Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития демографической ситуации в Российской Федерации стали проблемой национальной безопасности, так как представляют серьезную угрозу перспективам развития страны. Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования.
Проблемы системы управления охраной труда оборачиваются серьезными финансовыми потерями в системе обязательного социального страхования. Так, например, средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направленные на выплату досрочных трудовых пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также на работах с тяжелыми условиями труда, составляют более 10,4 млрд. рублей в год, а на выплату трудовых пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием - более 6,6 млрд. рублей в год.
Согласно демографической политике Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, основными целями демографической политики Российской Федерации являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. К концу 2025 года ставится задача сокращения уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин.
В муниципальной целевой программе социально-экономического развития Краснослободского муниципального района на период до 2010 года и прогнозе до 2020 года приоритетным направлением развития является реализация мероприятий по снижению смертности, увеличению продолжительности жизни, охране здоровья населения, в том числе повышению культуры производства на предприятиях района и показателей производительности труда, улучшению условий труда, развитию здоровьесберегающих технологий, устранению неблагоприятных факторов, вызывающих производственный травматизм и профессиональные патологии.
Состояние производственного травматизма по Краснослободскому муниципальному району характеризуются показателями, полученными на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, информации Государственной инспекции труда по Республике Мордовия и представлена в таблице N 1
Таблица N 1
|
Число пострадавших от несчастных случаев |
|||||||||||
всего |
на 1000 человек |
|||||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Динамика производственного травматизма |
25 |
15 |
12 |
4 |
5 |
2 |
4,7 |
3,2 |
2,6 |
0,9 |
1,2 |
0,6 |
Динамика производственного травматизма со смертельным исходом |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0,22 |
0,236 |
0,495 |
0 |
Из приведенной таблицы видно, что, несмотря на снижение случаев производственного травматизма, растет количество случаев со смертельным исходом.
Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на 1 работающего составили в 2005 году - 1235, 5 руб., в 2006 году - 744,8 руб., в 2007 году - 1201,3 руб., в 2008 году - 1558,4 руб., в 2009 году - 1159,7 руб. Данный показатель значительно ниже среднереспубликанского, где затраты на 1 работающего составили соответственно: 1545, 2386, 4051, 5652, 4388 рублей. В 2010 году затраты на охрану труда снизились по сравнению с 2009 годом и составили 985,6 рублей на 1 работающего.
В 2010 году Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия обследовано 47 предприятий Краснослободского муниципального района со среднесписочной численностью 3629 человек, из них в 45 предприятий не имели несчастных случаев.
Уровень травматизма (0,6) в 2010 году в Краснослободском муниципальном районе значительно ниже среднереспубликанского (2,2). Отсутствуют случаи производственного травматизма на обследованных предприятиях обрабатывающего производства, предприятиях по производству пищевых продуктов, в отрасли строительства, транспорта и связи.
Устойчивое социально-экономическое развитие района зависит от состояния трудовых ресурсов, качество которых в значительной мере определяется уровнем здоровья и численностью населения трудоспособного возраста.
Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов. Неудовлетворительные и опасные условия труда являются фактором риска в развитии не только профессиональных заболеваний и производственных травм, но также способствуют росту числа заболеваний, в том числе со стойкой утратой трудоспособности, и смертей от других болезней, экологически связанных с условиями труда, т. е. профессионально обусловленных.
Главными условиями сохранения здоровья работающего населения являются безопасная трудовая среда и производственная культура.
В разрезе сложившейся демографической ситуации обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве следует рассматривать как форму сохранения трудового потенциала и репродуктивного здоровья работающего населения района.
Решение отмеченных проблем можно обеспечить за счет проведения активной политики в сфере социально-трудовых отношений, предусматривающей, в том числе и создание системы обеспечения здоровых и безопасных условий труда работающего населения.
Программа должна занять особое место в социально-экономическом развитии района до 2020 года, поскольку является:
системным элементом демографической политики, направленным на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части общества;
необходимым условием роста экономики района, формирования качественно новых условий труда с более высокими требованиями к культуре труда.
Целесообразность решения проблем обеспечения условий и охраны труда программно-целевым методом обусловлена требованиями:
статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является принятие и реализация районных муниципальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда разрабатывают и утверждают районные муниципальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.