Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 1 апреля 2004 г. N 3-6/2004
(извлечение)
Верховный Суд Республики Мордовия рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранск дело по заявлению Прокурора Республики Мордовия о признании постановления Правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2001 г. N 53 (в ред. от 25 января 2002 г. N 47) "Об утверждении положения о поощрении работников бюджетной сферы за экономию энергетических ресурсов и об ответственности за перерасход энергетических ресурсов" и утвержденного им Положения о поощрении работников бюджетной сферы за экономию энергетических ресурсов и об ответственности за перерасход энергетических ресурсов противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня вступления в силу решения суда, установил:
Прокуратура Республики Мордовия обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании постановления Правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2001 г. N 53 (в ред. от 25 января 2002 г. N 47) "Об утверждении положения о поощрении работников бюджетной сферы за экономию энергетических ресурсов и об ответственности за перерасход энергетических ресурсов" и утвержденного им Положения о поощрении работников бюджетной сферы за экономию энергетических ресурсов и об ответственности за перерасход энергетических ресурсов, опубликованных в газете "Известия Мордовии" 9 сентября 2003 г., противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня вступления в силу решения суда, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный акт противоречит статьям 129, 132, 192 и 238 Трудового кодекса РФ, а также положением Бюджетного Кодекса РФ.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Мордовия Г. поддержал требования по изложенным в заявлении основаниям и дополнительно объяснил, что оспариваемое постановление, по мнению прокуратуры, принято в рамках полномочий Правительства Республики Мордовия.
Представитель Правительства Республики Мордовия Б. заявление прокурора не признал и объяснил, что постановление принято в рамках полномочий Правительства Республики Мордовия и нормам Трудового и Бюджетного кодексов не противоречит.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в силу части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Судом установлено, что постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2001 г. N 53 было утверждено Положение о поощрении работников бюджетной сферы за экономию энергетических ресурсов и об ответственности за перерасход энергетических ресурсов, которые опубликованы в газете "Известия Мордовии" от 9 сентября 2003 г. 25 января 2002 г. в пункт 3.1 Положения были внесены дополнения.
Из содержания оспариваемого нормативного акта следует, что он регулирует трудовые отношения работников бюджетных организаций по вопросам выплаты им премии за экономию энергетических ресурсов, то есть в части стимулирующих выплат (пункты 1.1 - 4.8), и по вопросам дисциплинарной и материальной ответственности этих же работников за перерасход энергетических ресурсов (пункт 5.1).
В соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ принятие законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, а также виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, относится к ведению федеральных органов государственной власти.
Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе в принципе производить правовое регулирование по указанным выше правоотношениям, что в данном случае было сделано в пункте 5.1 оспариваемого Положения.
Кроме того, в соответствии с пунктом "б" части 1, пунктом "н" части 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичные полномочия Государственного Собрания Республики Мордовия предусмотрены Законом Республики Мордовия "О правовых актах Республики Мордовия". В соответствии с частью 1, пунктом 13 части 4 статьи 9 указанного закона вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия и законами Республики Мордовия к ведению и полномочиям Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации, регулируются законом, который принимается Государственным Собранием Республики Мордовия.
Кроме того, в силу части 2 статьи 144 Трудового кодекса РФ порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других), в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Таким образом, Республика Мордовия как субъект Российской Федерации вправе устанавливать на территории Республики Мордовия стимулирующие выплаты работникам только тех бюджетных организаций, которые финансируются за счет республиканского бюджета, и по указанным вопросам должны приниматься соответствующие законы.
Довод представителя Правительства Республики Мордовия в той части, что постановление принято правительством в рамках имеющихся у него полномочий, определяемых по остаточному принципу, поскольку это не относится к полномочиям Государственного Собрания Республики Мордовия, опровергается положениями указанных выше законов.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства Республики Мордовия и утвержденное им Положение приняты с нарушением предмета ведения в части и с превышением полномочий органа исполнительной власти.
Поскольку установленные судом нарушения являются безусловным и самостоятельным основанием для признания такого нормативного акта противоречащим федеральному закону, суд не входит в обсуждение изложенных в заявлении прокурора доводов о противоречии оспариваемых им постановления и положения Трудовому кодексу РФ и Бюджетному кодексу РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с тем, что с момента принятия и до вынесения судом решения оспариваемое постановление Правительства Республики Мордовия и утвержденное им Положение фактически применялись, соответствующие премии работникам выплачивались, что подтверждается объяснениями представителя Правительства Республики Мордовия, суд признает постановление и утвержденное им Положение недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление прокурора Республики Мордовия удовлетворить.
Признать постановление Правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2001 г. N 53 "Об утверждении положения о поощрении работников бюджетной сферы за экономию энергетических ресурсов и об ответственности за перерасход энергетических ресурсов" и утвержденное им Положение о поощрении работников бюджетной сферы за экономию энергетических ресурсов и об ответственности за перерасход энергетических ресурсов недействующими со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.
Председательствующий |
Н.В. Демидчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 1 апреля 2004 г. N 3-6/2004 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был