Решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 декабря 2015 г. по делу N А49-2470/2015
г. Пенза |
|
29 декабря 2015 г. |
Дело N А49-2470/2015 |
.
Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2015 года.
В полном объёме решение изготовлено 29 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Е.А. Стрелковой
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи А.В. Замятиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие" (ОГРН 1115837000586, ИНН 5837046200)
к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072),
об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Галкина М.Ю. - представителя (доверенность от 05.11.2015 г.),
от ответчика - Молева М.Г. - заместителя начальника отдела (доверенность от 04.08.2015 г. N 1-15-1012),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие" (далее - заявитель, Общество, УК "Согласие") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учётом последующего уточнения) о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - ответчик, Инспекция) от 18.02.2015 года N ПР-38.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19.05.2015 г. требования заявителя были удовлетворены в полном объёме, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.11.2015 г. решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции дал указание суду первой инстанции при повторном рассмотрении дела проверить соблюдение части 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также доводы административного органа о включении затрат теплоснабжающей организации на проведение пробного пуска тепла в тарифы теплоснабжающей организации.
Определением от 25 ноября 2015 г. суд предложил сторонам представить в материалы дела дополнительные доказательства по вопросам, указанным в постановлении суда кассационной инстанции.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя ходатайствовал о приобщении к материалам настоящего дела материалов дела N А49-1555/2013. Суд отклонил данное ходатайство, поскольку арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена возможность и порядок приобщения к материалам дела, рассматриваемого арбитражным судом, материалов другого дела, рассмотренного арбитражным судом. При этом обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела N А49-1555/2013, отражены в судебных актах, которые приобщены в качестве письменных доказательств к материалам настоящего дела.
Представитель заявителя ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МКП "Теплоснабжение г. Пензы" и ПАО "Т Плюс".
Представитель ответчика не возражал против привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МКП "Теплоснабжение г. Пензы" и ПАО "Т Плюс", а также ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
Представитель заявителя не возражал против удовлетворения ходатайства ответчика.
Руководствуясь статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении ходатайств заявителя и ответчика, поскольку принятый по настоящему судебный акт не может повлиять на права и обязанности указанных лиц по отношению к сторонам настоящего дела.
Предметом рассмотрения настоящего дела являются правоотношения между сторонами по поводу законности предписания Инспекции, а не взаимоотношения между заявителем и теплоснабжающими организациями и не вопросы правомерности установления тарифов.
При этом суд учитывает, что суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, не дал суду первой инстанции указания относительно привлечения к участию в деле каких-либо третьих лиц.
На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал дело подготовленным к рассмотрению и перешёл из предварительного судебного заседания в судебное заседание для рассмотрения дела по существу.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в заявлении.
Присутствующий в судебном заседании представитель ответчика возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве по делу, а также в апелляционной и кассационной жалобах.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Согласие" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1115837000586 (л.д.25-31).
20.01.2015 года в Инспекцию поступило обращение сетевого издания "Информационное агентство "Пенза-пресс" о предоставлении информации, в частности, о правомерности включения в счета потребителей за декабрь 2013 года и январь 2014 платы за пробный пуск тепла, осуществлённый в октябре 2012 года (л.д. 105).
На основании приказа руководителя Инспекции от 26.01.2015 года N ПУ-57 специалистами Инспекции была проведена внеплановая документарная проверка Общества с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 20.01.2015 года N 1-11/11-61 (л.д. 99). Проверкой установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 22 августа 2013 года по делу N 1555/2013 удовлетворены требования ресурсоснабжающей организации о взыскании с Общества задолженности по оплате за тепловую энергию за октябрь 2012 года, в том числе за период пробного пуска тепла. Общество, в свою очередь, произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в период пробного пуска тепла с 01.10.2012 по 16.10.2012 года в платёжном документе за декабрь 2014 года по графе "Изменение стоимости, перерасчёт услуг" потребителям в многоквартирном доме N 6 по ул. Ворошилова в г. Пензе. Данный факт отражён в акте проверки N 93/1 от 18.02.2015 года (л.д.97-98).
По результатам проверки в адрес Общества выдано предписание от 18.02.2015 года N ПР-38, которым на Общество возложена обязанность произвести собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Ворошилова снятие доначисленной платы в платёжном документе за декабрь 2014 года за коммунальную услугу по отоплению за период 01.10.2012 - 16.10.2012 года. Срок исполнения установлен 30.04.2015 года (л.д. 100).
Полагая, что предписание противоречит законодательству и нарушает его права, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением администрации города Пензы от 15.10.2012 года N 1260 начало отопительного период 2012-2013г.г. установлено с 16.10.2012 года (л.д. 85). Постановлением администрации города Пензы от 28.09.2012 года N 1201 владельцам источников тепла, теплоснабжающим, жилищно-эксплуатационным предприятиям и организациям рекомендовано приступить к пробному пуску тепла с 01.10.2012 года (л.д. 84). Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22 августа 2013 года по делу N А49-1555/2013 ресурсоснабжающей организацией с Общества взыскана задолженность за потреблённую в октябре 2012 года тепловую энергию, в том числе тепловую энергию, потреблённую в результате проведения пробных топок на источниках тепла с подачей теплоносителя в системы теплопотребления Общества в период 01.10.2012-16.10.2012 года. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2013 года и постановлением Федерального арбитражного уда Поволжского округа от 17 февраля 2014 года решение суда оставлено без изменения. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 мая 2014 года N ВАС-5836/14 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (л.д. 47-57).
Общество, в свою очередь, произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в период пробного пуска тепла с 01.10.2012 по 16.10.2012 года в платёжном документе за декабрь 2014 года по графе "Изменение стоимости, перерасчёт услуг" потребителям в многоквартирном доме N 6 по ул. Ворошилова в г. Пензе. Данное начисление Инспекция в оспариваемом предписании признала нарушением пунктов 5 и 42.1. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лица, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Основания и порядок оплаты потреблённых тепловых ресурсов потребителями - собственниками помещений в многоквартирных жилых домах регулируется специальными нормами права - Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии со статьёй 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги входит в структуру платы за жилое помещение. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как следует из норм статьи 155 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах на основании платёжных документов, выставляемых, в частности, управляющими организациями.
Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2. статьи 155 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленным федеральным законом.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 42.1. Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учёта во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги, общей площади помещения и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 отопление является одним из видов коммунальных услуг и представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твёрдого топлива при наличии печного отопления.
В силу пункта 5 Правил N 354 если тепловая энергия для нужд отопления помещений подаётся во внутренние инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный сезон в сроки, установленные уполномоченным органом.
Из смысла приведённых норм следует, что потребители тепловой энергии (собственники и наниматели помещений в многоквартирном жилом доме или в жилом доме) обязаны внести плату за отопление (оплатить количество потреблённой тепловой энергии) управляющей организации в составе коммунальных платежей. Иных оснований и порядка взыскания с потребителей стоимости потреблённой тепловой энергии ЖК РФ не предусмотрено.
Между тем, из материалов дела следует, что тепловая энергия, поставленная потребителям дома N 6 по ул. Ворошилова в г. Пензе в период 01.10.2012 - 16.10.2012 года, была поставлена вне отопительного периода и не в целях поддержания в жилых и нежилых помещениях в многоквартирного дома, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, установленной Правилами N 354. Следовательно, поставка тепловой энергии в рассматриваемом случае не отвечает критериям коммунальной услуги по отоплению и не является таковой.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) проверке готовности к отопительному периоду подлежат:
1) муниципальные образования;
2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;
3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами. Теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны: обеспечивать бесперебойную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надёжное теплоснабжение потребителей.
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6 статьи 20 Федерального закона N 190-ФЗ).
Таким образом, закон разделяет понятия проверки готовности к отопительному периоду по субъектам проведения данной подготовки, а также по составу конкретных действий, осуществляемых при подготовке к отопительному сезону указанными субъектами.
В соответствии с пунктом 6.7. Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждённых Минтопэнерго России 12.09.1995 года N Вк-4936, перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учёта тепловой энергии к эксплуатации, о чём составляется соответствующий акт.
Согласно пунктам 11.1, 11.2 и 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года N 115, при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надёжности теплоснабжения потребителей в установленные сроки выполняется комплекс соответствующих мероприятий, направленных на устранение нарушений в работе тепловых энергоустановок. В частности, для проверки готовности систем отопления и системы теплоснабжения в целом к работе в отопительном периоде перед его началом проводятся пробные топки. Пробные топки проводятся после окончания работ по подготовке системы теплоснабжения к осенне-зимнему периоду.
Судебными актами арбитражного суда по делу N А49-1555/2013 установлено, что тепловая энергия потребителям в жилых домах, управляемых УК "Согласие", в период 01.10.2012 - 16.10.2012 года поставлялась в результате пробного пуска тепла (пробных топок) в целях проверки теплоснабжающей организации готовности тепловых сетей к отопительному периоду. Несмотря на то, что данное решение не имеет для настоящего дела преюдициального значения, оно в силу статьи 75 АПК РФ является письменным доказательством по делу. Доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные указанными судебными актами, сторонами в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что поставка тепловой энергии потребителям дома N 6 по ул. Ворошилова в г. Пензе в период 01.10.2012 - 16.10.2012 года осуществлялась не в связи с оказанием УК "Согласие" потребителям коммунальной услуги по отоплению, а также не связана с выполнением самой УК "Согласие" проверки готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии в многоквартирном жилом доме N 6 по ул. Ворошилова г. Пенза.
Тепловая энергия поставлялась в связи с проведением теплоснабжающей организацией технологического процесса подготовки эксплуатируемых ею тепловых сетей и тепловых энергоустановок к эксплуатации в осенне-зимний период.
Поскольку правоотношений по оказанию коммунальной услуги или какой-либо иной услуги между КУ "Согласие" и потребителями в данном случае не возникло, данные правоотношений не регулируются номами Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Учитывая, что тепловая энергия потребителям дома N 6 по ул. Ворошилова в г. Пензе в период 01.10.2012 - 16.10.2012 года поставлена не в связи с оказанием коммунальной услуги, у УК "Согласие" отсутствовали законные основания для начисления собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Ворошилова в платёжном документе за декабрь 2014 года платы за коммунальную услугу по отоплению за период 01.10.2012 - 16.10.2012 года.
По этим же основаниям размер указанной платы исчислен заявителем неверно, поскольку при её исчислении им применён порядок, установленный пунктом 42.1. Правил N 354 для исчисления стоимости коммунальной услуги по отоплению при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта. Однако, поскольку тепловая энергия поставлена не в связи с оказанием коммунальной услуги по отоплению, в рассматриваемом случае данный порядок расчёта применению не подлежал.
Поскольку из приведённых выше правовых норм Федерального закона N 190-ФЗ и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года N 115, следует, что пробные топки являются необходимым условием технической эксплуатации тепловых энергоустановок, затраты на их проведение являются затратами на содержание и ремонт основных средств.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075, расходы на ремонт основных средств включаются в необходимую валовую выручку теплоснабжающей организации в составе расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности. Кроме того, в указанную выручку в соответствии с подпунктом 8 пункта 33 и "з" пункта 44 названных Основ ценообразования включаются иные расходы, связанные с производством и реализацией продукции.
Таким образом, действующее правовое регулирование в сфере теплоснабжения устанавливает процедуру отнесения на потребителей затрат теплоснабжающих организаций на пробные топки посредством учёта их размера при установлении тарифа на коммунальный ресурс. Иного порядка ни законом, ни нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 07 апреля 2015 года по делу N 2-1438/15 установлено, что затраты на пробные топки не учитывались при установлении тарифов на 2012 год (л.д. 112-15). Несмотря на то, что данное решение не является преюдициальным для настоящего дела, суд принимает его в качестве письменного доказательства в соответствии со статьёй 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На данное обстоятельство суд указывал в своём решении от 19 мая 2015 года. При повторном рассмотрении дела сторонами не представлено доказательств, опровергающих данные обстоятельства.
Однако это обстоятельство не может изменять установленный законом порядок отнесения на потребителей затрат теплоснабжающей организации на осуществление пробных топок.
ЖК РФ не предусматривает взыскание с потребителей каких-либо платежей за потреблённую тепловую энергию помимо платы за коммунальные услуги. Как указано судом выше, плата за пробные топки не является платой за коммунальные услуги, а поэтому её взыскание с потребителей помимо платы за коммунальные услуги является незаконной независимо от факта учёта затрат теплоснабжающей организации на пробные топки при установлении тарифа на коммунальный ресурс.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что предписание Инспекции от 18.02.2015 года N ПР-38 соответствует законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации, а поэтому оснований для признания его недействительным у суда не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя должно быть отказано в полном объёме.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие" (ОГРН 1115837000586, ИНН 5837046200) отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции (г. Самара) через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья |
Е.А. Стрелкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.