Во исполнение Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях проведения комплексных системных работ по реализации политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках учреждений бюджетной сферы, руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом городского округа Саранск постановляю:
1. Утвердить прилагаемую программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности по учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета городского округа Саранск, на 2010 - 2012 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации |
В.Ф. Сушков |
Программа
энергосбережения и повышения энергетической эффективности
по учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета городского
округа Саранск, на 2010 - 2012 годы
(утв. постановлением Главы Администрации городского округа Саранск
от 2 июля 2010 г. N 1655)
Паспорт программы
Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" утратил силу
См. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ
Наименование Программы |
- Энергосбережение и повышение энергетической эффективности по учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета городского округа Саранск, на 2010 - 2012 годы |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении"; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; - Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - Концепция энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования городской округ Саранск на 2010 - 2015 годы |
Заказчик Программы |
Администрация городского округа Саранск |
Основной разработчик Программы |
Управление экономики, муниципального заказа, цен и тарифов, содействия развитию малого и среднего предпринимательства Администрации городского округа Саранск |
Цель и задачи Программы |
- внедрение организационных, правовых, экономических, технологических мероприятий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях городского округа Саранск; - реализация экономически обоснованного энергосберегающего комплекса взаимосвязанных мероприятий по рациональному использованию энергетических ресурсов в рамках муниципального образования городской округ Саранск, направленных на выполнение Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования городской округ Саранск |
Сроки реализации Программы |
- 2010 - 2012 годы. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- Администрации районов в городском округе Саранск; - Департамент по социальной политике Администрации городского округа Саранск; - Управление образования Администрации городского округа Саранск; - Управление здравоохранения Администрации городского округа Саранск; - Управление культуры Администрации городского округа Саранск; - муниципальные учреждения социальной сферы; - прочие муниципальные учреждения, финансируемые за счет средств бюджета городского округа Саранск. |
Объем финансирования Программы |
Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 71521,1 тыс. руб. |
Источники финансирования Программы |
Средства бюджета городского округа Саранск |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Сокращение расходов бюджета городского округа Саранск |
1. Общие положения
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности по учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета городского округа Саранск, на 2010 - 2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Концепцией энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования городской округ Саранск на 2010-2015 годы.
Цель разработки Программы - определение путей и способов обеспечения на среднесрочную перспективу (2010-2012 годы) эффективного и рационального использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий в рамках муниципальных бюджетных учреждений городского округа Саранск (далее - Учреждений).
Настоящая Программа направлена на реализацию комплекса энергосберегающих мероприятий с применением энергосберегающих технологий, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов, превращение сэкономленной энергии в экономию бюджетных средств и доходы участников энергосберегающей деятельности.
Настоящая Программа может быть использована при разработке целевой муниципальной программы по энергосбережению и энергоэффективности.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
В настоящее время достаточно остро стоит проблема повышения эффективности в энергосбережении ресурсов. Бюджетные учреждения городского округа Саранск являются одними из потребителей энергоресурсов. Резкое удорожание стоимости энергоресурсов привело к существенному росту бюджетного финансирования.
Существующие тарифы на энергоресурсы, а также нормативные объемы потребления, учитываемые при заключении договоров с энергоснабжающими организациями, не всегда являются экономически обоснованными из-за отсутствия независимого энергоаудита.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат городского бюджета, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергоэффективности зданий (помещений), занимаемых учреждениями.
Изношенное электрооборудование, устаревшие электроосветительные приборы, отсутствие автоматической системы учета и приборов регулирования параметров теплоносителя, инженерные коммуникации, не отвечающие современным строительным нормам и правилам по энергосбережению, - все это является существенными факторами, влияющими на эффективность использования энергетических ресурсов в определенном здании (помещении).
В первую очередь необходимо сконцентрировать усилия на проведении мероприятий по снижению затрат за потребленные энергетические ресурсы учреждениями путем замены устаревшего и установки нового оборудования, энергосберегающих ламп, внедрения современных систем учета энергоресурсов и улучшения конструктивных условий зданий по энергосбережению. При этом необходимо предусмотреть и утилизацию ртутьсодержащих ламп, подлежащих замене.
Одним из наиболее эффективных направлений в энергосбережении является оснащение зданий (помещений), занимаемых учреждениями, приборами учета. В подавляющем большинстве учреждений такие приборы учета установлены. Установка оставшихся, в основном в малокомплектных учреждениях, предусматривается данной Программой.
В то же время технические недостатки организации приборного учета ресурсопотребления на объектах во многом обусловлены нечеткими формулировками требований к конструкции, установке и эксплуатации приборов учета. Высокие цены на поверку приборов учета заметно удорожают их обслуживание.
От того, насколько эффективны конструкции стен, окон, дверей здания и материалы, из которых они сделаны, насколько точно определены расходы потребляемого каждым помещением тепла, воды, газа, электроэнергии, зависит величина оплаты коммунальных услуг. В зданиях старой застройки, в которых размещаются учреждения, улучшить теплозащиту, уменьшить теплопотребление и затраты на оплату тепла и энергии помогут новые теплоэффективные материалы, новые приборы контроля и регулирования потребляемых энергоресурсов.
3. Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации,
а также целевые индикаторы и показатели
Разработка Программы послужит эффективным методом решения проблемы энергосбережения учреждениями с определением целей и задач, выбором перечня скоординированных энергосберегающих мероприятий, их увязкой с технологическими, техническими и финансовыми возможностями.
Основными целями Программы являются:
повышение энергоэффективности учреждений за счет перевода зданий (помещений), занимаемых данными учреждениями, на энергосберегающие технологии;
сокращение бюджетных расходов;
улучшение микроклимата в здании (помещении).
Условием достижения поставленной цели является решение следующих задач:
замена изношенного электрооборудования, устаревших электроосветительных приборов в учреждениях на энергосберегающие и внедрение системы диспетчеризации учета энергоресурсов и погодного регулирования;
конструктивное улучшение состояния зданий (помещений);
снижение нерациональных энергозатрат на содержание учреждений;
проведение разъяснительной работы с персоналом учреждений по вопросам экономного расходования электроэнергии на рабочем месте.
Значением целевых индикаторов реализации Программы является:
100 %-ая обеспеченность приборами учета учреждений;
снижение потребления энергоресурсов на 3% к базовому периоду, за который принимается 2009 год.
Срок реализации Программы - 2010 - 2012 годы.
Реализация Программы не предусматривает выделение отдельных этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.
4. Перечень программных мероприятий
Для успешной реализации Программы необходимо выполнить ряд программных мероприятий в рамках каждого учреждения.
1 блок - Администрация городского округа Саранск.
В составе данного блока рассматриваются программные мероприятия по энергосбережению по административным зданиям, занимаемым Администрацией городского округа Саранск (3 объекта), районными администрациями (3 объекта), Департаментом социальной политики Администрации городского округа Саранск (1 объект), Управлением записи актов гражданского состояния (3 объекта).
Перечень программных мероприятий приведен ниже.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Количество |
Финансовое обеспечение Программы, тыс. руб. |
1. |
Замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы |
95 |
30,4 |
2 |
Установка сенсоров включения освещения (санузлы, коридоры) |
116 |
266,8 |
3 |
Проведение энергетического обследования (энергоаудита) объектов социальной сферы с последующим составлением и ведением энергетических паспортов |
10 |
750,0 |
Объем финансового обеспечения данного блока Программы составляет 1047,2 тыс. руб.
2 блок - Муниципальные учреждения социальной сферы.
Общее количество объектов, занимаемых муниципальными учреждениями социальной сферы, составляет 175.
План установки узлов учета энергоресурсов в объектах социальной сферы определен в количестве 54 единиц. Разбивка в их потребности пообъектно приведена ниже в таблице.
N п/п |
Наименование объекта |
Количество объектов |
||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
всего |
||
1 |
Школы |
- |
20 |
5 |
- |
25 |
2 |
Дошкольные учреждения |
- |
5 |
- |
- |
5 |
3 |
Лечебно-профилактические учреждения |
|
10 |
3 |
|
13 |
4 |
Учреждения культуры |
- |
6 |
5 |
- |
11 |
|
Всего |
- |
41 |
13 |
- |
54 |
Объем финансового обеспечения данного блока Программы составляет 67291,66 тыс. руб.
Перечень программных мероприятий по учреждениям бюджетной сферы приведен ниже.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Количество |
Финансовое обеспечение Программы, тыс. руб. |
1. |
Организация комплексной системы учета потребления энергетических ресурсов объектами социальной сферы: - установка недостающих или замена устаревших приборов учета тепла; |
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
54 |
6044,66 |
||
- поэтапное внедрение в узлах учета |
|
|
|
автоматической системы учета |
|
|
|
энергоресурсов (диспетчеризации) |
166 |
2075,0 |
|
- техническое обслуживание приборов |
|
|
|
учета |
166 |
5784,0 |
|
2. |
Внедрение современных энергосберегающих технологий: - поэтапная установка приборов регулирования параметров теплоносителя; - замена ламп накаливания (ЛОНов) на энергосберегающие лампы с последующей утилизацией ЛОНов; - проведение энергетического обследования (энергоаудита) объектов социальной сферы с последующим составлением и ведением энергетических паспортов |
|
|
|
|
||
|
|
||
163 |
32111,0 |
||
|
|
||
|
|
||
27585 |
8827,0 |
||
|
|
||
|
|
||
166 |
12450,0 |
||
|
|
||
3. |
Проведение организационных мероприятий, направленных на повышение уровня энергетической эффективности зданий, занимаемых учреждениями: - ежеквартальное информирование руководителей МУ о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения; - проведение разъяснительной работы с работниками учреждений, учащимися, воспитанниками и их родителями по вопросам энергосбережения в общественных зданиях; - соблюдение установленных требований по энергоэффективности к закупаемым учреждениями товарам, работам |
в каждом МУ |
|
3 блок - МУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства".
Объем финансового обеспечения данного блока Программы составляет 340,3 тыс. руб.
Программные мероприятия по энергосбережению по МУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" предусматривают:
N п/п |
Наименование мероприятий |
Финансовое обеспечение Программы, тыс. руб. |
1. |
Проведение энергоаудита здания |
75,0 |
2. |
Реконструкция инженерных сетей здания с разработкой ПСД |
117,4 |
3. |
Модернизация системы освещения помещений здания |
145,9 |
4 |
Обучение техперсонала учреждения по эксплуатации инженерных систем энерообеспечения# здания |
2,0 |
4 блок - иные бюджетные учреждения.
Данный блок Программы включает мероприятия по энергосбережению, осуществляемые по занимаемым МУ "Центр социальных выплат и информирования населения", МУ "Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади" и МУ "Городская недвижимость" помещениям в многоквартирных домах.
Комплекс мероприятий по энергосбережению по жилищному фонду будет рассматриваться в целевой муниципальной программе.
Программные мероприятия по энергосбережению по муниципальным учреждениям, выделенным в отдельную группу подпункта 4 раздела 4 настоящей Программы, предусматривают:
замену ламп накаливания на энергосберегающие лампы в количестве 1050 единиц на сумму 336,0 тыс. руб.;
установку приборов учета потребления ресурсов (тепла, воды, электроэнергии) по 14 объектам на сумму 1567,13 тыс. руб.;
установку сенсорных выключателей света в количестве 120 шт. на сумму 276,0 тыс. руб.;
техническое обслуживание приборов учета - 487,81 тыс. руб.;
поэтапное внедрение автоматизированной системы учета энергоресурсов - 175,0 тыс. руб.
Объем финансового обеспечения данного блока Программы составляет 2841,94 тыс. руб.
Сводный перечень программных мероприятий по учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета городского округа Саранск, а также сроки реализации и объемы финансового обеспечения Программы приведены в приложении 1.
Реализация программных мероприятий создаст определенные условия для сокращения необоснованных расходов из бюджета городского округа Саранск по энергопотреблению учреждениями бюджетной сферы.
5. Ресурсное обеспечение Программы
В рамках реализации настоящей Программы предусматривается финансирование отдельных программных мероприятий, реализуемых за счет средств бюджета городского округа Саранск.
Исходя из потребности учреждений в финансовых средствах на проведение мероприятий по переводу зданий на энергосберегающие технологии, общее финансирование программных мероприятий составит 71521,1 тыс. руб.
6. Организация управления реализацией Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляет Администрация городского округа Саранск.
Администрация городского округа Саранск с учетом направляемых на реализацию Программы финансовых средств в течение каждого года уточняет затраты по мероприятиям Программы, оценочные показатели и состав исполнителей.
7. Оценка эффективности социально-экономических
последствий реализации Программы
Условием достижения цели и решения задач Программы является сокращение бюджетных расходов за потребление энергоресурсов по зданиям (помещениям), в которых размещаются учреждения бюджетной сферы.
Основным целевым показателем (индикатором) по оценке эффективности реализации Программы является удельное потребление энергии в здании (помещении) учреждения.
Экономия энергоресурсов (воды, тепло,- электроэнергии) планируется в виде разницы между прогнозируемым потреблением в базовом периоде (2009 год) и потреблением с учетом реализации энергосберегающих мероприятий.
Методика и критерии оценки эффективности Программы приведены в приложении 2.
Критерии оценки эффективности реализации Программы:
а) Программа реализуется эффективно, если исполнение программных мероприятий составляет 80% и более;
б) Программа нуждается в корректировке и доработке, если эффективность реализации программных мероприятий составляет от 60 до 80%;
в) Программа считается неэффективной, если программные мероприятия выполнены с эффективностью менее 60%.
Приложение 1
Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий |
Количество |
Финансовое обеспечение Подпрограммы, тыс. руб. |
|||
Всего |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||
1. |
Организация комплексной системы учета потребления энергетических ресурсов объектами социальной сферы: |
|
|
|
|
|
- установка недостающих или замена устаревших приборов учета тепла |
68 |
7611,8 |
6551,8 |
1060 |
- |
|
- поэтапное внедрение в узлах учета автоматической системы учета энергоресурсов (диспетчеризации) |
180 |
2250 |
1750 |
500 |
- |
|
- техническое обслуживание приборов учета |
180 |
6271,8 |
2415,8 |
1928 |
1928 |
|
2. |
Внедрение современных энергосберегающих технологий: |
|
|
|
|
|
- поэтапная установка приборов регулирования параметров теплоносителя; |
163 |
32111 |
5111 |
15000 |
12000 |
|
- замена ламп накаливания (ЛОНов) на энергосберегающие лампы с последующей утилизацией ЛОНов; |
28730 |
9193,4 |
1866,4 |
4327 |
3000 |
|
- проведение энергетического обследования (энергоаудита) объектов социальной сферы с последующим составлением и ведением энергетических паспортов |
177 |
13275 |
4275 |
5000 |
4000 |
|
3. |
Проведение организационных мероприятий, направленных на повышение уровня энергетической эффективности зданий, занимаемых учреждениями: - ежеквартальное информирование руководителей МУ о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения; - проведение разъяснительной работы с работниками учреждений, учащимися, воспитанниками и их родителями по вопросам энергосбережения в общественных зданиях; - соблюдение установленных требований по энергоэффективности к закупаемым учреждениями товарам, работам |
в каждом МУ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
- |
- |
- |
- |
|||
4 |
Установка сенсоров включения освещения |
130 |
9750,0 |
4875 |
4875 |
- |
5 |
Реконструкция инженерных сетей здания с разработкой ПСД |
|
117,4 |
117,4 |
|
|
6 |
Модернизация системы освещения помещений здания |
|
145,9 |
145,9 |
|
|
7 |
Обучение техперсонала учреждения по эксплуатации инженерных систем энерообеспечения# здания |
|
2,0 |
2,0 |
|
|
|
Итого: |
|
71521,1 |
22778,1 |
27815,0 |
20928,0 |
Приложение 2
Методика и критерии
оценки эффективности Программы энергосбережения
и повышения энергетической эффективности по учреждениям,
финансируемым за счет средств бюджета городского округа
Саранск, на 2010 - 2012 годы
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно на основе использования целевого индикатора, который обеспечит мониторинг динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения программных мероприятий.
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутого показателя за соответствующий год с его прогнозным значением, утвержденным Программой.
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевого индикатора по формуле:
,
где,
- эффективность реализации Программы (%);
- фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы;
- нормативный индикатор (плановая величина).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа определяет пути и способы обеспечения на среднесрочную перспективу (2010-2012 годы) эффективного и рационального использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий в рамках муниципальных бюджетных учреждений городского округа Саранск. Она направлена на реализацию комплекса энергосберегающих мероприятий с применением энергосберегающих технологий, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов, превращение сэкономленной энергии в экономию бюджетных средств и доходы участников энергосберегающей деятельности.
Целями Программы являются: повышение энергоэффективности учреждений за счет перевода зданий (помещений), занимаемых данными учреждениями, на энергосберегающие технологии; сокращение бюджетных расходов; улучшение микроклимата в здании (помещении).
Для их достижения нужно заменить изношенное электрооборудование, устаревшие электроосветительные приборы в учреждениях на энергосберегающие и внедрить системы диспетчеризации учета энергоресурсов и погодного регулирования; конструктивно улучшить состояние зданий (помещений); снизить нерациональные энергозатраты на содержание учреждений; провести разъяснительную работу с персоналом учреждений по вопросам экономного расходования электроэнергии на рабочем месте. Для успешной реализации Программы необходимо выполнить ряд программных мероприятий в рамках каждого учреждения.
1 блок - Администрация городского округа Саранск. В составе данного блока рассматриваются программные мероприятия по энергосбережению по административным зданиям, занимаемым Администрацией городского округа Саранск, районными администрациями, Департаментом социальной политики Администрации городского округа Саранск, Управлением записи актов гражданского состояния.
2 блок - Муниципальные учреждения социальной сферы. Общее количество объектов, занимаемых муниципальными учреждениями социальной сферы, составляет 175. План установки узлов учета энергоресурсов в объектах социальной сферы определен в количестве 54 единиц.
3 блок - МУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства". Объем финансового обеспечения данного блока Программы составляет 340,3 тыс. руб.
4 блок - иные бюджетные учреждения. Данный блок Программы включает мероприятия по энергосбережению, осуществляемые по занимаемым МУ "Центр социальных выплат и информирования населения", МУ "Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади" и МУ "Городская недвижимость" помещениям в многоквартирных домах.
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно на основе использования целевого индикатора, который обеспечит мониторинг динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения программных мероприятий.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 2 июля 2010 г. N 1655 "Об утверждении программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности по учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета городского округа Саранск, на 2010 - 2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вечерний Саранск" от 14 июля 2010 г. N 28