Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 23 июня 2008 г. N 3-14/2008
Верховный Суд Республики Мордовия, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению прокурора Республики Мордовия об оспаривании отдельных положений Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2008 года N 4-3 "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия, установил:
15 февраля 2008 года Государственным Собранием Республики Мордовия принят Закон Республики Мордовия "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия".
Текст закона опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" 22 февраля 2008 года (л.д. 33-37).
Прокурор Республики Мордовия обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании абзацев четвертого и пятого пункта 2 и абзаца второго пункта 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2008 года N 4-З "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявления прокурор указал, что абзацы четвертый и пятый пункта 2 и абзац второй пункта 3 статьи 9 указанного закона, предусматривающие предоставление из Республиканского фонда софинансирования расходов субсидий соответственно бюджетам муниципальных районов и городского округа для софинансирования расходных обязательств на выплату дотаций поселениям и софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения в зависимости от розничной реализации на их территории алкогольной продукции, произведенной на территории Республики Мордовия, противоречат Федеральному закону "О защите конкуренции", что заключается в следующем.
Указанные нормы, по мнению прокурора, направлены на поддержку производителей алкогольной продукции, осуществляющих свою деятельность на территории республики, что свидетельствует о предоставлении преимущества отдельным хозяйствующим субъектам в нарушение положений статей 19 и 20 Федерального закона "О защите конкуренции", определяющими основания и порядок предоставления государственной помощи.
Кроме того, Законом Республики Мордовия "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия" создаются условия для недобросовестной конкуренции, признаки которой определены пунктом 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции". Так, в целях получения субсидий из Республиканского фонда софинансирования расходов должностные лица органов местного самоуправления будут принимать весь комплекс мер по реализации на своей территории алкогольной продукции, произведенной именно на территории республики.
Также прокурор указывает, что часть первая статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает запрет на принятие актов и осуществление действий (бездействия) органами государственной власти субъектов Российской федерации, если они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В судебном заседании Ю.И. Фадеев от имени прокурора Республики Мордовия заявление поддержал по изложенным в нем основаниям и дополнительно объяснил, что в целях получения соответствующей субсидии органы местного самоуправления будут использовать все предоставленные им законом полномочия в сфере контроля за оборотом алкогольной продукции для увеличения продажи на своей территории алкоголя, производимого в республике, в результате чего отдельным хозяйствующим субъектам будут предоставляться различные преимущества.
В судебном заседании Н. от имени Государственного Собрания Республики Мордовия относительно заявления прокурора возразила и просила суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, Верховный Суд Республики Мордовия отказывает в удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Прокурором оспариваются отдельные положения Закона Республики Мордовия "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия", регулирующие вопросы предоставления субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты бюджетного законодательства Российской Федерации не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий местными бюджетами из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе и из Республиканского фонда софинансирования расходов, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые прокурором положения Закона Республики Мордовия "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия" приняты Государственным Собранием Республики Мордовия в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий законодательного органа республики.
В соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 2, абзацем вторым пункта 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2008 года N 4-З "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия" из Республиканского фонда софинансирования расходов бюджетам муниципальных районов и бюджету городского округа предоставляются субсидии соответственно: для софинансирования расходных обязательств по предоставлению дотации поселениям, выплачиваемые в зависимости от розничной реализации на их территории алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25%, произведенной на территории Республики Мордовия; для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, выплачиваемых в зависимости от розничной реализации на территории района алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25%, произведенной на территории Республики Мордовия.
Оспаривая указанные положения республиканского закона, прокурор исходит из того, что, во-первых, данными положениями Закона Республики Мордовия отдельным хозяйствующим субъектам со стороны Республики Мордовия оказывается государственная помощь, законные основания для предоставления которой перечислены в части 1 статьи 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и в данном случае отсутствуют; во-вторых, нарушен и сам порядок предоставления государственной помощи, определенный статьей 20 указанного Федерального закона.
Суд считает, что изложенные в заявлении прокурора доводы не свидетельствуют о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству.
Под государственной помощью в Федеральном законе "О защите конкуренции" (подпункт 20 статьи 4) понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Из содержания изложенной нормы следует, что государственная помощь может быть предоставлена хозяйствующим субъектам, предоставляют её органы исполнительной власти, формами предоставления преимуществ являются передача имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Между тем согласно положениям закона, которые прокурор просит признать недействительными, получателями субсидии из Республиканского фонда софинансирования расходов являются не отдельные хозяйствующие субъекты, а муниципальные бюджеты. Оспариваемые прокурором нормы регулируют межбюджетные отношения, участниками которых в соответствии со статьей 2 Закона Республики Мордовия "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия" являются органы государственной власти Республики Мордовия, органы местного самоуправления поселений в Республике Мордовия, органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Мордовия, органы местного самоуправления городского округа в Республике Мордовия.
Оспариваемые прокурором межбюджетные субсидии выделяются на основании части 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не создают условий и не являются правовым основанием для получения непосредственно хозяйствующими субъектами преимуществ в денежной форме за счет средств республиканского бюджета.
Из изложенного следует, что субсидии, предусмотренные оспариваемыми прокурором положениями Закона Республики Мордовия, не подпадают под установленные Федеральным законом критерии государственной помощи, таковой не являются, имеют иные, чем предусмотренные статьей 19 Федерального закона "О защите конкуренции" основания предоставления и отличных от установленного Федеральным законом получателей, адресатов предоставляемых из бюджета Республики Мордовия денежных средств.
В связи с этим является неправильным и вывод прокурора о том, что нормами республиканского закона нарушается установленный статьей 20 Федерального закона порядок предоставления государственной помощи.
Ссылка прокурора на создание Законом условий для недобросовестной конкуренции также отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Поскольку хозяйствующий субъект - это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, то законодательное регулирование межбюджетных отношений, к участникам которых, как указывалось выше, хозяйствующие субъекты не относятся, само по себе не может расцениваться как создающее условия для недобросовестной конкуренции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции"
Предположение прокурора о том, что в целях получения субсидий из Республиканского фонда софинансирования расходов должностные лица органов местного самоуправления будут принимать весь комплекс мер по реализации на своей территории алкогольной продукции, произведенной именно в республике, также не может явиться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в этом случае правовому анализу на соответствие законодательству о конкуренции будут подлежать конкретные действия (бездействие), нормативные акты органов местного самоуправления.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия решил:
заявление Прокурора Республики Мордовия о признании абзацев четвертого и пятого пункта 2 и абзаца второго пункта 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2008 года N 4-З "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 23 июня 2008 г. N 3-14/2008
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании