашения. Расчет производится исходя из принципа максимально возможного выравнивания коэффициента платежеспособности, определяемого как отношение суммы доступной долговой емкости и заимствований к доходам республиканского бюджета.
Результатом указанного расчета являются:
рассчитанные объемы возможных заимствований, соответствующие уровню платежеспособности республиканского бюджета;
соответствующие графики погашения указанных объемов заимствований.
8. Определение условий привлечения заимствований для Республики Мордовия проводится путем сбора информации обо всех заимствованиях, привлечение которых возможно в настоящее время. В отношении каждого вида заимствования собирается информация о его стоимости, сроках возможного привлечения средств.
Условия возможного привлечения заимствований по банковским кредитам оцениваются одним из следующих способов:
по статистическим данным Центрального банка Российской Федерации об условиях кредитования юридических лиц кредитными учреждениями на территории Республики Мордовия;
по условиям фактически предоставленных кредитов за предыдущие годы;
на основе опроса кредитных учреждений о возможных условиях привлечения кредитов.
Условия привлечения кредитов из федерального бюджета оцениваются на основании положений нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Возможные условия эмиссии региональных облигаций Республики Мордовия определяются по соответствующим данным облигаций других субъектов Российской Федерации, имеющих кредитный рейтинг, сопоставимый с кредитным рейтингом Республики Мордовия. До получения республикой кредитного рейтинга допускается сравнение по основным параметрам долговой емкости республиканского бюджета.
Итоговая оценка проводится на основе обобщения результатов по отдельным видам долговых финансовых инструментов.
9. Потребности в заимствованиях определяются как сумма потребностей в инвестиционных заимствованиях и заимствованиях на вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств.
Потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми. Потребности в инвестиционных заимствованиях и потребности в заимствованиях на добровольное рефинансирование удовлетворяются во вторую очередь, по мере возможностей.
10. Для определения потребности в вынужденном рефинансировании проводится расчет значений показателей согласно приложению 1. Если для каждого года прогнозного периода значения данных показателей не превышают установленных для них пороговых значений, то вынужденного рефинансирования существующих долговых обязательств проводить не требуется. Если в каком-либо периоде значение хотя бы одного из показателей попадает в диапазон критических значений, это означает, что в этом периоде исполнение долговых обязательств осложнено и требуется проведение вынужденного рефинансирования обязательств.
11. Для определения объемов заимствований на вынужденное рефинансирование проводятся следующие расчеты:
а) определение критических периодов.
Каждому показателю, на основании которого принимается решение о вынужденном рефинансировании, присвоен статус: "1" - обязательный; "2" - рекомендуемый. Каждому периоду, в котором значение одного или нескольких показателей находится в диапазоне критических значений, присваивается показатель статуса: "1" - период, в котором требуется провести обязательное рефинансирование; "2" - период, в котором рекомендуется провести рефинансирование, равное минимальному значению одного из статусов показателей;
б) определение долговых обязательств, рефинансирование которых приведет значения показателей в диапазон некритических значений.
Определяются конкретные долговые обязательства, платежи по обслуживанию или погашению которых приходятся на критические периоды расчета. Эти долговые обязательства становятся претендентами на рефинансирование.
Для каждого критического периода и для каждого отобранного обязательства проверяется возможность устранения критичности значения показателей при исключении данного обязательства (или его части).
В первую очередь рассматриваются периоды с более низким значением статуса. Процедура отбора долговых обязательств проводится до тех пор, пока значения показателей в каждом периоде не перестанут находиться в критическом диапазоне.
Отбор начинается с обязательств, имеющих наибольший объем обслуживания, затем рассматриваются обязательства, имеющие наименьший объем.
Каждому выбранному долговому обязательству также приписывается статус, равный минимальному статусу соответствующего периода. В итоге получается набор существующих в настоящее время долговых обязательств, ранжированных по степени необходимости их вынужденного рефинансирования;
в) определение объемов заимствований, необходимых для вынужденного рефинансирования.
Для каждого выбранного долгового обязательства, вынужденное рефинансирование которого требуется провести, определяется стоимость его досрочного выкупа:
для ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, стоимостью выкупа является средневзвешенная цена за период, предшествующий дате расчета. Период может быть выбран в зависимости от изменения стоимости ценной бумаги;
для банковских кредитов и кредитов из федерального бюджета, в договоре о предоставлении которых оговорена возможность досрочного выкупа, стоимость выкупа рассчитывается с учетом условий договора. В случае, если такие параметры не заданы, цена выкупа оценивается как номинальная стоимость кредита с учетом начисленных, но не выплаченных на текущий момент процентных платежей;
в других случаях стоимость выкупа оценивается как номинальная сумма основного долга и начисленных, но не выплаченных процентных платежей. Более точно стоимость выкупа определяется в процессе переговоров с кредиторами.
Суммарный объем стоимости выкупа всех долговых обязательств, приводящих к нарушению пороговых значений критериев, является объемом требуемых заимствований для проведения вынужденного рефинансирования.
12. Потребность в проведении добровольного рефинансирования определяется условиями, сложившимися в данный момент на рынке заимствований, и условиями привлечения уже действующих долговых обязательств.
Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется объемом действующих долговых обязательств, стоимость обслуживания которых выше стоимости альтернативных заимствований для Республики Мордовия.
Кроме того, объем заимствований на добровольное рефинансирование ограничивается требованием, чтобы платежи по обслуживанию и погашению долга, рассчитанные с учетом новых заимствований, в каждом периоде были близкими по величине и новые заимствования не приводили значения показателей вынужденного рефинансирования в диапазон критических значений.
Для определения потребности в добровольном рефинансировании по всем действующим долговым обязательствам, по которым есть возможность досрочного погашения, а также по всем доступным для привлечения заимствованиям (удовлетворяющим ограничениям по риску) рассчитывается показатель отношения приведенной стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к приведенной стоимости платежей по выплате основного долга.
Если значение указанного показателя для какого-нибудь действующего долгового обязательства выше значения объема возможного привлечения заимствований, то проведение добровольного рефинансирования данного долгового обязательства целесообразно.
13. Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется Правительством Республики Мордовия.
Потребность рассчитывается на основе инвестиционной программы, представляемой в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов (программ) с указанием потребности в финансировании.
Для определения объема инвестиционных заимствований проводятся следующие расчеты:
определяется объем доходов республиканского бюджета, который может быть направлен на финансирование капитальных расходов в данном году.
Объем доходов республиканского бюджета, направляемых на инвестиции, рассчитывается как разница между доходами республиканского бюджета, текущими расходами и погашением долга, увеличенная на сумму поступлений в республиканский бюджет от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности;
разность между общим объемом инвестиционной программы и объемом ее возможного финансирования за счет доходов республиканского бюджета представляет собой объем средств, требуемый для финансирования капитальных расходов за счет заимствований, то есть потребность в инвестиционных заимствованиях.
14. Если возможности республиканского бюджета в заимствованиях, определенные его платежеспособностью и ограничениями кредитного рынка, выше потребности в заимствованиях, то производится заимствование в объемах потребностей.
Если возможности республиканского бюджета ниже его потребностей, то полностью удовлетворяются потребности в вынужденном рефинансировании и по остаточному принципу потребности в инвестиционных заимствованиях и добровольном рефинансировании.
15. Процедура выбора конкретных заемных финансовых инструментов реализуется в два этапа:
проведение анализа доступных заемных финансовых инструментов;
выбор заемных финансовых инструментов.
Анализ доступных заемных финансовых инструментов представляет собой процедуру сбора информации обо всех возможных заимствованиях. В отношении каждого финансового инструмента собирается следующая информация:
процентная ставка и правила ее изменения (в случае плавающих ставок);
условия погашения (в частности возможность досрочного погашения);
возможный объем заимствований.
Выбор конкретных финансовых инструментов из всех доступных осуществляется на основании последовательного анализа следующих факторов: величины рисков, связанных с конкретным финансовым инструментом.
Основным оцениваемым риском является риск процентной ставки. Величина риска определяется как увеличение стоимости заимствований при неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований по сравнению с планируемой или текущей ситуацией. По результатам оценки доступные заимствования ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения;
соответствия срочности финансовых инструментов графику погашения. Заимствования, не соответствующие графику погашения, исключаются из дальнейшего рассмотрения;
стоимости финансовых инструментов. При доступности на рынке нескольких финансовых инструментов с приемлемым уровнем риска и сроком погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Стоимость заимствований сравнивается на основе нормированной приведенной стоимости, рассчитываемой как отношение приведенной стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к объему заимствований. Приведенная стоимость государственного долга Республики Мордовия по каждому долговому обязательству рассчитывается согласно приложению 2.
Приложение 1
к Методике расчета
объема возможного привлечения
новых долговых обязательств
Республики Мордовия
Показатели,
на основании которых принимается решение о вынужденном
рефинансировании действующих долговых обязательств
Республики Мордовия
N п/п |
Наименование | Критерий | Описание значения показателей |
1 | 2 | 3 | 5# |
Показатели - требования Бюджетного кодекса Российской Федерации | |||
1 | Отношение накопленного объема основного долга к доходам республиканского бюджета за вычетом финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации |
>= 100% | объем государственного долга Республики Мордовия не должен превышать объем доходов его бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (статья 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации) |
2 | Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия к расходам республиканского бюджета |
>= 15% | предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия не должен превышать 15 процентов объема расходов его бюджета (статья 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации) |
3 | Отношение дефицита республиканского бюджета к его доходам за вычетом финансовой помощи из федерального бюджета |
>= 15% | размер дефицита бюджета Республики Мордовия не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Предельный размер дефицита бюджета Республики Мордовия может превышать это ограничение, но не более чем на величину поступлений в его бюджет от продажи имущества (статья 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации) |
4 | Объем доходов республиканского бюджета за вычетом текущих расходов бюджета (долговая емкость) |
<=0 рублей | текущие расходы не могут превышать объем доходов бюджета Республики Мордовия (статья 92 бюджетного кодекса Российской Федерации) |
Показатели платежеспособности бюджета | |||
5 | Доступная долговая емкость бюджета |
< 0 рублей |
остаток средств после покрытия всех обязательных расходов и расходов на обслуживание и погашение существующих долговых обязательств |
Показатели долговой нагрузки на бюджет | |||
6 | Отношение выплат по обслуживанию и погашению долга за период к доходам бюджета |
> 15% | показывает процент доходов бюджета Республики Мордовия, отвлеченных на погашение и обслуживание долговых обязательств |
7 | Отношение выплат по обслуживанию и погашению долга за период к доходам бюджета за вычетом финансовой помощи из федерального бюджета |
> 25% | |
8 | Отношение накопленного объема основного долга к доходам республиканского бюджета |
> 60% | ограничение на объем накопленного долга по отношению к собственным доходам |
Указатели краткосрочной ликвидности и равномерности распределения долгового бремени |
|||
9 | Удельный вес долговых обязательств, срок погашения которых наступает в текущем году, в объеме долговых обязательств, срок погашения которых наступает в течение ближайших четырех лет (при условии, что значение долговой нагрузки (отношение выплат по долговым обязательствам доходам в текущем году) > 8%) |
> 30% | показывает долю краткосрочных обязательств в структуре долга и равномерность распределения долгового бремени (выявляет пики выплат по долговым обязательствам) |
Приложение 2
к Методике расчета
объема возможного привлечения
новых долговых обязательств
Республики Мордовия
Порядок
расчета приведенной стоимости государственного
долга Республики Мордовия
1. Под приведенной стоимостью государственного долга Республики Мордовия подразумевается сумма приведенных стоимостей всех выплат, осуществляемых по обслуживанию и погашению основной суммы долга.
2. Под приведенной стоимостью выплаты понимается ее дисконтированная стоимость, рассчитанная с учетом срока осуществления этой выплаты и заданной ставки дисконтирования.
3. Под ставкой дисконтирования понимается процентная ставка, используемая при расчете приведенной стоимости выплат.
4. В качестве ставки дисконтирования может использоваться ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Значение ставки рефинансирования на дату проведения расчета определяется исходя из официальных данных, публикуемых на сайте Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru).
5. Приведенная стоимость долга по обязательствам на дату расчета определяется по следующей формуле:
, где
D - суммарный объем выплат по долговым обязательствам Республики Мордовия;
PV(D) - приведенная стоимость выплат по погашению и обслуживанию долга Республики Мордовия;
- приведенная стоимость выплаты по обслуживанию или погашению долга Республики Мордовия, осуществляемая на дату t;
n - количество дней, на которые приходятся выплаты по погашению и обслуживанию долга в соответствии со сводным графиком платежей;
- дата проведения расчета приведенной стоимости долга;
- дата j-й по счету выплаты;
- число дней расчета до даты выплаты t;
- объем выплат по обслуживанию и погашению долга, приходящихся на дату .
Текущая приведенная стоимость выплаты для прямых долговых обязательств рассчитывается по формуле:
, где
Приведенная стоимость выплаты Pti для условных долговых обязательств рассчитывается по формуле:
, где
- прогнозная вероятность наступления гарантийного случая по условному обязательству. Вероятность наступления гарантийного случая по условным обязательствам, предоставленным юридическим лицам, оценивается как доля условных обязательств, по которым наступил гарантийный случай, в общем объеме условных обязательств за последние два финансовых года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 30 июня 2006 г. N 286 "О совершенствовании системы управления государственным долгом Республики Мордовия"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Известия Мордовии" от 20 июля 2006 г. N 105 (23.558)-23
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 февраля 2012 г. N 45 настоящее постановление признано утратившим силу