Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 25 июня 2008 г. N 3-16/2008
(извлечение)
Верховный Суд Республики Мордовия, рассмотрев в открытом судебном заседании от 25 июня 2008 года в городе Саранск гражданское дело по заявлению прокурора Республики Мордовия о признании недействующим второго предложения части 1 пункта 11 Положения о Республиканской службе Республики Мордовия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 января 2008 года N 15, установил:
прокурор Республики Мордовия С. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующим пункта 11 Положения о Республиканской службе Республики Мордовия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 января 2008 года N 15.
В обоснование заявления прокурор указал на то, что согласно пункту 11 оспариваемого Положения в состав коллегии, образуемой в указанной Службе, в установленном порядке могут включаться по согласованию представители иных органов исполнительной власти, научно-исследовательских и иных организаций.
Между тем в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" деятельность по обеспечению полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должна осуществляться только государственными гражданскими служащими.
По утверждению прокурора, исходя из того, что указанная Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, включение в состав ее коллегии представителей научно-исследовательских и иных организаций противоречит федеральному законодательству.
В связи с этим прокурор просил суд признать пункт 11 оспариваемого Положения противоречащим федеральному законодательству (л.д.1-2).
В дополнительном заявлении исполняющий обязанности прокурора Республики Мордовия Б. уточнил предъявленные требования, и просил суд признать противоречащим федеральному законодательству только второе предложение части 1 пункта 11 оспариваемого Положения (л.д.15-16).
В письменных возражениях представитель Правительства Республики Мордовия - Ч. указала на то, что оспариваемое Положение федеральному законодательству не противоречит, поскольку образуемая в составе указанной Службы коллегия не является органом государственной власти, а является совещательным органом, ее решения носят рекомендательный характер, и члены коллегии не обязаны замещать должности государственной гражданской службы (л.д.18-19).
В судебном заседании помощник прокурора Республики Мордовия Б. заявление прокурора поддержала по тем же самым основаниям.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Мордовия - Ч. относительно заявления прокурора возразила по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, Верховный Суд Республики Мордовия приходит к нижеследующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации охрана окружающей среды, как и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "д", "н" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
По указанным предметам совместного ведения были изданы Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", а также Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" Российская Федерация передала органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление поименованных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов.
В связи с этим Указом Главы Республики Мордовия от 29 декабря 2007 года N 241-УГ с 1 января 2008 года была образована Республиканская служба Республики Мордовия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, отнесенная к числу исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия.
Во исполнение данного Указа Главы Республики Мордовия Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 января 2008 года N 15 "Вопросы Республиканской службы Республики Мордовия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" было утверждено Положение об указанной Службе.
Указанное постановление, которым было утверждено оспариваемое Положение, принято Правительством Республики Мордовия в пределах компетенции органов государственной власти Республики Мордовия в области охраны окружающей среды. При этом указанное постановление принято Правительством Республики Мордовия в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 5 статьи 21 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 года N 42-З "О Правительстве Республики Мордовия", в соответствии с которым Положения о министерствах и иных исполнительных органах государственной власти Республики Мордовия утверждаются Правительством Республики Мордовия.
По своей форме нормативный правовой акт был принят Правительством Республики Мордовия в виде постановления, что отвечает требованиям пункта 2 статьи 28 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 года N 42-З "О Правительстве Республики Мордовия", согласно которым правовые акты Правительства Республики Мордовия, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Мордовия.
Текст данного постановления и утвержденного им Положения об указанной Службе, носящего нормативный характер, опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии", 1 февраля 2008 года, N 15-5, что отвечает требованиям пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года N 10-З "О правовых актах Республики Мордовия", согласно которым официальным опубликованием нормативного правового акта Республики Мордовия может считаться первая публикация полного текста соответствующего нормативного правового акта Республики Мордовия в печатном издании "Известия Мордовии".
Таким образом, указанное постановление, которым было утверждено оспариваемое Положение, принято и опубликовано в установленном законодательством порядке, а, следовательно, оно может являться предметом судебной проверки, осуществляемой по правилам главы 24 ГПК РФ - по правилам, установленным для рассмотрения и разрешения дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.
Как следует из материалов дела, по данным правилам прокурор просит признать противоречащим федеральному законодательству второе предложение части 1 пункта 11 оспариваемого Положения, согласно которому в состав коллегии, образуемой в Республиканской службе Республики Мордовия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в установленном порядке могут включаться по согласованию представители иных органов исполнительной власти, научно-исследовательских и иных организаций. При этом по существу прокурор оспаривает только возможность включения в состав коллегии представителей научно-исследовательских и иных организаций. Доводов и мотивов своего несогласия относительно возможности включения в состав коллегии представителей иных органов исполнительной власти прокурором не приведено.
Однако противоречия оспариваемых положений нормативного правового акта Республики Мордовия положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" судом не установлено.
Часть 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на которую прокурор ссылался как на правовое основание своих требований, определяет лишь понятие государственной гражданской службы Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Между тем, данная норма федерального закона сама по себе не содержит запрета и не исключает возможности включения представителей гражданского общества в состав совещательных органов, образуемых при органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а обратное суждение прокурора основано на неправильном истолковании федерального закона.
Тем более, что в соответствии с пунктом 11 оспариваемого Положения образуемая коллегия является совещательным органом Республиканской службы Республики Мордовия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, и ее решения носят рекомендательный характер.
Указанные положения, как и оспариваемые прокурором положения о возможности включения в состав коллегии представителей иных органов исполнительной власти, научно-исследовательских и иных организаций, должны толковаться системно, а не раздельно.
Из этих взаимосвязанных положений следует, что образуемая в составе указанной Службы коллегия не является органом государственной власти Республики Мордовия, к ее компетенции не относится осуществление полномочий данной Службы, и очевидно, членами такой коллегии могут быть не только государственные гражданские служащие.
К тому же, в соответствии с частью третьей статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" органы государственной власти при осуществлении своих полномочий в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания учитывают предложения и рекомендации граждан и юридических лиц. При этом в соответствии с положениями Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, в целях повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества должны быть разработаны и внедрены механизмы включения представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти, а также механизмы создания и деятельности при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества.
Следовательно, включение представителей гражданского общества в состав совещательных органов, образуемых при органах государственной власти субъектов Российской Федерации, согласуется с положениями Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и с вышеуказанными концептуальными положениями административной реформы.
Таким образом, оспариваемые положения нормативного правового акта Республики Мордовия основаны на действующем законодательстве и положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не противоречат.
В соответствии с частью первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Мордовия решил:
в удовлетворении заявления прокурора Республики Мордовия о признании недействующим второго предложения части 1 пункта 11 Положения о Республиканской службе Республики Мордовия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 января 2008 года N 15, отказать.
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия |
Г.К. Екония |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 25 июня 2008 г. N 3-16/2008 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании