Введение
"Схематическая карта"
Генеральный план развития - это стратегический документ, который, прежде всего, определяет принципы территориального планирования городского округа на многие годы вперед.
"Генеральный план г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск" разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Генеральный план разработан по заказу ГОСУКС Республики Мордовия в соответствии с Договором N 3469 от 14 ноября 2004 года и Соглашением о доработке документации от 6 марта 2008 г.
В соответствии с техническим заданием проект выполнен, в основном, в границах территорий города Саранска и рабочих поселков Николаевка и Ялга, с размещением ряда объектов городского хозяйства (жилых, рекреационных, коммунальных) на землях смежных поселений.
Разработке настоящего генплана предшествовало выполнение концепции градостроительного развития рассматриваемой территории, в которой были определены ресурсный потенциал, масштабы и варианты развития. В концепции сформулированы запретные векторы развития и особые требования к сохранности окружающей природной среды и историко- культурного наследия, определённые в результате комплексной оценки территории. Варианты концепции были рассмотрены при Главе Администрации г. Саранска (ноябрь 2005 г).
В генеральном плане определены следующие сроки его реализации:
- планируемый срок реализации генерального плана, на который рассчитаны все намечаемые мероприятия - 2020 год;
- I этап генерального плана, на который планируются первоочередные мероприятия - 2010-2012 годы;
- период градостроительного прогноза, следующий за планируемым сроком генерального плана, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития города - 2030-2040 годы.
Проектные решения генерального плана являются основанием для разработки документации по планировке территории города, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды и учитываются при разработке Правил землепользования и застройки.
Проектные решения генерального плана на период градостроительного прогноза являются основанием для размещения новых площадок жилищного строительства и крупных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и производственных зон.
Генеральный план имеет несколько главных направлений, которые определяют стратегическое развитие нашего города.
1. Жилые зоны
"Схематическая карта"
1.1. Развитие жилых территорий
На планируемый период жилые территории во всех селитебных планировочных районах получают дальнейшее развитие.
Центральный планировочный район практически сформирован.
Учитывая высокую градостроительную ценность земли, в районе предусматриваются значительные изменения не только функционального, но и строительного зонирования.
Максимально сохраняется квартальный принцип застройки центральной части с историко-архитектурными зданиями и сооружениями. В центральной зоне города, южнее р. Саранки, намечается постепенное увеличение этажности от реки с созданием разнообразных по своему объемно-пространственному решению жилых комплексов. За счет реконструкции малоценного фонда предусматривается многоэтажное и среднеэтажное строительство.
Развитие юго-западного жилого района предусматривается за счет многоэтажного строительства на реконструкции и свободных участках и строительства индивидуальных малоэтажных и среднеэтажных жилых комплексов в западном направлении.
Дальнейшее развитие Северо-Западного района предполагается, в основном, за счёт общественной застройки, а также строительства небольших жилых групп.
В Северо-Восточном планировочном районе предусматривается достройка жилых многоэтажных комплексов и дальнейшее развитие за счет освоения новых территорий в пойме р. Тавла.
Южный планировочный район получает дальнейшее территориальное развитие за счет свободных от застройки территорий и территорий не функционирующих сельскохозяйственных объектов. Здесь предусматривается создание нового крупного района индивидуальной усадебной застройки.
В южном и юго-восточном направлениях проектом предлагается размещение на свободных территориях двух новых жилых районов индивидуальной усадебной застройки: южнее пос. Пушкино, вдоль проектируемой объездной автотрассы и в р. п. Луховка (с. Солдатское).
Резервы под размещение жилых территорий на планируемый срок намечены, в основном, на реконструкции в Центральном и Южном планировочных районах, и на свободных территориях в районе пос. Пушкино.
В генплане намечены площадки под развитие жилищного строительства по программе Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России":
1. Комплексная застройка многоэтажными жилыми домами в планировочных районах:
- Центральном - на реконструируемых территориях в квартале, ограниченном улицами: Московская, А. Невского, Старопосадская и правым берегом р. Саранки;
- Северо-Восточном - на свободных территориях между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово (в районе р. Тавла).
2. Индивидуальная усадебная в планировочных районах:
- Центральном - по ул. 1-я Набережная (юго-западный жилой район);
- Южном - с западной стороны от существующей застройки п. Николаевка-Ялга;
- в п. Луховка, в районе с. Солдатское.
На период градостроительного прогноза, как резерв для размещения нового жилищного строительства, определены площадки для многоэтажного строительства: на реконструкции три площадки в Центральном и одна в Северо-Восточном планировочном районе, на свободных от застройки территориях - одна в Северо-Западном планировочном районе.
Кроме того, в западной части Центрального планировочного района предлагается перевод части территорий садоводческих товариществ в жилые территории.
В северо-западной части города, за границами планируемой территории, на градпрогноз, как возможное направление дальнейшего развития города, резервируется территория для размещения многоэтажной и индивидуальной усадебной застройки.
1.2. Новое жилищное строительство
Новое жилищное строительство на планируемый срок предусматривается следующих видов и параметров:
- многоэтажная (от 5-ти и выше этажей) - 69 %;
- среднеэтажная многоквартирная (2-4 этажа) - 12 %;
- индивидуальная усадебная - 19 %. Объём нового жилищного строительства на планируемый срок - 3,6 млн. м2 общей площади, из которого 52 % размещается на свободных территориях и 42 % на реконструкции.
Основной объём нового строительства размещается в Центральном планировочном районе 39 % от планируемого объёма, в Северо-Восточном, Южном (Николаевка - Ялга) соответственно по 28 % и 19 %.
К освоению под жилищное строительство намечается 1125 га, из которых 38 % предполагается освоить под многоэтажную и среднеэтажную многоквартирную застройку, 62 % - под индивидуальную усадебную.
Ориентировочный объём сноса жилищного фонда 300 тыс. м2 общей площади, из которого около трети (81 тыс. м2) ветхого.
Основной объём сноса приходится на Центральный планировочный район (73% от планируемого объёма сноса).
Жилищный фонд на конец планируемого срока - 9,2 млн. м2 общей площади.
При прогнозе численности населения (в пределах планируемой территории) на уровне 300-310 тыс. человек к концу планируемого срока средняя обеспеченность жилищным фондом может быть увеличена до 29-30 м2 общей площади.
На I этап развития учитывается:
- реализация программы Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
- формирование центральной части города, соответствующее статусу столицы Республики;
- реализация "Программы ликвидации ветхого и аварийного жилья муниципального фонда Саранска".
Объём нового жилищного строительства на I этап реализации генерального плана - 1,8 млн. м2 общей площади, из которых 70 % размещается на свободных территориях и 30 % - на реконструируемых.
Структура объёма нового строительства:
- многоэтажное (от 5-ти и выше этажей) - 75 %;
- среднеэтажное многоквартирное (2-4 этажа) - 6 %;
- индивидуальное усадебное - 19 %. На I этап к освоению под жилищное строительство намечается 540 га, из которых 38 % предполагается освоить под многоэтажную и среднеэтажную многоквартирную застройку, 62% - под малоэтажную индивидуальную.
Ориентировочный объём сноса жилищного фонда с учетом ветхого и аварийного жилья 200 тыс. м2 общей площади.
Жилищный фонд к концу I этапа развития - 7,5 млн. м2 общей площади.
При прогнозе численности населения на уровне 305 тыс. человек к концу I этапа развития средняя обеспеченность жилищным фондом может быть увеличена до 24-25 м2 общей площади.
2. Организация системы центров обслуживания
В генплане даны предложения по развитию сложившихся центров и проектированию новых центров обслуживания населения.
Центр г. Саранска, являясь центром Республики Мордовия и одновременно центром Центрального планировочного района, по своему объемно-пространственному и планировочному решению все больше приобретает роль столичного центра. Сохраняя сложившуюся структуру, центр развивается в северном и южном направлениях, и в западном - вдоль р. Саранки (до ул. Александра Невского). Главная площадь города получает свое развитие в западном направлении с созданием крупного историко- культового ансамбля с великолепным храмом, композиционно направленным к речке Саранка, на склоне которой разбит пейзажный парк.
Дальнейшее развитие центра предусмотрено:
- в западном направлении по ул. Советской и вдоль озелененного склона р. Саранки и завершается комплексом представительств РФ и зарубежных стран,
- в северном направлении по ул. Большевистская и проспекту Ленина,
- в южном направлении вдоль древнейшей дороги (ул. Московская) и далее до ул. Александра Невского.
- в пойме р. Инсар, вдоль дороги на Кочкуровку намечается размещение "Технопарка" - крупного научно-производственного, учебного и торгового центра.
В проекте даны предложения по организации многофункциональных центров и центров обслуживания отдельных жилых комплексов планировочных районов, а также центров производственных зон.
В проекте даны предложения по инвестиционным площадкам разного функционального зонирования: под выставочно-сервисные и бизнес-центры, общественно-деловые, торговые комплексы, часть из которых размещена на периферийных территориях города в Северо-Восточном и Южном планировочных районах и в северной промышленно-коммунальной зоне.
Создание центров в планировочных районах превращает моноцентрическую модель города в полицентрическую, имеющую определенные преимущества в части доступности услуг и, как следствие, в формировании внутренних транспортных потоков.
3. Производственные зоны
"Схематическая карта"
В границах планируемой территории сложилось три промышленно-коммунальные зоны (ПКЗ) - северная, южная и северо-восточная (севернее района Посоп). Значительная часть производственных предприятий размещается среди жилой застройки, в основном, в центральной части города. Всего под производственными территориями занято 2,9 тыс. га (30 % всех городских земель).
Учитывая имеющиеся резервы производственных площадей на существующих предприятиях и имеющиеся свободные площади в границах промышленно-коммунальных зон, проектом предлагается:
- упорядочение существующих территорий в промышленно-коммунальных зонах;
- улучшение планировочной и транспортной организации производственных территорий, переход от экстенсивного их использования к интенсивному;
- улучшение экологической ситуации жилых территорий за счет выноса ряда предприятий, особенно в Центральном планировочном районе;
- организация санитарно-защитных зон между жилыми территориями и предприятиями.
Сложившиеся в городе промышленно-коммунальные зоны сохраняются в своих границах и получают дальнейшее структурное развитие за счет формирования на их территории многофункциональных центров обслуживания и повышение уровня благоустройства.
В районе новой застройки - п. Луховка - предусматривается новая площадка под размещение промышленно-коммунальной зоны.
Резервные территории под производственные нужды предусматриваются в северной и северо-восточной промышленно-коммунальных зонах.
Площадь производственных территорий, включая резервы, составит около 3,0 тыс. га, в том числе производственных - 1465 га.
4. Рекреационные зоны
"Схематическая карта"
Генеральным планом предусматривается:
- создание системы озелененных территорий общего пользования озелененных территорий ограниченного пользования, зеленых насаждений специального назначения и внеселитебные озелененные территории;
- активное освоение в рекреационных целях пойменных территорий с организацией парков, лесо- и лугопарков;
- сохранение лесов Федерального фонда в черте поселения и организация на их базе лесопарков;
- значительное развитие спортивно-зрелищных сооружений со строительством новых стадионов в каждом планировочном районе;
- создание горнолыжного комплекса в районе п. Напольная Тавла, с организацией на его основе летнего и зимнего видов отдыха;
- организация длительного и кратковременного отдыха, в основном, в прилегающих лесных массивах на оз. Инерка, других мелких озерах и на реках Сура, Мокша, Сивинь и других.
5. Основные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры
"Схематическая карта"
5.1. Внешний транспорт
На планируемый срок развитие железнодорожных устройств предлагается в пределах полосы отвода с совершенствованием технического оборудования станции и модернизации технологии обслуживания грузопотоков.
На пересечении подъездного пути к станции Северная (резервная) и Ромодановского шоссе предлагается строительство путепровода.
Предлагается развитие аэропорта и реконструкция его ИВПП.
В связи с повышением уровня автомобилизации в городе и в стране в целом генеральным планом предлагается:
- повышение технического уровня транспортной инфраструктуры;
- вывод транзитных потоков автомобильного транспорта с магистралей города;
- строительство обходной магистрали вокруг города: от Северо Восточного шоссе в обход Заречного района, до Рузаевского шоссе в южной части города; с ответвлением от нее участка от пос. Пушкино, далее - по территории между поселками Николаевка и Ялга - на север, до северного обхода Саранска (автодороги на Москву);
- строительство искусственных сооружений - мостов через пойму р. Тавла, Инсар, Саранка, других путепроводов через магистральные железнодорожные пути, строительство развязок в разных уровнях;
- увеличение пропускной способности дорог;
- строительство второго автовокзала в Заречном районе;
5.2. Городская улично-дорожная сеть
В части совершенствования транспортной системы и совершенствования сложившейся структуры улично-дорожной сети внутри города предусматривается дополнение её новыми участками магистралей и дорожно-транспортными сооружениями, в том числе:
- реконструкция общегородской магистрали Ботевградская - Осипенко;
- строительство магистрали общегородского движения широтного направления - ул. Победы - ул. Строительная - ул. Гожувская;
- продление ул. Пролетарской в Северную промышленно-коммунальную зону;
- строительство магистрали по ул. Васенко, с пробивкой ее в западном направлении;
- строительство участка городской дороги от ул. Коваленко до пр. 50 лет Октября с мостом через р. Саранку;
- строительство городской магистрали по ул. Серова;
- строительство городской магистрали от улицы Энгельса в поселках Николаевка - Ялга до южной границы города;
- создание автодорожной связи ул. Волгоградская - ул. Невского через южный мост с выходом на ул. Севастопольскую;
- реконструкция улиц и упорядочение существующей улично-дорожной сети и строительство новых участков улиц и дорог во всех районах;
- упорядочение сети улиц и проездов в северной и южной производственных зонах;.
- развитие сети автомобильных стоянок;
- организация выезда из промрайона на северную обходную дорогу в районе полей фильтрации.
6. Основные мероприятия по инженерной защите
и подготовке территории
"Схематическая карта"
Для ликвидации неблагоприятных природных условий и в целях повышения общего благоустройства территории предусматривается комплекс мероприятий по инженерной защите и подготовке территории в составе:
- организация и очистка поверхностного стока;
- защита от затопления паводками редкой повторяемости;
- защита от подтопления грунтовыми водами и осушения заболоченностей;
- противооползневые мероприятия;
- регулирование русел рек;
- берегоукрепление и строительство набережных;
- благоустройство овражных территорий;
- рекультивация нарушенных территорий.
6.1. Организация поверхностного стока
Проектом предусматривается организация и сбор поверхностного стока с застроенных или намечаемых к освоению территорий ливнесточными коллекторами, с очисткой наиболее загрязненной части поверхностного стока на очистных сооружениях ливневой канализации, отвод в ближайший водоток. Для капитальной застройки предусматривается закрытая ливневая канализация, для усадебной и одно-, двухэтажной застройки допускается открытая. Для очистки поверхностного стока предусматриваются пруды - отстойники механической очистки с устройствами для улавливания плавающего мусора и нефтепродуктов, с фильтрами доочистки. В случае необходимости, возможно строительство прудов биологической очистки.
6.2. Защита от затопления
В зону затопления паводком 1 % обеспеченности попадают значительные территории, свободные и застроенные. В случае освоения таких территорий под любую городскую функцию, необходимо выполнить защиту от затопления.
На пойменной территории в междуречье Тавла - Инсар при освоении площадки под жилищное строительство и технопарк потребуется проведение комплекса сложных инженерных мероприятий в составе:
- подсыпки территории песчаным грунтом;
- крепления склонов подсыпанной территории;
- организации поверхностного стока;
- строительства очистных сооружений ливневой канализации;
- понижения уровня грунтовых вод;
- регулирования русла р. Тавла.
6.3. Защита от подтопления
На участках с высоким уровнем грунтовых вод предлагается проведение инженерных мероприятий по защите от подтопления:
- подсыпка территории (в случае необходимости),
- вертикальная планировка,
- организация поверхностного стока,
- строительство дренажной системы на заболоченных пойменных территориях предусматривается осушение.
6.4. Противооползневые мероприятия
Оползневые процессы получили развитие на крутых склонах рек Саранки, Тавлы и Чернейки. Особенное беспокойство вызывает оползневой склон левого берега р. Саранки на участке от Республиканской клинической больницы до ул. Большевистской. Для повышения устойчивости склона и предотвращения дальнейшего развития оползневых процессов рекомендуется выполнение противооползневых мероприятий в составе:
- строительство удерживающих противооползневых сооружений;
- строительство перехватывающего горизонтального или вертикального дренажа;
- организация сбора и отвода поверхностного стока с территории оползневого склона и прилегающей территории;
- устройство песчаного контрбанкета вдоль низовой грани противооползневого сооружения.
Застройка верхней части склона допустима только при обязательной оценке влияния каждого проектируемого объекта на устойчивость склона. Дальнейшее освоение этого склона под градостроительные цели не допустимо без предварительного выполнения противооползневых мероприятий. Аналогичные противооползневые мероприятия необходимо выполнить на оползневых склонах р. Тавлы и р. Чернейки.
6.5. Регулирование русел водотоков
С целью стабилизации береговых склонов и увеличения пропускной способности рек проектом предлагается регулирование русел водотоков в составе расчистки, уширения, углубления. Берегоукрепление предусматривается на участках, где к реке подходят освоенные или планируемые под освоение территории. Проектом предлагается регулирование русел рек: Инсара, Тавлы, Саранки и более мелких водотоков (Лепелейки, Чернейки, Блохинского).
7. Основные мероприятия по озеленению территории
Проектируемая система озелененных территорий решается в соответствии с архитектурно-планировочным решением, наличием свободных территорий в сложившейся застройке с учетом существующих озелененных территорий.
Проектируемая система озелененных территорий города складывается из:
- озелененных территорий общего пользования (парки, городские сады, скверы, бульвары);
- озелененных территорий ограниченного пользования (зеленые насаждения на территориях дошкольных и образовательных учреждений, больниц, стадионов, внутриквартальные насаждения и на участках индивидуального жилого фонда);
- озелененные насаждения специального назначения (санитарно-защитные в производственных зонах и на их периферии вокруг производственных объектов, вдоль транспортных магистралей; водоохранные насаждения; озеленение жилых улиц);
- внеселитебные озе0лененные территории (луголесопарки, ветрозащитные полосы, и пр.).
Все существующие зеленые устройства сохраняются и благоустраиваются.
Основу системы зеленых насаждений составят озелененные территории общего пользования.
Наиболее крупные озелененные территории общего пользования проектируются в пойме р. Инсар, в районе нового жилого района Тавла и в Северо-Западном планировочном районе с использованием лесопарковой зоны, прилегающей к существующей застройке. Вдоль рек Саранки, Тавлы, Чернейки, Лепелейки предусматривается создание зеленых прогулочных зон преимущественно по основным пешеходным связям.
Предлагается организация небольших садов для отдыха жителей, скверов у общественных и административных зданий. Создание бульваров проектируется преимущественно по основным пешеходным связям. В каждом районе на свободных территориях и в сложившейся застройке предлагается строительство новых парков.
Площадь озелененных территорий общего пользования к концу планируемого срока составит 19,5 м2 на жителя, против 13 м2 в настоящее время.
Значительную роль в системе зеленых насаждений будут играть озелененные территории специального назначения и лесопарки, способствующие формированию микроклимата и улучшению комфортного проживания.
Озелененные территории ограниченного пользования будут играть не менее важную роль для отдыха жителей и оздоровления окружающей среды.
Все леса Федерального фонда в границах планируемой территории сохраняются. На их базе предусматривается организация лесопарков.
Луголесопарки проектируются по берегам реки Инсар в непосредственной близости к жилой застройке.
Генпланом намечается значительное развитие спортивно-зрелищных сооружений.
Площадь стадионов к концу проектного срока увеличится и составит 55,0 га, что обеспечит 1,8 м2 плоскостных спортустройств на 1 жителя, против 0,6 м2 в настоящее время. Все существующие стадионы сохраняются. Строительство новых стадионов предусматривается в каждом планировочном районе (площади 35,0 га). Большое внимание должно уделяться использованию существующих закрытых спортустройств и, при необходимости в соответствии с нормативами, новому строительству закрытых объемных спорткомплексов и спортзалов.
Общая площадь озелененных территорий к концу проектируемого срока составит 1245 га (без учета защитных насаждений санитарно-защитных зон).
8. Основные мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры
8.1. Водоснабжение
Водоснабжение города предусматривается от подземных водозаборов.
Предусматривается дальнейшее развитие водозаборов, расположенных как в границах проектируемой территории, так и за ее пределами.
Поселки Ялга, Николаевка, Луховка, Макаровка, Авторемзавод, Пушкино будут подключены к централизованной городской системе водоснабжения. Локальные поселковые водозаборы могут быть переведены в резерв.
Для обеспечения потребителей водой в полном объеме с учетом нового строительства необходимо вести перекладку изношенных сетей водопровода и строительство новых участков. Водопроводные сети должны быть закольцованы.
Хозяйственно-питьевое водоснабжение промышленных предприятий города планируется от системы хозяйственно-питьевого водопровода города, а техническое водоснабжение - от локальных подземных водозаборов. Промышленные предприятия должны быть переведены на техническое водоснабжение из поверхностного источника.
8.2. Канализация
Проектной схемой канализации предусматривается дальнейшее строительство единой централизованной системы водоотведения, в которую будут поступать хозяйственно-бытовые и промышленные стоки, прошедшие предварительную очистку на локальных очистных сооружениях.
Сложившаяся принципиальная схема водоотведения города сохраняется на перспективу. Предусматривается максимальное использование существующих общегородских коллекторов и канализационных насосных станций, реконструкция КНС, строительство новых канализационных насосных станций, реконструкция магистральных самотечных и напорных коллекторов, прокладка дополнительных самотечных и напорных коллекторов, перекладка напорной части главного коллектора и прокладка второй нитки, реконструкция общегородских очистных сооружений до производительности 260,0 тыс. м3/сут.
8.3. Санитарная очистка
Для утилизации твердых бытовых отходов предусматривается строительство мусоросортировочного комплекса производительностью 113,0 тыс. тонн в год, который разместится в северо-восточной части города на месте бывшей станции доочистки Саранского литейного завода. Под его строительство выделен участок общей площадью около 4 га.
Мусоросортировочный комплекс будет перерабатывать около 50 % ТБО.
Кроме того, проектом предусматривается строительство мусороперерабатывающего завода с термической переработкой ТБО и осадков сточных вод в комплексе с полигоном. Требуемая производительность завода будет определена специализированной организацией в процессе разработки проекта. После внедрения мусороперерабатывающего завода площадь полигона может быть значительно сокращена.
Предусматривается также строительство 2-ой очереди полигона ТБО.
Несанкционированные свалки на территории города подлежат ликвидации.
Складирование строительного мусора предусматривается на площадке, расположенной в районе 2-ой Промышленной улицы.
8.4. Электроснабжение
Для покрытия возрастающих электрических нагрузок и обеспечения надежности электроснабжения, потребуется проведение реконструкции и строительства новых ПС, строительство ЛЭП-6 кВ от центра питания до распределительных сетей, с переводом нагрузок с ТЭЦ-1 (Центральная котельная) на ПС 110/6 кВ "Рабочая", реконструкция сетей 6-0,4 кВ центральной части города в связи с возросшими нагрузками, строительство распределительных сетей 10-6 кВ в районах новой жилой застройки, реконструкция кабельных сетей 10 кВ от подстанции 110/10 кВ "Литейщик" в сторону ул. Пушкина в северо-западной части города, реконструкция и строительство сетей 10 кВ на Новотроицком и Пензятском водозаборах.
8.5. Теплоснабжение
Покрытие возрастающих тепловых нагрузок на перспективу предусматривается осуществлять от существующих крупных источников тепла: Саранской ТЭЦ-2 и северо-западной котельной. Ввиду невозможности расширения Центральной котельной проектом предусматривается ее закрытие на планируемый срок. Намечается перевод потребителей Центральной котельной на ТЭЦ-2 с сооружением магистральной теплотрассы от ТЭЦ-2 до Центральной котельной. На планируемый срок намечается восстановление Северо-Западной котельной со строительством от нее магистральных тепловых сетей с подачей тепла потребителям юго-западного района. При этом в юго-западном районе предусматривается закрытие девяти отопительных малопроизводительных котельных с дальнейшим переводом их в режим работы ЦТП. На планируемый срок в работе остаются ряд отопительных и промышленных котельных, на которых предусматривается реконструкция с заменой котлоагрегатов с истекшим сроком эксплуатации. Для качественного обеспечения горячим водоснабжением потребителей города предлагается восстановление циркуляционных линий. Теплоснабжение новой малоэтажной застройки районов Луховка и Пушкино предусматривается осуществлять от АОГВ.
Расход тепла на нужды отопления, вентиляции жилых и общественных зданий определен в соответствии с главой СНиП 2.02.07-86 "Тепловые сети" и климатическими данными.
8.6. Газоснабжение
Газоснабжение осуществляется от Уренгойского месторождения по отводу от магистрального газопровода "Н. Новгород - Саратов" через четыре газораспределительные станции. Помимо этого в городе используется сжиженный газ.
Использование природного газа в проекте на планируемый срок предусматривается на коммунально-бытовые нужды населения и на отопительные цели малоэтажной застройки.
Намечается проведение мероприятий по реконструкции и развитию систем газоснабжения в существующей и новой застройке: строительство газопровода высокого давления по ул. Комарова - Осипенко, ул. Полежаева - пер. Чернышевского, ул. Подлесная - Советская, ул. Уфимская - Сахалинская; реконструкция существующих сетей высокого, среднего и низкого давления; реконструкция существующих и строительство новых ГРП.
8.7. Связь
Предусматривается расширение АТС и внедрение на сети оборудования DEKT.
9. Охрана окружающей среды
"Схематическая карта"
Современное состояние и комплекс мероприятий по охране окружающей среды, выполнен с учетом результатов оценки состояния окружающей среды, проведенной ЦНИИП градостроительства РААСН (Москва, 2003), в развитие материалов "Корректировки генерального плана г. Саранска".
Генеральным планом учтены природно-экологические и санитарно-гигиенические факторы, влияющие на принятие планировочных решений, объекты воздействий на окружающую среду, объекты и территории, требующие охраны либо соблюдения специальных режимов использования, а также законодательные и нормативные условия их деятельности либо существования, выраженные в территориальном аспекте в виде зон с особыми условиями использования территорий (схема "Охрана окружающей среды. Современное состояние").
Проектным решением генерального плана предусматривается комплекс мероприятий планировочного характера, направленных на защиту окружающей среды и ее компонентов, улучшение экологических условий проживания и отдыха населения, прогнозируется изменение границ зон с особыми условиями использования территорий (схема "Охрана окружающей среды. Проектный срок ").
Выделены следующие зоны с особыми условиями использования территорий:
- 1-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов;
- 2-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов;
- санитарно-защитные полосы магистральных водоводов;
- водоохранные зоны водотоков и водоемов;
- зона затопления паводком 1% обеспеченности;
- организованные памятники природы;
- проектируемые особо охраняемые природные территории;
- санитарно-защитные зоны производственных, коммунальных, сельскохозяйственных и прочих объектов;
- санитарно-защитные зоны понизительных подстанций;
- санитарные разрывы (охранные зоны) воздушных линий электропередачи;
- санитарный разрыв железной дороги;
- санитарный разрыв вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов;
- полоса отвода железной дороги;
- оползневые склоны;
- территории проявлений речной и овражно-балочной эрозии.
Проведенный территориальный анализ планировочных ограничений показал, что в границах планируемой территории в настоящее время в зонах ненормативного использования (в санитарно-защитных зонах от производственных предприятий, животноводческих ферм, железной дороги, линий электропередач и электроподстанций, кладбищ) в настоящее время проживает около 58 тыс. человек (свыше 19% от современного населения).
Для устранения негативного влияния загрязняющих природную среду экологически опасных объектов и сокращения площади жилищного фонда, находящегося в санитарно-защитных зонах, на планируемый срок генплана предусматривается их вынос (перебазирование).
Генпланом предусматривается:
- вынос (перебазирование, ликвидация) по экологическим соображениям - 10 объектов;
- проведение водоохранных мероприятий для защиты поверхностного стока и русел рек на 43 производственных и коммунальных объектах и обеспечение нормативной очистки стоков перед сбросом на 9-ти промышленных предприятиях и на КНС;
- паспортизация источников электромагнитных излучений с расчетом биологически опасных зон на 17-ти объектах;
- выморачивание и перепрофилирование жилищного фонда поселка ТЭЦ-2, а также ликвидация индивидуального малоэтажного жилищного фонда, находящегося в санитарно-защитных зонах комбикормового, кирпичного, тепловозоремонтного, авторемонтного заводов, элеватора и предприятия "Ялга-Холод". Всего предусмотрено выморачивание и перепрофилирование жилищного фонда на 69 гектарах городских территорий;
- вынос 13-ти участков детских дошкольных учреждений и школ, раположенных сегодня в пределах санитарно-защитных зон предприятий.
Для защиты населения от шума и электромагнитных излучений проектным решением генплана предусматривается строительство около 5 км защитных экранов и организация на 6,3 га специальных защитных древесно-кустарниковых посадок, в том числе 4,3 км и 1,9 га - для защиты от железнодорожного шума, 0,8 км и 4,4 га - для защиты от негативного влияния электроподстанций.
Кроме этого предусматривается организация санитарно-защитных и водоохранных зеленых насаждений на суммарной площади 124 га.
В результате реализации упомянутых проектных решений генерального плана из зон ненормативного использования территории прогнозируется "освобождение" 34,7 тыс. жителей - 60% от проживающих в настоящее время.
Проектным решением генерального плана учитывается охрана существующих заказников и памятников природы в границах города и его пригородной зоны, а также предусматривается организация новых особо охраняемых природных территорий - ООПТ.
Существующие ООПТ
Заказники:
Ландшафтный заказник "Левженский" (20 га);
Государственный комплексный заказник "Залесный" (24400 га).
Памятники природы:
"Богоявленский родник" (2 га);
Родник "Лунка" (1 га, д. Полянки);
Родник (без имени, Октябрьский район).
Предложенные к организации ООПТ:
"Пугачевский (Атемарский) вал" - ботанический памятник природы (5,8 га). Существующий статус - исторический памятник.
Урочище "Солдатская гора" - ботанический памятник природы (1,5 га).
Сырая балка у села Горяйновка - ботанический памятник природы (5 га).
Ботанический сад Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева - ботанический сад (31,7 га).
Природный парк "Саранский" - дубравы на западной и юго-западной периферии Саранска (15 тыс. га).
Природный и историко-культурный парк "Атемарский" - дубравы на восточной периферии Саранска (2,5 тыс. га).
Центральный городской парк (16,5 га).
Парк культуры и отдыха им. Пушкина (11,8 га).
Урочище с родниками "Блохинский ручей" (16,0 га).
Лесопосадки и сквер по ул. И.Н. Ульянова (10,0 га).
Урочище в долине ручья в квартале улиц Маринина - Евсевьева - Павлика Морозова - Крылова - Александра Невского (10,0 га).
Урочище с прудом в квартале улиц Старопосадская - Республиканская - Грузинская - Саранская (12,4 га).
Сквер по ул. Комарова - Гагарина (3,2 га).
Высокоствольные посадки в пойме р. Инсар (18,0 га).
Полигидроморфные комплексы в долине р. Тавла (35 га).
Площадь особо охраняемых природных территорий на территории г. Саранска и его пригородной зоны к концу проектного срока генплана планируется почти на 1,9 тыс. га.
Одновременно, проектным решением генерального плана зарезервированы территории так называемого природно-экологического каркаса города, функциональное назначение которых - преимущественно природоохранное рекреационное. К ним относятся:
Водотоки и водоемы;
Болота;
Гидроморфные природные и природно-антропогенные комплексы;
Водоохранные зоны;
Озелененные территории общего и ограниченного пользования, специального назначения (защитные);
Леса (древостои высокоствольные и лесопосадки);
Защитные лесополосы, заросли кустарников;
Прочие озелененные линейные элементы и открытые природные пространства.
Территории природно-экологического каркаса города не только выполняют санирующие и буферные функции, но и, обеспечивая непрерывность миграций биологического вещества и энергии, поддерживают экологический баланс и повышают устойчивость природной среды к антропогенным нагрузкам.
Генпланом учтены также границы объединенной зеленой зоны городов Саранск, Рузаевка и с. Лямбирь.
Предусмотренный проектным решением генплана комплекс планировочных природоохранных мероприятий, направленных на оздоровление экологической ситуации в городе и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения, позволит существенно улучшить экологические и санитарно-гигиенические условия проживания и отдыха населения.
Материал подготовлен сотрудниками
компании "Гарант" совместно с Управлением
архитектуры и градостроительства
Администрации городского округа Саранск
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.