Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 19 мая 2005 г. N 3-8/05
(извлечение)
Верховный Суд Республики Мордовия, рассмотрев в открытом судебном заседании от 19 мая 2005 года в городе Саранск гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующим Постановления Правительства Республики Мордовия от 28 января 2005 года N 17 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Мордовия", установил:
представитель Г. - С. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании указанного постановления Правительства Республики Мордовия недействующим с 1 марта 2005 года, ссылаясь на то, что со дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации - к компетенции Правительства Российской Федерации.
По утверждению представителя заявительницы сохранение действия указанного постановления Правительства Республики Мордовия создает угрозу нарушения права Г. на получение субсидии на оплату занимаемого жилого помещения и коммунальных услуг. В частности, в соответствии с оспариваемым постановлением ей может быть отказано в предоставлении субсидии, если она не будет иметь в течение расчетного периода доходов или статуса безработной (л.д. 3, 26).
В судебное заседание Г. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена судебной повесткой своевременно и надлежаще (л.д. 44), об уважительных причинах своей неявки суд не известила и просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 25).
В судебном заседании представитель Г. - С. заявление поддержал по тем же самым основаниям.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Мордовия Б. относительно заявления Г. возразила, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление было принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, выслушав заключение прокурора Б., полагавшей необходимым удовлетворить заявление Г. частично и признать пункт 1 оспариваемого постановления Правительства Республики Мордовия недействующим со дня его утверждения, Верховный Суд Республики Мордовия приходит к нижеследующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
По вопросам жилищного законодательства, в том числе по вопросам предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, издавался Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", статья 15.4 которого предоставляла органам государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливать порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации.
Во исполнение статьи 15.4 указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно пункту 16 которого условия и порядок предоставления субсидий гражданам, совершеннолетние трудоспособные члены семьи которых не имели в течение расчетного периода доходов от трудовой, индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы, могли устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации Постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 января 2005 года утвержден Порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Мордовия (пункт 1).
Текст данного постановления и утвержденного им Порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Мордовия, носящего нормативный характер, опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии", 4 февраля 2005 года, N 16.
Таким образом, оспариваемое постановление было принято Правительством Республики Мордовия в пределах компетенции органов государственной власти Республики Мордовия в области жилищных отношений.
Однако с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации и в связи с этим Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", на основании которого были приняты вышеуказанные постановления органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Мордовия, признан утратившим силу (Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом основания и условия предоставления гражданам субсидий, в том числе категории граждан, которые имеют право на предоставление субсидии, предусмотрены непосредственно в самом Жилищном кодексе Российской Федерации (статья 159).
Следовательно, с 1 марта 2005 года - со дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и не относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Исходя из требований данных законодательных актов Порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Мордовия, утвержденный пунктом 1 Постановления Правительства Республики Мордовия от 28 января 2005 года N 17, не подлежит с 1 марта 2005 года применению как противоречащий с указанного времени Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью второй статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с этим с 1 марта 2005 года - со дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействующим Порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Мордовия, утвержденный пунктом 1 Постановления Правительства Республики Мордовия от 28 января 2005 года N 17. При этом, признавая указанный Порядок недействующим, суд исходит из оправданных опасений Г., владеющей на праве собственности квартирой в Республике Мордовия и имеющей намерение получать субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, к тому, что сохранение действия данного Порядка может создать угрозу нарушения ее права на получение субсидии.
Вместе с тем заявление Г. в части ее требований о признании недействующими пунктов 2-4 оспариваемого постановления является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемые в этой части положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В частности, пункт 2 оспариваемого постановления не носит нормативного характера, а носит лишь характер рекомендации городским муниципальным образованиям. Пункты 3 и 4 оспариваемого постановления, которыми соответственно признаны утратившими силу ряд постановлений Правительства Республики Мордовия и определено время вступления оспариваемого постановления в силу, сами по себе не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В связи с рассмотрением данного дела в суде первой инстанции подлежит разрешению вопрос о распределении судебных расходов.
Как следует из материалов дела, заявление Г. оплачено государственной пошлиной в размере 100 рублей (л.д. 2). При этом уплаченная заявительницей пошлина соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, согласно которому при подаче физическим лицом заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц уплачивается государственная пошлина в размере 100 рублей.
В силу положений части первой статьи 98 ГПК РФ во взаимосвязи со статьей 246 настоящего Кодекса заявительнице должны быть возмещены расходы на оплату государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных судом требований. И поскольку требования заявительницы подлежат по существу удовлетворению в части признания недействующим одного из четырех пунктов оспариваемого постановления, постольку Г. могут быть возмещены расходы на оплату государственной пошлины в размере 25 рублей (100/4).
Указанные расходы подлежат присуждению с Правительства Республики Мордовия, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт и обладающего в силу пункта 5 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 года N 42-З "О Правительстве Республики Мордовия" правами юридического лица.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Мордовия решил:
заявление Г. о признании недействующим Постановления Правительства Республики Мордовия от 28 января 2005 года N 17 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Мордовия" удовлетворить частично.
Признать недействующим и не подлежащим применению с 1 марта 2005 года Порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Мордовия, утвержденный пунктом 1 Постановления Правительства Республики Мордовия от 28 января 2005 года N 17. В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Взыскать с Правительства Республики Мордовия в пользу Г. 25 (двадцать пять) рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 19 мая 2005 г. N 3-8/05 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании