Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 14 апреля 2006 г. N 3-8/2006
(извлечение)
Верховный Суд Республики Мордовия, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранск гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Республики Мордовия об оспаривании подпункта 1 пункта 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 30 января 2006 года "О внесении изменений в Положение об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Мордовия", установил:
17 июня 2005 года Правительством Республики Мордовия принято постановление N 230 "Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Мордовия" (л.д. 6-18), в которое постановлением от 30 января 2006 года N 19 внесены изменения (л.д. 5).
Первоначальный текст постановления опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" 24 июня 2005 года (л.д. 32), изменения в этом же печатном издании 3 февраля 2006 N 17-2 (л.д. 20).
И.о. прокурора Республики Мордовия Б. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании подпункта 1 пункта 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 30 января 2006 года "О внесении изменений в Положение об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Мордовия" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий со дня его вступления в законную силу.
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемым им положением постановления Правительства Республики Мордовия специалистам и руководящим работникам за работу в учреждениях начального профессионального образования, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, существенно уменьшен размер тарифных ставок (окладов) по сравнению с работниками иных образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, а также по сравнению с размером тарифных ставок (окладов), которые устанавливались им по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В связи с этим, прокурор считает нарушенными положения статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации о равных возможностях каждого для реализации своих трудовых прав, и недопустимости ограничения в трудовых правах и свободах или получения каких-либо преимуществ независимо от социального и должностного положения, места жительства, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Также указывает, что оспариваемые нормы противоречат части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В судебном заседании Е. и Б. от имени прокурора Республики Мордовия заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании В. от имени Правительства Республики Мордовия относительно заявления прокурора возразила и просила суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что фактически для работников всех учреждений образования, расположенных в сельской местности, установлены равные условия оплаты труда, и статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не нарушена.
Также не согласна с выводом о нарушении требования части второй статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ, поскольку данная норма устанавливает два критерия оплаты труда, которые с 1 января 2005 года не могут быть уменьшены: размер и условия.
Размер тарифной ставки работников учреждений начального профессионального образования в настоящее время выше ее размера в декабре 2004 года, а коэффициент повышения тарифной ставки не относится к условиям оплаты труда.
Кроме того, понижение коэффициента с 25% до 4,2% было компенсировано установлением дополнительной выплаты из фонда стимулирования учреждения, плановый размер которого составляет 20 процентов от планового размера фонда гарантированных выплат.
Изменение размера вышеуказанного коэффициента не носит произвольного характера и является обоснованным.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, и выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявление прокурора по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Прокурором оспариваются отдельные положения постановления Правительства Республики Мордовия "Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Мордовия".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" материально-техническое и финансовое обеспечение вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 26.3 названного закона по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты.
По вопросу оплаты труда работников государственных учреждений принят Закон Республики Мордовия от 1 декабря 2004 года N 88-З "Об основах организации оплаты труда работников государственных учреждений Республики Мордовия" (с изменениями от 29 сентября 2005 года), в соответствии со статьей 4 которого Правительство Республики Мордовия в сфере организации оплаты труда работников государственных учреждений утверждает положения об оплате труда работников государственных учреждений по видам экономической деятельности, в том числе условия и порядок применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других), включая оплату труда в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Таким образом, оспариваемое прокурором постановление принято Правительством Республики Мордовия в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий исполнительного органа республики.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 июня 2005 N 230 "Об оплате труда работников государственных учреждений" утверждено Положение об оплате труда работников государственных учреждений образования в Республике Мордовия. В соответствии с пунктом 21 Положения специалистам и руководящим работникам за работу в учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, предусматривалось повышение тарифных ставок (окладов) на 25%.
После внесения изменений в указанный нормативный акт процент повышения тарифной ставки специалистам и руководящим работникам за работу в учреждениях начального профессионального образования, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа снизился с 25% до на 4,2 %.
Суд считает, что оспариваемая прокурором норма правового акта противоречит части 2 статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно данной норме Федерального закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Исходя их этого, установленные по состоянию на 31 декабря 2004 года для работников государственных учреждений образования повышенные должностные оклады за работу в сельской местности, не могли быть уменьшены.
Ссылка представителя Правительства Республики Мордовия на то, что коэффициент повышения тарифной ставки не относится к условиям оплаты труда, не может быть принята во внимание, поскольку является очевидным то обстоятельство, что выплата повышенной тарифной ставки в связи с работой в сельской местности относится к условиям оплаты труда.
Кроме того, указывая, что статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает в числе условий оплаты труда коэффициент повышения тарифной ставки, представитель Правительства Республики Мордовия не учитывает структуру указанной нормы, которая предусматривает примерный, а не исчерпывающий перечень условий оплаты труда. Вместе с тем, суд считает, что повышение тарифной ставки за определенные условия труда, в частности, за работу в сельской местности, относится к таким стимулирующим выплатам, как надбавки и доплаты.
Довод представителя Правительства Республики Мордовия о том, что понижение коэффициента повышения тарифной ставки с 25% до 4,2% было компенсировано установлением дополнительной выплаты из фонда стимулирования учреждения, плановый размер которого составляет 20 процентов от планового размера фонда гарантированных выплат, также не может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предусмотренная по состоянию на 31 декабря 2004 года надбавка к тарифной ставке в размере 25% за работу в сельской местности носила постоянный характер, поскольку выплачивалась ежемесячно независимо от показателей работы и других обстоятельств.
Выплата премии за особые условия труда в сельской местности из фонда стимулирования организаций производится, как это следует из абзаца третьего пункта 3 Положения о порядке формирования фонда стимулирования учреждений начального профессионального образования, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 января 2006 года N 20, по результатам выполнения социально-экономических показателей. Кроме того, в силу пункта 8 указанного Положения определение размера указанной премии производится в зависимости от степени эффективности выполнения работы специалисту учреждения начального профессионального образования - руководителем данного учреждения, руководящему работнику - исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия.
Указанные условия выплаты премии свидетельствуют о том, что она носит не постоянный характер, и как выплата премии, так и ее размер, зависят от многих факторов: результатов выполнения социально-экономических показателей, степени эффективности выполнения работы отдельным специалистом и порядка выплаты премии, предусмотренного в конкретном учреждении.
При таких обстоятельствах нельзя считать выплату данной премии компенсацией предусмотренной ранее постоянной надбавки к тарифной ставке.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемая прокурором норма фактически применялась, суд признает ее недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с Правительства Республики Мордовия должна быть взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия решил:
заявление и.о. прокурора Республики Мордовия удовлетворить.
Признать недействующим подпункт 1 пункта 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 30 января 2006 года "О внесении изменений в Положение об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Мордовия" со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Правительства Республики Мордовия государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании "Известия Мордовии".
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 14 апреля 2006 г. N 3-8/2006 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании