Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
Краснослободского муниципального района
от 23 июня 2009 г. N 29
Программа
развития системы образования Краснослободского
муниципального района на 2009-2012 годы
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа развития образования Краснослободского муниципального района на 2009-2012 г.г.
|
Заказчик программы |
Администрация Краснослободского муниципального района
|
Разработчик программы |
Управление образования администрации Краснослободского муниципального района
|
Исполнитель программы |
Управление образования, администрации городского и сельских поселений, муниципальные образовательные учреждения Краснослободского муниципального района
|
Цель программы |
Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина
|
Задачи программы |
Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих доступность качественного образования для каждого гражданина Создание системы выявления поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях. Обеспечение безопасности образовательного пространства и создания условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Совершенствование системы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Совершенствование структуры непрерывного образования педагогических и руководящих работников
|
Сроки реализации программы |
2009-2012 годы
|
Объем и источник финансирования |
Бюджет Краснослободского муниципального района Республиканский бюджет Федеральный бюджет Инвестиции Внебюджетные и привлеченные средства
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Устойчивое функционирование и развитие системы дошкольного, дополнительного и общего образования. Наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры в районе. Создание современных условий для получения качественного образования независимо от места жительства обучающихся, состояния здоровья и социального положения. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни. Повышение профессионального мастерства и качества труда педагогов, повышение общественного престижа педагогических работников; Повышение уровня организационно-методического и информационного обеспечения образовательных учреждений. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся и воспитанников. Дальнейшее укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
|
Сроки и этапы реализации программы |
2009-2012 годы: 2009-2010 г.г. - разработка моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробация; 2011-2012 г.г.- реализация мероприятий, направленных на внедрение и распространение полученных результатов |
1. Анализ состояния системы образования района
Система образования района сохраняет основные параметры и динамично развивается, обеспечивая конституционные права граждан на образование, на выбор учебного заведения, учебной программы, дополнительных образовательных услуг, формируя интеллектуальный и профессиональный потенциал района.
Образовательная политика в районе строится с учетом направлений, намеченных в Программе развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2012 годы. Суть их - в обеспечении современного уровня качественного образования, его доступности для всех слоев населения, повышении эффективности деятельности системы образования.
Динамика развития сети образования района представлена в таблице 1.
Динамика основных показателей
системы образования Краснослобдского# района
N п\п |
Виды образовательных учреждений |
2003 г. |
2008 г. |
2010 г. * |
2020 г.* |
||||
Кол-во образовательных учреждений |
Численность обучающихся |
Кол-во образовательных учреждений |
Численность обучающихся |
Кол-во образовательных учреждений |
Численность обучающихся |
Кол-во образовательных учреждений |
Численность обучающихся |
||
1 |
Дошкольные ОУ |
7 |
571 |
5 |
448 |
5 |
550 |
5 |
590 |
2 |
Общеобразовательные школы |
31 |
3283 |
22 |
2362 |
21 |
2191 |
20 |
2010 |
3 |
Учреждения дополнительного образования |
2 |
2323 |
2 |
2261 |
2 |
2070 |
2 |
2100 |
4 |
Начальное профессиональное образование |
2 |
448 |
2 |
472 |
2 |
472 |
2 |
451 |
5 |
Среднее профессиональное образование |
2 |
625 |
2 |
561 |
2 |
528 |
2 |
630 |
Главной задачей системы дошкольного образования является обеспечение реальной доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения, гарантия прав родителей на выбор учреждений и вариативных образовательных программ с учетом состояния здоровья детей, их способностей, перспектив развития и индивидуальных особенностей.
Отсутствие конкретных мер по модернизации системы дошкольного образования на протяжении последних лет обусловило проблему сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и контингента детей, охваченных дошкольным образованием.
В настоящее время в Краснослободском муниципальном районе функционирует 5 дошкольных образовательных учреждений, из них 3 комбинированного вида, 2 общеразвивающего вида и 14 дошкольных разновозрастных групп при общеобразовательных учреждениях. Следует отметить активное применение комплексных образовательных программ нового поколения: "Детство", "Радуга", "Истоки", "Валдоня", ориентирующих педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.
Всеми формами дошкольного образования охвачено 71,7% детей от 2 до 7 лет, в том числе в городской местности - 77,6%, в сельской - 63,1%.
Сегодня вне дошкольных образовательных услуг остается 489 детей дошкольного возраста или 44,6%, что ограничивает равные возможности подготовки детей к школе. Сложившаяся ситуация заставляет не только развивать традиционные формы дошкольного образования, но и искать новые - это вариативное дошкольное образование, развитие сети дошкольных групп на основе кратковременного пребывания детей.
В районе функционирует 20 общеобразовательных учреждений с контингентом 2208 учащихся. Ежегодно количество учащихся школ сокращается на 6-7%, в связи с чем уменьшается и количество школ.
Таблица 2
Прогноз
развития сети и контингента учащихся общего образования:
Наименование учреждения |
2007/ 2008 уч. год |
2008/2009 уч. год |
2009/2010 уч. год |
2012/2013 уч. год |
||||
Учреждения общего образования |
Кол-во ОУ |
Числ. обуч.-ся |
Кол-во ОУ |
Числен. обуч.-ся |
Кол-во ОУ |
Числен. обуч.-ся |
Кол-во ОУ |
Числ. обуч.-ся |
Всего в том числе |
22
|
2362
|
20
|
2208
|
19
|
2160
|
18
|
2121
|
начальные |
1 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
основные |
3 |
109 |
6 |
254 |
6 |
254 |
9 |
314 |
средние |
18 |
2241 |
14 |
1954 |
13
|
1906 |
9 |
1807 |
Большая работа в районе проводится по оптимизации школьной сети.
Это обусловлено тем, что сегодня в районе отмечается противоречие между емкостью сети и реальным контингентом обучающихся: 63 % школ по-прежнему остаются малокомплектными, из них 53 % средних. Все это не позволяет должным образом организовать профильное обучение, достичь нормативную наполняемость классов, особенно на старшей ступени.
Очевидно, что малокомплектная школа наиболее затратна, при этом качество обучения в ней существенно ниже, так как отсутствуют условия для освоения учащимися образовательных программ, углубленного изучения отдельных предметов, профильного и компенсирующего обучения, что приводит к нарушению равного доступа к качественному образованию детей, обучающихся в сельских школах, а, следовательно, к ущемлению прав и интересов сельских жителей. Кроме того, в малокомплектной школе ребенок лишен полноценного общения в детском коллективе, позволяющем вырабатывать необходимые навыки жизни в социуме. Оптимизация сети способна изменить и требования к квалификации педагогов.
В этих условиях особо приоритетной становится задача создания максимально возможных условий для получения детьми полноценного качественного образования, и решить ее позволит оптимизация сельской образовательной сети. Повышение качества образования возможно за счёт более эффективного использования материально-технических, финансовых, кадровых и управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их кооперации.
Развитию сети способствует реализация программы "Школьный автобус". С 2004 г. в район поступило 14 школьных автобусов за счет средств федерального и республиканского бюджета. Сегодня действует 8 школьных маршрутов с подвозом 135 школьников
В рамках реализации ПНП "Образование" 2 школы района "Краснослободская средняя школа N 2" и "Краснослободская средняя школа N 1" стали победителями конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, которым была предоставлена государственная поддержка в сумме 1 млн. руб. Обладателями Премии Президента РФ стали 9 учителей района.
В рамках реализации направления "Информатизация образования" все школы обеспечены высокоскоростным доступом к сети Интернет, 18 имеют свои регулярно обновляемые сайты в сети Интернет.
Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Программы дополнительного образования детей в Краснослободском муниципальном районе реализуются в двух учреждениях дополнительного образования - МУДОД "Детская юношеско-спортивная школа" и МОУДОД "Дом детского творчества".
Всего в районе в 103 кружках и секциях по 8 направлениям занимаются 2151 человек, что составляет 95,7 % от общего числа обучающихся.
За последние годы в развитии системы дополнительного образования детей наметились такие положительные тенденции, как: преемственность основного и дополнительного образования, позволяющая полнее использовать потенциал школьного образования; активное развитие дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений.
Благодаря позиции управления образования, руководителей образовательных учреждений, деятельности учреждений дополнительного образования в районе сохранился приоритет воспитания.
В результате организационной работы управления образования, образовательных учреждений, заинтересованных ведомств сохранены традиционные формы и объемы летнего оздоровления школьников. Всеми формами летнего отдыха и оздоровления детей охвачено более 555 человек. Наряду с традиционными формами оздоровления и занятости детей используются новые формы: лагеря для одаренных детей, актива сельских школьников, школа выживания.
Значительное внимание уделяется трудовой занятости школьников, работают ремонтные ученические и учебно-производственные бригады, организуется временное трудоустройство подростков через службу занятости.
Вместе с тем, анализ системы воспитательной работы выявил ряд нерешенных проблем, сдерживающих ее развитие. Норматив финансирования не учитывает виды деятельности воспитательной работы и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, не позволяет в полной мере обеспечить развитие материально-технической базы.
Значительное внимание уделяется трудовой занятости школьников, работают ремонтные ученические и учебно-производственные бригады, организовывается временное трудоустройство подростков через центр занятости.
В районе действуют 5 учреждений начального и среднего профессионального образования: ФГОУ НПО "ПУ N 28", ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 18", ФГОУ СПО "Краснослободский аграрный колледж", ФГОУ СПО "Краснослободский зооветеринарный техникум" и ГОУ СПО "Краснослободское медицинское училище".
Дальнейшие перспективы развития учреждений начального и среднего профессионального образования видятся в создании современной учебно-методической и информационной базы обучения, достижении нового качества профессионального образования.
В районе проделана большая работа по формированию нормативно-правовых основ деятельности муниципальных образовательных учреждений.
Все муниципальные образовательные учреждения района имеют зарегистрированный в установленном порядке Устав, лицензию, свидетельство об аккредитации, а также локальные акты, регламентирующие деятельность муниципальных образовательных учреждений.
В связи с переходом на новую систему оплаты труда работников образовательных учреждений разработана и принята нормативно-правовая документация.
Все муниципальные образовательные учреждения самостоятельно ведут финансово-хозяйственную деятельность, имеются расчетные счета в банке.
В 2009 году общеобразовательным школам предстоит пройти процедуру очередного лицензирования и аккредитации.
Программа развития системы образования Краснослободского муниципального района предусматривает разработку и принятие правовых актов развития и деятельности экспериментальных моделей образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия, социальной поддержке граждан, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Расширение нормативно-правовой базы в районе позволит создать единое пространство для координации действий всех учреждений образования, повысить эффективность экспериментальной и инновационной деятельности, привлечь внебюджетные источники финансирования в систему образования.
Качественное образование - это не только качественные учебные программы и эффективные методы обучения, и отвечающая современным требованиям материально-техническая база образовательных учреждений.
За последний период в ряде школ проведен текущий и капитальный ремонт. во всех школах установлена автоматическая пожарная сигнализация. Начато строительство многофункционального спортивного зала в МОУ Краснослободская средняя общеобразовательная школа N 2, проектирование школы на 450 мест в г.Краснослободск.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в школы района поступает современное учебное и учебно-наглядное оборудование, обновляется и модернизируется компьютерная и оргтехника, все школы подключены к сети Интернет и являются ее активными пользователями. В настоящее время 1 компьютер приходится на 16 учащихся. В 2008 году все школы получили лицензионный базовый пакет программного обеспечения.
Достаточно сказать, что только за последние три года образовательные учреждения района в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" дополнительно получили более 10 млн. рублей. Большая часть этой суммы была направлена именно на укрепление материально-технической базы школ.
Однако, несмотря на все принимаемые меры, остается много нерешенных проблем, требующих дополнительных финансовых вливаний. Все общеобразовательные школы требуют ремонта, ряд школ располагаются в нетиповых, приспособленных зданиях.
Не все благополучно до сих пор и с обеспечением противопожарной безопасности объектов образования.
В районе крайне необходимо строительство дошкольных учреждений. Требует дальнейшего совершенствования материально-техническое обеспечение образовательных учреждений современным учебным и спортивным оборудованием, инвентарем, информационно-техническими средствами.
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сфере образования. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, Программе развития системы образования в Республике Мордовия до 2010 года и направлены на:
* развитие современной системы непрерывного образования;
* обеспечение доступности качественного дошкольного, дополнительного, профессионального и общего образования;
* повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
* формирование эффективного рынка образовательных услуг.
Решение этих задач позволит решить следующие проблемы:
- приведение в соответствии с законодательством нормативно-правовой базы деятельности образовательных учреждений;
- регламентирование финансово-хозяйственной деятельности в сфере образования при нехватке средств;
- отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;
- несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.
Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период. Проведена работа по приведению содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества, осуществлен перевод образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование
Создана и успешно используется система мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.
Обоснование решения проблемы программы
Реализация поставленных в Программе целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Реализация мероприятий Программы направлена на все учреждения системы образования, что позволит проводить единую образовательную политику, обеспечит формирование единого образовательного и информационного пространства. Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание подведомственных учреждений дошкольного, дополнительного и общего образования.
3. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков
и этапов ее реализации
Цели и задачи Программы
Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- повышение эффективности управления в системе образования;
- совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы, в том числе:
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- совершенствование экономических механизмов в сфере образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- обеспечение доступности качественного общего образования;
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, формирование эффективного рынка образовательных услуг в рамках перехода на принципы подушевого финансирования.
Достижение цели и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий (Приложение N 1).
Совершенствование содержания и технологий образования
Решение задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;
- введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
- внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования;
- внедрение моделей непрерывного общего и профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг
Решение задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- совершенствование системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;
- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений;
- создание муниципальной системы оценки эффективности функционирования учреждений дошкольного, дополнительного и общего образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность;
- повышение качества и результативности подготовки и переподготовки кадров.
Повышение эффективности управления в системе образования
Решение задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения изменяющихся потребностей личности, общества и государства;
- внедрение механизмов взаимодействия учреждений общего и профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
- внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
- повышение эффективности институционального управления при изменении организационно-правовых форм деятельности образовательных учреждений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности, усиления их ответственности за конечные результаты деятельности, повышения результативности и прозрачности финансирования сферы образования;
- организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;
- совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.
Совершенствование экономических механизмов в сфере образования
Решение задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования;
- внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных учреждений;
- реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2009 - 2012 годы.
На первом этапе реализации Программы (2009 год) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей развития сети образовательных учреждений по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом преобразований и экспериментов.
На втором этапе (2010- 2011 годы) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции, а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования.
На третьем этапе (2012 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
В результате реализации Программы будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования всех уровней за счет введения образования для детей старшего дошкольного возраста, профильного обучения, создания системы оценки качества образования, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.