Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу по повышению эффективности расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года;
План мероприятий по реализации в 2011 году Программы по повышению эффективности расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года.
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия руководствоваться в своей деятельности положениями программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Мордовия разработать и реализовать муниципальные программы по повышению эффективности расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства - Министра финансов Республики Мордовия Н.В. Петрушкина.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Волков |
Программа
по повышению эффективности расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 29 ноября 2010 г. N 469)
Программа по повышению эффективности расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р.
1. Необходимость разработки и реализации Программы
В настоящее время система управления государственными финансами в Республике Мордовия базируется на:
применении единых принципов бюджетной системы, четком определении статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
применении формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
развитии кассового обслуживания республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет), эффективного учета и предварительного контроля в процессе исполнения расходных обязательств Республики Мордовия, управления единым счетом республиканского бюджета;
формировании достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
внедрении инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (реализацию приоритетных национальных проектов, переход на отраслевую систему оплаты труда, подготовку докладов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия о результатах и основных направлениях деятельности);
переходе от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению республиканского бюджета и бюджета Мордовского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период;
создании законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг;
установлении правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и придании этому процессу публичности.
В то же время в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем:
стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти Республики Мордовия, бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля;
формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
остаются нерешенные задачи по реорганизации и оптимизации бюджетной сети;
продолжают расти неэффективные расходы, кредиторская задолженность по принятым обязательствам;
остается ограниченным опыт внедрения государственных заданий.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития республики в условиях замедления темпов роста доходов республиканского бюджета увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти Республики Мордовия, а также по модернизации управления общественными финансами в Республике Мордовия.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач:
обеспечение более тесной увязки стратегического, бюджетного планирования и повышения эффективности бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
усиление роли республиканского бюджета в решении вопросов модернизации и инновационного развития региона;
мобилизация налогового потенциала;
создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению государственных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных преобразований;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти Республики Мордовия, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Для решения указанных задач в 2011 - 2013 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия;
применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
переход к утверждению "программного" бюджета;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг;
реформирование государственного финансового контроля;
создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Республики Мордовия.
3. Осуществление перехода к сбалансированному бюджетному планированию на долгосрочной основе
Сбалансированное бюджетное планирование на долгосрочной основе является необходимым условием решения задач Программы.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения стабильности экономики республики, которая:
создает условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности региона, основанной на инновационном развитии, дальнейшего повышения авторитета республики в стране и за ее пределами;
ведет к созданию высококвалифицированных рабочих мест;
способствует повышению уровня и качества жизни населения.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие кризисных явлений, продолжающейся нестабильности неизбежно приводит к снижению доходов республиканского бюджета, то есть к сокращению возможностей публично-правовых образований не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, принятия новых расходных обязательств с достоверными финансово-экономическими обоснованиями, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
Установление целей социально-экономического развития республики и, как следствие, индикаторов их достижения без учета объективно обусловленных ограничений дефицита республиканского бюджета, ограничения заимствований и оптимизации структуры государственного долга привело бы к снижению ответственности публично-правовых образований и конкретных должностных лиц за результаты их деятельности.
Кроме того, в таких условиях существенно усложняется планирование деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для осуществления наиболее значимых задач, стоящих перед республикой в соответствующих сферах, в результате решения которых был бы достигнут максимальный финансовый эффект.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований необходимо соблюдение определенных принципов, к которым относятся:
надежность и стабильность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу планирования республиканского бюджета;
формирование республиканского бюджета с учетом долгосрочного прогноза его параметров, основанных на реальных оценках;
ограничение дефицита республиканского бюджета, совершенствование управления государственным долгом;
стабильность налоговой базы республиканского бюджета;
недопустимость увязки в ходе исполнения республиканского бюджета объемов расходов с определенными доходными источниками;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной политики;
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их действия;
принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и предложений по их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах перераспределения ранее принятых обязательств;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов на республиканском уровне планируется реализовать следующие основные меры:
формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия;
использование для целей бюджетного планирования консервативного прогноза;
оценка возможностей по увеличению условно утверждаемых расходов республиканского бюджета;
сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи, повышение концентрации межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях;
переход к индексации социальных пособий с учетом уровня инфляции в отчетном (текущем) году;
обеспечение формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Республики Мордовия, включающей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов с учетом отражения информации, содержащейся в этой программе, в реестре расходных обязательств;
установление порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
инвентаризация и оптимизация действующих налоговых льгот;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения республиканского бюджета с установлением ответственности главных распорядителей средств за качество и соблюдение показателей кассового плана;
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления при администрировании налогов и других платежей.
4. Совершенствование разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями
Наряду с осуществлением перехода к сбалансированному бюджетному планированию на долгосрочной основе необходимо устранение дублирования функций и полномочий между субъектами бюджетного планирования, которое приводит как к увеличению бюджетных расходов, так и к размыванию ответственности за результаты деятельности.
Необходимо реализовать следующие меры:
создание стимулов для повышения эффективности государственного управления и при необходимости санкций, обеспечивающих соблюдение законодательно установленных требований и финансовой дисциплины;
проведение мониторинга управления муниципальным долгом с целью предотвращения рисков возникновения обязательств у местных бюджетов по погашению накопленной задолженности;
предоставлять межбюджетные трансферты с учетом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценки созданных условий для привлечения инвесторов в муниципалитеты.
В целом необходимо создать условия для стабильности и предсказуемости доходов местных бюджетов, а также создать условия для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в местные бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых муниципальных услуг (осуществляемых функций), а следовательно, повышения ответственности органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.
Одновременно необходимо реализовать принцип администрирования бюджетных доходов, согласно которому главные администраторы бюджетных доходов, созданные соответствующими публично-правовыми образованиями, должны администрировать только доходы, поступающие в бюджеты соответствующих публично-правовых образований.
Кроме того, необходимо оптимизировать структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления республики и оптимизировать расходы на их содержание.
5. Государственные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов
Общими принципами разработки и реализации государственных программ являются:
формирование государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
определение исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват государственными программами всех сфер деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении;
наделение исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и их должностных лиц, осуществляющих управление государственными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики республики, с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Состав подпрограмм и планируемые результаты реализации подпрограмм должны определяться государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение должны утверждаться законом Республики Мордовия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Ответственными за разработку и реализацию государственной программы на республиканском уровне должны быть определены конкретные исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия.
На ведомственном уровне инструментом стратегического и операционного планирования должны быть преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. Этот же инструмент необходимо использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в сети Интернет.
Для реализации изложенных подходов необходимо:
1) утвердить Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ;
2) определить перечень государственных программ и организовать подготовку проектов государственных программ с отражением в них, в том числе, следующих основных вопросов:
обоснование цели и задач программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития Республики Мордовия;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
перечень целевых индикаторов и показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
сроки реализации государственной программы в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
перечень включенных в состав государственной программы подпрограмм;
обоснование общего объема бюджетных ассигнований из республиканского бюджета по годам реализации государственной программы;
3) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований республиканского бюджета на реализацию государственных программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом;
4) внести изменения в Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Мордовия.
6. Переход к программной структуре расходов бюджетов
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия повлечет необходимость программно-целевого планирования республиканского бюджета по скорректированной на федеральном уровне бюджетной классификации Российской Федерации.
Необходимо осуществить переход от традиционных целевых статей к целевым статьям, отражающим состав государственных программ и их подпрограмм.
В соответствии с принципами разграничения полномочий по регулированию бюджетных правоотношений решение этих вопросов будет осуществляться каждым публично-правовым образованием самостоятельно.
В отношении республиканского бюджета Программа исходит из необходимости, возможности и целесообразности перехода начиная с 2013 года к программно-целевому принципу его представления.
Утвержденные государственные программы, а также в дальнейшем отчеты об их реализации необходимо представлять в Государственное Собрание Республики Мордовия в составе сопроводительных материалов к проекту закона Республики Мордовия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Существенные изменения затронут отражение в расходной части республиканского бюджета расходов на предоставление межбюджетных трансфертов (целевые субсидии и субвенции, а также межбюджетные трансферты территориальным внебюджетным фондам будут отражаться в соответствующих функциональных разделах и подразделах классификации расходов бюджетов, тогда как дотации, предоставляемые бюджетам муниципальных районов (городского округа), останутся в разделе "Межбюджетные трансферты" классификации расходов бюджетов).
Кроме того, виды и подвиды расходов, согласно предполагаемым на федеральном уровне изменениям, станут едиными для всех уровней бюджетов категориями, что создаст прямую правовую основу для санкционирования расходов в процессе исполнения республиканского бюджета. Предлагаемые изменения повлекут за собой корректировку отдельных позиций классификации операций сектора государственного управления.
Ведомственная структура расходов республиканского бюджета должна утверждаться законом Республики Мордовия о республиканском бюджете по главным распорядителям средств.
Внедрение принципов формирования программного бюджета необходимо осуществлять при одновременном сохранении и усилении роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, Адресной инвестиционной программы Республики Мордовия, обоснований бюджетных ассигнований.
7. Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает применение в процессе реализации государственных программ внутреннего контроля деятельности соответствующих органов власти.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия должны стать:
противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
оптимизация состава и полномочий исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности государственных служащих;
передача функций исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение государственных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
повышение мотивации руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия в отношении оптимизации предельной численности работников центральных аппаратов и сокращения бюджетных расходов на их деятельность;
оптимизация в исполнительных органах государственной власти Республики Мордовия соотношения численности государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Мордовия;
формирование "электронного правительства", в том числе переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами государственной власти Республики Мордовия в электронной форме;
оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов государственной власти Республики Мордовия.
Необходимо пересмотреть методики оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, в которых целесообразно предусмотреть параметры отчетности органов власти об эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к планам, установление при возможности соответствующих критериев для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов деятельности.
Важной сферой оптимизации деятельности публично-правовых образований является управление государственной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества публично-правовых образований и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов государственной собственности, оформление прав на них;
замена практики передачи имущества, специально приобретенного за счет бюджетных средств одного публично-правового образования, другому публично-правовому образованию путем предоставления субсидий на соответствующие цели, распределяемых по прозрачным критериям (за исключением случаев оборота имущества, передаваемого в целях обеспечения полномочий публично-правовых образований);
создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды государственного имущества;
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
оптимизация сети государственных унитарных предприятий;
совершенствование приватизационных процедур;
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования государственного имущества.
8. Повышение эффективности предоставления государственных услуг
Программой реформирования региональных финансов в Республике Мордовия были заложены предпосылки для изменения сети государственных учреждений, был осуществлен перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения в сферах средств массовой информации, науки, физической культуры и спорта, образования и иных сферах. Однако процент функционирующих в республике автономных учреждений в общем количестве государственных учреждений сравнительно невысок.
Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети продолжают планироваться наряду с применением государственных заданий на оказание государственных услуг, необходимостью содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества государственных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества государственных услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы государственных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
снижение неустановленных видов оплаты услуг государственных учреждений;
внедрение в деятельность государственных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей в республике необходимо осуществить комплекс мероприятий по реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", направленных на повышение эффективности предоставления государственных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Будут созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия по оптимизации подведомственной сети.
Необходимо изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги:
перевести бюджет учреждения с 1 января 2012 г. со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение государственного задания;
предоставить право бюджетным учреждениям зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений;
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган государственной власти Республики Мордовия, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Кроме того, необходимо предпринять следующие меры, направленные на создание для органов государственной власти Республики Мордовия условий и стимулов по оптимизации сети подведомственных учреждений:
упрощение процедуры реорганизации (в форме слияния и присоединения) и ликвидации учреждений по решению исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, выполняющих функции учредителей;
установление правила сохранения объемов бюджетных ассигнований органам государственной власти Республики Мордовия - главным распорядителям бюджетных средств при реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание государственных услуг потребует совершенствования практики формирования государственных заданий для государственных учреждений и их финансового обеспечения.
Необходимо будет усовершенствовать Методические рекомендации по определению нормативных затрат на оказание исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия и находящимися в их ведении государственными учреждениями государственных услуг, а также нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений, внедрение корректировки финансового обеспечения государственных учреждений по результатам выполнения государственного задания.
9. Развитие системы государственного финансового контроля
В целях развития системы государственного финансового контроля необходимо:
осуществлять контроль за эффективностью использования бюджетных ассигнований на основании критериев эффективности и результативности их использования, закрепленных в нормативно-правовых актах;
исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
Государственный финансовый контроль необходимо определить как деятельность уполномоченных органов государственной власти Республики Мордовия, направленную на контроль:
соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
правомерности, экономности, результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета.
Кроме того, следует организовать координацию развития финансового контроля, способствовать расширению профессиональной кооперации путем обмена идеями и опытом в области государственного финансового контроля.
10. Формирование комплексной контрактной системы в Республике Мордовия
В настоящее время отсутствует полноценное правовое регулирование имущественных отношений с участием публично-правовых образований, не основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (контрактных отношений). Для его создания необходимо формирование в Республике Мордовия комплексной контрактной системы.
Первоочередными задачами на 2011 - 2013 годы являются обеспечение регламентированного процесса государственных закупок: планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.
В рамках прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия будет вырабатываться прогноз государственных закупок, необходимых для реализации государственных функций и задач.
Необходимо установить порядок:
определения объема и структуры государственных нужд, в том числе в натуральном выражении, исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг и выполнения функций;
установления по наиболее крупным объектам государственных закупок перечня товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения государственных нужд в очередном финансовом году и плановом периоде;
определения начальных цен продукции для разных ее типов;
проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.
При планировании государственных закупок необходимо принимать во внимание также стоимость последующей эксплуатации продукции, обладающей длительным жизненным циклом.
Нормативные правовые акты, регулирующие стадию размещения государственного заказа, должны содержать положения о:
необходимости утверждения плана-графика закупок и графика заключения контрактов;
порядке составления требований к предмету закупки;
требованиях к обеспечению контрактов, в том числе в части разработки и утверждения типовых форм банковских гарантий и договоров поручительства;
порядке определения начальной цены государственного контракта;
необходимости проведения мониторинга цен на товары, работы и услуги по заключенным государственным контрактам.
Изменения в нормативном правовом регулировании стадии исполнения государственных контрактов необходимо направить на:
регламентацию организации контроля со стороны заказчика за исполнением контракта, издание рекомендаций по приемке продукции в ходе исполнения государственного контракта;
регламентацию участия (наряду с представителями заказчика) специального представителя уполномоченного государственного органа для реализации возложенной на него обязанности по защите прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации по отдельным категориям судебных споров, возникающих вследствие неисполнения государственных контрактов;
установление требований о представлении открытой информации об исполнении государственных контрактов;
установление обязанности заказчика применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
регламентацию действий заказчика в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств.
11. Реформирование системы бюджетных платежей
В настоящее время средства республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований Республики Мордовия сконцентрированы на единых счетах бюджетов, открытых органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, что повысило прозрачность и устойчивость финансовой системы республики в целом.
Вместе с тем положение, при котором количество счетов органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, соответствует количеству публично-правовых образований, приводит к наличию значительного количества отдельно открытых каждому публично-правовому образованию счетов по учету средств бюджетов. Кроме того, органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации открыты счета для учета операций государственных и муниципальных бюджетных учреждений Республики Мордовия со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, а также со средствами, поступающими во временное распоряжение.
На счетах, открытых Министерству финансов Республики Мордовия и финансовым органам администраций муниципальных районов республики в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях (в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории), ведется учет операций по обеспечению наличными денежными средствами государственных учреждений республики. Через счета, открытые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях, осуществляется исполнение бюджета Мордовского республиканского фонда обязательного медицинского страхования, а также учет отдельных операций медицинских учреждений и учреждений системы социальной защиты населения.
В условиях проводимых на федеральном уровне мероприятий по оптимизации расчетной сети Центрального банка Российской Федерации, а также по развитию платежной системы в направлении централизации осуществления расчетных операций является актуальным вопрос об изменении принципов взаимоотношений платежных систем Центрального банка Российской Федерации и Федерального казначейства при выполнении функции по кассовому обслуживанию бюджетов публично-правовых образований.
При этом потребуется принять необходимые в соответствии с законодательством меры, обеспечивающие реформирование технологий бюджетных платежей с целью их унификации с банковскими расчетными технологиями, но при их большей оперативности и прозрачности.
В процессе реализации такого подхода необходимо:
обеспечить ускорение распределения поступлений в республиканский и местные бюджеты Республики Мордовия;
упростить и унифицировать документооборот;
создать возможность осуществления платежей в республиканский и местные бюджеты и из республиканского и местных бюджетов путем применения современных банковских и иных платежных технологий;
оперативно обеспечить администраторов доходов республиканского и местных бюджетов Республики Мордовия персонифицированной информацией о платежах каждого плательщика налогов, сборов и иных обязательных платежей.
В рамках реализации указанных мероприятий в 2011 - 2013 годах необходимо подготовить нормативную правовую базу республики в соответствии с нормативными правовыми актами федерального уровня для обеспечения реформирования системы бюджетных платежей до 2017 года включительно.
12. Развитие информационной системы управления государственными финансами
В настоящее время сформированы основы современной системы управления государственными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Федерального казначейства, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора государственного управления (кроме операций государственных внебюджетных фондов).
Однако современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. Например, в Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусмотрено создание официального сайта в сети Интернет для размещения информации о деятельности всех государственных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества. В Законе Республики Мордовия от 15 июня 2010 г. N 42-З "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Республики Мордовия", постановлении Правительства Республики Мордовия от 16 июля 2007 г. N 333 "Об официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия", а также в других отдельных нормативных актах поясняется необходимость представления данных о деятельности учреждений, преимущественно в сети Интернет.
В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления государственными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами (электронный бюджет), которая:
обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти Республики Мордовия, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных государственных услуг, в том числе информации в разрезе государственных программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования, об их активах и обязательствах;
создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов государственной программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг;
обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и исполнения государственных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов государственной собственности.
В рамках развития системы электронного бюджета, в частности, необходимо создать информационные ресурсы и республиканские реестры, содержащие информацию об организациях государственного сектора, государственных служащих, государственных заданиях, оказываемых услугах и деятельности государственных учреждений, имуществе и обязательствах публично-правовых образований.
Кроме того, необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр государственных контрактов и т.д.), создав технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета.
Для решения поставленных задач необходимо реализовать следующие мероприятия:
разработка нормативных правовых актов и методических материалов для обеспечения формирования и централизованного ведения республиканских реестров и информационных ресурсов, организации эффективного информационного межведомственного взаимодействия;
обеспечение проектирования системы электронного бюджета как комплекса взаимоувязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы;
создание единого портала государственных финансов (портал электронного бюджета) для обеспечения публичного доступа к информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, формируемой на основании сведений системы электронного бюджета;
обеспечение развития функциональности автоматизированной системы Федерального казначейства, в том числе для ведения плановых показателей в разрезе бюджетных услуг, мониторинга результативности и эффективности бюджетных расходов, управления основными средствами и обязательствами сектора государственного управления, ведения бюджетного, управленческого и кадрового учета организаций сектора государственного управления, а также для предоставления соответствующих услуг организациям сектора государственного управления с использованием средств удаленного взаимодействия.
13. Организация реализации Программы
Руководство реализацией Программы, а также координацию и контроль за ее реализацией осуществляет Министерство финансов Республики Мордовия.
Организация выполнения мероприятий Программы осуществляется в рамках ежегодно утверждаемого плана.
План
мероприятий по реализации в 2011 году Программы по повышению эффективности расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 29 ноября 2010 г. N 469)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Результат |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Осуществление перехода к сбалансированному бюджетному планированию на долгосрочной основе | ||||
1. |
Определение порядка принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, в том числе в части повышения ответственности за подготовку (экспертизу) финансово-экономических обоснований проектов нормативно-правовых актов |
разработка и утверждение постановления Правительства Республики Мордовия |
I квартал |
Минфин Республики Мордовия |
2. |
Совершенствование организации и методологии кассового прогнозирования исполнения республиканского бюджета Республики Мордовия с целью повышения ответственности главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Мордовия за качество и соблюдение показателей кассового плана |
разработка и утверждение приказа Министра финансов Республики Мордовия, составление и ведение кассового плана |
I квартал |
Минфин Республики Мордовия |
3. |
Внесение изменений в нормативные правовые акты Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия в части регулирования индексации действующих расходных обязательств Республики Мордовия |
разработка и утверждение соответствующих нормативных правовых актов |
II квартал |
Минфин Республики Мордовия, Минсоцзащиты Республики Мордовия, исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия |
Совершенствование разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями | ||||
4. |
Совершенствование мониторинга качества управления финансами и платежеспособности местных бюджетов |
внесение изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 30 июня 2006 г. N 287 "О мерах по организации мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов (городского округа)" |
I квартал |
Минфин Республики Мордовия |
Государственные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов | ||||
5. |
Определение порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия |
разработка и утверждение соответствующих нормативных правовых актов |
II квартал |
Минэкономики Республики Мордовия, Минфин Республики Мордовия, исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия |
6. |
Внесение изменений в Порядок разработки и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия" (при необходимости уточнения в соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия) |
разработка и утверждение постановления Правительства Республики Мордовия |
в 2-х месячный срок после утверждения порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия |
Минэкономики Республики Мордовия, Минфин Республики Мордовия, исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия |
7. |
Внесение изменений в Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 мая 2006 г. N 187 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" (при необходимости уточнения в соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия)
|
разработка и утверждение постановления Правительства Республики Мордовия |
в 2-х месячный срок после утверждения порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия |
Минэкономики Республики Мордовия, Минфин Республики Мордовия, исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия |
8. |
Определение перечня государственных программ и подготовка проектов государственных программ Республики Мордовия |
утвержденные программы |
III-IV кварталы |
исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия |
9. |
Внесение изменений в Методические рекомендации по подготовке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Республики Мордовия и докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Мордовия, утвержденные постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2007 г. N 444 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Республики Мордовия и докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Мордовия" |
разработка и утверждение постановления Правительства Республики Мордовия |
III квартал |
Минэкономики Республики Мордовия, Минфин Республики Мордовия |
Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения | ||||
10. |
Организация проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Мордовия |
разработка и утверждение соответствующих нормативных правовых актов |
III квартал |
Минфин Республики Мордовия |
11. |
Утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов |
разработка и утверждение соответствующих нормативных правовых актов |
I квартал |
Минфин Республики Мордовия, Минэкономики Республики Мордовия |
12. |
Утверждение отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов |
разработка и утверждение соответствующих нормативных правовых актов |
II квартал |
исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия |
Повышение эффективности предоставления государственных услуг | ||||
13. |
Разработка нормативных и иных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия в связи с реализацией положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
разработка и утверждение соответствующих нормативных правовых актов |
I, IV кварталы (по отдельному графику) |
Минфин Республики Мордовия, исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия |
14. |
Разработка методических рекомендаций по определению нормативных затрат на оказание исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия и находящимися в их ведении государственными учреждениями государственных услуг, а также нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений |
разработка и утверждение соответствующего приказа Министра финансов Республики Мордовия |
II квартал |
Минфин Республики Мордовия |
15. |
Утверждение и доведение до государственных учреждений Республики Мордовия государственных заданий и бюджетных ассигнований на их обеспечение в 2012-2014 годах |
утвержденные и доведенные государственные задания |
декабрь |
исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия |
Организация реализации Программы | ||||
16. |
Проведение мониторинга выполнения мероприятий Программы |
подготовка отчета о выполнении мероприятий Программы за 2011 год |
декабрь |
Минфин Республики Мордовия |
17. |
Утверждение плана реализации мероприятий Программы в 2012 году |
утвержденный план мероприятий |
декабрь |
Минфин Республики Мордовия, Минэкономики Республики Мордовия, исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 г. N 469 "Об утверждении Программы по повышению эффективности расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Известия Мордовии" от 7 декабря 2010 г. N 183-57
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 июня 2015 г. N 377 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 июня 2011 г. N 178
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления