Решение Арбитражного суда Пензенской области от 5 ноября 2015 г. по делу N А49-7674/2015
г. Пенза |
|
05 ноября 2015 г. |
Дело N А49-7674/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 05 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Дудоровой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в Пензенской области (ОГРН 1025003213641, ИНН 5027089703)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (ОГРН 1025801359539, ИНН 5836011815)
об оспаривании ненормативного правового акта,
третьи лица: закрытое акционерное общество "Страховая группа "УралСиб" (ОГРН 1027739022376, ИНН 7703032986);
общество с ограниченной ответственностью "Страховая группа "Компаньон" (ОГРН 1056316056060, ИНН 6316104046);
акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" (ОГРН1027739820921, ИНН 7736035485),
страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах" (ОГРН 1027739362474, ИНН 7705042179),
страховое публичное акционерное общество "РЕСО-ГАРАНТИЯ" (ОГРН 1027700042413, ИНН 7710045520),
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" (ОГРН 1125836004942, ИНН 5836013812),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Никитиной Т.М. - заместителя начальника юридического отдела по доверенности N 15 от 28.06.2013,
от антимонопольного органа - Авдеевой Т.А. - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок по доверенности N 1955-5 от 20.05.2015,
от третьих лиц - от ЗАО "Страховая группа "УралСиб" - Пащенко Л.М. - ведущего юрисконсульта по доверенности от 14.03.2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала общества ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в Пензенской области (далее - заявитель, Росгосстрах) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - ответчик, антимонопольный орган) от 08.04.2015 по жалобе N 5-05/35-2015.
В обоснование заявленных требований Росгосстрахом приведены доводы о том, что антимонопольным органом при вынесении оспариваемого решения нарушены основные принципы контрактной системы в сфере закупок, что привело, по мнению заявителя, к нарушению его прав на создание равных для участников закупок условий при подаче и рассмотрении заявок.
В ходе судебного разбирательства представитель Росгосстраха поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему (том 1 л.д. 3-5).
Антимонопольный орган в письменном отзыве по делу (том 1 л.д. 40-42) и в судебном заседании отклонил требования заявителя, полагая законным и обоснованным оспариваемое решение. Сославшись на нормы Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), ответчик привел доводы о том, что участник конкурса вправе изменить свою заявку до истечения срока подачи заявок. Изменения, внесенные в заявку, считаются неотъемлемой ее частью, вскрытие конвертов с изменениями осуществляется одновременно с вскрытием конвертов с заявками, к которым поданы изменения. Форма и конкретная процедура внесения изменений в заявку Законом о контрактной системе не описаны, как не даны понятия изменения и дополнения заявки.
Антимонопольный орган считает, что оснований для признания заявки ЗАО "Страховая группа "УралСиб" не соответствующей закону и конкурсной документации у комиссии не было, поскольку при вскрытии конвертов и рассмотрении конкурсных заявок, с учетом поданных изменений, документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки данным участником, присутствовал.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" (заказчик закупки), участники закупки - закрытое акционерное общество "Страховая группа "УралСиб"; общество с ограниченной ответственностью "Страховая группа "Компаньон"; акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности"; страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах"; страховое публичное акционерное общество "РЕСО-ГАРАНТИЯ".
ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области представило письменный отзыв на заявление (том 3 л.д. 64-69), в котором полагало оспариваемое решение законным и обоснованным, а заявленные требования - не подлежащими удовлетворению.
ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в письменном отзыве по делу (том 3 л.д. 126) просило отказать в удовлетворении требований заявителя, поддержало правовую позицию антимонопольного органа. В судебном заседании представитель данного третьего лица поддержал приведенные в отзыве доводы.
Остальные третьи лица извещены об имеющемся в производстве суда деле с их участием, в силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязаны самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела.
С учетом мнения присутствовавших в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд, руководствуясь статьей 200 АПК РФ, определил: провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.03.2015 заказчиком на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0855100000515000053, а также документация о проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области как владельца транспортных средств".
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 1 356 460,77 рублей.
11.03.2015 заказчиком были опубликованы изменения извещения о проведении открытого конкурса в части внесения корректировки в расчет и изменения начальной (максимальной) цены контракта - 1 357 355,38 рублей, при этом были установлены следующие сроки: дата и время окончания подачи заявок - 26.03.2015 11:00; дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам - 26.03.2015 11:00; дата рассмотрения и оценки заявок - 27.03.2015.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 26.03.2015 (том 2 л.д. 10-18) для участия в конкурсе были представлены 6 конвертов с заявками и 3 конверта с изменениями к заявкам, т.е. поданы следующие заявки участников закупки в хронологической последовательности:
ООО "Росгосстрах" - 03.03.2015 14:00;
ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала - 03.03.2015 14:03;
ООО "Страховая группа "Компаньон" - 04.03.2015 09:15;
ОСАО "Ингосстрах" - 17.03.2015 09:30;
ОАО "СОГАЗ" - 17.03.2015 15:12;
ОАО "РЕСО-Гарантия" - 23.03.2015 10:03.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.03.2015 (том 2 л.д. 19-27) заявки пяти участников закупки были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации и Закону о контрактной системе, заявка участника закупки N 3 (ООО "Страховая группа "Компаньон") отклонена в связи с тем, что внесенная участником сумма обеспечения заявки меньше суммы, предусмотренной конкурсной документацией.
По результатам оценки заявок победителем признано ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала (предложение о цене контракта - 1 257 887,25 руб.), ООО "Росгосстрах" (предложение о цене контракта - 1 286 563,67 руб.) присвоен второй номер.
Росгосстрах обратился в антимонопольный орган с жалобой (том 1 л.д. 45-46) на действия заказчика, конкурсной комиссии при проведении указанного открытого конкурса, полагая, что конкурсная комиссия в нарушение требований части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе неправомерно допустила к участию и признала соответствующей требованиям Закона о контрактной системе заявку на участие в конкурсе ЗАО "Страховая группа "УралСиб", поскольку первоначально поданная данным участником закупки заявка не содержала документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки. Данный документ был представлен ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в порядке изменения заявки. По мнению Росгосстраха, представление нового документа, не содержавшегося в первоначально поданном пакете, является не изменением заявки, а ее дополнением, что нормами Закона о контрактной системе не предусмотрено.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган вынес решение от 08.04.2015 по жалобе N 5-05/35-2015, которым признал жалобу Росгосстрах необоснованной (том 1 л.д. 12-15).
Росгосстрах с данным решением не согласился и оспаривает его в суде.
Исследовав доказательства по делу, арбитражный суд приходит к следующему.
Полномочия антимонопольного органа на осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены положениями статей 3, 99 Закона о контрактной системе, пунктов 1, 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 331 от 30.06.2004, пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 94 от 20.02.2006 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд".
Таким образом, оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Законом о контрактной системе регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6).
Согласно части 1 статьи 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Исходя из положений статьи 24 Закона о контрактной системе, открытый конкурс - один из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе регламентирован статьей 51 Закона о контрактной системе.
Заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса (часть 1).
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также пунктом 4.2 конкурсной документации участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
По правилам статьи 43 Закона о контрактной системе участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Аналогичное условие содержится в пункте 6.3 конкурсной документации, согласно которому участник закупки вправе изменить свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений Закона и настоящей конкурсной документации. Изменение заявки является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Изменения, внесенные в заявку, считаются неотъемлемой частью заявки на участие в конкурсе.
Вскрытие конвертов с изменениями заявок на участие в конкурсе осуществляется одновременно с вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, к которым поданы изменения. В случае, если конверт с изменениями к заявке на участие в конкурсе поступил по почте и на таком конверте не указаны сведения о конкурсной заявке, в которую вносятся изменения, такой конверт вскрывается согласно порядковому номеру в Листе регистрации заявок на участие в конкурсе.
Из материалов дела видно, что в срок, установленный для подачи заявок на участие в конкурсе, поступили изменения заявок от следующих участников: ООО "Росгосстрах" (том 2 л.д. 103-114), ЗАО "Страховая группа "УралСиб" (том 2 л.д. 115-128), ООО "Страховая группа "Компаньон" (том 2 л.д. 129-136). Причем, в составе изменений к заявке ЗАО "Страховая группа "УралСиб" представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки - платежное поручение N 11670 от 13.03.2015 (том 2 л.д. 128), который при подаче заявки (том 2 л.д. 36-45) данным участником не был представлен.
Антимонопольный орган, исходя из того, что нормы Закона о контрактной системе не содержат описания формы и конкретной процедуры внесения изменений в заявку участника закупки, учитывая, что изменение заявки ЗАО "Страховая группа "УралСиб" осуществлено до истечения срока подачи заявок, пришел к выводу об отсутствии у конкурсной комиссии заказчика оснований для отклонения заявки ЗАО "Страховая группа "УралСиб" от участия в конкурсе, т.к. на момент вскрытия и рассмотрения конкурсных заявок, с учетом представленных изменений, документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки данным участником, присутствовал.
Суд находит данные выводы антимонопольного органа ошибочными, основанными на неверном толковании норм Закона о контрактной системе.
Поскольку заявка ЗАО "Страховая группа "УралСиб" не содержала документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, она подлежала отклонению от участия в конкурсе как не соответствующая требованиям, указанным в конкурсной документации.
Ссылки антимонопольного органа на статью 43 Закона о контрактной системе и пункт 6.3 конкурсной документации, в соответствии с которыми участник закупки вправе внести изменения в поданную заявку, а конкурсная комиссия рассматривает одновременно заявку с поданными в срок изменениями, являющимися неотъемлемой частью заявки, суд находит неправомерными.
Изменения могут быть внесены только в заявку, оформленную надлежащим образом, поданную с соблюдением требований норм Закона о контрактной системе и положений конкурсной документации и подлежащую допуску к участию в конкурсе.
Более того, в рассматриваемом случае имело место не изменение ранее поданной заявки, а дополнение ее новым, ранее не представлявшимся документом, что не соответствует смыслу статьи 43 Закона о контрактной системе, противоречит заложенным в Законе принципам, направленным на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, и, как следствие, приводит к нарушению прав добросовестных участников закупки.
При таких обстоятельствах суд находит необоснованным вывод антимонопольного органа о правомерности действий конкурсной комиссии. В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия должна была отклонить заявку ЗАО "Страховая группа "УралСиб" как не соответствующую требованиям конкурсной документации по причине непредставления документа, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки, и отказать данному участнику в допуске к участию в конкурсе, поскольку не имелось законных оснований расценивать представленный впоследствии документ об обеспечении в качестве изменений в заявку.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению, оспариваемое решение в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - признанию недействительным как не соответствующее нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным проверенное на соответствие нормам Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 08.04.2015 по жалобе N 5-05/35-2015.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья |
Н.В. Дудорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.