Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 14 марта 2006 г. N 3-3/2006
См. справку к настоящему решению
Верховный Суд Республики Мордовия в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В. Демидчик, при секретаре судебного заседания Н.А. Кузнецовой с участием прокурора О.В. Горина, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению и.о. Прокурора Республики Мордовия об оспаривании отдельных положений Закона Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия", установил:
22 ноября 2005 года Государственным Собранием Республики Мордовия принят Закон Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия", в который в последующем были внесены изменения и дополнения (л.д.6-7).
Первоначальный текст закона опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" 23 ноября 2005 года, изменения и дополнения в этом же печатном издании 27 декабря 2005 года.
и.о. Прокурора Республики Мордовия гр. Б. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании противоречащими федеральному закону, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня их принятия абзаца 12 статьи 1, статей 2 и 2-1 Закона Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия".
По-видимому, в тексте нижеприведенного абзаца допущена опечатка. Название Закона Республики Мордовия следует читать: "О государственных должностях и должностях гражданской службы Республики Мордовия"
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые им положения абзаца 12 статьи 1 указанного закона об отнесении должности Министра внутренних дел Республики Мордовия к государственным должностям Республики Мордовия и включении ее в структуру Правительства Республики Мордовия, а также предусмотренная статьями 2 и 2-1 закона возможность включения Указом Главы Республики Мордовия руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, действующих на территории Республики Мордовия, и руководителей территориальных (региональных) федеральных учреждений, расположенных (зарегистрированных) на территории Республики Мордовия, в состав Правительства Республики Мордовия по согласованию между Главой Республики Мордовия и соответственно федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и руководителями федеральных учреждений, противоречат Федеральным законам "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Конституции Республики Мордовия, Законам Республики Мордовия "О Правительстве Республики Мордовия", "О государственных должностях гражданской службы Республики Мордовия", Конституции Российской Федерации и Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
В судебном заседании гр. Г. и гр. Р. от имени Прокурора Республики Мордовия заявление поддержали в части противоречия оспариваемых норм федеральным законам по изложенным в заявлении основаниям, отказавшись от ссылок на их противоречие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Мордовия и Законам Республики Мордовия.
В судебном заседании гр.С. и гр.Ч. от имени Государственного Собрания Республики Мордовия относительно заявления прокурора возразили и просили суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что Министр внутренних дел Республики Мордовия включен только в структуру правительства республики и не входит в его состав, что не противоречит федеральному закону. Отнесение указанной должности к государственным должностям Республики Мордовия явилось технической ошибкой.
Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений в силу оспариваемого закона включаются не в структуру, а в состав Правительства Республики Мордовия, который формируется указами Главы Республики Мордовия, что, по мнению представителей, также соответствует нормам федерального законодательства.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, и выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявление прокурора по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в силу части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Прокурором оспариваются отдельные положения Закона Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия".
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Статьями 93 и 94 Конституции Республики Мордовия предусмотрено, что Правительство Республики Мордовия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия. Структура Правительства Республики Мордовия определяется Законом Республики Мордовия.
В соответствии с Законом Республики Мордовия "О правовых актах Республики Мордовия" законы принимаются Государственным Собранием Республики Мордовия.
Таким образом, Закон Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия" принят Государственным Собранием Республики Мордовия в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий законодательного органа республики.
Проверяя соответствие оспариваемого прокурором абзаца 12 статьи 1 Закона Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия" о включении Министра внутренних дел Республики Мордовия в структуру Правительства Республики Мордовия федеральному законодательству, суд исходит из того, что указанная норма относится к вопросу взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Правовая регламентация данного вопроса нашла свое отражение в подпункте д.1) пункта 7 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в силу которого высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Таким образом, как следует из изложенной нормы федерального закона, взаимодействие указанных органов может иметь место только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время такими законодательными актами являются Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года N 725.
В указанных нормативных актах не предусмотрена возможность включения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти или их руководителей в структуру и состав высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Ссылка представителей Государственного Собрания Республики Мордовия на подпункт "г" пункта 4 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в силу которого могут иметь место и иные формы взаимодействия территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не может быть принята во внимание в данном случае, поскольку, как следует из содержания изложенной нормы, такие формы должны быть предусмотрены соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Соответствующие соглашения, по условиям которых руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации может входить в структуру Правительства Республики Мордовия, представителями Государственного Собрания Республики Мордовия в суд представлены не были.
Доводы представителей Государственного Собрания Республики Мордовия о возможности включения Министра внутренних дел Республики Мордовия в структуру Правительства Республики Мордовия в связи с тем, что в состав милиции входит и милиция общественной безопасности, которая в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О милиции" подчиняется соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.
Милиция в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Структура федеральных органов исполнительной власти" и от 18 июля 1996 г. N 1039 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят, в частности, и министерства внутренних дел республик.
Таким образом, милиция составляет единую систему органов внутренних дел Российской Федерации, в которую входят и территориальные органы внутренних дел.
Как предусмотрено названным Законом, только подразделения милиции общественной безопасности могут подчиняться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а министр внутренних дел субъекта Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в субъекте, поэтому это должностное лицо не может быть включено в структуру высшего исполнительного органа субъекта.
Кроме того, включая Министра внутренних дел Республики Мордовия в структуру Правительства Республики Мордовия, закон республики в связи с этим отнес должность министра к государственной должности Республики Мордовия (абзац первый статьи 1 закона). Вместе с тем, в силу статей 1, 2, 4 и 9 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" служба в органах внутренних дел является видом федеральной государственной службы.
Разрешая требования в части статей 2 и 2-1 Закона Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия", согласно которым возможно включение в состав Правительства Республики Мордовия руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и федеральных учреждений Указом Главы Республики Мордовия, суд приходит к выводу об их противоречии пункту 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в силу которой структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Это противоречие состоит в следующем.
Исходя из содержания статьи 1 Закона Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия", статьи 6 Закона Республики Мордовия "О Правительстве Республики Мордовия", в силу которой в состав Правительства входят его председатель, первые заместители, заместители, министры, другие руководители исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, является очевидным то обстоятельство, что состав Правительства Республики Мордовия определяется его структурой. При этом возможность включения в состав Правительства Республики Мордовия должностных лиц, не указанных в структуре правительства, этими и другими законами не предусмотрена.
При таких обстоятельствах включение таких должностных лиц в состав правительства возможно при условии включения их в структуру, а структура правительства, как указывалось выше, определяется только конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным, включение в состав Правительства Республики Мордовия руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и федеральных учреждений, не входящих в структуру правительства Республики Мордовия, Указом Главы Республики Мордовия противоречит изложенной выше норме федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку по общему правилу нормативный акт признается недействующим с момента его издания, а основания для признания его недействующим с другого момента, в частности, с момента вступления решения суда в законную силу, прокурором не указаны, суд признает оспариваемые нормы недействующими с момента их принятия.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с Государственного Собрания Республики Мордовия должна быть взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия решил:
Заявление и.о. Прокурора Республики Мордовия удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия абзац 12 статьи 1, статьи 2 и 2-1 Закона Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия".
Взыскать с Государственного Собрания Республики Мордовия государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании "Известия Мордовии".
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу 31 мая 2006 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 14 марта 2006 г. N 3-3/2006
Решение вступило в законную силу 31 мая 2006 г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в настоящее решение внесены следующие изменения:
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 14 марта 2006 года о признании недействующим абзаца 12 статьи 1 Закона Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия" от 22 ноября 2005 г. N 70-3 в части отнесения должности Министра внутренних дел Республики Мордовия к государственным должностям Республики Мордовия оставлено без изменения, а кассационная жалоба Государственного Собрания Республики Мордовия - без удовлетворения, резолютивная часть уточнена указанием о том, что данные положения не подлежат применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В остальной части это же решение отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Республики Мордовия о признании недействующим абзаца 12 статьи 1 в части включения должности Министра внутренних дел Республики Мордовия в структуру Правительства Республики Мордовия, статей 2 и 2-1 Закона Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия" от 22 ноября 2005 г. N 70-3 отказано.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Сообщение о настоящем решении опубликовано в газете "Известия Мордовии" от 8 августа 2006 г. N 115-26