Во исполнение постановления Правительства Республики Мордовия N 487 от 13.12.2010 г. "Об утверждении Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, администрация Дубенского муниципального района постановляет:
1. Утвердить проект Муниципальной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя главы администрации Дубенского муниципального района С.С. Пиянзина.
Глава администрации |
В.Г. Прокин |
Проект
Муниципальная целевая программа
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
(утв. постановлением Администрации Дубенского муниципального района
Республики Мордовия
от 31 марта 2011 г. N 153)
Паспорт
Муниципальной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
постановление Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. N 487 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 гг." |
Заказчик Программы |
Администрация Дубенского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
Администрация Дубенского муниципального района. |
Цели и задачи Программы |
целями Программы являются: комплексное решение вопросов устойчивого развития жилищного строительства; формирование на территории Дубенского муниципального района рынка доступного жилья, в том числе жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности. Задачи Программы: создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве; создание условий для ежегодного роста объемов ввода жилья, в том числе жилья экономического класса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем ежегодного наращивания объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; создание условий для снижения административных барьеров в строительстве. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
увеличение годового объема ввода жилья с 4,3 тыс. кв. метров общей площади в 2009 году до 6,6 тыс. кв. метров общей площади в 2015 году; рост обеспеченности населения жильем с 32,4 кв. метра на 1 человека в 2009 году до 35,1 кв. метра на 1 человека в 2015 году; ежегодное увеличение доли семей, которым доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, на 2 %; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов: 2011 - 2015 годы - 120 семей |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2015 годы в 2 этапа: 1 этап - 2011 - 2012 годы; 2 этап - 2013 - 2015 годы
|
Перечень подпрограмм |
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составит 1630,0 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 100,75 млн. рублей; средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 129,28 млн. рублей; средства местных бюджетов - 10,24 млн. рублей; внебюджетные средства - 1389,73 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом): улучшение жилищных условий населения республики (рост жилищной обеспеченности с 32,4 кв. метра на человека до 35,1 кв. метра); эффективное и целенаправленное использование финансовых средств федерального, республиканского и местных бюджетов в интересах стимулирования спроса и предложения на рынке жилья; увеличение годового объема ввода жилья с 4,3 тыс. кв. метров общей площади в 2009 году до 6,6 тыс. кв. метров в 2015 году; увеличение годового объема ввода малоэтажного жилья со 4,3 тыс. кв. метров общей площади в 2009 году до 6,6 тыс. кв. метров в 2015 году; достижение годового объема ввода жилья экономического класса до 3,9 тыс. кв. метров в 2015 году; содействие в обеспечении жильем в 2011 - 2015 годах 120 молодым семьям; снижение доли ветхого и аварийного жилья до 1,0 % к 2015 году; улучшение жилищных условий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, вынужденных переселенцев и других групп населения, обеспечение жильем которых осуществляется за счет средств федерального бюджета; сокращение сроков строительства жилых домов за счет снижения административных барьеров; повышение качества строительства жилья; создание условий для улучшения демографической ситуации в районе, развитие строительных предприятий и организаций, повышение квалификации кадров в строительной отрасли |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы |
администрация Дубенского муниципального района, представляет в срок до 20 января года, следующего за отчетным, в Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия отчеты о ходе реализации Программы. |
Введение
Настоящая Программа разработана во исполнение постановления Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. N 487 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Программа разработана на основании Методических рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации, результатов реализации республиканской целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы и с учетом изменившегося федерального и республиканского законодательства в жилищной сфере. Программа направлена на реализацию в Дубенском муниципальном районе национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" с целью обеспечения стимулирования жилищного строительства, доступности жилья для населения Дубенского района, роста объемов и качества жилищного строительства.
Разработка муниципальной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы обусловлена необходимостью:
введения упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство; окончания разработки документов территориального планирования; стимулирования частной инициативы граждан; реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурой в целях жилищного строительства; осуществления мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий.
Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства. Основным источником финансирования жилищного строительства в последние годы являются внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства и приобретение жилья.
Приоритетной формой участия федерального бюджета была признана поддержка отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищных проблем, через предоставление им субсидий на приобретение жилья или субсидий регионам Российской Федерации на строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
С использованием средств республиканского бюджета Республики Мордовия продолжалось строительство на льготных условиях жилья для наиболее нуждающихся категорий населения, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, молодых семей, строительство инженерной инфраструктуры.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Состояние проблемы. Социальная инфраструктура района, созданная в советские времена, остается достаточно развитой и в настоящее время, но за последние годы существенно обветшал жилищный фонд. Основные показатели жилищного строительства района отражены в табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели
жилищного строительства Дубенского муниципального района
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Ввод в действие жилых домов с учетом индивидуального строительства, м2 общей площади |
4364 |
4784 |
4424 |
4400 |
Ввод в действие жилых домов индивидуальными застройщиками, м2 общей площади |
4364 |
4784 |
4424 |
4400 |
Обеспеченность населения жильем, м2 общей площади на 1 жителя |
30,3 |
31,2 |
32,4 |
33,1 |
Объем подрядных работ, выполненных крупными и средними предприятиями и организациями всех отраслей экономики, млн. руб. |
135,41 |
181,82 |
88,95 |
55,00 |
За период с 2007 по 2010 г. обеспеченность населения жильем в районе увеличилась на 109,24 % и составила в 2010 г. 33,1 м2 на одного жителя. Однако увеличение жилищного фонда происходит не только вследствие развития жилищного строительства в районе, но и по причине резкого снижения численности населения.
Вместе с тем из-за финансового и экономического кризиса не удалось достичь предусмотренных Программой "Жилище" на 2006 - 2010 годы объемов ввода жилья, в том числе индивидуального. В жилищной сфере имеется ряд нерешенных проблем: недостаточно строится жилья экономического класса, коммуникаций для земельных участков, остается недоступной для больших групп населения система ипотечного строительства, сохраняется высокая стоимость жилищного строительства, растет стоимость жилья на вторичном рынке. Имеются резервы для снижения административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства.
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и реализации прав граждан на жилье Правительство Российской Федерации утвердило программу "Ветхое жилье". На республиканском уровне данная программа осуществляется Управлением капитального строительства и дорожного хозяйства Республики Мордовия. В 2008 г. в районе была принята муниципальная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Дубенском сельском поселении. В связи с этим программа "Ветхое жилье" не действует по причине отсутствия аварийного и ветхого жилья в многоквартирных домах района.
Всего за 2006 - 2009 гг. улучшили свои жилищные условия 60 семей. Размер полученных субсидий за счет федерального бюджета составил 22,8 млн. руб., за счет республиканского - 26,4 млн. руб., за счет средств агентства РМ по жилищной политике и ипотеке - 16,5 млн. руб., за счет средств населения - 1,5 млн. руб.
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является одним из направлений жилищной политики.
В течение четырех лет (2006 - 2009 годы) в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в Дубенском муниципальном районе улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов 30 молодых семей.
Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей остается актуальной. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения. Снижает эффективность реализации подпрограммы невозможность инвестирования средств в долевое строительство.
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.
2. Основные цели и задачи Программы.
Сроки и этапы реализации Программы. Целевые показатели
Цели и задачи Программы определяются целями и задачами национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Основными целями Программы являются комплексное решение вопросов устойчивого развития жилищного строительства, формирование рынка доступного жилья, в том числе жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве;
комплексное решение вопросов по устойчивому развитию жилищного строительства, стимулирование развития жилищного строительства в Дубенском муниципальном районе;
создание условий для ежегодного роста объемов ввода жилья, в том числе жилья экономического класса;
повышение уровня обеспеченности населения жильем путем ежегодного наращивания объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями;
создание условий для снижения административных барьеров;
упрощение порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам;
обеспечение земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурой;
обеспечение жильем молодых семей;
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.
Основным направлением в Программе определено стимулирование жилищного строительства.
Для стимулирования развития жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение следующих задач:
формирование нового сегмента жилья - жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;
развитие частной инициативы граждан;
развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
развитие территорий в целях жилищного строительства, обеспечение их коммунальной и транспортной инфраструктурой, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций.
В целях поддержки платежеспособного спроса на жилье необходимо продолжить реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, других льготных категорий граждан, а также осуществить мероприятия по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского капитала.
Мероприятия Программы будут выполняться в 2011 - 2015 годах в два этапа:
2011 - 2012 годы - 1 этап;
2012 - 2015 годы - 2 этап.
На 1 этапе мероприятия Программы будут сконцентрированы на реализации мер приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" по следующим приоритетным направлениям:
завершение разработки и утверждения документов территориального планирования;
обеспечение жилищного строительства, в том числе малоэтажного, земельными участками;
наращивание объемов жилищного строительства;
повышение доступности жилья;
формирование рынка жилья экономического класса.
На 2 этапе Программы планируется:
совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы на практике;
широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий;
реализация подпрограмм и отдельных мероприятий;
интенсификация процесса наращивания объемов жилищного строительства.
Основные приоритеты реализации Программы и ее подпрограммы на 2 этапе могут быть уточнены по итогам реализации мероприятий Программы в 2011 - 2012 годах.
Целевые показатели Программы определены в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации по разработке региональных программ стимулирования развития жилищного строительства.
Перечень целевых показателей Программы приведен в приложении 3.
3. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по стимулированию жилищного строительства, поддержке платежеспособного спроса на жилье, организационные и другие мероприятия.
3.1. Подготовка документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений о градостроительной деятельности - строительстве зданий и сооружений.
Такими документами на территории Дубенского муниципального района являются:
- Схема территориального планирования Дубенского муниципального района;
- Генеральные планы поселений.
Без указанных документов территориального планирования с 1 января 2012 года не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территорий, принятие решений публичной власти о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии указанных документов территориального планирования.
С 1 января 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов не осуществляется, а также не допускается выдача разрешений на строительство.
Из 16 поселений в Дубенском муниципальном районе обеспечены генеральными планами 15 поселений. В 2011 году планируется утвердить 1 генеральный план и 16 Правил землепользования и застройки поселений.
На финансирование мероприятий по подготовке документов территориального планирования Дубенского муниципального района, для обеспечения градостроительной деятельности, предусматривается 1,8 млн. рублей из средств муниципального бюджета.
В целях развития жилищного строительства в соответствии с разрабатываемыми генеральными планами поселений определены земельные участки площадью 27,6 га. За планируемый период 2011 - 2015 годы будет проводиться подготовка проектов планировок и межевания территорий.
3.2. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на селе, в том числе молодых специалистов и молодых семей
В сельской местности строительство жилья будет осуществляться во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, который является государственным заказчиком - координатором республиканской целевой программы "Социальное развитие села". По этой программе жилье будет строиться для граждан, молодых семей и молодых специалистов. Будет продолжено строительство жилья на селе с использованием системы ипотечного жилищного кредитования.
3.3. Улучшение жилищных условий граждан, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"
В соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах", субсидии из федерального бюджета на приобретение или строительство жилья будут предоставляться следующим категориям ветеранов:
- ветераны Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств;
Планируется освоить на территории Дубенского муниципального района из федерального бюджета в 2011 - 2015 годах 33,4 млн. руб.
3.4. Мероприятия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения при строительстве жилья
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 26.02.2006 г. N 55 принята Республиканская целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы".
При осуществлении жилищного строительства:
- обеспечивается беспрепятственный доступ к жилым домам, объектам социальной и транспортной инфраструктуры;
Для обеспечения доступности жилой среды для маломобильных групп населения при осуществлении жилищного строительства проводятся следующие мероприятия:
- разработка и принятие муниципальных нормативных правовых актов по решению проблем обеспечения доступности местной среды для маломобильных групп населения;
- соблюдение норм технического регулирования (технических регламентов, стандартов, сводов правил, СНиП), обеспечивающих условия доступности для маломобильных граждан;
- создание равных возможностей пользования жилыми и общественными зданиями и сооружениями всеми категориями граждан;
- строительство и реконструкция объектов различной социальной значимости с обеспечением доступности входных групп;
- контроль за соблюдением требований доступности для маломобильных групп населения к объектам общественного назначения в процессе проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию.
3.5. Снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства
Наиболее актуальными проблемами по ликвидации административных барьеров в строительстве являются меры по совершенствованию и упрощению требований к документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории.
На уровне Дубенского муниципального района все перечисленные проблемы планируется решать при повышении качества контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления муниципальных услуг в области градостроительной деятельности.
Первое направление:
определение единой методики разработки и согласования градостроительной документации.
Для реализации этого направления необходимо установление единых расценок на проведение работ, наличие актуализированной полноценной топографической основы.
Второе направление:
оказание государственной поддержки муниципальным образованиям для создания и ведения ИСОГД.
В этой сфере необходимо оказание муниципалитетам не только финансовой поддержки, но и помощь с материально-техническим и кадровым обеспечением.
Кроме уровня информационного обеспечения на сроки формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство также влияет уровень регламентации земельно-правовых процедур.
Развитие этого направления осуществляется в создании в административном центре Дубенского муниципального района многофункционального центра по формированию в электронном виде правовых актов предоставления земельных участков в аренду, в собственность; формированию градостроительных планов земельных участков, документов о выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Третье направление:
развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Четвертое направление:
снятие избыточных административных барьеров при подключении объектов капитального строительства к электро- и инженерно-техническим сетям.
Поскольку в соответствии с Планом по совершенствованию регулирования в сфере строительства и связанных со строительством объектов капитального строительства земельно-имущественных отношений будут внедряться соответствующие показатели в систему оценки эффективности деятельности администрации Дубенского муниципального района, а также усилится контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, актуальность по ликвидации административных барьеров в строительстве в Дубенском муниципальном районе возрастает.
Таблица 2
Перечень
мероприятий по ликвидации административных барьеров в строительстве
N п/п |
Мероприятия |
1. |
Совершенствование требований к документам территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, включая: |
1.1. |
упрощение требований к составу и порядку подготовки документов территориального планирования, в том числе в части: уточнения информации, которая должна быть включена в утверждаемую часть и обосновывающие материалы; закрепления за органом местного самоуправления сельского поселения права принятия решения о подготовке только правил землепользования и застройки и об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения в случаях, если развитие таких поселений не предполагает установление новых функциональных зон и (или) изменение существующих функциональных зон |
1.2. |
упрощение требований к составу и порядку подготовки документов градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) |
1.3. |
упрощение требований к составу и порядку подготовки документации по планировке территории, в том числе в части: установления упрощенного порядка подготовки документации по планировке территорий в отношении застроенных территорий; отмены требования о подготовке градостроительного плана земельного участка в отношении земельных участков при размещении линейных объектов. |
1.4. |
формирование в 2011 году системы документов территориального планирования, завершение разработки указанных документов всех уровней на территории Дубенского муниципального района до 1 января 2012 г. |
2. |
Оптимизация процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства, снижение административных барьеров при получении разрешения на строительство |
2.1. |
размещение на официальном сайте Дубенского муниципального района информации о наличии земель и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, права на которые зарегистрированы, для целей жилищного строительства |
2.2. |
отказ от предоставления земельных участков без проведения аукционов, за исключением случаев предоставления земельных участков для строительства объектов государственного и муниципального значения, промышленных предприятий, а также иных установленных федеральным законом случаев |
2.3. |
сокращение количества согласований при предоставлении земельных участков без проведения аукционов, в том числе при предоставлении земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства |
2.4. |
совершенствование порядка выдачи разрешений на строительство, в том числе: совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по выдаче разрешений на строительство, в том числе при осуществлении строительства на земельных участках, для которых не устанавливается градостроительный регламент или на которые действие градостроительного регламента не распространяется, а также в случаях строительства объектов, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации; применение мер административной ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, нарушение порядка и сроков выдачи таких разрешений, а также за истребование документов, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; установление возможности определения отдельных видов подготовительных работ, которые могут быть выполнены до выдачи разрешения на строительство (при наличии прав застройщика на земельный участок) |
3.6. Охрана окружающей среды. Экология и гигиена жилой среды
Возможные экологические риски при жилищном строительстве на территории Дубенского муниципального района связаны с:
1. Наличием овражной эрозии, оползней, за счет которых часть территорий поселений исключается из строительства или требует проведения полного комплекса мер по инженерной подготовке территории;
2. Несоблюдением режима водоохранных зон водоемов поселений;
3. Недостаточное количество благоустроенных и доступных населению озелененных территорий, несмотря на значительные площади лесных массивов.
Исходя из этого, приоритеты развития градостроительства с учетом формирования устойчивой экологически чистой среды обитания, инженерных и транспортных инфраструктур, систем инженерного оборудования и защиты объектов, охраны окружающей среды сводятся к следующим направлениям:
поддержка программно-целевых методов разработки проектов планировки территорий поселений, правил землепользования и застройки, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на основе формирования экологически чистой среды обитания населения в населенных пунктах района, включающей элементы инфраструктуры благоустройства, автотранспортного обеспечения, разрежения плотности застройки;
благоустройство инженерной инфраструктуры и улучшение санитарного состояния водоемов.
При определении резервных территорий для комплексной микрорайонной застройки необходимо в первую очередь учитывать вопросы экологии при разработке прединвестиционной документации, в том числе:
выявление территорий, исключенных из строительства и неблагоприятных по условиям строительства, требующих разработки и проведения полного комплекса мероприятий по инженерной подготовке территории.
применение современных ресурсосберегающих методов потребления электрической и тепловой энергии при строительстве новых жилых домов для существенного снижения объемов выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников;
разработка прогрессивных методов строительства на основе экологичных технологических решений с целью создания комфортной среды обитания человека и системы защиты территорий жилищной застройки от транспортного шума.
С использованием энергоэффективных технологий в строительстве объем загрязнения окружающей среды при развитии жилищного строительства будет уменьшен.
В целях реализации полного восстановления сил человека, потраченных в процессе умственного и физического труда, жилая среда должна быть физиологически благоприятна. Для этого необходимо:
на основе перспективных технологических и технических решений градостроительства предусматривать снижение уровня физических видов воздействия - шумового, электромагнитного и т.д.;
для уменьшения техногенной нагрузки на среду обитания населения и повышения ее комфортности в обязательном порядке предусматривать в градостроительной документации вопросы благоустройства, развитие зеленых зон, особенно зеленых зон общего пользования;
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
В 2011 - 2015 годах общий объем финансирования Муниципальной программы за счет всех источников финансирования составит - 1626,6 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 100,75 млн. рублей,
республиканский бюджет Республики Мордовия - 129,28 млн. рублей;
местные бюджеты - 10,24 млн. рублей;
внебюджетные средства - 1389,73 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы в 2011 - 2015 годах приведены в приложении 2.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия, местных бюджетов будут ежегодно уточняться исходя из возможностей соответствующих бюджетов на соответствующий год.
5. Оценка социально-экономической эффективности Муниципальной программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Муниципальной программы будет производиться на основе количественных показателей и качественных характеристик.
Реализация государственной жилищной политики в рамках Муниципальной программы потребует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения с учетом определенных приоритетов в соответствующем периоде.
Успешная реализация Муниципальной программы позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий населения Дубенского района;
увеличение объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья с 4,3 тыс. кв. м. в 2009 году до 6,6 тыс. кв. м. в 2015 году;
содействие в обеспечении жильем за счет бюджетных средств в период 2011 - 2015 годы 120 молодым семьям;
увеличение объемов строительства малоэтажного жилья до 3,9 тыс. кв. метров в 2015 году;
увеличение доли жилья экономического класса в годовом объеме ввода жилья до 60% в 2015 году;
создание условий для улучшения демографической ситуации в районе, реализации эффективной миграционной политики, а также устойчивого и самостоятельного развития Дубенского муниципального района
Приложение 1
к Муниципальной целевой программе
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
Перечень
мероприятий по реализации Муниципальной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
Источники финансирования |
Финансовые затраты (млн. рублей в ценах соответствующих лет) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стимулирование жилищного строительства | |||||
1.1. |
Подготовка документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории |
|
администрация Дубенского муниципального района |
|
|
1.1.1. |
Утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений |
4 кв. 2011 г. |
|
местный бюджет |
|
1.1.2. |
Подготовка документации по планировке и межеванию территорий, предназначенных для жилищного строительства |
2011 - 2015 годы
|
|
местный бюджет |
0,6 |
1.2. |
Обеспечение жилищного строительства земельными участками |
|
администрация Дубенского муниципального района |
|
|
1.2.1. |
Разработка и реализация механизма упрощенного порядка предоставления земельных участков для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства |
2 кв. |
|
местный бюджет |
0,04 |
1.3. |
Обеспечение территорий жилой застройки объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры |
|
|
|
|
1.3.1. |
Обеспечение территорий жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры в рамках Республиканской целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства" на 2011 - 2015 годы * |
2011 - 2015 годы |
|
|
42,91 |
1.3.2. |
Реализация муниципальных целевых программ "Жилище" на 2011 - 2015 годы в части развития коммунальной и транспортной инфраструктуры для целей обеспечения коммунальной и транспортной инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства * |
2011 - 2015 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
|
42,91 |
1.4. |
Развитие строительства жилья экономического класса. Развитие малоэтажного жилищного строительства |
|
|
|
|
1.5. |
Стимулирование частной инициативы граждан и частных застройщиков |
|
|
|
|
1.5.1. |
Предоставление семьям, имеющим трех и более детей, бесплатных земельных участков |
2011 - 2015 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
|
|
1.5.2. |
Строительство индивидуальных жилых домов гражданами |
2011 - 2015 годы |
|
внебюджетные источники |
|
2. Поддержка платежеспособного спроса на жилье | |||||
2.1. |
Реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
2011 - 2015 годы |
|
федеральный бюджет |
8,7 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
2,4 |
||||
местный бюджет |
0,29 |
||||
внебюджетные источники |
17,17 |
||||
2.2. |
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. N 7 "О предоставлении гражданам субсидий на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия" |
2011 - 2015 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
2,6 |
2.3. |
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на селе, в том числе молодых специалистов и молодых семей |
2011 - 2015 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
федеральный бюджет |
16,5 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
7,07 |
||||
местный бюджет |
0,6
|
||||
внебюджетные источники |
25,3 |
||||
2.4. |
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством |
2011 - 2015 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
федеральный бюджет |
8,8 |
2.5. |
Улучшение жилищных условий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
2011 - 2015 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
федеральный бюджет |
34,34 |
3. Организационные и другие мероприятия | |||||
3.1. |
Снижение административных барьеров в строительстве |
|
|
|
|
3.1.2. |
Создание в Дубенском муниципальном районе системы электронного документооборота |
2011 - 2012 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
местный бюджет |
|
3.1.3. |
Обеспечение прозрачности действий органов местного самоуправления по вопросам предоставления земельных участков |
2011 год |
администрация Дубенского муниципального района |
|
|
3.1.4. |
Упрощение требований к составу, порядку разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документов по планировке территорий |
2011 - 2012 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
|
|
3.1.5. |
Предоставление в электронном виде услуг получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию с включением этих услуг в перечни первоочередных услуг, предоставляемых в электронном виде |
2011 - 2015 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
|
|
3.1.6. |
Разработка административных регламентов исполнения государственных и муниципальных функций в сфере жилищного строительства |
2011 - 2012 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
|
|
3.2. |
Разработка муниципальных целевых программ "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
1 кв. 2011 г. |
администрация Дубенского муниципального района |
|
|
3.3. |
Мероприятия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения при строительстве жилья |
2011 - 2015 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
|
|
3.4. |
Проведение мониторинга и оценки хода выполнения Программы |
2011 - 2015 годы |
администрация Дубенского муниципального района |
|
|
* Финансирование будет приведено в соответствующих программах после их разработки и утверждения.
Приложение 2
к Республиканской целевой программе
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
Ресурсное обеспечение
Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
млн. рублей (в ценах соответствующих лет) | ||||||
Источник финансирования |
Всего за 2011 - 2015 годы |
В том числе по годам |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общий объем финансирования Программы* |
1503,08 |
175,36 |
250,51 |
313,14 |
375,77 |
388,30 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
средства федерального бюджета |
83,05 |
9,70 |
13,84 |
17,30 |
20,76 |
21,45 |
средства республиканского бюджета Республики Мордовия |
79,48 |
9,27 |
13,25 |
16,56 |
19,87 |
20,53 |
средства местных бюджетов |
8,54 |
1,00 |
1,42 |
1,78 |
2,14 |
2,20 |
внебюджетные источники |
1332,73 |
155,48 |
222,13 |
277,65 |
333,18 |
344,29 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
126,2 |
14,72 |
21,03 |
26,29 |
31,56 |
32,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
средства федерального бюджета |
17,70 |
2,06 |
2,95 |
3,69 |
4,43 |
4,57 |
средства республиканского бюджета Республики Мордовия |
49,8 |
5,81 |
8,30 |
10,38 |
12,45 |
12,86 |
средства местных бюджетов |
1,7 |
0,20 |
0,28 |
0,35 |
0,43 |
0,44 |
внебюджетные источники |
57,00 |
6,65 |
9,50 |
11,88 |
14,25 |
14,72 |
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством |
|
|
|
|
|
|
в том числе федеральный бюджет |
7,8 |
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
вынужденные переселенцы |
3,78 |
|
|
|
|
|
граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера |
4,01 |
|
|
|
|
|
Улучшение жилищных условий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов) |
34,34 |
24,34 |
10,00 |
00,00 |
00,00 |
00,00 |
в том числе федеральный бюджет (социальные выплаты) |
34,34 |
24,34 |
10,00 |
00,00 |
00,00 |
00,00 |
Улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих на селе (Республиканская целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года") |
49,47 |
14,6 |
15,46 |
19,41 |
00,00 |
00,00 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет (социальные выплаты) |
16,50 |
5,30 |
5,23 |
5,97 |
00,00 |
00,00 |
республиканский бюджет Республики Мордовия (социальные выплаты) |
7,07 |
1,80 |
2,07 |
3,2 |
00,00 |
00,00 |
местный бюджет (социальные выплаты) |
0,6 |
0,15 |
0,2 |
0,25 |
00,00 |
00,00 |
внебюджетные источники (в том числе средства населения) |
25,3 |
7,35 |
7,96 |
9,99 |
00,00 |
00,00 |
Обеспечение земельных участков, отведенных под малоэтажную и многоэтажную застройку для строительства жилья экономического класса, коммунальной и транспортной инфраструктурой |
42,91 |
3,91 |
6,8 |
7,0 |
9,2 |
16,0 |
Общий объем финансирования подсчитан без учета Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".
При условии выделения средств из федерального бюджета на реализацию Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Объемы инвестиций на 2011 - 2015 годы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в действующем порядке при формировании федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы.
Приложение 3
к Муниципальной целевой программе
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
Перечень
целевых показателей Муниципальной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Базовое значение целевого показателя (по итогам 2009 года) |
Значения целевых показателей по годам реализации Программы |
Значения целевого показателя по итогам реализации Программы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Годовой объем ввода жилья, всего |
тыс. кв. метров общей площади жилья |
4,3 |
4,6 |
5,1 |
5,4 |
6,0 |
6,6 |
27,7 |
количество жилых единиц |
54,0 |
58,0 |
64,0 |
68,0 |
74,0 |
82,0 |
400,0 |
||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
жилья экономического класса |
тыс. кв. метров общей площади жилья |
|
1,9 |
2,3 |
2,8 |
3,3 |
3,9 |
14,2 |
количество жилых единиц |
|
23,0 |
30,0 |
36,0 |
48,0 |
53,0 |
190,0 |
||
1.3 |
малоэтажного жилья (не более трех этажей) |
тыс. кв. метров общей площади жилья |
4,3 |
4,6 |
5,1 |
5,4 |
6,0 |
6,6 |
27,7 |
количество жилых единиц
|
54,0 |
58,0 |
64,0 |
68,0 |
74,0 |
82,0 |
400,0 |
||
2 |
Обеспеченность населения жильем |
кв. метров на человека |
32,4 |
33,1 |
33,9 |
34,0 |
34,5 |
35,1 |
35,1 |
количество жилых единиц на 1000 человек населения |
|
593 |
605 |
618 |
633 |
650 |
650 |
||
3 |
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием кредитов и займов) при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов |
семей |
30 |
14 |
20 |
25 |
30 |
31 |
120 |
Приложение 4
к Муниципальной целевой программе
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
Прогноз
ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов за счёт всех источников финансирования по Дубенскому муниципальному району
(кв. метров) | ||||||
Наименование муниципального образования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2011 - 2015 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Дубенский муниципальный район |
4600 |
5100 |
5400 |
6000 |
6600 |
27700 |
Приложение 5
к Муниципальной целевой программе
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
Прогноз
ввода в эксплуатацию жилья экономического класса за счёт всех источников финансирования по Дубенскому муниципальному району
(кв. метров) | ||||||
Наименование муниципального образования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2011 - 2015 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Дубенский муниципальный район |
1900 |
2300 |
2800 |
3300 |
3900 |
14200 |
Приложение 6
к Муниципальной целевой программе
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
Прогноз
ввода в эксплуатацию малоэтажного жилья за счёт всех источников финансирования по Дубенскому муниципальному району
(кв. метров) | ||||||
Наименование муниципального образования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2011 - 2015 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Дубенский муниципальный район |
4600 |
5100 |
5400 |
5900 |
6600 |
27600 |
Приложение 7
к Муниципальной целевой программе
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
Потребность
в жилой площади и средствах для выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, на 2011 - 2015 годы
Наименование муниципального образования |
Выехавшие из районов Крайнего Севера |
Граждане, уволенные с военной службы |
Участники ликвидации радиационных аварий и катастроф |
Вынужденные переселенцы |
||||||||
кол-во участников |
потребность в жилой площади, кв. метров |
потребность в средствах, рублей |
кол-во участников |
потребность в жилой площади, кв. метров |
потребность в средствах, рублей |
заявлено граждан |
потребность в жилой площади, кв. метров |
потребность в средствах, рублей |
заявлено участников |
потребность в жилой площади, кв. метров |
потребность в средствах, рублей |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Дубенский муниципальный район |
3 |
156 |
4015374 |
|
|
|
|
|
|
3 |
120 |
3784020 |
Приложение 8
к Муниципальной целевой программе
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
Прогноз
обеспечения земельных участков, предназначенных под застройку жильем экономического класса, объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры на 2011 - 2015 годы
N п/п |
Наименование муниципального района, месторасположение земельного участка |
Ориентировочная стоимость строительства инженерных коммуникаций, тыс. рублей: |
Подъездные пути, п. м / тыс. рублей |
Предполагаемые сроки строительства (годы) |
||||||
общая стоимость, в том числе: |
газовые сети |
водопроводные сети |
электрические сети |
канализационные сети |
тепло-снабжение |
телефонизация |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
6 |
Дубенский муниципальный район |
42 910,00 |
8 600,00 |
7 200,00 |
7 600,00 |
0,00 |
0,00 |
16 000,00 |
50 000,00 |
|
6.1. |
с. Дубенки, Микрорайон - 4 в юго-западной части села |
27 500,00 |
4 300,00 |
3 400,00 |
3 800,00 |
|
|
16 000,00 |
|
2013-2015 |
6.2. |
с. Дубенки, Микрорайон - 2 |
2400,00 |
600,00 |
400,00 |
1400,00 |
|
|
|
8 000,00 |
2011 |
6.3. |
с. Дубенки, ул. Садовая |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
10 000,00 |
2011 |
6.4. |
с. Дубенки, Микрорайон - 5 в северо-западной части села, ул. Новая, 1 |
2 500,00 |
1 000,00 |
500,00 |
1 000,00 |
|
|
|
8 000,00 |
2012-2015 |
6.5. |
с. Дубенки, Микрорайон - 5, ул. Новая, 2 |
2 600,00 |
900,00 |
900,00 |
800,00 |
|
|
|
8 000,00 |
2012-2015 |
6.6. |
с. Дубенки, Микрорайон - 5, ул. Новая, 3 |
3 200,00 |
1 200,00 |
1 000,00 |
1 000,00 |
|
|
|
8 000,00 |
2012-2015 |
6.7. |
с. Дубенки, Микрорайон - 5, ул. Новая, 4 |
3 200,00 |
1 200,00 |
1 000,00 |
1 000,00 |
|
|
|
8 000,00 |
2012-2015 |
6.8. |
с. Дубенки, ул. Юбилейная |
1510,00 |
500,00 |
500,00 |
510,00 |
|
|
|
|
2011 |
Проект
Подпрограмма
"Обеспечение жильем молодых семей" Муниципальной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
(утв. постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия
от 31 марта 2011 г. N 153)
Паспорт
Наименование подпрограммы |
- Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" Муниципальной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. |
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы, дата ее утверждения |
- Постановление Правительства Республики Мордовия от 13.12.2010 г. N 487 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Постановление администрации Дубенского муниципального района N 153 от 31.03.2011 г. |
Заказчик |
- Администрация Дубенского муниципального района |
Основные разработчики подпрограммы |
- Администрация Дубенского муниципального района, - отдел по делам молодежи администрации Дубенского муниципального района |
Исполнители подпрограммы |
- администрация Дубенского муниципального района, - отдел по делам молодежи администрации Дубенского муниципального района |
Цель и задачи подпрограммы |
- основная цель программы - государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основными задачами программы являются: предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, предоставление молодым семьям- участницам программы социальных выплат на приобретение жилья и погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) 1 ребенка |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств бюджета Республики Мордовия; доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств бюджета Республики Мордовия, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; доля оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям |
Срок реализации подпрограммы |
- 2011 - 2015 годы |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем финансирования программы за счет средств: - федерального бюджета - 17,7 млн. рублей; - республиканского бюджета - 49,8 млн. рублей; - муниципальных бюджетов - 1,7 млн. рублей; - внебюджетных источников - 57,0 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
- успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить жильем 120 молодых семей, а также обеспечит: создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), собственных средств граждан; создание условий для формирования активной экономической позиции молодежи; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; улучшение демографической ситуации в республике |
1. Основные итоги реализации II этапа подпрограммы
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России и Республики Мордовия.
Государственная поддержка молодых семей в 2006 - 2010 годах осуществлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 ноября 2006 г. N 493, в соответствии с которой в Дубенском муниципальном районе была разработана своя программа улучшения жилищных условий молодых семей.
Основным результатом реализации указанной программы стало создание в 2006 - 2010 годах системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России.
Для решения поставленной задачи средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Мордовия предоставлялись в виде социальных выплат на улучшение жилищных условий молодым семьям - участникам подпрограммы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могли направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам.
В 2006 - 2010 годах 35 молодых семей улучшили свои жилищные условия. 17 молодых семей построили одноквартирные жилые дома в селах Дубенки, Поводимово, Кабаево и 18 молодых семей проживают в 18-ти квартирном жилом доме для молодых семей в с. Дубенки построенный ОАО "Мордовская ипотечная корпорация". При этом за счет средств федерального бюджета молодым семьям было выделено 1.504.234 руб, за счет средств республиканского бюджета - 7.913.128 руб.
Анализ результатов II этапа реализации программы выявил целесообразность ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.
В соответствии с этой программой ее участником могла быть молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий. В скорректированной подпрограмме решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект. Решение жилищной проблемы молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости.
Принятие нормативных правовых актов по вопросам формирования рынка доступного жилья создаст условия для дальнейшего развития ипотечного жилищного кредитования путем снижения рисков ипотечного жилищного кредитования для банков, сокращения затрат на оформление ипотечных жилищных кредитов, развития вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования и привлечения долгосрочных ресурсов в жилищную сферу. Это позволит более активно использовать ипотечные жилищные кредиты как дополнительный источник финансирования улучшения жилищных условий молодых семей.
2. Характеристика проблемы
На начало 2009 года в Дубенском муниципальном районе 30 молодых семей состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в республике. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения республики.
3. Основные цели и задачи подпрограммы
Подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказание государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основными задачами подпрограммы являются:
предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Молодые семьи - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию для оказания услуг по приобретению жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
добровольность участия в подпрограмме молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.
Условиями прекращения реализации подпрограммы являются досрочное достижение цели и решение задач подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
4. Перечень программных мероприятий
Реализация системы мероприятий подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы;
финансовое обеспечение реализации подпрограммы;
организационное обеспечение реализации подпрограммы.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы. Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы приведен в приложении 1 к подпрограмме.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации подпрограммы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующий год.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;
формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме;
определение ежегодно объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы;
выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, а также объемов софинансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и федерального бюджета.
5. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются:
средства федерального бюджета;
средства республиканского бюджета Республики Мордовия;
средства муниципальных бюджетов;
средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), используемые для кредитования участников подпрограммы на цели приобретения жилья или строительство индивидуального жилья;
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строительства индивидуального жилья.
Общий объем финансирования подпрограммы на 2011 - 2015 годы составляет:
средства федерального бюджета - 17,2 млн. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 49,8 млн. рублей;
средства муниципальных бюджетов - 1,7 млн. рублей;
средства внебюджетных источников - 57,0 млн. рублей.
Объемы финансирования подпрограммы в 2011 - 2015 годах приведены в приложении 2.
6. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение, и может быть использована:
для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
Условием перечисления средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, на банковский счет в банке является заключение молодой семьей кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.
Условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Дубенскому муниципальному району устанавливается постановлением администрации Дубенского муниципального района, но этот норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Мордовия, определяемую Министерством регионального развития Российской Федерации.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. метра;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. метров на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ, где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты;
Н - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы.
Размер социальной выплаты составляет не менее:
30 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, не имеющих детей;
35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.
В случае использования социальной выплаты на уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса ее размер устанавливается в соответствии с условиями данной подпрограммы и ограничивается суммой остатка задолженности по выплате остатка пая.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья. Приобретаемое жилое помещение (созданный объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.
Молодым семьям - участникам подпрограммы предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия или местного бюджета в размере 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство на право получения социальной выплаты для приобретения жилья (далее - свидетельство), которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме.
Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.
Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет 9 месяцев, для представления свидетельства молодой семьей в банк, участвующий в реализации подпрограммы, - 2 месяца.
Порядок предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа (далее - порядок), устанавливается Правительством Республики Мордовия.
В первую очередь в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Администрация Дубенского муниципального района, осуществляющая, выдачу свидетельств, информирует молодые семьи, желающие принять участие в подпрограмме, об условиях ее реализации, а молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней.
Администрация Дубенского муниципального района осуществляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формируют списки молодых семей для участия в подпрограмме в планируемом году.
Размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье, рассчитывается администрацией Дубенского муниципального района, осуществляющей выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера социальной выплаты производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты.
Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
Молодая семья - владелец свидетельства может получить ипотечный жилищный кредит в банке, отобранном для участия в подпрограмме, в котором открыт банковский счет. Особенности участия в подпрограмме организаций, предоставляющих займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, определяется в соответствии с порядком.
Отбор банков для участия в реализации подпрограммы осуществляется Правительством Республики Мордовия.
Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
Перечисление средств с банковского счета лицу, участвующему в договоре, осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора к оплате.
Существуют особенности использования социальной выплаты на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на строительство индивидуального жилья. Условием перечисления средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, на банковский счет в банке является заключение молодой семьей кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.
После заключения договора купли-продажи жилья или кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья молодые семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории Республики Мордовия.
В случае если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить свою жилищную проблему (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор кредитования индивидуального жилищного строительства) в установленный подпрограммой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он сдает свидетельство в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на условиях, определяемых в соответствии с порядком.
Государственный заказчик подпрограммы осуществляет:
общее управление подпрограммой;
обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, участвующих в реализации подпрограммы;
прием от муниципальных образований заявок на реализацию подпрограммы;
организацию проведения конкурсного отбора муниципальных образований для участия в подпрограмме;
контроль за деятельностью муниципальных образований по реализации подпрограммы;
контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Мордовия, предоставленных в виде субсидий молодым семьям;
организацию мониторинга и оценки эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам;
подготовку отчета о результатах реализации подпрограммы на основе отчетов, получаемых от муниципальных образований;
проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы.
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется по следующим показателям:
количество свидетельств, выданных молодым семьям, и размер бюджетных средств, предусмотренных на их оплату;
количество оплаченных свидетельств и размер бюджетных средств, направленных на их оплату.
7. Оценка социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы и использования выделенных на нее средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств всех уровней;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления субсидий;
адресного предоставления бюджетных средств;
привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и муниципальных образований;
доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
доля оплаченных свидетельств в общем количестве свидетельств, выданных молодым семьям.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит в 2011 - 2015 годах обеспечить жильем 120 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также позволит обеспечить:
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе.
Приложение 1
к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей"
Муниципальной целевой программы
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
Перечень
мероприятий по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Реализация мероприятий по выполнению обязательств перед участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
2011 год |
Администрация Дубенского муниципального района |
2. |
Организация учета молодых семей - участников подпрограммы |
постоянно |
Администрация Дубенского муниципального района |
3. |
Организация информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач подпрограммы |
2011 - 2015 годы |
Администрация Дубенского муниципального района |
4. |
Широкомасштабное внедрение механизма реализации подпрограммы |
2011 - 2015 годы |
Администрация Дубенского муниципального района |
Приложение 2
к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей"
Муниципальной целевой программы"Жилище" на 2011 - 2015 годы
Объемы финансирования подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей" Республиканской целевой на 2011 - 2015 годы (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. После слов "Республиканской целевой" пропущено слово "программы"
Источники и направления финансирования |
2011 - 2015 годы |
В том числе |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Всего |
126,2 |
14,7 |
21,1 |
26,3 |
31,5 |
32,6 |
Федеральный бюджет |
17,7 |
2,06 |
2,95 |
3,7 |
4,4 |
4,59 |
Республиканский бюджет Республики Мордовия |
49,8 |
5,8 |
8,3 |
10,4 |
12,45 |
12,85 |
Муниципальные бюджеты |
1,7 |
0,2 |
0,28 |
0,35 |
0,42 |
0,45 |
Внебюджетные источники |
57,0 |
6,65 |
9,5 |
11,9 |
14,2 |
14,75 |
Приложение 3
к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей"
Муниципальной целевой программы"Жилище" на 2011 - 2015 годы
Ожидаемые результаты
обеспечения жильем молодых семей за счет всех источников
финансирования (количество молодых семей)
Категории граждан |
2011 - 2015, всего |
В том числе |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Молодые семьи, улучшившие жилищные условия с помощью социальной выплаты |
120 |
14 |
20 |
25 |
30 |
31 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 31 марта 2011 г. N 153 "Об утверждении проекта Муниципальной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Дубенскому муниципальному району Республики Мордовия"
Текст постановления опубликован в газете "Информационный бюллетень Дубенского муниципального района" от 12 мая 2011 г. N 5