27 ноября 2013 г.
Заслушав и обсудив доклад заместителя Главы по социальной работе администрации Ковылкинского муниципального района Мигановой Е.Н. Совет депутатов отмечает, что разработка данной Программы вызвана необходимостью дальнейшего повышения качества и расширения доступности образования, усиления его соответствия стратегическим ориентирам образовательной политики Российской Федерации, основным направлениям развития экономики республики и муниципального района, запросам и ожиданиям граждан.
Исходя из вышеизложенного, Совет депутатов Ковылкинского муниципального района решил:
1. Утвердить программу развития образования Ковылкинского муниципального района на 2011 - 2015 годы (приложение N 1).
2. Администрации Ковылкинского муниципального района при формировании бюджета предусмотреть средства в целях реализации данной программы.
3. Рекомендовать администрациям городского поселения Ковылкино, сельским поселениям Ковылкинского муниципального района предусмотреть выделение финансовых средств в целях реализации данной программы.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию.
Председатель Совета депутатов |
Л.К. Миронов |
Программа
"Развитие образования в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия на 2011 - 2015 годы"
(утв. решением Совета Депутатов Ковылкинского муниципального района
от 11 мая 2011 г. N 5)
27 ноября 2013 г.
Паспорт
программы "Развитие образования в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия на 2011 - 2015 годы"
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие образования в Ковылкинском муниципальном районе" на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
заказчик программы |
Администрация Ковылкинского муниципального района |
Основной разработчик программы |
Отдел по работе с учреждениями образования Управления по социальной работе администрации Ковылкинского муниципального района |
Цель программы |
Обеспечение на территории района доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики и потребностям граждан; повышение роли образования в социальном пространстве |
Задачи программы |
- модернизация образования как института социального развития; - развитие учебно-материальной базы муниципальных образовательных учреждений; - создание условий, обеспечивающих успешную социализацию детей; - развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг; |
Сроки реализации программы |
2011 - 2015 гг. |
Этапы реализации программы |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми к программе мероприятиями |
Объем и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы - млн. рублей, в том числе по годам в тыс руб: 2011 г. - 63154,40 2012 г. - 121368,8 2013 г. - 27011,6 2014 г. - 20507,1 2015 г. - 10348,6 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате выполнения программы в системе образования будет обеспечено: Повышение результативности образования за счет: внедрения новых образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях образования; увеличения числа мест в дошкольных образовательных учреждениях; развития новых форм дошкольного образования; внедрения и эффективного использования в системе образования новых информационных сервисов, технологий дистанционного обучения, электронных образовательных ресурсов; разработки и реализации программ дополнительного образования, в том числе и для одаренных детей и талантливой молодежи; создания доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья; расширения практики использования процедур независимой оценки качества образования. Повышение экономической эффективности системы образования за счет: снижения доли неэффективных расходов на общее образование; увеличения объемов финансового обеспечения из внебюджетных источников и развитие системы платных образовательных услуг. Повышение удовлетворенности населения качеством образования путем: разработки и внедрения современных моделей информирования населения о состоянии образования в районе; совершенствования деятельности управляющих советов образовательных учреждений; обновления и повышения эффективности использования материально-технической базы системы образования, позволяющей на принципиально новом уровне решать образовательные и воспитательные задачи; создания условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Система образования Ковылкинского муниципального района сохраняет основные параметры и динамично развивается, обеспечивая конституционные права граждан на образование, на выбор учебного заведения, учебной программы, дополнительных образовательных услуг, формируя интеллектуальный и профессиональный потенциал района. Основными характеристиками районной образовательной системы являются стабильность и доступность, достаточная для удовлетворения образовательных запросов населения в получении образования всех уровней в соответствии с возрастом, интересами, способностями и возможностями личности. Сеть образовательных учреждений района включает в себя 14 учреждений дошкольного образования; 22 средних общеобразовательных школы, 6 основных общеобразовательных школ, 7 начальных общеобразовательных школ и 3 учреждения дополнительного образования. Всего в общеобразовательных учреждениях обучаются 3412 школьников. Из 35 школ - 30 (86%) сельские, 74 % школ являются малокомплектными. По сравнению с 2008 уч. г. количество учащихся школ уменьшилось на 559 чел., количество школ сократилось на 17 ед. К 2020 г. количество учащихся сократится еще на 500 чел.
Образовательная политика в районе строится с учетом направлений, намеченных в Приоритетах, целях и этапах формирования и реализации современной модели образования, основных составляющих национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Их суть - обеспечение современного уровня качественного образования, его доступности для всех слоев населения, повышение эффективности деятельности системы образования, формирование человеческого капитала исходя из необходимости обеспечения инновационного развития.
Разработка Программы вызвана необходимостью дальнейшего повышения качества и расширения доступности образования, усиления его соответствия стратегическим ориентирам образовательной политики Российской Федерации, основным направлениям развития экономики республики и муниципального района, запросам и ожиданиям граждан.
Реализация приоритетного национального проекта "Образование", в том числе комплексного проекта модернизации образования, исполнение указов Президента Российской Федерации по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, выполнение мероприятий республиканской Программы развития образования на 2006 - 2010 годы позволили получить ряд важных результатов, характеризующихся повышением результативности деятельности в системе образования, снижением неэффективных расходов, усилением общественного участия в управлении образованием.
Вместе с тем, в системе образования муниципального района сохраняется комплекс проблем, решение которых требует использования программных методов. Наиболее актуальными проблемами в сфере образования района, на решение которых направлена Программа, являются:
1) дефицит мест в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного образования;
2) недостаточные условия для получения обучающимися качественного образования современного уровня;
3) ограниченность материально-технических ресурсов (недостаточное технологическое, учебно-методическое обеспечение, высокий износ основных фондов) образовательных учреждений.
Обеспечение доступности дошкольного образования в Ковылкинском муниципальном районе, одна из важных обозначенных проблем района. На начало 2011 года очередь в муниципальные образовательные учреждения Ковылкинского муниципального района составляет 202 ребенка. Сегодня вне услуг дошкольных учреждений остается 954 ребенка дошкольного возраста, или 41% (в основном это дети от 1 года до 4 лет). Сложившаяся ситуация заставляет не только развивать традиционные формы дошкольного образования, но и искать новые. Это вариативное дошкольное образование, развитие сети дошкольных групп на основе кратковременного пребывания.
Для обеспечения общедоступности дошкольного образования в районе необходимо открытие дополнительных групп в уже функционирующих дошкольных образовательных учреждениях и строительство детского сада на 220 мест в городской местности.
По-прежнему, одним из основных направлений деятельности остается повышение качества обученности. Малочисленность класса или изолированность образовательного пространства обучающегося являются главными факторами, ограничивающими решение проблемы доступности качественного образования в условиях сельской школы. Эффективное функционирование образовательных учреждений невозможно без оптимизации сети сельских малокомплектных и укрупнения средних школ. Анализ структуры сети сельских школ Ковылкинского муниципального района показывает, что контингент учащихся в 5 школах составляет от 20 до 40 чел. (14%), в 4 школах - от 40 до 60 чел. (11 %) и в 16 школах - от 60 до 100 чел. и выше (46 %).
Дальнейшее осуществление модернизации образования потребует укрепления его материально-технической базы. В рамках КПМО в 2007/2009 гг. образовательным учреждениям района выделено 30 млн. 458 тыс. руб. из федерального бюджета (на текущий и капитальный ремонт, приобретение оборудования и мебели, приобретение транспорта для учащихся, повышение квалификации работников системы образования, на противопожарные мероприятия и др.). Немаловажным направлением развития образовательных учреждений района должно стать расширение отношений в рамках социального партнерства с предприятиями и организациями района, а также практико-ориентированная направленность обучения.
Актуальной является проблема совершенствования и развития системы работы по предоставлению дополнительных, в том числе платных образовательных услуг с учетом запросов родителей.
Социальную значимость приобретает проблема обучения больных детей, находящихся на лечении в больницах или обучающихся на дому, детей-инвалидов. Необходимо развивать систему инклюзивного образования. Наиболее эффективной и рентабельной формой обучения таких детей является электронное дистанционное обучение. Оно позволит компенсировать отсутствие некоторых учебных предметов, увеличить время на обучение по основным предметам. Систематическое использование компьютера в учебном процессе позволит также развить творческие способности детей, активизировать учебный процесс, социализировать ребенка с хроническими заболеваниями в современном обществе.
Внедрение здоровьесберегающих технологий на ступенях дошкольного образования продолжается и в общеобразовательной школе, однако, учебные перегрузки учащихся приводят к значительному снижению числа практически здоровых детей. Поэтому одной ведущих задач, стоящей перед педагогическими коллективами образовательных учреждений, является сохранение здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через организацию здорового питания, физическое развитие детей являются приоритетными направлениями и необходимой гарантией успеха всех социальных и экономических реформ.
Во всех школах района введен 3-й час уроков физической культуры, работают 2 специализированных спортивных класса, в 6 школах района реализуется проект "Спортивная суббота".
Нуждается в оптимизации система работы с одаренными детьми. Существующий спектр программ дополнительного образования на эту категорию детей ориентирован недостаточно. Результативность участия школьников района в конкурсных мероприятиях, проводимых на Всероссийском уровне, остается невысокой.
Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях района - важная задача Программы.
Решение названных проблем программно-целевым методом более эффективно по сравнению с планово-нормативным, поскольку обеспечивает возможность учета стратегических приоритетов социально-экономического развития района, снижает риск неэффективного использования финансовых ресурсов, создает условия для комплексной реализации мер по развитию учебно-материальной базы образовательных учреждений, способствует внедрению механизмов, направленных на усиление связи заработной платы педагогических работников с результативностью и качеством труда.
2. Основная цель и задачи программы, целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения
Целью программы является обеспечение на территории района доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики и потребностям граждан, повышение роли образования в социальном пространстве. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- модернизация образования как института социального развития;
- развитие учебно-материальной базы муниципальных образовательных учреждений;
- создание условий, обеспечивающих успешную социализацию детей;
- развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг;
Степень достижения целей и задач Программы будет определяться на основе целевых индикаторов и показателей (Приложение N 1).
3. Мероприятия программы
Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий по направлениям Программы (приложение 2).
С учетом анализа проблем, стоящих перед системой образования в районе, и в соответствии с направлениями, обозначенными в Концепции Программы, объемы финансирования рассчитаны по следующим основным направлениям:
- Реализация общих подходов к осуществлению национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
- Мероприятия по модернизации, проектно-изыскательным работам, строительству, реконструкции и капитальному ремонту дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей;
- Внедрение образовательных, организационно-финансовых и нормативно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей;
- Обеспечение современного качества образования за счет внедрения с участием профессионально-педагогических сообществ электронных образовательных ресурсов, адекватных механизмов оценки и стимулирования деятельности, учителей;
- Внедрение независимой системы измерений качества образования, позволяющей оценить на всех ступенях и уровнях образования результаты деятельности образовательной системы и учреждений, индивидуальных образовательных достижений:
- Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений.
4. Ресурсное обеспечение
Программа реализуется за счет средств районного бюджета Ковылкинского муниципального района, республиканского бюджета Республики Мордовия, средств поступающих из федерального бюджета, а также средств из внебюджетных источников.
Средства из районного бюджета (тыс. руб.)
2011 год - 21265,4
2012 год - 13909,8
2013 год - 9733,6
2014 год - 7149,1
2015 год - 3320,6
Средства из республиканского бюджета (тыс. руб.)
2011 год - 41889,0
2012 год - 107459,0
2013 год - 17278,0
2014 год - 13358,0
2015 год - 7028,0
5. Оценка социально-экономической эффективности реализации мероприятий подпрограммы
В процессе реализации Подпрограммы ожидается достижение следующих социально-экономических показателей:
Повышение результативности образования - за счет:
внедрения новых образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях образования;
увеличение числа мест в дошкольных образовательных учреждениях;
развития новых форм дошкольного образования;
внедрения и эффективного использования в системе образования новых информационных сервисов, технологий дистанционного обучения, электронных образовательных ресурсов;
разработки и реализации программ дополнительного образования для одаренных детей и талантливой молодежи;
создания доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья; расширения практики использования процедур независимой оценки качества образования.
Повышение экономической эффективности системы образования за счет:
снижения доли неэффективных расходов на общее образование;
увеличения объемов финансового обеспечения из внебюджетных источников и развитие системы платных образовательных услуг.
Повышение удовлетворенности населения качеством образования путем:
разработки и внедрения современных моделей информирования населения о состоянии образования в районе;
совершенствования деятельности управляющих советов образовательных учреждений.
6. Механизм организации контроля за выполнением Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель главы администрации Ковылкинского муниципального района по социальной работе.
Непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляет Управление по социальной работе администрации Ковылкинского муниципального района.
Приложение N 1
к Программе"Развитие образования в Ковылкинском
муниципальном районе
на 2011 - 2015 годы"
Целевые индикаторы
оценки эффективности Программы "Развитие образования в Ковылкинском муниципальном районе на 2011 - 2015 годы"
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (базовый) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
1. |
Модернизация системы образования как института социального развития |
||||||||
1.1. |
Доля выпускников 9-х классов, подтвердивших годовые отметки на государственной (итоговой) аттестации по алгебре |
% |
62,1 |
71 |
79 |
83 |
86 |
89 |
|
1.2. |
Доля выпускников 9-х классов, подтвердивших годовые отметки на государственной (итоговой) аттестации по русскому языку |
% |
92,2 |
93 |
94 |
94,6 |
95 |
95,5 |
|
1.3. |
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен от числа выпускников участвовавших в нем |
% |
97 |
98 |
99 |
99 |
100 |
100 |
|
1.4 |
Доля учащихся, не получивших аттестаты о среднем (полном) общем образовании |
% |
5 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
|
1.5. |
Доля учащихся, реализующих индивидуальные учебные планы в 10-11 классах |
% |
43 |
43 |
49 |
51 |
56 |
60 |
|
1.6. |
Доля учащихся реализующих модели профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия |
% |
43 |
43 |
49 |
51 |
56 |
60 |
|
1.7. |
Удельный вес количества обучающихся, охваченных разного вида занятостью и отдыхом в оздоровительных лагерях в каникулярное время |
% |
86 |
87 |
87 |
88 |
88 |
88,5 |
|
1.8. |
Доля учащихся, занятых дополнительным образованием |
% |
94,1 |
94,3 |
94,3 |
94,5 |
94.5 |
94,6 |
|
1.9. |
Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности обучающихся |
% |
89 |
90 |
92 |
92 |
93 |
93 |
|
1.10 |
Количество учащихся, принявших участие в республиканском этапе предметных олимпиад |
чел. |
5 |
66 |
68 |
70 |
70 |
72 |
|
1.11 |
Доля учащихся, участвующих в республиканских, региональных спортивно-массовых мероприятиях |
% |
65 |
68 |
69 |
70 |
70 |
70 |
|
1.12 |
Количество учащихся, участвующих в Всероссийских конкурсах и олимпиадах |
чел |
89 |
94 |
99 |
103 |
110 |
115 |
|
1.13 |
Количество педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами |
чел |
5 |
99 |
107 |
110 |
116 |
118 |
|
1.14 |
Удельный вес участников профессиональных конкурсов педагогов от общего числа педагогических работников |
% |
3,2 |
3,5 |
3,7 |
4 |
4,1 |
4,3 |
|
1.15 |
Доля молодых педагогов от общего числа педагогических работников(до 35 лет) |
Чел. |
35 |
37 |
40 |
42 |
44 |
44 |
|
2. |
Создание условий, обеспечивающих успешную социализацию детей |
||||||||
2.1 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений |
руб |
8469,5 |
8700 |
8970 |
9240 |
9535 |
9700 |
|
2.2 |
Количество детей-инвалидов, получающих общее образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, от общей численности детей-инвалидов, которым это показано |
чел |
0 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
2.3 |
Количество детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье) |
чел |
69 |
71 |
73 |
73 |
75 |
75 |
|
2.4. |
Численность детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет, осваивающих программы дошкольного образования, от общей численности детей данного возраста на территории Ковылкинского муниципального района |
человек |
1084 |
1144 |
1250 |
1264 |
1270 |
1290 |
|
2.5. |
Доля детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7-ми лет, осваивающих программы дошкольного образования, от общей численности детей данного возраста |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
3. |
Развитие учебно-материальной базы |
||||||||
3.1 |
Доля обучающихся, которым созданы современные условия для занятий физкультурой, в том числе обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками |
% |
75 |
83 |
85 |
85 |
88 |
88 |
|
3.2 |
Удельный вес учащихся, которым предоставлена возможность пользоваться современными столовыми, в том числе получать качественное горячее питание |
% |
70 |
73 |
73.5 |
74 |
74,3 |
74,5 |
|
4 |
Развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг |
||||||||
4.1 |
Доля учреждений имеющих доступ к сети Интернет |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
4.2. |
Удельный вес количества педагогических кадров, прошедших повышение квалификации в сфере ИКТ за последние три года |
% |
83 |
89 |
90 |
93 |
93 |
95 |
|
4.3 |
Среднее количество учащихся на один персональный компьютер в образовательных учреждениях |
% |
12 |
12 |
11 |
10 |
9 |
9 |
Решением Совета депутатов Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 27 ноября 2013 г. N 6 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к муниципальной Программеразвития образования Ковылкинского
муниципального района РМ на 2011 - 2015 г.г.
Мероприятия Программы
27 ноября 2013 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Источник финансирования |
Объем финансирования по годам (тыс. руб.) |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1 |
2 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Модернизация дошкольного и общего образования как института социального развития |
||||||
1.1. |
Реализация общих подходов к осуществлению национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" |
||||||
1.1.1. |
Обеспечение доступа образовательных учреждений к сети Интернет |
Субвенция из республиканского бюджета |
В рамках текущего финансирования |
||||
1.1.2. |
Организация и обеспечение перехода образовательных учреждений на использование разработанного пакета свободного программного обеспечения |
Субвенция из республиканского бюджета |
|
|
|
|
|
Средства районного бюджета |
140,1 |
81,6 |
81,6 |
141,1 |
81,6 |
||
1.1.3. |
Оснащение общеобразовательных учреждений современным компьютерным и мультимедийным оборудованием |
Средства районного бюджета |
450,0
|
450,0
|
450,0
|
450,0
|
318,0
|
Средства республик. бюджета |
1050,0 |
1050,0 |
1050,0 |
1050,0 |
742,0 |
||
1.1.4. |
Обеспечение общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями в соответствии с Федеральными перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе |
Субвенция из республик. бюджета |
520,0 |
520,0 |
520,0 |
520,0 |
520,0 |
1.1.5. |
Оснащение общеобразовательных учреждений художественной литературой |
Субвенция из республиканского бюджета |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
1.1.6. |
Оснащение общеобразовательных учреждений учебной мебелью, оборудованием для кабинетов химии, физики, географии, биологии, обеспечивающих получение образования в современных условиях, а также спортивным инвентарем и оборудованием |
Средства районного бюджета |
900,0
|
900,0
|
900,0
|
900,0
|
900,0
|
Субвенция из республик. бюджета |
3300,0 |
3310,0 |
3310,0 |
3310,0 |
3210,0 |
||
1.1.7 |
Оснащение учреждений дополнительного образования специальным оборудованием и компьютерной техникой |
Средства районного бюджета |
300,0
|
174,0
|
96,0
|
165,0
|
|
Средства республик. бюджета |
700,0 |
406,0 |
224,0 |
385,0 |
|||
1.1.8 |
Оснащение дошкольных образовательных учреждений мебелью, игровыми комплексами и спортинвентарем |
Средства районного бюджета |
243,0
|
90,0
|
90,0
|
90,0
|
90,0
|
Средства республик. бюджета |
569,0 |
210,0 |
210,0 |
210,0 |
210,0 |
||
|
Организация материально-технического обеспечения ресурсного центра |
Средства районного бюджета |
В рамках текущего финансирования |
||||
1.1.9. |
Ежегодная грантовая поддержка образовательных дошкольных учреждений, внедряющих инновационные образовательные |
Средства районного бюджета |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
30,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 11 мая 2011 г. N 5 "Об утверждении Программы "Развитие образования Ковылкинского муниципального района на 2011 - 2015 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания
Текст решения опубликован в газете "Вестник Ковылкинского муниципального района" от 11 мая 2010 г. N 12
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 21 мая 2014 г. N 9
Решение Совета депутатов Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 27 ноября 2013 г. N 6