Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Постановка проблемы и обоснование
необходимости принятия программы
Одной из ключевых социально-экономических проблем, связанных с автомобильным транспортом, является высокая аварийность на УДС городского округа Саранск, несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения БДД и крайне низкой дисциплины участников дорожного движения.
В таблице 1 указаны основные показатели аварийности в городском округе Саранск
Таблица 1. Основные показатели аварийности в городском округе Саранск
|
2006 г. |
2007 г. |
+/-% |
Количество ДТП |
544 |
585 |
+7,5 |
Погибших |
39 |
41 |
+5,1 |
Раненых |
676 |
732 |
+8,3 |
Из данных таблицы 1 видно, что в 2007 году зарегистрировано 585 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в результате которых погибло 41 и ранены 732 человека. По сравнению с предшествующим годом зарегистрирован рост всех основных показателей аварийности. Так количество ДТП увеличилось на 7,5% (544 - 585), число погибших в них людей - 5,1% (39 - 41) и раненых на 8,3% (676 - 732). Тяжесть последствий ДТП (число погибших на 100 пострадавших) сократилось с 5,5 до 5,3.
Самым распространенным из ДТП были наезды на пешеходов. Из 294 ДТП 50,3 % принадлежит этому виду происшествий.
Столкновения транспортных средств составили 30,3% от всех ДТП (177 происшествий). Удельный вес таких происшествий, как наезд на препятствие, составил 9,2% (54 ДТП), 3,6% происшествий связаны с опрокидыванием (21 ДТП) и 1,9% связаны с наездом на велосипедистов (11 ДТП).
Основное количество ДТП произошло из-за нарушений Правил дорожного движения водителями транспортных средств (75,4%) или 441 ДТП (+7,6%). В них погибли 30 (стабильно) и ранено 596 (+8,6%) человек.
Одними из распространенных причин совершения ДТП явились: пренебрежение водителями Правил дорожного движения, отсутствие должных навыков вождения автотранспортных средств, неумение адекватно реагировать на сложившуюся дорожную обстановку.
Из-за несоблюдения очередности проезда перекрестков каждая пятая авария произошла по вине водителей (19,2%). При совершении каждого шестого происшествия по вине водителей (15,4%) отмечалось несоответствие скорости конкретным условиям движения или нарушение скоростного режима.
Нарушения правил проезда пешеходного перехода послужило совершению 5,8% аварий по вине водителей.
Доля таких происшествий как выезд на полосу встречного движения, в общем массиве ДТП по вине водителей составила 5,2%.
По вине водителей, управляющих автомототранспортом в состоянии алкогольного опьянения в 2007 году зарегистрировано 36 происшествий, что ниже предшествующего года 12,2%. Удельный вес данных происшествий снизился и составил 8,2% от числа ДТП по вине водителей (2006 г. - 10,0%).
По-видимому, в тексте вышеприведенного абзаца допущена опечатка. Перед "12,2%" пропущен предлог "на"
Водителями со стажем управления транспортом до 3-х лет совершено каждое 10 (9,9%) происшествие от числа ДТП по вине водителей (44 ДТП). Водителями, имеющим стаж от 3-х до 5-и лет, совершено 52 ДТП, что составило 11,8% от всех происшествий по вине водителей. Количество происшествий из-за нарушений ПДД водителями со стажем управления транспортом от 5-и до 10-и лет составило 38,3% (169 ДТП). Водителями со стажем свыше 10-и лет совершено 79 происшествий (17,9% от всех ДТП по вине водителей).
Основная доля (69,4%) от общего количества ДТП по вине водителей совершена водителями транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Всего зарегистрировано 306 ДТП (+1,7%), в которых погибли 26 (+8,3%) и получили ранения 446 (+5,9%) человека.
Водителями транспортных средств юридических лиц совершено 59 ДТП (+18,0%), в них погибли 3 (+50,0%) и ранены 74 человека (4,2%). На их долю пришлось 13,4% от количества ДТП по вине водителей.
По вине водителей пассажирского транспорта произошло 28 ДТП, что выше показателя 2006 года на 33,3% (21 - 28), в них погиб 1 (+100,0%) и получили ранения 40 человек (+53,8%).
Важным фактором, влияющим на уровень аварийности, остается поведение пешеходов на УДС города. Практически каждое 4-е происшествие - 25,5% произошло по причине нарушения ими Правил дорожного движения. По сравнению с предшествующим годом отмечается рост количества данных происшествий на 11,2% (134 - 139). ДТП по вине пешеходов сопровождались высокой тяжестью травмирования участников движения: из 100 пострадавших в ДТП 7 человек получили смертельные травмы, что выше чем ДТП по вине водителей (4 человека).
Основными нарушениями ПДД пешеходами, послужившими причинами ДТП явились: переход проезжей части в неустановленном месте - 61,7% от всех происшествий по их вине (92 ДТП), переход проезжей части вне пешеходного перехода - 18,1% (27 ДТП) и нетрезвое состояние пешехода - 9,4% (14 ДТП).
По сравнению с 2006 годом отмечается снижение числа происшествий с участием детей до 16 лет на 4,9% (61 - 58). В них ранено 62 подростка (-4,6%), погибших нет (аналогичный период прошлого года - 3).
По сведениям Управления здравоохранения Администрации городского округа Саранск за 2007 год в МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" зарегистрирован 801 выезд бригад на ДТП (в 2006 году - 763 чел.). Число пострадавших в них составило 956 человек (в 2006 году - 873 чел.), число пострадавших с летальным исходом 34 человека (в 2006 году - 44 чел).
В городской травмпункт обратилось 352 человека, пострадавших в ДТП, 131 человек находился в состоянии алкогольного опьянения, из них выявлено 39 водителей транспортных средств.
Взаимодействие между муниципальными учреждениями здравоохранения городского округа Саранск и органами внутренних дел осуществляются в соответствии с приказом МЗ РФ и МВД РФ N 4/8 от 9.01.1998 года "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера".
Лечебно-профилактические учреждения незамедлительно сообщают в дежурные части ОВД о всех фактах обращения и поступления граждан с телесными повреждениями, полученными в результате ДТП.
С целью профилактики алкоголизма среди водительского состава предприятий и организаций городского округа Саранск, а также для снижения количества травм ДТП, необходимо обеспечить контроль за проведением ежедневных предрейсовых осмотров водителей во всех организациях города, имеющих автотранспорт.
Для приобретения навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП целесообразно организовать занятия по обучению водителей транспортных средств в организациях города.
Для повышения эффективности оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в ДТП, необходимо добиваться сокращения времени прибытия на место происшествия бригад скорой медицинской помощи.
Важным критерием сокращения детского дорожно-транспортного травматизма является совершенствование системы воспитательно-образовательного процесса по обучению детей Правилам дорожного движения, предполагающая работу с детьми, педагогами и родителями. Направление данной деятельности должно быть в тесном контакте со службой агитации и пропаганды УГИБДД при МВД по РМ.
Приоритетным направлением в сокращении детского дорожно-транспортного травматизма является обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения, освещение опыта отдельным МДОУ г. о. Саранск в средствах массовой информации: в газетах, новостных теле-, радиопередачах, детских телепередачах.
Ежегодными традиционными мероприятиями в школах по профилактике ДТП являются:
- акция "Внимание - дети!";
- конкурсы рисунков по безопасности дорожного движения;
- смотр агитбригад "Светофор";
- конкурсы на звание "Лучший отряд "ЮИД".
Одним из главных вопросов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является разработка и последовательное выполнение перспективного плана взаимодействия педагогических коллективов МДОУ и МОУ г. о. Саранск на 2009 - 2012 г. г. с государственными структурами оздоровления детей, обеспечения безопасности их жизнедеятельности в рамках реализации проекта "Здоровые дети - здоровая нация", одним из направлений которого является план взаимодействия с государственными структурами, в т. ч. с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
- постоянно возрастающая мобильность населения. Быстрый рост парка автомототранспорта привел к массовому включению в дорожное движение новых водителей и владельцев транспортных средств, занимающихся частной деятельностью по перевозке грузов и пассажиров. В результате существенно изменились характеристики дорожного движения, увеличилась плотность и интенсивность транспортных потоков, что привело к значительному повышению уровня напряженности дорожной ситуации, как для водителей, так и для пешеходов. Следует отметить, что высокие темпы автомобилизации будут продолжаться. В перспективе данная тенденция делает особенно острой проблему пропускной способности улично-дорожной сети городского округа Саранск;
- уменьшение перевозок общественным и увеличение перевозок личным транспортом;
- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью УДС, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Высокие темпы автомобилизации, вовлечение все большего числа жителей городского округа Саранск в дорожное движение делают особенно актуальной проблему безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья его участников. В данных условиях необходимо опережающее развитие системы обеспечения безопасности дорожного движения и только это способно предотвратить рост аварийности на улично-дорожной сети городского округа Саранск.
К основным факторам, обуславливающим высокий уровень аварийности на дорогах и улично-дорожной сети городского округа Саранск, относятся:
- массовое несоблюдение требований ПДД со стороны участников дорожного движения;
- невыполнение регламентов обеспечения безопасной эксплуатации автотранспортных средств, которое в настоящее время носит широко распространенный характер;
- недостаточная профессиональная подготовка и недисциплинированность водителей;
- отсутствие должной ответственности руководителей автотранспортных предприятий всех;
- недостаточное понимание и поддержка со стороны общества мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - БДД);
- несовершенство государственного контроля БДД;
- недостатки технического обеспечения БДД, обучения и переподготовки водителей;
- устаревшие системы связи, несвоевременное обнаружение ДТП и оказание медицинской помощи пострадавшим.
По-прежнему актуальной является проблема предупреждения ДТП, связанных с наездами на пешеходов.
Анализ и прогноз динамики уровня автомобилизации и основных показателей аварийности приводят к выводу, что проблема обеспечения БДД в настоящее время является одной из важнейших социально-экономических проблем городского округа Саранск.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.