Решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2015 г. по делу N А41-90402/2015
г. Москва |
|
30 декабря 2015 г. |
Дело N А41-90402/2015 |
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Е.В. Васильевой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Центрального Банка Российской Федерации
к ООО "Росгосстрах"
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Центрального Банка Российской Федерации (далее - административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении ООО "Росгосстрах" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Определением Арбитражного суда Московской области по настоящему делу заявление принято к производству в порядке упрощённого производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заявление и приложенные к нему документы, а также определение о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства в установленном порядке размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Нарушений порядка и сроков опубликования на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалов дела, повлекших нарушение процессуальных прав лиц, участвующих в деле, судом не установлено.
Копии определения о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства с кодом доступа к материалам дела направлены лицам, участвующим в деле.
Таким образом, лица, участвующие в деле, о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены арбитражным судом надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Возражений против рассмотрения дела по правилам упрощённого производства не заявлено.
В срок установленный определением о принятии заявления к производству в порядке упрощенного производства от 13.11.2015, от заявителя и заинтересованного лица дополнительные документы не поступали.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренном ч. 5 ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с ч. 3 названной статьи по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие:
ООО "Росгосстрах" осуществляет лицензируемый вид деятельности на основании лицензии на осуществление страховой деятельности N С 0977 50 от 07.12.2009.
В ходе проведения Банком России проверки на основании обращения гражданина Лаврова В.П. от 07.08.2015 вх. N ОЭТ-1366, содержащем сведения о завышении ООО "Росгосстрах" суммы страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО), выявлены нарушения Обществом порядка расчета страховой премии по договору ОСАГО серии ССС 0702508393, в связи с неправильным применением КБМ, чем допущено нарушение абз. 2 п.5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела).
По факту установления в действиях ООО "Росгосстрах" признаков административного правонарушения, административным органом в отношении заинтересованного лица, в соответствии с требованиями статей 28.1, 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 27.10.2015 N С59-7-2-5/22755, предусмотренном ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, с указанием обстоятельств совершения административного правонарушения (л.д. 6-11). Протокол составлен в отсутствие представителя ООО "Росгосстрах", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте его составления.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Исследовав в полном объёме материалы дела, и установив все обстоятельства необходимые для рассмотрения спора по существу, заявленных требований, арбитражный суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных условий.
В качестве объективной стороны административного правонарушения обществу вменяется осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением законодательства о страховой деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности. Лицензирование страховой деятельности в силу части 3 этой же нормы осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в этой сфере деятельности.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования определены также в специальных законах о страховании, в том числе в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Названные законы содержат нормы, устанавливающие требования к лицензиату и его деятельности, в том числе к квалификации его работников, организационно-правовой форме, условиям осуществления деятельности (наличие и источник происхождения материальных ресурсов, утверждение тарифов и правил страхования, формирование страховых резервов).
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона об организации страхового дела лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Подпунктом 14 п. 3 ст. 32 Закона об организации страхового дела определено, что для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам).
В соответствии с п. 1 ст. 935 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законом на указанных в нём лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
Одним из видов обязательного страхования является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", далее - Закон об ОСАГО).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 ст. 4 Закона об ОСАГО.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России (ранее Правительством Российской Федерации) в соответствии с Законом об ОСАГО. Страховые тарифы установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и действующим с 11.10.2014.
Согласно новым страховым тарифам при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору ОСАГО, в числе прочего применяется КБМ.
Согласно п. 1.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П и действующих с 11.10.2014, при заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений.
В соответствии с п. 3 примечания к п. 2 Приложения N 2 к новым страховым тарифам сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, если иное не установлено новыми Правилами ОСАГО.
Согласно п. 6 примечания к п. 2 Приложения N 2 к новым страховым тарифам при представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.
Согласно п. 10 примечания к п. 2 Приложения N 2 к новым страховым тарифам для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования.
Согласно п. 5 примечания к п. 2 Приложения N 2 к новым страховым тарифам по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3.
В соответствии с п. 7 примечания к п. 2 Приложения N 2 к новым страховым тарифам для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
В соответствии с п. 9 примечания к п. 2 Приложения N 2 к новым страховым тарифам в случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.
В соответствии с письмом Российского союза автостраховщиков (далее - РСА) от 18.09.2015 исх. N И-66440 гражданская ответственность Лаврова Владимира Павловича, как лица, допущенного к управлению транспортным средством, застрахована по нижеприведенным договорам ОСАГО, заключенных с ООО "Росгосстрах":
- полис серии ВВВ N 0562927423, выданный ООО "Росгосстрах" сроком действия с 30.04.2011 по 29.04.2012, примененный класс страхования 10 (КБМ 0,65);
- полис серии ВВВ N 0602117458, выданный ООО "Росгосстрах" сроком действия с 30.04.2012 по 29.04.2013, примененный класс страхования 10 (КБМ 0,65);
- полис серии ВВВ N 0642679066, выданный ООО "Росгосстрах" сроком действия с 30.04.2013 по 29.04.2014, примененный класс страхования 3 (КБМ 1);
- полис серии ССС N 0665911360, выданный ООО "Росгосстрах" сроком действия с 30.04.2014 по 29.04.2015, примененный класс страхования 3 (КБМ 1);
- полис серии ССС N 0702508393, выданный ООО "Росгосстрах" сроком действия с 30.04.2015 по 29.04.2016, примененный класс страхования 3 (КБМ 1).
По каждому из перечисленных договоров, лицом, допущенным к управлению транспортным средством является Лавров В.П.
Сведений о наличии страховых случаев по указанным договорам в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - АИС ОСАГО) не поступало.
Исходя из изложенного, при заключении договора ОСАГО серии ССС N 0702508393 в отношении Лаврова В.П. подлежал применению КБМ 0,95, класс страхования 4, поскольку последним, прекратившим свое действие не более 1 года до даты начала срока страхования по данному договору, был договор ОСАГО серии ССС N 0665911360, класс страхования 3, КБМ 1.
Между тем, с учетом все "страховой истории" Лаврова В.П. при заключении договора ОСАГО серии ССС N 0702508393 подлежало применению КБМ соответствующего 12 классу страхования (КБМ 0,55), так как при заключении предыдущего договора ОСАГО серии ССС N0665911360, прекратившее свое действие не более чем за 1 год до даты заключения указанного договора, КБМ Лаврова В.П. должен был быть применен соответствующий 11 классу страхования (КБМ 0,6), в связи с тем, что последним, прекратившим свое действие не более 1 года до даты заключения договора серии ССС N0665911360 был договор серии ВВВ N0602117458, класс страхования 10 (КБМ 0,65).
Указанные действия Общества повлекли увеличение страховой премии по указанному договору ОСАГО.
В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 30 Закона об ОСД обязанностью субъектов страхового дела и одновременно одним из условий осуществления лицензионной деятельности является соблюдение требований страхового законодательства. Под страховым законодательством в соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 1 Закона об ОСД понимаются федеральные законы и нормативные акты Банка России, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемые в соответствии с ними нормативные правовыми акты, которыми регулируются, в том числе отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием.
Нарушение Страховщиком требований страхового законодательства свидетельствуют о нарушении им лицензионных условий.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт нарушения обществом лицензионных требований установлен при проведении проверки по обращению гражданина Лаврова В.П. по вопросу нарушения Обществом порядка расчета страховой премии по договору ОСАГО, поэтому именно в данном случае непосредственным объектом посягательства является установленный и охраняемый порядок в сфере защиты прав потребителей, следовательно, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Вышеизложенное основано на позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 г. N 13004/13.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Арбитражным судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, доказательства принятия им достаточных мер по недопущению события вмененного правонарушения в материалах дела отсутствует.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 АПК РФ, признаёт наличие в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установленным и доказанным материалами дела.
Нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Росгосстрах" нарушений заявителем прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности не допущено, срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются, в частности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из материалов дела, значение КБМ Лаврова В.П. по договорам ОСАГО серии ВВВ N 0602117458, серии ВВВ N 0642679066, серии ССС N 0665911360, серии ССС N 0702508393 было изменено на 0,6 (класс страхования 11), 0,55 (класс страхования 12), 0,5 (класс страхования 13), 0,5 (класс страхования 13) соответственно.
Судом так же учтено, что Обществом в адрес Лаврова В.П. направлены письма от 18.08.2015 исх. N 05-01/11-103, от 24.09.2015 исх. N б/н с предложением вернуть излишне уплаченную часть страховой премии по договорам ОСАГО серии ВВВ N 0642679066, серии ССС N 0665911360, серии ССС N 0702508393.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также устранение обществом выявленных нарушений, суд полагает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией статьи.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Московской области, -
РЕШИЛ:
Заявление Банка России удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (ИНН 502708970, ОГРН 1025003213641, адрес: 140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д.3) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
наименование получателя платежа: Межрегиональное операционное УФК (Банк России), ИНН 7702235133, КПП 775001001, расчетный счет: 40101810500000001901;
наименование банка: ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва;
БИК 044501002, КБК 99911690010016000140, ОКАТО 45379000.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд со дня принятия.
Суд разъясняет, что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ судебный акт будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Обязанность об уведомлении суда об уплате административного штрафа возлагается на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Судья |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.