Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 15 февраля 2006 г. N 3-2/2006
Верховный Суд Республики Мордовия в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Демидчик Н.В., при секретаре Кузнецовой Н.А. с участием помощника прокурора Республики Мордовия Бредихиной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании от 15 февраля 2006 года в г.Саранске дело по заявлению гр.Б. об оспаривании пункта 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 14 апреля 2000 года N 17-3 "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия", установил:
Гр.Б. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании пункта 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 14 апреля 2000 года N 17-3 "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" в части представления представительным органам местного самоуправления и Главой Республики Мордовия предложения Государственному Собранию Республики Мордовия для назначения на должность мировых судей Республики Мордовия противоречащими федеральному законодательству и недействующим со дня принятия решения судом.
В обоснование требований указала, что решением квалификационной коллегии судей Республики Мордовия от 2 декабря 2005 года она была рекомендована на должность мирового судьи судебного участка N 1 Рузаевского района Республики Мордовия, на основании которого материал в отношении нее был направлен на рассмотрение сессии Совета депутатов муниципального образования Рузаевка, принявшей 27 декабря 2005 года решение об отказе в предложении Главе Республики Мордовия ее кандидатуры для назначения на должность мирового судьи.
Считает, что предусмотренный пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" порядок назначения мировых судей Государственным Собранием Республики Мордовия только по предложению Главы Республики Мордовия и соответствующего представительного органа местного самоуправления противоречит федеральному законодательству.
Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" не предусматривает назначение (избрание) мировых судей законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, либо представительного органа местного самоуправления.
Лицо, в отношении которого квалификационной коллегией судей вынесено решение о рекомендации на должность мирового судьи, но не получившее предложение по своей кандидатуре от представительного органа местного самоуправления и Главы Республики Мордовия, лишается права претендовать на замещение должности мирового судьи.
В силу этого Глава Республики Мордовия и представительный орган местного самоуправления, принимая решение об отклонении кандидатуры на должность мирового судьи, фактически осуществляют отбор кандидатов на должности мировых судей, что противоречит части 8 статьи 5, части 6 статьи 6 Закона РФ "О статусе судей Российской Федерации", согласно которым отбор кандидатов на должность судей является полномочием квалификационной коллегии судей.
Также считает, что наделение представительного органа местного самоуправления полномочием по формированию судейского корпуса не соответствует Федеральному закону от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого органы местного самоуправления решают вопросы местного значения и осуществляют отдельные государственные полномочия. Полномочие представительного органа местного самоуправления по формированию судейского корпуса не предусмотрено в федеральном законодательстве о местном самоуправлении в качестве вопроса местного значения. В то же время, оно не является государственным полномочием, переданным органам местного самоуправления законом Республики Мордовия, поскольку назначение мировых судей на должность является прерогативой Государственного Собрания Республики Мордовия.
В судебном заседании гр.Б. заявление поддержала по тем же основаниям, просила суд его удовлетворить и признать оспариваемые положения недействующими со дня принятия судом решения.
В судебном заседании гр.С. от имени Государственного Собрания Республики Мордовия относительно заявления гр.Б. возразила и просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующее.
Порядок назначения на должность мировых судей установлен законом Республики Мордовия в пределах компетенции, предусмотренной Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом не урегулирован порядок назначения на должность мирового судьи законодательным органом субъекта Российской Федерации, следовательно, данный порядок субъект Российской Федерации устанавливает своим законом, который не может противоречить тому, чего не существует.
Предложения Главы Республики Мордовия и представительного органа местного самоуправления по кандидатам на должность мирового судьи являются частью порядка назначения на должность мирового судьи законодательным органом, что следует из наименования статьи Закона Республики Мордовия, в котором закреплена данная норма.
При этом принятие представительным органом местного самоуправления или Главой Республики Мордовия предложения об отклонении кандидатуры само по себе не лишает гражданина права быть назначенным мировым судьей.
Закон Республики Мордовия в соответствии с Федеральным Законом "О мировых судьях в Российской Федерации" установил единый, обязательный для всех без исключения кандидатов на должность мирового судьи порядок наделения полномочиями - назначение Государственным Собранием Республики Мордовия.
Также указала, что оспариваемая заявителем норма не предоставляет права Главе Республики Мордовия и представительному органу местного самоуправления участвовать в отборе кандидатов на должность судей.
Полномочие представительного органа местного самоуправления по предложению кандидатуры на должность мирового судьи не противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку соответствующее решение принимается в силу статьи 14 указанного закона.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, и, выслушав заключение помощника прокурора Республики Мордовия Бредихиной Т. Н., полагавшей необходимым отказать гр.Б. в удовлетворении заявления, Верховный Суд Республики Мордовия находит заявление гр.Б. подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Гр.Б. оспаривается норма Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия", предусматривающая внесение представительным органом местного самоуправления и Главой Республики Мордовия предложения Государственному Собранию Республики Мордовия по назначению на должность мировых судей Республики Мордовия. Указанный закон принят Государственным Собранием Республики Мордовия 11 апреля 2000 года и опубликован в газете "Известия Мордовии " от 22 апреля 2000 года N 75.
Из материалов дела следует, что решением квалификационной коллегии судей Республики Мордовия от 2 декабря 2005 года гр.Б. рекомендована на должность мирового судьи судебного участка N 1 Рузаевского района Республики Мордовия (л.д.23-24). Решением сессии Совета депутатов муниципального образования Рузаевка от 27 декабря 2005 года постановлено не предлагать Главе Республики Мордовия для представления Государственному Собранию Республики Мордовия кандидатуру гр.Б. для назначения на должность мирового судьи (л.д.25).
Изложенные обстоятельства свидетельствует о праве гр.Б. оспаривать указанный закон.
Согласно пункту "л" статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Из содержания указанной нормы следует, что федеральный законодатель определил только варианты наделения мировых судей полномочиями: назначение (избрание) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избрание на должность населением соответствующего судебного участка.
Процедура же представления кандидата на должность для избрания его населением или назначением (избранием) законодательным (представительным) органом власти, которая является обязательным элементом порядка назначения (избрания) на должность мирового судьи, Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" не урегулирована, поэтому суд приходит к выводу о том, что субъект Российской Федерации вправе определить эту процедуру своим законом.
Закон Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" (п. 1 ст. 4) установил порядок наделения мировых судей республики полномочиями - назначение на должность Государственным Собранием Республики Мордовия, а внесение Главой Республики Мордовия и соответствующего представительного органа местного самоуправления предложения по кандидатуре на должность мирового судьи относится к процедуре представления кандидата Государственному Собранию республики для назначения на должность.
Поскольку Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" не урегулирована процедура представления кандидата для назначения на должность мирового судьи, доводы заявителя о противоречии этому закону пункта 1 статьи 4 Закона республики, предусматривающего внесение главой республики и соответствующим органом местного самоуправления предложения законодательному органу республики о назначении кандидата на должность мирового судьи, являются несостоятельными.
Ссылка заявителя на противоречие оспариваемой нормы положениям статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", в соответствии с которой вся деятельность по отбору кандидатов на должности мировых судей отнесена к компетенции квалификационных коллегий судей, также не может быть принята во внимание, поскольку оспариваемая норма, как указывалось выше, регулирует процедуру представления кандидата законодательному органу для назначения на должность судьи, и к отбору кандидатов никакого отношения не имеет.
Это является очевидным в силу того, что согласно указанной выше норме федерального закона процедура отбора кандидатов заканчивается направлением квалификационной коллегией судей решения о рекомендации гражданина на должность судьи председателю соответствующего суда.
Изложенный в заявлении довод о том, что в силу оспариваемой нормы Глава Республики Мордовия и представительный орган местного самоуправления, имея право не предлагать кандидата на должность мирового судьи, в отношении которого квалификационной коллегией судей принято решение о рекомендации на должность мирового судьи, фактически принимают решение об отклонении кандидатуры на должность мирового судьи, основан на неправильном толковании нормы закона.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" Мировые судьи назначаются на должность Государственным Собранием Республики Мордовия, следовательно, решение о неназначении на должность мирового судьи принимается этим же органом.
Кроме того, из содержания оспариваемой заявителем нормы не следует, что в случае несогласия Главы Республики Мордовия и органа местного самоуправления с конкретной кандидатурой на должность мирового судьи предложение по этому кандидату в Государственное Собрание Республики Мордовия не вносится.
Ссылка гр.Б. в судебном заседании на то обстоятельство, что формулировка принятого в отношении нее органом местного самоуправления решения лишает ее возможности быть представленной Государственному Собранию Республики Мордовия, не является основанием для признания нормы закона субъекта Российской Федерации противоречащей федеральному законодательству. Как указывалось выше, любое решение представительного органа местного самоуправления относительно кандидатуры на должность мирового судьи, в том числе и решение о несогласии с конкретной кандидатурой, не препятствует представлению гражданина законодательному органу для решения вопроса о назначении на должность мирового судьи.
Изложенный в заявлении довод о том, что вопрос о предложении кандидатов на должность мирового судьи не относится к полномочиям представительных органов местного самоуправления, поскольку не указан в перечне вопросов местного значения, является несостоятельным. В силу части 2 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных гр.Б. требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия решил:
заявление гр.Б. об оспаривании пункта 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 14 апреля 2000 года N 17-3 "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия" оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 15 февраля 2006 г. N 3-2/2006
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании