Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 20 апреля 2011 г. N 3-1/2011
(извлечение)
Верховный Суд Республики Мордовия установил:
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья.
Первоначальный текст нормативного правового акта опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" N 130 от 6 сентября 2005 года (л. д. 8), изменения и дополнения в этом же печатном издании.
Т. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующим пункта 5 указанных Правил.
В обоснование заявления Т. указала, что оспариваемая норма противоречит требованиям статьи 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку неправильно определяет круг членов семьи гражданина, обратившегося с заявлением о постановке на учет, а также к реально занимаемой жилой площади указанных лиц суммирует и ранее имевшуюся в их пользовании.
В судебном заседании Т. и ее представитель адвокат Р. заявление поддержали по изложенным в нем основаниям и просили удовлетворить заявленные требования. Дополнительно представитель заявителя Р. просил признать оспариваемую норму недействующей с момента ее принятия.
В судебном заседании Л. от имени Правительства Республики Мордовия относительно заявления Т. возразила и просила суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление не нарушает права заявителя и соответствует федеральному законодательству.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Р., полагавшей заявление подлежащим оставлению без удовлетворения, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявление частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что заявителю Т. постановлением Главы администрации городского округа Саранск от 29 июня 2010 года N 1614 отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 года N 335, в связи с тем, что не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий. Из содержания указанного решения следует, что Т. относится к гражданам, имеющим право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья как работник бюджетной сферы и молодая семья.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2010 года Т. отказано в иске о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о намеренном ухудшении истицей жилищных условий, выразившихся в отчуждении 1/2 доли трехкомнатной квартиры в г. Саранске.
Т. оспариваются положения нормативного правового акта органа исполнительной власти республики, регулирующего вопросы дополнительных гарантий по реализации конституционного права на жилище отдельных категорий граждан в виде государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья, а именно пункт 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 года N 335. Оспариваемая норма предусматривает следующее:при наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац первый).
В случае если заявителем и (или) членами его семьи в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, совершались сделки по отчуждению жилых помещений либо доли в праве собственности на жилые помещения, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной площади всех отчужденных жилых помещений (долей в праве собственности), а также жилых помещений, указанных в части первой настоящего пункта (абзац второй).
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Федеральное законодательство предусмотрело необходимый минимум прав граждан, закрепило обязанности органов власти и местного самоуправления по предоставлению жилья. При этом установлены общие для всех субъектов Российской Федерации категории граждан, которым предоставляются жилые помещения из социального жилищного фонда, - нуждающиеся в жилых помещениях (статья 49 ЖК РФ), основания и порядок предоставления жилых помещений нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма, основания для снятия граждан с жилищного учета, другие положения, связанные с предоставлением жилья по договорам социального найма.
Вместе с тем статьей 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище (пункт 1);
используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем представления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2).
Согласно части 6 статьи 5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.
В силу пункта 9 статьи 13 Жилищного кодекса РФ в полномочия субъекта Российской Федерации входят иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской в указанной сфере.
Во исполнение указанных полномочий субъекта Российской Федерации в Республике Мордовия принят Закон Республики Мордовия от 1 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии со статьей 11 которого Правительство Республики Мордовия устанавливает порядок ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Из преамбулы оспариваемого заявителем постановления Правительства Республики Мордовия следует, что оно принято в соответствии со статьей 11 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия".
Таким образом, Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья, в той части, в какой они распространяются на государственную поддержку за счет средств республиканского бюджета, утверждены Правительством Республики Мордовия в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий исполнительного органа республики.
Положения пункта 5 Правил в части предоставления государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета не противоречат федеральным законам, поскольку федеральным законодательством не предусмотрена обязанность субъектов Российской Федерации предоставлять гражданам государственную поддержку в целях создания условий для реализации их права на жилище за счет средств бюджета республики. В этом случае в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Вместе с тем, из наименования и содержания оспариваемого постановления усматривается, что оно распространяется на все виды государственной поддержки граждан в строительстве и приобретении жилья, в том числе и за счет средств федерального бюджета.
Государственная поддержка молодых семей, к которым относится семья заявителя Т., с участием средств федерального бюджета осуществляется в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" (на 2002 - 2010 годы, на 2011 - 2015 годы).
Пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285, и пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050, применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Положения абзаца первого пункта 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335, в той части, в которой они распространяются на граждан, обратившихся за получением социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", соответствуют пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ.
Доводы заявителя и его представителя о противоречии оспариваемого положения республиканского нормативного правового акта требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к оспариванию принятых в отношении Т. судебных постановлений.
Вместе с тем, абзац второй пункта 5 указанных Правил противоречит части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, которая определяет уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, только исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Площадь отчужденных жилых помещений не учитывается.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия решил:
заявление Т. удовлетворить частично.
Признать недействующим абзац второй пункта 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335 (в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 27 марта 2007 года N 122, от 13 сентября 2007 года N 00421, от 16 января 2008 года N 6, от 21 декабря 2009 года N 563) в той части, в которой он распространяется на граждан, обратившихся за получением социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" (на 2002 - 2010 годы, на 2011 - 2015 годы).
В удовлетворении остальных требований отказать.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 20 апреля 2011 г. N 3-1/2011 (извлечение)
Настоящее решение вступает в законную силу 29 июня 2011 г.
Текст решения предоставлен Верховным судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Сообщение о настоящем решении опубликовано в газете "Известия Мордовии" от 29 июля 2011 г. N 112-39