Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 1 июля 2010 г. N 3-4/2010
(извлечение)
Верховный Суд Республики Мордовия, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению представителя У.С. об оспаривании в части Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342 установил:
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342 утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия.
Первоначальный текст нормативного правового акта опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" N 68 от 14 августа 2008 года (л. д.10), изменения и дополнения в этом же печатном издании.
Представитель У.С. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению со дня издания подпункта 6 пункта 2 указанного Положения.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя дополнял и уточнял заявленные требования и в заявлении от 22 июня 2010 года (л.д.93-97) просил признать недействующими и не подлежащими применению со дня издания подпункт 6 пункта 2, пункт 3 в части слова "граждане", абзац 1 в части слова "граждане" и абзацы 2, 3, 4, 7, 8 пункта 5, пункт 6 в части слова "граждане", пункт 8, абзац 1 пункта 12, абзац 3 пункта 15 в той мере, в которой их действие распространено на инвалидов Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342.
В обоснование заявления указано, что данное постановление Правительства Республики Мордовия принято с нарушением полномочий исполнительного органа субъекта Российской Федерации, о чем было сказано в ранее принятом решении Верховного Суда Республики Мордовия по аналогичному вопросу. Оспариваемые нормы ограничивают право инвалида на льготу в виде 50% скидки на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотренную статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что в свою очередь противоречит статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901. Заявитель считает, что предусмотренный постановлением порядок предоставления ежемесячной компенсации, предусматривающий обязанность получателя льгот предоставлять кроме справки об инвалидности другие, не предусмотренные федеральными нормативными правовыми актами документы, также нарушает права инвалидов.
В судебном заседании С. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям и дополнительно объяснил, что принятием оспариваемого постановления Правительство Республики Мордовия преодолело решение Верховного Суда Республики Мордовия от 26 января 2009 года. Возложение на инвалидов обязанности предоставлять документы для подтверждения своего права на получение льгот противоречит Указу Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов". Кроме того, все необходимые сведения органы социальной защиты населения могут истребовать из организаций жилищно-коммунального хозяйства. Также считает, что Правительство Республики Мордовия могло предусмотреть в оспариваемом постановлении такую форму получения денежной компенсации, как перечисление ее непосредственно на лицевой счет инвалида.
В судебном заседании Ф. от имени Правительства Республики Мордовия относительно заявления возразил и просил суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий Правительства Республики Мордовия.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора К., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Мордовия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что заявитель У. является инвалидом с детства, имеет в собственности жилое помещение, в котором зарегистрирована по месту пребывания, по месту жительства зарегистрирована в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения (Саранский пансионат ВОВ и труда).
У. оспариваются отдельные положения нормативного правового акта республики, регулирующего вопросы социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов, а именно подпункт 6 пункта 2, пункт 3 в части слова "граждане", абзац 1 в части слова "граждане" и абзацы 2, 3, 4, 7, 8 пункта 5, пункт 6 в части слова "граждане", пункт 8, абзац 1 пункта 12, абзац 3 пункта 15 в той мере, в которой их действие распространено на инвалидов Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342. Указанные нормы предусматривают, что отдельные категории граждан, проживающих в Республике Мордовия, в частности инвалиды (подпункт 6 пункта 2), имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
Последующие оспариваемые заявителем нормы предусматривают порядок назначения и выплату этой компенсации. Так пунктом 3 Положения предусмотрено, что граждане вносят в полном объеме плату за жилое помещение и коммунальные услуги по установленным тарифам.
Для назначения ежемесячной денежной компенсации граждане предоставляют в государственное учреждение социальной защиты населения Республики Мордовия по месту жительства заявление о назначении компенсации и способе ее доставки; копию документа, удостоверяющего личность заявителя и регистрацию по месту жительства; копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в подпунктах 1-22 пункта 2 настоящего Положения; копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением; документы о составе семьи заявителя (абзац 1 и абзацы 2, 3, 4, 7, 8 пункта 5).
Согласно пункту 6 Положения граждане несут ответственность за достоверность предоставляемых в государственное учреждение сведений, дающих право на получение ежемесячной денежной компенсации.
Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, но не ранее права на указанную меру социальной поддержки (пункт 8).
Выплата ежемесячной денежной компенсации на основании письменного заявления получателя производится путем перечисления на имеющийся у него или открываемый вновь счет в кредитной организации либо путем доставки через предприятия федеральной почтовой связи (абзац 1 пункта 12).
Выплата компенсации прекращается на основании решения государственного учреждения при зачислении на полное государственное обеспечение или в государственное стационарное учреждение социального обслуживания (абзац 3 пункта 15).
Как указывалось выше, заявитель оспаривает изложенные нормы в той части, в какой их действие распространяется на инвалидов.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, о которых возник спор, осуществляется на федеральном уровне Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 17 указанного Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 15 которых для получения указанных льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, необходимо было обращаться в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья и коммунальных услуг, и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т. п.).
В рамках реформирования системы социальной защиты населения приняты Федеральные законы от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, изменившие условия предоставления ряда мер социальной защиты инвалидов, в том числе установленных статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суть которых сводится к замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации и передаче ряда полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации.
В частности, статьей 5 Федерального закона от 28 декабря 2004 года N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен статьей 28.2, в силу которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе и обязаны осуществлять собственное правовое регулирование мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг и определять, в том числе, условия и порядок оказания такой поддержки.
В рамках указанных полномочий в Республике Мордовия принят Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", из содержания пункта 2 статьи 14 которого следует, что порядок и форма предоставления мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных федеральным законодательством, устанавливаются Правительством Республики Мордовия.
Таким образом, оспариваемое У. постановление принято Правительством Республики Мордовия в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий исполнительного органа республики, содержание оспариваемых норм федеральным законам не противоречит.
Утверждение представителя заявителя о противоречии оспариваемого постановления статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации опровергается следующим.
Статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Как указывалось выше, выплата компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предусмотрена Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", в котором полномочия по определению порядка и формы предоставления компенсации переданы Правительству Республики Мордовия.
Доводы заявителя в части противоречия предусмотренного в Положении порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации (необходимость обращения с заявлением в соответствующий орган, представление указанных документов, форма получения компенсации) Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, основаны на неправильном толковании норм материального права. Указанные Правила регулируют порядок предоставления льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в натуральной форме, а в данном случае субъект Российской Федерации предусмотрел денежную компенсацию, порядок предоставления которой федеральными нормативными правовыми актами не регламентирован, поэтому не может им противоречить.
Необходимость подачи заявления и предоставление указанных документов для назначения и выплаты денежной компенсации не может нарушать права заявителя, поскольку получение льготы в любой форме является правом, а не обязанностью гражданина. Все указанные в Положении документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя и регистрацию по месту жительства, копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в подпунктах 1-22 пункта 2 настоящего Положения, копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, документы о составе семьи заявителя являются необходимыми для начисления и выплаты денежной компенсации.
При этом заявители, являющиеся инвалидами, не лишены предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" права на сбор, оформление и предоставление документов, необходимых для реализации ими прав и льгот, установленных законодательством, органами государственного управления, местной администрацией, предприятиями, организациями и учреждениями.
Ссылка на то обстоятельство, что принятием оспариваемого постановления Правительство Республики Мордовия преодолело вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Мордовия от 26 января 2009 года (л. д. 22-29) является несостоятельной, поскольку указанным решением проверялся другой нормативный правовой акт республики, регулирующий предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в натуральной форме.
Довод заявителя о незаконности прекращения выплаты компенсации на основании решения государственного учреждения при зачислении инвалида на полное государственное обеспечение или в государственное стационарное учреждение социального обслуживания, что предусмотрено абзацем 3 пункта 15 Положения, не может быть принят во внимание, поскольку ежемесячная компенсация части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг является мерой социальной поддержки инвалидов, целью которой в соответствии с преамбулой Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Содержание пункта 6 Положения, в силу которого граждане несут ответственность за достоверность предоставляемых в государственное учреждение сведений, дающих право на получение ежемесячной денежной компенсации, не нарушает прав граждан, поскольку указанная норма только констатирует о возможности наступления уже предусмотренной законодательством ответственности, а не вводит какой-либо новый вид ответственности.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Ходатайство заявителя о компенсации расходов на оплату услуг представителя также подлежит отклонению, поскольку в силу статьи 100 ГПК Российской Федерации указанные расходы возмещаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия решил:
заявление представителя У. С. об оспаривании подпункта 6 пункта 2, пункт 3 в части слова "граждане", абзац 1 в части слова "граждане" и абзацы 2, 3, 4, 7, 8 пункта 5, пункт 6 в части слова "граждане", пункт 8, абзац 1 пункта 12, абзац 3 пункта 15 в той мере, в которой их действие распространено на инвалидов Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342 оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 1 июля 2010 г. N 3-4/2010 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании