Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 21 декабря 2005 г. N 3-24/2005
Верховный Суд Республики Мордовия установил:
24 февраля 2005 года Правительством Республики Мордовия принято постановление N 51 "О порядке предоставления организациям субсидии на развитие производства из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2005 году".
Первоначальный текст постановления опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" 1 марта 2005 года.
Исполняющий обязанности прокурора Республики Мордовия А.М. Базин обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании противоречащими федеральному закону, недействующими и не влекущими правовых последствий со дня принятия судом решения положений пункта 2 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 февраля 2005 года N 51 "О порядке предоставления организациям субсидии на развитие производства из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2005 году", подпункта "а" пункта 3 указанного Порядка.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что положения подпункта "а" пункта 3 указанного Порядка, предусматривающие, что субсидии на развитие производства предоставляются организациям при наличии соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, заключенного между организацией, претендующей на получение субсидии, и Правительством Республики Мордовия или органом исполнительной власти Республики Мордовия, которому делегировано это право, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и, тем самым, противоречат статьям 7 и 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Пункт 2 постановления Правительства, которым предложено Главам муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и города Саранска разработать и утвердить аналогичный порядок предоставления организациям субсидий на развитие производства из местных бюджетов, по мнению прокурора, также противоречит указанным нормам федерального закона.
В судебном заседании О.В. Горин от имени Прокурора Республики Мордовия заявление поддержал по тем же основаниям, просил суд его удовлетворить и признать оспариваемые положения недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Т.Н. Бредихина от имени прокурора Республики Мордовия заявление поддержала по тем же основаниям и дополнительно указала, что пункт 2 постановления ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного бюджета.
В судебном заседании П. от имени Правительства Республики Мордовия относительно заявления прокурора возразил и просил суд в его удовлетворении отказать.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, и выслушав заключение помощника прокурора Республики Мордовия Т.Н. Бредихиной, полагавшей заявление прокурора подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Мордовия находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что одной из форм предоставления бюджетных средств являются субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 101-З "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2005 год" (статья 35) предусмотрено предоставление субсидий организациям на развитие производства из республиканского бюджета.
Порядок предоставления этих субсидий в соответствии со статьей 36 указанного Закона устанавливается Правительством Республики Мордовия.
Таким образом, из содержания изложенных норм следует, что Порядок предоставления организациям субсидии на развитие производства из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2005 году принят в рамках полномочий органа исполнительной власти республики.
Подпунктом "а" пункта 3 Порядка предоставления организациям субсидии на развитие производства из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2005 году предусмотрено, что субсидии на развитие производства предоставляются организациям при наличии соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, заключенного между организацией, претендующей на получение субсидии, и Правительством Республики Мордовия или органом исполнительной власти Республики Мордовия, которому делегировано это право.
Суд считает, что данная норма создает дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и, тем самым, противоречит статье 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Изложенный вывод следует из того, что получение субсидий на развитие производства фактически зависит не от общих для всех претендентов экономических и производственных критериев, а от заключения между организацией, претендующей на получение субсидии, и Правительством Республики Мордовия или органом исполнительной власти Республики Мордовия, которому делегировано это право, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве.
При этом суд учитывает то обстоятельство, что нормативный акт, регулирующий порядок заключения такого соглашения, отсутствует. Данное обстоятельство позволяет произвольно решать вопрос о заключении или об отказе в заключении указанного соглашения и его условий.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
В этой связи оспариваемое положение постановления Правительства Республики Мордовия противоречит указанному Федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
Наличие в Законе Республики Мордовия "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2005 год" аналогичной нормы не имеет значения при разрешении данного дела, поскольку судом проверяется соответствие постановления федеральному закону, а не закону субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 февраля 2005 года N 51 "О порядке предоставления организациям субсидии на развитие производства из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2005 году" Главам муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и города Саранска предложено разработать и утвердить аналогичный порядок предоставления организациям субсидий на развитие производства из местных бюджетов в 2005 году.
Разрешая заявленные прокурором требования в этой части, суд исходит из того, что в силу части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, в силу положений федерального закона вопрос об определении порядка предоставления субсидии из местного бюджета может быть разрешен только в указанных выше нормативных актах, предусматривающих предоставление таких субсидий, к числу которых постановление Правительства не относится.
При таких обстоятельствах, суд считает, что данная норма принята Правительством Республики Мордовия с нарушением полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного, пункт 2 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 февраля 2005 года N 51 "О порядке предоставления организациям субсидии на развитие производства из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2005 году" и подпункт "а" пункта 3 Порядка предоставления организациям субсидии на развитие производства из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2005 году", утвержденного указанным постановлением, подлежат признанию недействующими как противоречащие Закону РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Бюджетному кодексу РФ, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из того, что оспариваемые прокурором нормы действовали и фактически применялись, суд признает их недействующими со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с Правительства Республики Мордовия должна быть взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия решил:
заявление прокурора Республики Мордовия удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункт 2 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 февраля 2005 года N 51 "О порядке предоставления организациям субсидии на развитие производства из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2005 году" и подпункт "а" пункта 3 Порядка предоставления организациям субсидии на развитие производства из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2005 году", утвержденного указанным постановлением.
Взыскать с Правительства Республики Мордовия государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании "Известия Мордовии".
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
Н.В. Демидчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 21 декабря 2005 г. N 3-24/2005
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании