Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20 января 2014 г. N А39-5771/2013
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Мордовия установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск (далее по тексту - Управление, заявитель) обратилось в суд с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества по строительству, ремонту, эксплуатации мостов и автономных дорог "М." (далее - ОАО "М.", ответчик) 6732 рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 4 квартал 2012 года.
Ответчик в отзыве на заявление факт правонарушения не спорил, просил снизить размер штрафных санкций, ссылаясь на тяжелое финансовое положение (на предприятии открыта процедура конкурсного производства) и уплату реестровых и текущих взносов.
При исследовании материалов дела установлено, что ОАО "М." зарегистрировано в ГУ - Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск в качестве страхователя (регистрационный номер 000-000-000000).
В ходе проверки своевременности, полноты и (или) достоверности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования Управлением установлено, что ОАО "М." несвоевременно - 15.05.2013 представило в Управление указанные сведения за 4 квартал 2012 года (при сроке представления сведений - 15 февраля 2013 года).
По факту просрочки представления названных сведений сотрудниками Управления составлен акт проверки N 27 от 15.05.2013, на основании которого заместителем начальника Управления принято решение N 27 от 10.06.2013 о привлечении ОАО "М." к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде взыскания штрафа в размере 10% от начисленных страховых взносов (67320 рублей) в сумме 6732 рубля.
Управлением в адрес ответчика 06.07.2013 было направлено требование N 27 по состоянию на 04.07.2013, в котором ответчику предложено уплатить финансовые санкции в вышеуказанной сумме в добровольном порядке в срок до 23 июля 2013 года.
В связи с неуплатой сумм финансовых санкций в добровольном порядке, Управление обратилось с заявлением о их взыскании в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2010, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Данной нормой на страхователя возложена обязанность по представлению сведений по установленным формам о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), а также сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по итогам отчетного периода.
Из пунктов 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Таким образом, страхователь должен представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице за 4 квартал 2012 года - не позднее 15 февраля 2013 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, представляются в Пенсионный фонд РФ в соответствии с утвержденными им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок либо представление неполных, недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу названных норм ОАО "М." было обязано представить в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск сведения о каждом из работающих у него лиц за 4 квартал 2012 года до 15 февраля 2013 года. Указанные сведения представлены ответчиком в Управление только 15 мая 2013 года, то есть, в его действиях содержится состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Факт несвоевременного представления ОАО "М." сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 4 квартал 2012 года подтвержден материалами дела и ответчиком по существу не оспорен.
Сумма страховых взносов, причитающаяся к уплате за 4 квартал 2012 года, составляет 53640 рублей на страховую часть пенсии, 13680 рублей - на накопительную часть трудовой пенсии.
Размер финансовых санкций, предусмотренных за установленный состав правонарушения, исчислен заявителем верно и составляет 6732 рубля (67320 руб.х10%). Нарушения процедуры привлечения ОАО "М." к ответственности судом не установлено.
На день рассмотрения дела в суде финансовые санкции ответчиком не уплачены.
Арбитражный суд считает, что страхователь обоснованно привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за установленный состав правонарушения.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, данного Закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено данным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу пункта 1 статьи 39 названного Закона акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 данного Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При этом подпунктом 4 пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
При этом, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам.
В данном случае из решения Управления N 27 от 10.06.2013 не усматривается, что при его вынесении заместитель руководителя устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность ОАО "М." за совершение правонарушения.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет меру ответственности за конкретное правонарушение на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценивает по своему внутреннему убеждению.
Суд дает самостоятельную оценку обстоятельствам с точки зрения их влияния на совершенное правонарушение и делает вывод о том, принимать во внимание указанные обстоятельства при принятии судебного решения или нет.
Всесторонне, полно, объективно рассмотрев представленные документы и оценив их во взаимосвязи и совокупности, суд установил наличие обстоятельств, смягчающих ответственность ОАО "М.", а именно: отсутствие неблагоприятных последствий совершенного правонарушения, несоразмерность штрафа допущенному правонарушению, уплата страховых взносов, тяжелое финансовое положение предприятия.
Учитывая принцип справедливости при назначении наказания и соразмерность последнего допущенному правонарушению, а также, принимая во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суд считает возможным признать указанные обстоятельства смягчающими ответственность за совершение данного правонарушения, и уменьшить размер штрафа с 6732 рублей до 2000 рублей.
Учитывая изложенное, с ОАО "М." подлежит взысканию штраф в размере 2000 рублей. Требование заявителя в остальной части подлежит отклонению.
Определением от 25.11.2009 Арбитражный суд Республики Мордовия по делу NА39-5933/2009 принял к производству заявление Банка внешней торговли (открытое акционерное общество) г. Санкт-Петербурга (кредитор) о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества по строительству, ремонту, эксплуатации мостов и автомобильных дорог "М.".
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.04.2010 по данному делу Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда РМ от 20.02.2013 срок конкурсного производства продлен до 05.06.2013. Определением Арбитражного суда РМ от 05.06.2013 срок конкурсного производства продлен до 02.09.2013, определением от 02.09.2013 - до 03.03.2014.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 названного Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно пункту 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 30, 31 Постановления от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", при применении данной нормы (пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве) судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Требования о взыскании сумм финансовых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания, включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 АПК РФ.
Финансовая санкция, предусмотренная частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, представляет собой меру ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которая подлежит взысканию в судебном порядке.
Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения правонарушения, вины страхователя, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности. Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм финансовых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требования кредиторов должника.
Таким образом, положения статьи 126 Закона о банкротстве не препятствуют привлечению заинтересованного лица к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за правонарушение совершенное после признания предприятия несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства.
На основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 594 рубля подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
взыскать с открытого акционерного общества по строительству, ремонту, эксплуатации мостов и автономных дорог "М." (ОГРН 0000000000000, ИНН 0000000000), г. Саранск, в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск (ОГРН 0000000000000, ИНН 0000000000), г. Саранск, штраф в сумме 2000 рублей.
Отказать Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск в удовлетворении остальной части заявления.
Взыскать с открытого акционерного общества по строительству, ремонту, эксплуатации мостов и автономных дорог "М." (ОГРН 0000000000000, ИНН 0000000000), г. Саранск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 594 рубля.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20 января 2014 г. N А39-5771/2013 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании