Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 21 января 2002 г. N 3-3/2002
(извлечение)
Верховный суд Республики Мордовия установил:
Прокурор Республики Мордовия обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими и не подлежащими применению части 2 и 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 28 мая 2001 г. N 24-3 "О порядке избрания главы муниципального образования из состава представительного органа местного самоуправления" по тем основаниям, что вышеуказанные нормы противоречат Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ (в редакции от 4 августа 2000 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности, подпункту 1 пункта 2 статьи 6, подпунктам 4 и 5 пункта 1 статьи 8, пунктам 1-4 статьи 16 данного Федерального закона, в соответствии с которыми возможность осуществления полномочий главы муниципального образования исполняющим обязанности главы муниципального образования, порядок назначения исполняющего обязанности главы муниципального образования, сроки осуществления им полномочий главы муниципального образования и его компетенция, возможность осуществления полномочий главы муниципального образования лицом, не являющимся депутатом соответствующего представительного органа местного самоуправления, должны определяться исключительно уставом муниципального образования.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Мордовия Б. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении Прокурора Республики Мордовия и в приобщенных к материалам дела объяснениях на письменные возражения Государственного Собрания Республики Мордовия против заявленных Прокурором Республики Мордовия требований.
Представитель Государственного Собрания Республики Мордовия С. требования Прокурора Республики Мордовия не признала и объяснила, что исполняющий обязанности главы муниципального образования не является выборным должностным лицом местного самоуправления, так как он не избирается представительным органом местного самоуправления, и на него не распространяются нормы статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на которые ссылается в обоснование своего заявления Прокурор Республики Мордовия.
Исполняющий обязанности главы муниципального образования является иным должностным лицом местного самоуправления, помимо представительного органа, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления. А в соответствии со статьей 17 Федерального закона наименование иных должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, Законом Республики Мордовия установлено право представительного органа назначать исполняющего обязанности главы муниципального образования. Данное право может быть реализовано или не реализовано в зависимости от того, как данный вопрос решен в уставе муниципального образования, принятом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Республики Мордовия.
Просила в удовлетворении заявления Прокурора Республики Мордовия отказать.
Представитель Главы Республики Мордовия Ч. требования Прокурора Республики Мордовия не признала, просила Прокурору Республики Мордовия в удовлетворении его заявления отказать по основаниям, изложенным представителем Государственного Собрания Республики Мордовия.
Заслушав объяснения представителей Прокуратуры Республики Мордовия, Государственного Собрания Республики Мордовия, Главы Республики Мордовия, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление Прокурора Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В развитие конституционных гарантий местного самоуправления в Федеральном законе закреплено, что структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются в уставе муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно (подпункт 4 пункта 1 и пункт 2 статьи 8).
Не отступая от данного принципа, законодатель в статье 16 Федерального закона установил, что должность главы муниципального образования может быть предусмотрена уставом муниципального образования. Как избирается глава муниципального образования: гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, определяется только самим местным сообществом. В соответствии с уставом глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий, которые должны соответствовать законам субъектов Российской Федерации, определяются опять таки уставом муниципального образования.
Законом Республики Мордовия от 28 мая 2001 г. N 24-3 "О порядке избрания главы муниципального образования из состава представительного органа местного самоуправления" в части 2 статьи 9 установлено, что представительный орган местного самоуправления, в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, вправе назначить исполняющего обязанности главы муниципального образования. При этом назначение исполняющего обязанности главы муниципального образования производится в соответствии со статьями 4-7 этого же Закона, определяющими порядок избрания главы муниципального образования.
Частью 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия предусмотрено, что исполняющий обязанности главы муниципального образования, назначенный не из числа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления, исполняет должностные обязанности, возложенные на главу муниципального образования законодательством о местном самоуправлении и уставом муниципального образования, за исключением права созыва и ведения заседаний представительного органа местного самоуправления и подписания его решений.
Данные положения Закона Республики Мордовия, не содержащие оговорок о том, что назначение исполняющего обязанности главы муниципального образования и порядок его назначения, возможность назначения исполняющего обязанности главы муниципального образования не из числа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования, противоречат Федеральному закону, так как нарушают установленный им принцип свободы выбора местным сообществом организационных структур местного самоуправления.
Кроме того, ограничение полномочий исполняющего обязанности главы муниципального образования, предусмотренное частью 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия, недопустимо, так как компетенция исполняющего обязанности главы муниципального образования в силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона может быть установлена только уставом муниципального образования.
Довод Государственного Собрания Республики Мордовия о том, что исполняющий обязанности главы муниципального образования относится к иным должностным лицам местного самоуправления, наименование, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности которых согласно статье 17 Федерального закона определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, суд считает несостоятельным.
В силу того, что при назначении исполняющий обязанности главы муниципального образования наделяется полномочиями главы по решению вопросов местного значения (с возможным в соответствии с уставом муниципального образования ограничением), он не может быть отнесен к иным должностным лицам местного самоуправления, которые в структуре органов местного самоуправления выполняют исполнительные и распорядительные функции и наделены собственной компетенцией.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в действующей редакции части 2 и 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия "О порядке избрания главы муниципального образования из состава представительного органа местного самоуправления" противоречат Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подлежат признанию недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Текст Закона Республики Мордовия от 28 мая 2001 г. N 24-3 "О порядке избрания главы муниципального образования из состава представительного органа местного самоуправления" был опубликован в газете "Известия Мордовии" от 29 мая 2001 г. N 77. В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" суд обязывает редакцию газеты "Известия Мордовии" опубликовать информацию о признании противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению частей 2 и 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 28 мая 2001 г. N 24-3 "О порядке избрания главы муниципального образования из состава представительного органа местного самоуправления".
Руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, суд решил:
заявление Прокурора Республики Мордовия удовлетворить.
Признать части 2 и 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 28 мая 2001 г. N 24-3 "О порядке избрания главы муниципального образования из состава представительного органа местного самоуправления" противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Обязать редакцию газеты "Известия Мордовии" опубликовать сообщение о признании недействующими и не подлежащими применению частей 2 и 3 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 28 мая 2001 г. N 24-3 "О порядке избрания главы муниципального образования из состава представительного органа местного самоуправления".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 21 января 2002 г. N 3-3/2002 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании