г. Иваново |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А17-4675/2015 |
Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2015 года.
Судья Арбитражного суда Ивановской области Голиков С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алалыкиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании
заявление бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения"
о признании частично недействительным Представления N 01-18-11 от 15.05.2015, вынесенного Службой государственного финансового контроля Ивановской области,
при участии:
от заявителя - Кузнецова А.В. (доверенность от 23.12.2013 г.),
от заинтересованного лица - Коробейниковой О.В. (доверенность от 22.09.2015 г.), Борисовой О.С. (доверенность от 22.09.2015 г.).
установил:
В арбитражный суд Ивановской области с заявлением признании частично недействительным представления N 01-18-11 от 15.05.2015 г. (пункты 1, 2, 7, 8), вынесенного Службой государственного финансового контроля Ивановской области (далее по тексту Финконтроль) обратилось бюджетноео учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее по тексту Центр, Заявитель).
В обоснование заявленных требований приведены следующие доводы:
По результатам проведенной проверки финансово-хозяйственной деятельности Центра за 2014 год и период 2015 года Финкотролем 18 мая 2015 года было принято представление N 01-18-11 (далее - Представление) об устранении нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения. Заявитель не согласен с выводами проверяющих по пунктам 1, 2, 7, 8 по следующим основаниям:
По пункту 1:
Представитель Центра оспаривает пункт 1 Представления в котором указано на неправомерное расходование средств областного бюджета в части начисления выплат компенсационного характера некоторым работникам Центра на общую сумму 83 000 рублей.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В соответствии с частью 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами ТК РФ, а также постановлением Правительства Ивановской области N 366-п от 31 декабря 2008 года "О системе оплаты труда работников государственных учреждений системы социальной защиты населения Ивановской области", система оплата труда работников административно-хозяйственного персонала обслуживающего отделения для лиц без определенного места жительства и занятий, включая работников, занимающих следующие должности: водителя автомобиля, дворника, заведующего хозяйством, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, секретаря, слесаря-сантехника и уборщика служебных помещений, устанавливается Коллективным договором и Положением об оплате труда работников Центра.
Указанным работникам бюджетного учреждения, компенсационные выплаты за работу в особых условиях труда в размере 50 процентов должностного оклада были установлены на основании изданного по учреждению приказа N 227/01-01 от 29 декабря 2012 года "Об утверждении изменений и дополнений в Положение об оплате труда", согласно которого, установленный для данной категории работников размер компенсационных выплат действителен на период до момента окончания процедуры аттестации рабочих мест в ОБУСО "Ивановский КЦСОН".
По результатам, проведенной в 2013 году аттестации рабочих мест, у всех перечисленных в акте проверки работников Центра общая оценка условий их труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса была отнесена ко 2-му классу условий труда, которые считаются допустимыми.
В качестве компенсации указанным работникам за работу в особых условиях труда, аттестующей организацией была предусмотрена компенсационная выплата в размере 50 процентов от их должностного оклада. Аттестующая организацией, в обоснование установления работникам бюджетного учреждения размера компенсационных выплат приведаны ссылки на постановление Правительства Ивановской области N 366-п от 31 декабря 2008 года
Во исполнение Приказа Минздравсоцразвития России N 342н от 26 апреля 2011 года, руководителем Центра 19 декабря 2013 года был издан приказ N 306/01-01 "О завершении аттестации рабочих мест по условиям труда", которым было подтверждено установление работникам административно-хозяйственного персонала обслуживающего отделения лиц без определенного места жительства и занятий: водителю автомобиля, дворнику, заведующему хозяйством, рабочему по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, секретарю, слесарю-сантехнику и уборщику служебных помещений -выплаты компенсационного характера за работу в особых условиях труда в размере 50 процентов от их должностных окладов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О специальной оценке условий труда", для определения наличия оснований по установлению гарантий и компенсаций работникам, используются результаты аттестации рабочих мест проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России N 342н от 26 апреля 2011 года, результаты которой действительны до окончания срока ее действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года.
Установленная работникам, по итогам аттестации рабочих мест, компенсация за работу в особых условиях труда нашла также свое закрепление в Коллективном договоре бюджетного учреждения, заключенного 30 мая 2014 года.
На основании изложенного, пункт 1 Представления противоречит положениям статьи 270.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ).
По пункту 2:
В пункта 2 Представления указано на то, что Центром было допущено нецелевое использование средств субсидии на выполнение государственной услуги "Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий в стационарных и полустационарных условиях" в сумме 130 405 руб. 94 коп. выразившееся в оплате коммунальных услуг по содержанию гаража, не принадлежащего Центру и расположенного в городе Иваново по улице Кузнецова, дом N 130/9.
Вместе с тем пункт 2 Представления противоречит действующему законодательству и препятствуют бюджетному учреждению в давностном и добросовестном владении гаражным помещением для выполнения Государственного задания по социальному обслуживанию лиц без определенного места жительства и занятий.
В соответствии с Распоряжением Администрации Ивановской области N 120-ра от 16 июня 2003 года, на территории ликвидированного приемника-распределителя управления внутренних дел Ивановской области по адресу: город Иваново, улица Кузнецова, дом N 130/9, было создано областное государственное учреждение социального обслуживания "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" (далее - Центр БОМЖ).
Почти одновременно, а именно 01 сентября 2003 года, между Центром БОМЖ и МУП "Ивгорэлектросеть" был заключен договор по расчетам за электроэнергию N 1593, предусматривающий подачу и учет поставляемой электроэнергии в гаражное помещение, ранее использованное приемником-распределителем. 07 октября 2003 года, между Центром БОМЖ и МП "Ивгортеплоэнерго" был заключен договор энергоснабжения N 558к на подачу тепловой энергии в основное здание Центра БОМЖ, его мастерскую и гараж.
В последующем, договоры на поставку тепловой и электрической энергии в основное здание, мастерскую и гараж, вплоть до прекращения деятельности Центра БОМЖ 29 декабря 2012 года пролонгировались
Центром БОМЖ 17 мая 2005 года у ООО "МЕДИКА" была приобретена дезинфекционная камера ВФЭ-2/0,9 СЗМО для дезинфекции (дезинсекции) одежды, обуви, постельных принадлежностей и других вещей лиц без определенного места жительства и занятий. В связи с невозможностью установки камеры в основное здание Центра БОМЖ по причине больших габаритов, дезинфекционная камера была установлена в нежилом помещении литеры В1 и эксплуатировалась бюджетными учреждениями: Центром БОМЖ и Заявителем вплоть до получения 18 мая 2015 года Представления Финконтроля.
На основании Распоряжения Правительства Ивановской области N 211-рп от 01 августа 2012 года, Заявитель был реорганизован путем присоединения к нему Центра БОМЖ, а особо ценное движимое имущество, находящееся в гаражном помещении, в виде автотранспортных средств и дезинфекционной камеры, передано по Передаточному акту.
Фактическое использование Заявителем гаражного помещения также подтверждается договором теплоснабжения N 700к от 18 февраля 2013 года и гражданско-правовым договором на поставку электрической энергии N ГП-3292 от 22 февраля 2013 года 16 января 2013 года со стороны Центра в адрес директора МУП "Ивановская городская теплосбытовая компания" было направлено письмо, содержанием которого явилось предложение по временному использованию гаражного помещения для эксплуатации служебного автотранспорта учреждения.
На указанном письме были поставлены резолюция директора МУП "ИГТСК" и исполнительная надпись начальника АХО, свидетельствующие о согласии предприятия на предоставление гаражного помещения в пользование. В последующем, между Центром и теплосбытовой компанией сложились фактические гражданско-правовые отношения по безвозмездному пользованию нежилым гаражным помещением, при этом со стороны МУП "ИГТСК" и его правопреемника ОАО "ИГТСК" в адрес Центра, никаких предупреждений о прекращении пользования гаражом, либо освобождении помещения гаража от служебного автотранспорта в адрес учреждения - не поступало.
Под нецелевым использованием бюджетных средств, согласно пункта 1 статье 306.4. БК РФ понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункта 6 статьи 9.2. Федерального закона N 7-ФЗ от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях", финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Центр является получателем субсидий двух видов: субсидий на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели (Соглашение N 10 от 09 января 2014 года о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2014 году и Соглашение N 10.1. от 13 января 2014 года о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на иные цели в 2014 году.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Согласно пункта 2.1.1. Соглашения N 10 от 09 января 2014 года, размер субсидии бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется в соответствии с Порядком установления (корректировки) и применения нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области N 13-п от 27 июня 2011 года, а также плановых затрат учреждения на заработную плату, выполнение работ и оказываемых услуг.
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности Центра, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном Департаментом социальной защиты населения Ивановской области в отношении учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России N 81н от 28 июля 2010 года.
Согласно плана финансово-хозяйственной деятельности Центра на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, а также плана на 2015 год Центр оказывает лицам без определенного места жительства и занятий социально-бытовые, социально-медицинские, правовые услуги, а также меры срочной социальной поддержки, предоставляет лицам без определенного места жительства и занятий временное жилье, а также осуществляет дезинфекционные, санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия, направляет нуждающихся лиц на лечение и госпитализацию в учреждения здравоохранения и дома-интернаты.
Для выполнения указанных целей по выполнению государственного задания по социальному обслуживанию лиц без определенного места жительства и занятий в структурном подразделении бюджетного учреждения в нежилом помещении (гаражном помещении) литеры В1, площадью 113,2кв.м, расположенном по адресу: город Иваново, улица Кузнецова, дом N 130/ находятся:
1. Автомобиль ГАЗ - 323101 (ПТС 52 НЕ 573247), предназначенный для перевозки инвалидов-колясочников, а также транспортировки лиц без определенного места жительства и занятий в учреждения здравоохранения и дома-интернаты;
2. Санитарный автомобиль УАЗ-396202 (ПТС 73 ЕХ 775091), непосредственно предназначенный для транспортировки больных, либо не способных к самостоятельному передвижению лиц без определенного места жительства и занятий;
3. Камера дезинфекционная - ВФЭ-2/0,9 СЗМО (Паспорт. Инструкция по эксплуатации), предназначенная для дезинфекции одежды и обуви лиц без определенного места жительства и занятий).
Указанное имущество бюджетного учреждения, непосредственно задействовано в социальном обслуживании лиц без определенного жительства и занятий и относится к особо ценному движимому имуществу Центра.
Также в нежилом помещении (гараже), занимаемом Центром на праве безвозмездного пользования находятся также автомобили LADA - 217030и ВАЗ - 21053 предназначенные для социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.
Бюджетные расходы, произведенные Центром по оплате отопления и поставленной электроэнергии в гаражное помещение, используемого в целях оказания социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий, относятся к регулярным расходам бюджетного учреждения, непосредственно связанных с оказанием указанным лицам социальных услуг, безотносительно принадлежности используемого помещения.
Документом выполнения Центром в 2014 и I квартале 2015 года государственного задания по оказанию социальных услуг населению являются Отчеты о результатах деятельности бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества за 2014 год от 27 февраля 2015 года и I квартале 2015 года.
Согласно указанных Отчетов, государственное задание, данное бюджетному учреждению по социальному обслуживанию лиц без определенного места жительства и занятий, было полностью выполнено.
Центр на протяжении 12 лет, является пользователем нежилого помещения, получателем и плательщиком коммунальных услуг по отоплении и освещению нежилого помещения литеры В1, производимых в связи с оказанием лицам БОМЖ социальных услуг по их транспортному сопровождению в учреждения здравоохранения, а также дезинфекции их одежды и обуви.
Согласно сведениям о результатах деятельности Центра за 2013 год размер субсидии на социальное обслуживание лиц БОМЖ по статье КОСГУ 223 (коммунальные расходы) составил 1 353 958 рублей 00 копеек. Фактически израсходовано бюджетным учреждением на коммунальные услуги по социальному обслуживанию лиц БОМЖ - 1 191 198 рублей 45 копеек. Таким образом, остаток бюджетных средств по указанным расходам составил - 162 759 рублей 55 копеек, что значительно превышает общий размер осуществленных бюджетным учреждением в 2014 году платежей за отопление и освещение гаражного помещения - 98 894 рубля 23 копейки.
Согласно сведениям о результатах деятельности Центра за 2014 год размер субсидии на социальное обслуживание лиц БОМЖ по статье КОСГУ 223 (коммунальные расходы) составил 1 494 000 рублей 00 копеек. Фактически израсходовано бюджетным учреждением на коммунальные услуги по социальному обслуживанию лиц БОМЖ - 1 190 549 рублей 46 копеек. Таким образом, остаток бюджетных средств по указанным расходам составил - 303 450 рублей 54 копеек, что значительно превышает общий размер осуществленных бюджетным учреждением в 2015 году платежей за отопление и освещение гаражного помещения - 31 511 рублей 71 копейки.
При этом согласно Отчетов, о результатах деятельности Центра за 2014 и 2015 года (т.1 л.д.134-148, т.4 л.д.26-27), государственное задание по социальному обслуживанию лиц БОМЖ было перевыполнено в 2014 году - на 8,7%, а за I квартал 2015 года - на 71,4%.
Исходя из изложенного, следует однозначный вывод об отсутствии в действиях Центра нарушения, предусмотренного статьей 306.4. БК РФ, поскольку главной и единственной целью предоставленной субсидии является выполнение государственного задания, которое в действительности было выполнено, достигнута экономия бюджетных средств по коммунальным платежам, которая в свою очередь была направлена на отопление и освещение гаражного помещения, находящегося у бюджетного учреждения на праве давностного владения и используемого как раз для оказания социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий.
По пункту 7.
Согласно пункта 7 Представления, Центру вменяется в вину сверхнормативное расходование топлива в количестве 35,77 литров на сумму 1100 рублей при эксплуатации служебного автомобиля марки "Nissan Almera".
Нормы расхода топлива для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и других, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации установлены в пункте 1 Методических рекомендаций норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, введенных в действие распоряжением Минтранса России N АМ-23-р от 14 марта 2008 года
Взятая Финконтролем базовая норма по расходу бензина в количестве 8,0 литров является произвольной, поскольку словосочетание "GX", обозначающее модификацию автомобиля марки Nissan Almera, отсутствует как в паспорте транспортного средства, так и в спецификации к договору купли-продажи автомобиля.
Согласно заключения Минэкономразвития России от 20 апреля 2012 года по итогам экспертизы распоряжения Минтранса России N AM 23-р от 14 марта 2008 года, Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, а Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов при использовании личного транспорта в служебных целях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 92 от 08 февраля 2002 года "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
Также из указанного заключения следует, что в отношении тех служебных автомобилей, для которых нормы расходования топлив и смазочных материалов не утверждены, налогоплательщику, то есть бюджетному учреждению, рекомендуется руководствоваться технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
Поскольку, вышеуказанные методические рекомендации, безусловно, к нормам бюджетного законодательства не относятся, пункт 7 Представления Финнадзора вынесен в нарушение положений статьи 270.2. БК РФ.
По пункту 8:
Пунктом 8 обжалуемого Представления Центру вменяется в вину неправомерное использование субсидии на выполнение государственной услуги по социальному обслуживанию лиц без определенного места жительства и занятий в сумме 28550 рублей, выразившееся в оплате земельного налога на земельный участок, расположенный по адресу: город Иваново, улица Кузнецова, дом 130/9, на котором расположены не принадлежащие учреждению, объекты недвижимого имущества (гаражи).
Земельный участок о котором говорится в Представлении, принадлежит Центру на праве постоянного (бессрочного) пользования и имеет общую площадь 6 894кв.м.
На участке расположено два объекта недвижимости, ранее, на основании постановления Администрации города Иваново N 159 от 30 июля 2009 года переданные на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию "Ивановская городская теплосбытовая компания", в общей сложности, указанные объекты недвижимости занимают площадь 165кв.м.
В соответствии со статьей 390 НК РФ, налоговая база для начисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. Следовательно, для определения размера земельного налога, определяющим является не его размер, а его кадастровая стоимость.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 392 НК РФ, если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Таким образом, пропорциональное определение размера земельного налога относительно доли в праве собственности на земельный участок может иметь место только в случае приобретения объекта недвижимости, то есть когда имеет место переход права собственности на этот объект от одного лица к другому.
Поскольку, закрепление на праве хозяйственного ведения объектов недвижимости, расположенных на земельном участке бюджетного учреждения, на основании пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, означает не переход права собственности, а правопреемство, то есть передача к вновь возникшему юридическому лицу прав и обязанностей преобразованного юридического лица, то оснований Финконтроля к применению пропорционального определения размера земельного налога не имеется.
В полном объеме доводы Центра изложены в тексте заявления датированным 26.11.2015 г. (том дела 4).
Представители Финконтроля с заявленными требованиями не согласились по следующим основаниям:
По пункту 1
Согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2008 N 366-п утверждена система оплаты труда работников государственных учреждений системы социальной защиты населения Ивановской области.
Приложением 1 "Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на выплаты компенсационного характера в связи с тяжелыми работами, опасными и иными особыми условиями труда" к Перечню видов выплат компенсационного характера, порядку, условиям и размерам их установления, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2008 N 366-п "О системе оплаты труда работников государственных учреждений системы социальной защиты населения Ивановской области" (далее - Постановление Правительства N366-п), установлен размер компенсационной выплаты персоналу, непосредственно работающему с контингентом в отделениях, предоставляющих услуги лицам без определенного места жительства и занятий, в размере 50 процентов к должностному окладу.
Согласно Приложению 2 к Положению об оплате труда работников Центра "Перечень видов выплат компенсационного характера, порядок, условия и размерами их установления", административно-хозяйственному персоналу, обслуживающему отделения лиц без определенного места жительства, работникам отделений первичного приема, ночного пребывания, временного пребывания, срочной социальной помощи установлена выплата компенсационного характера в связи с тяжелыми работами, опасными и иными особыми условиями труда в размере 50 процентов к должностному окладу.
При оценке рабочих мест, проведенных в Центре, условия труда, подпадающие под классы 3 и 4 выявлены не были, должностными инструкциями дворника, водителя автомобиля, секретаря, уборщика служебных помещений, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, слесаря-сантехника, заведующего хозяйством не предусмотрено выполнение обязанностей и функций по работе с контингентом (лицами без определенного места жительства).
Таким образом, в нарушение пунктов 3, 4 Инструкции по бухгалтерскому учету N 157н, Постановления Правительства N 366-п, Ивановским комплексным центром допущено неправомерное расходование средств областного бюджета в части компенсационной выплаты работникам за работу в опасных для здоровья, особо тяжелых и особых условиях труда в общей сумме 83,0 тыс. руб.
По пункту 2:
Центр в соответствии с частью 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также согласно Уставу, утвержденному приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 31.10.2011 N 339-о.д. и согласованному распоряжением Департамента управления имуществом Ивановской области от 25.11.2011 N 913, создан Ивановской областью в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ивановской области полномочий исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере социальной защиты населения.
В ходе проверки установлено, что на территории Центра по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9 расположены следующие объекты недвижимого имущества:
- здание центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства;
- здание прачечная, склад;
-здание котельной с пристроенными гаражами в количестве 2 объектов.
По данным бухгалтерского учета на балансе Центра числятся центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, нежилое здание (прачечная, склад).
Согласно постановлению Администрации города Иваново от 30.07.2009 N 159 муниципальному унитарному предприятию "Ивановская городская теплосбытовая компания" передано в хозяйственное ведение здание котельной N 13 по ул. Кузнецова, д. 130/9 (литера В, B1,B2,V).
Центром производилась оплата услуг за поставку электрической энергии и теплоснабжения по вышеуказанному гаражу (литер В1), при этом сделка по передаче данного имущества в установленном законом порядке путем подписания письменного документа (договора) не оформлена. Разрешение на передачу имущества от Администрации г. Иваново как собственника здания котельной не получено.
Письмо Центра в адрес директора МУП "Ивановская городская теплосбытовая компания" от 16 января 2013 года фактически гражданско-правовым договором не является: не содержит согласование существенных условий договора; данный документ подписан и одобрен директором МУП "ИГТСК", который правом на согласование и выдачу разрешения на совершение указанной сделки не обладает, в связи с тем, что разрешение Администрации г. Иваново на совершение данной сделки отсутствует.
Таким образом, при отсутствии оформленных в установленном законом порядке договорных отношений между МУП "ИГТСК" и Центром исключается правомерность перечисления денежных средств, полученных в виде субсидий, на оплату коммунальных услуг (в том числе электроэнергии) в здании котельной по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9, поскольку указанное здание фактически принадлежит и находится на балансе иного юридического лица.
Доводы о том, что в данном помещении располагались транспортные средства и иное имущество свидетельствует о том, что имущество учреждения находилось в помещении по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9 без наличия оснований, что фактически не позволяло обеспечить сохранность находящегося в оперативном управлении у учреждения имущества, принадлежащего Ивановской области.
По пункту 3.
Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23- утверждены Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", которые согласно пункту 1 данного распоряжения предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
Согласно Распоряжению Минтранса на период действия данного документа (который в настоящее время действует) для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Таким образом, в случае отсутствия утвержденных Распоряжением Минтранса норм расхода топлива по решению юридического лица могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
В соответствии с пунктом 7.2, раздела 2 Распоряжения Минтранса по автомобилю NISSAN ALMERA модификацией (4L-l,597-99-5M) базовая норма расхода топлива установлена в размере 8,0л/100 км.
Однако, базовая норма расхода топлива на автомобиль NISSAN ALMERA (рабочий объем двигателя 1598 куб. см.) установлена приказом директора Ивановского комплексного центра от 21.01.2015 N 10/01-01 в размере 9,5 л/100 км.
Согласно данным путевых листов списание топлива на указанный автомобиль в 1 квартале 2015 года составило 226,07 литров, в соответствии с установленными нормами Распоряжения Минтранса списание топлива должно составить - 190,3 литра.
Таким образом, в нарушение пунктов 3, 4 Инструкции по бухгалтерскому учету N N157н, пунктов 3, 4, пункта 7.2 раздела 2 Распоряжения Минтранса Ивановским комплексным центром в 1 квартале 2015 года допущено сверхнормативное расходование топлива в количестве 35,77 литров на сумму 1,1 тыс. рублей.
По пункту 4
На территории Центра по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9 расположено следующие недвижимое имущество:
- здание центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства;
- здание прачечная, склад;
- здание котельной с пристроенными гаражами в количестве 2 объектов.
По данным бухгалтерского учета на балансе Ивановского комплексного центра по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9 числятся следующие объекты недвижимого имущества:
- центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства балансовой стоимостью 412,3 тыс. рублей;
- нежилое здание (прачечная, склад) балансовой стоимостью 15,9 тыс. рублей.
Земельный участок по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9, зарегистрированный за Центром на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельства о государственной регистрации права выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области 13.01.2014 серия 37-СС N 415093. ( том 1 стр. 36, том 2 стр.6).
Согласно постановлению Администрации города Иваново от 30.07.2009 N 159 муниципальному унитарному предприятию "Ивановская городская теплосбытовая компания" передано в хозяйственное ведение здание котельной N 13 по ул. Кузнецова, д. 130/9 (литера В, B1,B2,V).
Следовательно, на земельном участке площадью 6894 м по адресу г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9 расположены два объекта недвижимости, не принадлежащих Центру.
В 2014 году согласно заявкам на кассовый расход и платежным поручениям Центром производилась оплата земельного налога за счет средств субсидии на выполнение государственного задания в сумме 2101,3 тыс. рублей, а именно:
- за земельный участок по адресу г. Иваново, ул. 2-я Лагерная, д.47 площадью 5009 м на сумму 908,3 тыс. рублей;
- за земельный участок по адресу г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9 площадью 6894 м2на сумму 1193,0 тыс. рублей.
Площадь земельных участков занимаемых двумя объектами недвижимости по адресу г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9, не принадлежащих Центру, составляет 165 м (учетный номер части: 37:24:040201:71/3 площадью 114 м, учетный номер части: 37:24:040201:71/4 площадью 51 м2).
Расчет земельного налога за использование земельного участка площадью 165кв.м составил в сумме 28553 руб. 98 коп.
В связи с этим в нарушение пункта 3, 4 Инструкции по бухгалтерскому учету N 157н Центром допущено неправомерное использование средств субсидии на выполнение государственной услуги "Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий в стационарных и полустационарных условиях" в сумме 28,55 тыс. руб.
В полном объеме доводы Финконтроля изложены в отзыве датированным 12.11.2015 г, дополнении к нему (том 4).
Заслушав лиц участвующих в рассмотрении дела суд считает, что требования Центра по пунктам 1, 2, 8 Представления являются обоснованными по следующим основаниям:
По пункту 1:
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно части 1 статьи 144 ТК РФ, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ивановской области N 366-п от 31 декабря 2008 года "О системе оплаты труда работников государственных учреждений системы социальной защиты населения Ивановской области" установлено, что система оплата труда работников устанавливается Коллективным договором и Положением об оплате труда работников государственных учреждений системы социальной защиты.
Компенсационные выплаты за работу в особых условиях труда в размере 50 процентов должностного оклада были установлены на основании изданного по учреждению приказа N 227/01-01 от 29 декабря 2012 года "Об утверждении изменений и дополнений в Положение об оплате труда" (т.1 л.д.88-90), согласно которого, установленный для категорий работников размер компенсационных выплат действителен на период до момента окончания процедуры аттестации рабочих мест в Центре.
По результатам, проведенной в 2013 году аттестации рабочих мест, у работников, занимающих следующие должности: водителя автомобиля, дворника, заведующего хозяйством, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, секретаря, слесаря-сантехника и уборщика служебных помещений общая оценка условий их труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса была отнесена ко 2-му классу условий труда, которые считаются допустимыми.
В качестве компенсации указанным работникам за работу в особых условиях труда, аттестующей организацией была предусмотрена компенсационная выплата в размере 50 процентов от их должностного оклада. Аттестующей организацией, в обоснование установления работникам бюджетного учреждения размера компенсационных выплат приводилось вышеупомянутое постановление Правительства Ивановской области N 366-п от 31 декабря 2008 года (карты аттестации рабочих мест N4, N5, N6, N7, N9, N11 и N12, т.1 л.д.67-87).
Результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.2014 г., применяются до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно. Это следует из части 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ (далее - Закон N 421-ФЗ). Исходя из смысла части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ в течение указанного периода они используются для целей, перечисленных в статье 7 Закона N426-ФЗ, т.е. для тех же целей, что и результаты спецоценки.
В соответствии с пунктом 9 Рекомендаций по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда, являющихся приложением к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 342н от 26 апреля 2011 года, компенсации, установленные действующими нормативными правовыми актами отдельным категориям работникам, сохраняются за этими работниками вне зависимости от фактической оценки условий труда и заносятся в строку "040" карты аттестации рабочего места.
Во исполнение Приказа Минздравсоцразвития России N 342н от 26 апреля 2011 года, руководителем Центра, 19 декабря 2013 года был издан приказ N 306/01-01 "О завершении аттестации рабочих мест по условиям труда" (т.1 л.д.91-102), которым было подтверждено установление работникам административно-хозяйственного персонала обслуживающего отделения лиц без определенного места жительства и занятий: водителю автомобиля, дворнику, заведующему хозяйством, рабочему по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, секретарю, слесарю-сантехнику и уборщику служебных помещений - выплаты компенсационного характера за работу в особых условиях труда в размере 50 процентов от их должностных окладов (штатное расписание на 2014 год, т.2 л.д.77-78).
Установленная работникам, по итогам аттестации рабочих мест, компенсация за работу в особых условиях труда нашла также свое закрепление в Коллективном договоре Центра, заключенного 30 мая 2014 года (т.2 л.д.73-76).
Результаты аттестации в установленном порядке не оспорены и не отменены, при рассмотрении настоящего дела суд не может произвести их оценку, а поэтому производимые по результатам аттестации выплаты работникам нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств.
По пункту 2:
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (статья 306.1 БК РФ).
Статьей 289 БК РФ установлено, что нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу статьи 306.4 БК РФ (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1).
Согласно Акта проверки финансово-хозяйственной деятельности (т.4 л.д.28-34) от 30 апреля 2015 года, на балансе Центра гараж, расположенный по адресу: город Иваново, улица Кузнецова, дом N 130/9, однако, несмотря на это, бюджетным учреждением производилась оплата коммунальных платежей по данному объекту, а именно:
- на основании договора N 700к от 31 декабря 2013 года с Муниципальным унитарным предприятием "Ивановская городская теплосбытовая компания" (т.3 л.д.36-48) по поставке тепловой энергии в гаражное помещение в 2014 году в размере 84 236 рублей 49 копеек;
- на основании государственного контракта N 700к от 25 февраля 2015 года с Открытым акционерным обществом "Ивановская городская теплосбытовая компания" (т.3 л.д.49-60) по поставке тепловой энергии в гаражное помещение в I квартале 2015 года в размере 30 853 рублей 61 копейки;
- на основании гражданско-правовых договоров N ГП-3292 от 30 декабря 2013 года с Открытым акционерным обществом "Межрегиональная распорядительная сетевая компания Центра и Приволжья" (т.3 л.д.70-77) и N ЭСК-3292 от 13 августа 2014 года с Обществом с ограниченной ответственностью "Энергосбытовая компания Гарант" (т.3 л.д.88-101) по поставке электрической энергии в гаражное помещение в 2014 году в размере 14 657 рублей 74 копеек;
- на основании гражданско-правового договора N ЭСК-3292 от 19 февраля 2015 года с Обществом с ограниченной ответственностью "Энергосбытовая компания Гарант" (т.3 л.д.78-87) по поставке электрической энергии в I квартале 2015 года в размере 658 рублей 10 копеек.
Оплата потребленной тепловой и электрической энергии производилась на основании актов выполненных работ, согласно заявкам на кассовый расход за счет средств субсидии по государственной услуге "Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий в стационарных и полустационарных условиях" по подстатье КОСГУ 223 "Коммунальные услуги".
При этом следует учесть следующее:
В соответствии с Распоряжением Администрации Ивановской области N 120-ра от 16 июня 2003 года, на территории ликвидированного приемника-распределителя управления внутренних дел Ивановской области по адресу: город Иваново, улица Кузнецова, дом N 130/9, было создано областное государственное учреждение социального обслуживания "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" (далее - Центр БОМЖ).
Почти одновременно, а именно 01 сентября 2003 года, между Центром БОМЖ и МУП "Ивгорэлектросеть" был заключен договор по расчетам за электроэнергию N 1593 (т.З л.д.137-141), предусматривающий подачу и учет поставляемой электроэнергии в гаражное помещение, ранее использованное приемником-распределителем. 07 октября 2003 года, между Центром БОМЖ и МП "Ивгортеплоэнерго" был заключен договор энергоснабжения N 558к (т.З л.д.116-125) на подачу тепловой энергии в основное здание Центра БОМЖ, его мастерскую и гараж.
В последующем, договоры на поставку тепловой и электрической энергии в основное здание, мастерскую и гараж, вплоть до прекращения деятельности Центра БОМЖ 29 декабря 2012 года пролонгировались, о чем свидетельствуют:
- Договор энергоснабжения N 700, заключенный с Муниципальным унитарным предприятием "Ивановская городская теплосбытовая компания" 28 февраля 2012 года (т.3 л.д.126-136);
- Договор электроснабжения N 3296, заключенный с Открытым акционерным обществом "Ивэнергосбыт" 02 марта 2012 года (т.3 л.д. 102-115).
Используемое в прошлом Центром БОМЖ и в настоящем Заявителем изолированное встроенное нежилое помещение литеры В1 состоит из следующих помещений по плану строения (т.2 л.д.7-14):
1. Помещение N 11 - Кабинет, площадью 10,1 квадратных метра;
2. Помещение N 12 - Туалет, площадью 1,7 квадратных метра;
3. Помещение N 13 - Умывальная, площадью 2,1 квадратных метра;
4. Помещение N 14 - Душевая, площадью 2,1 квадратных метра;
5. Помещение N 15 - Гараж, площадью 71,0 квадратных метра (оборудован смотровой ямой).
Таким образом, общая площадь нежилого помещения литеры В1 составляет 87,0 квадратных метра, которая первоначально использовалась Центром БОМЖ исключительно для стоянки и технической эксплуатации автотранспорта центра.
17 мая 2005 года, Центром БОМЖ у ООО "МЕДИКА" была приобретена дезинфекционная камера ВФЭ-2/0,9 СЗМО (т.3 л.д. 142) для дезинфекции (дезинсекции) одежды, обуви, постельных принадлежностей и других вещей лиц без определенного места жительства и занятий.
В связи с невозможностью установки камеры в основное здание Центра БОМЖ по причине больших габаритов, дезинфекционная камера была установлена в нежилом помещении литеры В1 и эксплуатировалась бюджетными учреждениями: Центром БОМЖ и Заявителем.
На основании Распоряжения Правительства Ивановской области N 211-рп от 01 августа 2012 года, Центр был реорганизован путем присоединения к нему Центра БОМЖ, а особо ценное движимое имущество, находящееся в гаражном помещении, в виде автотранспортных средств и дезинфекционной камеры, передано по Передаточному акту (т.3 л.д. 143-150).
Фактическое использование бюджетным учреждение гаражного помещения также подтверждается договором теплоснабжения N 700к от 18 февраля 2013 года и гражданско-правовым договором на поставку электрической энергии N ГП-3292 от 22 февраля 2013 года (т.3 л.д.61-69).
В материалах дела имеется письмо от 16 января 2013 года в адрес директора МУП "Ивановская городская теплосбытовая компания", содержанием которого явилось предложение по временному использованию гаражного помещения для эксплуатации служебного автотранспорта Центра.
На данном письме были поставлены резолюция директора МУП "ИГТСК" и исполнительная надпись начальника АХО, свидетельствующие о согласии предприятия на предоставление гаражного помещения в пользование (т.1 л.д.105). В последующем, между Центром и теплосбытовой компанией сложились фактические гражданско-правовые отношения по безвозмездному пользованию нежилым гаражным помещением, при этом со стороны МУП "ИГТСК" и его правопреемника ОАО "ИГТСК" в адрес Центра никаких предупреждений о прекращении пользования гаражом, либо освобождении помещения гаража от служебного автотранспорта в адрес учреждения - не поступало.
Центр является получателем субсидий двух видов: субсидий на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели (Соглашение N 10 от 09 января 2014 года о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2014 году (т.1 л.д. 112-116) и Соглашение N 10.1. от 13 января 2014 года о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на иные цели в 2014 году (т.1 л.д. 117-122).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Согласно соглашению N 10 от 09 января 2014 года о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2014 год, Центр осуществляет использование Субсидии в целях оказания государственных услуг в соответствии с требованиями к качеству объему, порядку оказания государственных услуг, определенных в государственном задании.
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности Центра, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном Департаментом социальной защиты населения Ивановской области в отношении учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России N 81н от 28 июля 2010 года.
Согласно плана финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, а также плана на 2015 год (т.1, л.д. 123-133, т.4 л.д. 11-20) Центр оказывает лицам без определенного места жительства и занятий социально-бытовые, социально-медицинские, правовые услуги, а также меры срочной социальной поддержки, предоставляет лицам без определенного места жительства и занятий временное жилье, а также осуществляет дезинфекционные, санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия, направляет нуждающихся лиц на лечение и госпитализацию в учреждения здравоохранения и дома-интернаты.
Для выполнения указанных целей по выполнению государственного задания по социальному обслуживанию лиц без определенного места жительства и занятий в структурном подразделении бюджетного учреждения в нежилом помещении (гаражном помещении) литеры В1, площадью 113,2 квадратных метра, расположенном по адресу: город Иваново, улица Кузнецова, дом N 130/9 (технический паспорт на нежилые здания и сооружения, т.2 л.д.7-14), находятся:
1. Автомобиль ГАЗ - 323101 (ПТС 52 НЕ 573247), предназначенный для перевозки инвалидов-колясочников, а также транспортировки лиц без определенного места жительства и занятий в учреждения здравоохранения и дома-интернаты;
2. Санитарный автомобиль УАЗ-396202 (ПТС 73 ЕХ 775091), непосредственно предназначенный для транспортировки больных, либо не способных к самостоятельному передвижению лиц без определенного места жительства и занятий;
3. Камера дезинфекционная - ВФЭ-2/0,9 СЗМО (Паспорт. Инструкция по эксплуатации), предназначенная для дезинфекции одежды и обуви лиц без определенного места жительства и занятий (т.2 л.д.66-72).
Указанное имущество непосредственно задействовано в социальном обслуживании лиц без определенного жительства и занятий.
Согласно пункта 1.4. Порядка установления (корректировки) и применения нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области N 13-п от 27 января 2011 года, к регулярным расходам на содержание имущества относятся бюджетные расходы на:
а) оплату работ, услуг по содержанию государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за поставщиками государственных услуг;
в) отопление помещений, используемых в целях оказания государственных услуг, включая расходы на оплату отопления.
К регулярным расходам на непосредственное оказание государственной услуги относятся бюджетные расходы на:
б) оплату коммунальных услуг (электроэнергия), потребляемых в связи с оказанием государственной услуги;
в) оплату иных затрат, необходимых для оказания государственной услуги.
Таким образом, расходы, произведенные Центром по оплате отопления и поставленной электроэнергии в гаражное помещение, используемого в целях оказания социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий, относятся к регулярным расходам бюджетного учреждения, непосредственно связанных с оказанием указанным лицам социальных услуг, вне зависимости от принадлежности данного помещения.
Документом выполнения бюджетным учреждением в 2014 и I квартале 2015 года государственного задания по оказанию социальных услуг населению являются Отчеты о результатах деятельности бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества за 2014 год от 27 февраля 2015 года и I квартале 2015 года (т.1 л.д.134-148, т.4 л.д.26-27).
Согласно указанных Отчетов, государственное задание, данное бюджетному учреждению по социальному обслуживанию лиц без определенного места жительства и занятий, было полностью выполнено.
Согласно Соглашения N 10 от 09 января 2014 года (т.1 л.д. 112-116) и Соглашения N 11 от 12 января 2015 года (т.4 л.д.21-25) о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания соответственно в 2014 и 2015 году, размер Субсидии определяется учредителем бюджетного учреждения - Департаментом социальной защиты населения Ивановской области с учетом нормативов затрат на оказание государственных услуг, рассчитанных в соответствии с Порядком установления (корректировки) и применения нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области N 13-п от 27 января 2011 года. При этом обязанности соблюдения бюджетным учреждением указанных нормативов при расходовании предоставленных Субсидий, вышеуказанные Соглашения не содержат.
В соответствии с частью 17 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ от 08 мая 2010 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положение государственных (муниципальных) учреждений", не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
Согласно сведениям о результатах деятельности Центра за 2013 год (т.4 л.д. 1-2), размер субсидии на социальное обслуживание лиц БОМЖ по статье КОСГУ 223 (коммунальные расходы) составил 1 353 958 руб., а фактически израсходовано на коммунальные услуги по социальному обслуживанию лиц БОМЖ - 1 191 198 руб. 45 коп. Таким образом, остаток бюджетных средств по указанным расходам составил - 162 759 руб. 55 коп., что превышает общий размер осуществленных бюджетным учреждением в 2014 году платежей за отопление и освещение гаражного помещения - 98 894 руб. 23 коп.
Согласно сведениям о результатах деятельности Центра за 2014 год (т.4 л.д.3-5), размер субсидии на социальное обслуживание лиц БОМЖ по статье КОСГУ 223 (коммунальные расходы) составил 1 494 000 руб., а фактически израсходовано на коммунальные услуги по социальному обслуживанию лиц БОМЖ - 1 190 549 руб. 46 коп. Остаток бюджетных средств по указанным расходам составил - 303 450 руб. 54 коп., что значительно превышает общий размер осуществленных бюджетным учреждением в 2015 году платежей за отопление и освещение гаражного помещения - 31 51 руб. 71 коп..
При этом согласно Отчетов о результатах деятельности бюджетного учреждения за 2014 и 2015 года (т.1 л.д.134-148, т.4 л.д.26-27), государственное задание по социальному обслуживанию лиц БОМЖ было перевыполнено в 2014 году - на 8,7%, а за I квартал 2015 года - на 71,4%.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В данном случае Финконтролем не доказан ни факт нецелевого использования бюджетных средств, ни возможность выполнения Центром поставленных перед ним задач при неиспользовании нежилого помещения (гаражном помещении) литер В1, расположенного по адресу: город Иваново, улица Кузнецова, дом N 130/9 для установки и работы дезинфекционной камеры и хранения специализированного автотранспорта.
По пункту 8.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в том числе физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования на праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
При этом пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в пункте 2 статьи 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15, пунктами 1 и 2 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
При этом право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 164 ГК РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной названным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав /\недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ).
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 постановления от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Таким образом на основании приведенных выше норм права, с учетом правовой позиции Пленума ВАС РФ, суд считает, что что основанием для признания организации или физического лица плательщиком земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения на земельный участок.
При этом обязанность по уплате земельного налога возникает с момента регистрации прав на земельный участок, то есть внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, до момента прекращения данного права.
Центру принадлежит земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования расположенный по адресу: город Иваново, улица Кузнецова, дом 130/9, (Свидетельство 37-СС N 415093, т.2 л.д.6, кадастровая выписка о земельном участке, т.2 л.д. 15-27).
На участке расположено два объекта недвижимости, ранее, на основании постановления Администрации города Иваново N 159 от 30 июля 2009 года (т.2 л.д.5), переданные на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию "Ивановская городская теплосбытовая компания" (с 01 июля 2014 года - ОАО "ИГТСК"). В общей сложности, указанные объекты недвижимости занимают площадь 165 квадратных метра.
Однако при этом доказательств того, что данной организацией произведена государственной регистрации возникшего права в установленном законодательством порядке Финконтролем не представлено, в связи с чем Центр должен был уплачивать земельный налог согласно кадастровой стоимости земельного участка как единственный собственник.
С учетом изложенного Финнадзором необоснованно сделан вывод о нецелевом использовании Центром средств в сумме 83 000 руб., 113 200 руб., 28 550 руб.
В части признания незаконным пункта 7 представления суд считает требования Центра не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р утверждены Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
В соответствии с пунктом 7.2, раздела 2 Распоряжения Минтранса по автомобилю NISSAN ALMERA модификацией (4L-l,597-99-5M) базовая норма расхода топлива установлена в размере 8,0л/100 км.
При этом в данном пункте нормы расхода топлива установлены исходя из рабочего объема двигателей автомобилей (1,6тыс.куб. см, мощности двигателя 107л.с), без подразделения их по классам. У центра в наличии имеется автомобиль Nissan Almera (ПТС 78 ОК 527906, договор N 223-6 от 22 декабря 2014 года - т.2 л.д.28-35), согласно ПТС рабочий объем двигателя 1598 куб. см.,мощность двигателя 102л.с. а поэтому должна применяться базовая норма расхода топлива в размере 8,0л/100 км.
В случае если владелец транспортного средства считает, что данная норма не подходит к используемому автомобилю то согласно пункта 6 Рекомендаций на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Такой документ в материалах дела отсутствует, представленный в материалы дела приказ от 21.01.2015 г. (т. 2, л. 1-3) не позволяет установить исходя из каких критериев руководитель Центра установил базовую норму расхода топлива в расчете 9,5л на 100 км.
С изложенного выводы Финконроля о нецелевом использовании денежных средств в сумме 1 100 руб. суд считает правомерными.
Судебные расходы в виде уплаченной Центром госпошлины в сумме 3 000 руб. отнести на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд
Решил:
1. Заявление заявлению Бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" удовлетворить частично.
2. Представление N 01-18-11 от 15.05.2015 г., вынесенное Службой государственного финансового контроля Ивановской области считать недействительным в части пунктов 1, 2, 8.
3. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
4. Судебные расходы отнести на ответчика.
5. Взыскать со Службы государственного финансового контроля Ивановской области в пользу Бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" судебные расходы в сумме 3000 руб.
6. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
7. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия определения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший оспариваемый акт.
Судья |
С.Н. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.