Решение Совета депутатов городского округа Саранск
от 26 декабря 2008 г. N 241
"Об утверждении программы поэтапного перехода
на отпуск коммунальных ресурсов потребителям
в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых)
приборов учета на 2009 - 1011 годы"
По-видимому, в названии настоящего решения допущена опечатка. Вместо слов "1011" имеется в виду "2011"
Руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом городского округа Саранск, в целях повышения эффективности потребления коммунальных ресурсов Совет депутатов городского округа Саранск решил:
1. Утвердить программу поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009 - 2011 годы.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Совета депутатов |
Н.Ф. Бурнайкин |
Программа
поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям
в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых)
приборов учета на 2009 - 1011 годы
(утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск
от 26 декабря 2008 г. N 241)
По-видимому, в названии настоящей Программы допущена опечатка. Вместо слов "1011" имеется в виду "2011"
Паспорт программы
Наименование Программы |
программа поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009 - 2011 годы (далее Программа)
|
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования# жилищно-коммунального хозяйства"; Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении"; Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"; Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"; - действующая нормативно-правовая база муниципального образования городской округ Саранск в сфере жилищно-коммунального хозяйства
|
Разработчики Программы |
Администрация городского округа Саранск
|
Цели программы |
повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов и обеспечение на этой основе улучшения эксплуатации жилищного фонда и комфортности проживания населения, сдерживание роста коммунальных платежей, сокращение бюджетных расходов, направляемых на социальную поддержку отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг
|
Задачи Программы |
- реализация политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства; - обновление и расширение парка контрольно-измерительных приборов, компьютерного оборудования, программных продуктов и баз данных; - обеспечение точности, достоверности и единства измерений объемов потребления коммунальных ресурсов; - обеспечение эффективного использования коммунальных ресурсов в процессе потребления; - снижение финансовой нагрузки на бюджет и население, связанной с оплатой коммунальных услуг; - мобилизация внебюджетных источников финансирования мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства.
|
Основные мероприятия Программы |
- Установка приборов и узлов управления учета потребления коммунальных ресурсов (тепловой энергии для целей отопления, горячего водоснабжения, холодной воды, электроэнергии, природного газа). - Создание системы мониторинга и управления потреблением коммунальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
|
Сроки реализации Программы |
2009 - 2011 годы
|
Исполнители Программы |
Управляющие организации, муниципальные предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства
|
Стоимость Программы
|
196,3 млн. руб. с НДС и строительно-монтажными работами (без учета стоимости узлов управления)
|
Источники финансирования программы |
средства федерального бюджета, бюджета Республики Мордовия, бюджета городского округа Саранск, собственные и заемные средства потребителей и исполнителей
|
Контроль за исполнением Программы |
Администрация городского округа Саранск
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
оборудование 100% многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Саранск, коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления коммунальных ресурсов |
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В условиях роста цен на энергоносители, перехода к полной оплате потребителями фактически потребленных услуг ресурсосбережение становится одним из важнейших направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Решение данной проблемы требует полного учета получаемых потребителями энергоресурсов.
Сложившаяся в городском округе Саранск схема управления энергоснабжением многоквартирных домов формировалась без учета необходимости установки и использования коллективных приборов учета потребления коммунальных ресурсов. В настоящее время доля многоквартирных домов от их общего количества, где установлены и сданы в коммерческую эксплуатацию приборы учета потребления коммунальных ресурсов, составляет:
- общедомовые приборы учета потребления тепловой энергии для целей отопления - 68,7 %;
- общедомовые приборы учета потребления горячего водоснабжения - 77,9 %;
- общедомовые приборы учета потребления холодной воды - 58,6 %;
- общедомовые приборы учета потребления электроэнергии - 100 %;
- общедомовые приборы учета потребления природного газа - 0,0 %.
В целом потребность в коллективных приборах учета потребления коммунальных ресурсов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сведения о состоянии приборного учета в городском округе Саранск
Наименование коммунального ресурса |
Общее количество многоквартирных домов, ед.* |
Количество многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, ед. |
Количество многоквартирных домов, которые необходимо оснастить общедомовыми приборами учета, ед. |
Потребность в приборах учета, ед. |
Доля, процент |
Тепловая энергия для целей отопления |
1807 |
1242 |
565 |
565 |
68,7 |
Горячего водоснабжения# |
1199 |
946 |
253 |
253 |
77,9 |
Холодное водоснабжение |
1934 |
1133 |
801 |
801 |
58,6 |
Электроэнергия |
1904 |
1904 |
0 |
0 |
100 |
Природный газ |
1930 |
0 |
1930 |
1930 |
0 |
* за исключением многоквартирных домов частного сектора
В то же время установленные общедомовые приборы учета для осуществления расчетов между сторонами за поставленные коммунальные ресурсы используются малоэффективно либо не используются вообще. Причиной этого является отсутствие единого порядка расчетов с потребителями за коммунальные ресурсы, общей системы снятия, передачи показаний и использования их при расчете платы собственников и нанимателей жилых помещений за потребленные услуги. Энергоснабжение жилых зданий осуществляется различными организациями, экономические интересы которых не согласованы.
Проведение политики, направленной на 100% оснащение многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского округа Саранск, приборами учета потребления коммунальных ресурсов и узлами управления является необходимым условием дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования, направленного на рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов.
Повышение эффективности конечного потребления коммунальных ресурсов позволит решить целый ряд проблем, среди которых основными являются следующие:
- рост тарифного давления на население. Повышение цен на энергоносители обуславливает рост тарифов на коммунальные ресурсы и рост тарифного давления на население. Доля энергетической составляющей в стоимости услуг постоянно растет. Планомерный переход к расчетам с жителями за фактическое энергопотребление обеспечит нормальные условия проживания населения путем получения качественных услуг по доступным для большинства ценам. Это становится возможным за счет ухода от оплаты коммунальных услуг по нормативам, которые зачастую являются завышенными. К тому же, установка коллективных приборов учета позволяет исключить необоснованное отнесение затрат по потерям энергоресурсов в инженерно-коммунальных сетях на организации, управляющие многоквартирными домами, собственников и нанимателей помещений;
- высокий уровень потерь энергии и ресурсов при оказании коммунальных услуг и ведении городского хозяйства. Создание единой системы мониторинга и управления потреблением коммунальных ресурсов позволит системно подойти к вопросам ресурсо- и энергосбережения, создать объективные предпосылки для формирования организациями коммунального комплекса проектов по энергосбережению и оптимизации производственных и инвестиционных программ.
- рост нагрузка на бюджет городского округа Саранск, создаваемый расходами на социальную поддержку отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг. Общий рост тарифов и изменение структуры потребления доходов населения приводят к росту доли бюджетных средств, направляемых на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг, в структуре бюджета муниципального образования.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Целями Программы являются повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов и обеспечение на этой основе улучшения эксплуатации жилищного фонда и комфортности проживания населения, сдерживание роста коммунальных платежей, сокращение бюджетных расходов, направляемых на социальную поддержку отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг.
Достижение поставленной цели базируется на основании имеющегося потенциала за счет рациональной взаимоувязанной реализации действующих целевых федеральных, региональных и муниципальных программ в области реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, решения задач по завершению к 2011 году оснащения многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Саранск, приборами учета потребления тепловой энергии, горячего водоснабжения, холодной воды, электроэнергии, природного газа, внедрения в сфере системы расчетов за потребленные коммунальные ресурсы по показаниям приборов учета.
В процессе реализации Программы предусматривается решение следующих задач:
- реализация политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
- обновление и расширение парка контрольно-измерительных приборов, компьютерного оборудования, программных продуктов и баз данных;
- обеспечение точности, достоверности и единства измерений объемов потребления коммунальных ресурсов;
- обеспечение эффективного использования коммунальных ресурсов в процессе потребления;
- снижение финансовой нагрузки на бюджет и население, связанной с оплатой коммунальных услуг;
мобилизация внебюджетных источников финансирования мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства.
Срок реализации программы - 2009-2011 годы.
3. Исполнители Программы
Исполнителями программы являются муниципальные предприятия городского округа Саранск ("Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района", "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района", "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района"), управляющие организации. Они занимаются выдачей технических условий на установку приборов учета, согласованием проектов, взаимодействуют с ресурсоснабжающими организациями по вопросам наладки и приему в эксплуатацию коллективных приборов учета.
Подрядчики по проектированию и внедрению программы определяются в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Система программных мероприятий
Комплексный подход к реализации Программы # выполнение ряда мероприятий. Их можно разделить на два блока, охватывающих ключевые вопросы сферы жилищно-коммунального хозяйства в части организации перехода на отпуск потребителям коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета.
Первый блок включает комплекс мероприятий по установке приборов учета потребления коммунальных ресурсов и узлов управления, созданию соответствующей региональной системы мониторинга и управления:
- обследование технического состояния систем энергоснабжения в городском округе Саранск;
- выполнения полного перечня работ по снижению потерь коммунальных ресурсов в многоквартирных домах с подготовкой необходимой проектно-сметной документации;
- разработка проектов по установке коллективных приборов учета потребления коммунальных услуг и узлов управления по многоквартирным домам;
- проведение анализа потребления энергоресурсов в многоквартирных домах;
- определение источника (источников) финансирования проекта;
- установка и введение в эксплуатацию общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии для целей отопления, горячего водоснабжения, холодной воды, электроэнергии, природного газа и узлов управления;
- заключение договоров на сервисное обслуживание коллективных приборов учета и узлов управления;
- определение организации (ий), осуществляющей (их) сбор данных качественных и объемных показателей потребления коммунальных ресурсов и создание соответствующих баз данных;
- разработка и приобретение необходимого программного обеспечения, компьютерного оборудования.
Второй блок представляет ключевые направления организации системы приборного учета, регулирования потребления и поставки коммунальных ресурсов, расчетов с потребителями, имеющие экономико-правовой характер:
- организационно-экономические мероприятия;
- регулирование организации предоставления коммунальных услуг.
Для успешной реализации Программы и динамического развития процесса установки приборов учета потребления коммунальных ресурсов и узлов управления (отопления, горячего водоснабжения, холодной воды, электроэнергии, природного газа) в многоквартирных домах необходимо:
- осуществить внедрение муниципальной системы мониторинга потребления коммунальных ресурсов на основе муниципальных информационных регистров и информационной базы данных качественных и объемных показателей потребления коммунальных ресурсов;
- установить для потребителей прогрессивные нормативы на потребление коммунальных услуг, обеспечивающие эффективность и целесообразность внедрения системы приборного учета;
- учитывать на практике экономически обоснованные затраты потребителей коммунальных ресурсов и услуг на реализацию Программы;
- сформировать механизм поддержки привлечения инвестиций на реализацию Программы;
- обеспечить эффективное использование средств, получаемых муниципальным образованием по Федеральному закону от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" на реализацию целей Программы;
- обеспечить включение в бюджет городского округа Саранск на протяжении действия всей Программы финансирование программных мероприятий в части обеспечения необходимой доли финансирования;
- при необходимости разработать и реализовать пилотные проекты по установке общедомовых приборов учета потребления энергоресурсов и узлов управления;
- ежегодно проводить актуализацию Программы.
В целях обеспечения выполнения заданий Программы следует сформировать нормативно-правовую базу для решения организационных, финансово-экономических и технических вопросов.
Необходимо разработать и ввести в действие нормативно-правовые акты, позволяющие:
- регламентировать органов# местного самоуправления, а также условия участия в Программе хозяйствующих субъектов;
- формализовать требования к коллективным (общедомовым) приборам учета, устанавливаемым в многоквартирных домах;
- утвердить порядок мониторинга потребления коммунальных ресурсов со стороны органов местного самоуправления;
- ввести в действие механизм мобилизации у хозяйствующих субъектов целевых внебюджетных средств для финансирования программы, образуемых за счет стоимости сэкономленных коммунальных ресурсов;
- установить для хозяйствующих субъектов, жителей многоквартирных домов меры дополнительной поддержки в части выполнения программных мероприятий (предоставление гарантий, оплата процентов, части процентов по банковским кредитам, субсидии отдельным категориям граждан и так далее);
- в 2009 году разработать нормативный акт, регламентирующий решение задачи поквартирного учета используемых коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение, холодная вода, электроэнергия, природный газ);
- решить вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области управления многоквартирными домами.
Кроме того, в рамках реализации Программы органы местного самоуправления могут разрабатывать и принимать отдельные нормативно-правовые акты по каждому виду коммунальных ресурсов, внедрению единой автоматизированной системы диспетчеризации и коммерческого учета коммунальных ресурсах# в многоквартирных домах. Данные документы должны конкретизировать отдельные положения Программы, содержать расчеты эффективности реализации ее мероприятий.
Администрация городского округа Саранск в течение месяца со дня официального опубликования Программы утверждает адресный список многоквартирных домов, которые планируется оборудовать общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, определяет количественную потребность в них, объем необходимых средств с указанием источников финансирования на установку коллективных приборов учета по каждому многоквартирному дому, сроки выполнения работ.
5. Механизм реализации Программы
Участие собственников помещений многоквартирных домов в реализации Программы носит заявительный характер. В программе могут участвовать многоквартирные дома, в которых:
- собственниками помещений в многоквартирном доме осуществлен выбор способа управления многоквартирным домом и выбранный способ реализован посредством управления товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо управления управляющей организацией;
- собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании принимают решение об установке общедомовых приборов учета и узлов управления коммунальных ресурсов;
- общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о порядке возмещения расходов на установку коллективных приборов учета и узлов управления (установление промежутка времени, в течение которого размер платы за энергоресурсы для населения рассчитывается исходя из установленных нормативов потребления, а расчеты с поставщиком ведутся по показаниям общедомового прибора учета). Данное решение принимается по каждому виду коммунальных услуг в том случае, если в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета энергоресурсов оборудованы менее 50 % помещений. При этом, если размер платы за коммунальную услугу для населения, рассчитанной исходя из установленных нормативов потребления, меньше фактической оплаты поставщику, произведенной по показаниям коллективного прибора учета, то разница будет компенсирована из бюджета городского округа Саранск. Если размер платы за коммунальную услугу для населения, рассчитанной исходя из установленных нормативов потребления, больше фактической оплаты поставщику, то разница направляется на возмещение затрат на установку общедомового прибора учета и узлов управления;
На основании обращений собственников помещений, товариществ собственников жилья, управляющих компаний Администрацией городского округа Саранск, муниципальными предприятиями городского округа Саранск ("Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района", "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района", "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района") определяется перечень многоквартирных домов и объем необходимых работ по установке коллективных приборов учета энергоресурсов и узлов управления.
В случае если количество обращений собственников помещений, товариществ собственников жилья, управляющих компаний превышает возможности муниципальных предприятий городского округа Саранск ("Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района", "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района", "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района") по финансированию Программы в текущий момент времени, то многоквартирные дома могут ранжироваться по ряду критериев (уровень самоорганизации собственников помещений в многоквартирном доме в отношении управления многоквартирным домом; доля собственников (голосов собственников), подавших голоса за решения об установке общедомовых приборов учета, от общего числа собственников помещений (голосов собственников) в многоквартирном доме; степень готовности многоквартирного дома к проведению работ по установке коллективных приборов учета энергоресурсов; финансовая дисциплина собственников помещений в многоквартирном доме и так далее).
6. Объемы и источники финансирования Программы
Общая потребность в финансовых средствах на установку общедомовых приборов и узлов управления в многоквартирных домах рассчитана исходя из средней стоимости одного прибора учета тепловой энергии для целей отопления в размере 73 тыс. руб., стоимости одного прибора учета потребления горячей воды в размере 43 тыс. руб., стоимости одного прибора учета объема потребления холодной воды в размере 33 тыс. руб., стоимости одного прибора учета объема потребления электроэнергии в размере 8 тыс. руб., стоимости одного прибора учета объема потребления природного газа в размере 61 тыс. руб. с НДС и затратами на строительно-монтажные работы (Таблица 2).
Таблица 2 - Потребность финансовых средств на установку узлов учета
Наименование коммунального ресурса |
Количество многоквартирных домов, в которых необходимо установить приборы учета, ед. |
Количественная потребность в узлах учета, ед. |
Стоимость установки одного узла учета, тыс. руб. |
Потребность в финансовых средствах, тыс. руб. |
Тепловая энергия для целей отопления |
565 |
565 |
73 |
41245 |
Горячее водоснабжение |
253 |
253 |
43 |
10879 |
Холодное водоснабжение |
801 |
801 |
33 |
26433 |
Электроэнергия |
0 |
0 |
8 |
0 |
Природный газ |
1930 |
1930 |
61 |
117730 |
Итого |
218 |
196287 |
||
Стоимость адаптера для дистанционной передачи показаний |
17 |
|||
Стоимость оборудования центрального диспетчерского пункта, находящегося в управляющей организации |
80 |
Источниками финансирования программы являются
- средства собственников жилых помещений, средства муниципальных предприятий городского округа Саранск ("Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района", "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района", "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района");
- средства управляющих организаций;
- средства, предусмотренные муниципальной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов городского округа Саранск;
- средства собственников помещений (не более 5 % стоимости приборов учета и узлов управления).
Ряд многоквартирных домов, будет оборудован общедомовыми приборами учета потребления коммунальных услуг и узлами управления за счет средств, предусмотренных муниципальной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов городского округа Саранск, разработанной в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Источниками ее финансирования являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства бюджета республики# Мордовия, средства бюджета городского округа Саранск, средства собственников жилых помещений.
7. Ожидаемые конечные результаты
В период 2009-2011 годы предусматривается обеспечить 100 % оборудования многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Саранск, приборами учета потребления коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, электроэнергии) и соответствующими узлами управления.
Общие затраты на эти цели составляют 196,3 млн. руб. с НДС и строительно-монтажными работами (без учета стоимости узлов управления).
Приборный учет дает возможность зафиксировать реально потребленное количество энергоносителей, которое, как правило, значительно ниже расчетного. Это позволит сократить расходы собственников и нанимателей помещений на оплату коммунальных услуг. Кроме того, произойдет снижение бюджетных расходов на поддержку отдельных категорий граждан.
Мониторинг и управление потреблением коммунальных ресурсов предусматривается организовать из единого центра, имеющего территориальную распределенную программно-аппаратную инфраструктуру.
Создание системы мониторинга и управления потреблением коммунальных ресурсов позволит получить следующие основные экономические эффекты для исполнителей коммунальных услуг и поставщиков коммунальных ресурсов:
- достоверность и оперативность данных по объему и параметрам потребляемых коммунальных ресурсов, используемых для расчетов с потребителями коммунальных ресурсов;
- сокращение потерь и повышение качества предоставления коммунальных ресурсов потребителям;
- оперативное устранение нештатных ситуаций в инженерно-коммунальных сетях;
- оптимизация инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса.
8. Система организации и контроля за выполнением программы
Контроль за ходом реализации программы осуществляет Администрация городского округа Саранск. Исполнители программных мероприятий предоставляют информацию о ходе реализации Программы в порядке, определяемом заказчиком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 26 декабря 2008 г. N 241 "Об утверждении программы поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009 - 2011 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газетах "Вечерний Саранск" от 29 декабря 2008 г. (спецвыпуск) и "Вечерний Саранск" от 6 января 2009 г. N 1