Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Проблема, на решение которой направлена Программа, напрямую связана с повышением эффективности использования ИКТ для решения задач социально-экономического развития Рузаевского муниципального района и республики в целом.
Развитие и использование ИКТ в Рузаевском муниципальном районе, учитывая комплексный характер процессов информатизации, нуждается в системном анализе, предусматривающем как оценку состояния условий (факторов) развития и широкомасштабного использования ИКТ, которые сложились в Рузаевском муниципальном районе (экономическая среда, человеческий капитал, регулирование сферы ИКТ), так и характеристику основных направлений развития информатизации (использование ИКТ в муниципальном управлении, образовании, здравоохранении, культуре, и других отраслях экономики).
Использование ИКТ в сфере экономического развития Рузаевского муниципального района.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 г. N 589 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы" основными задачами в области социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления в Республике Мордовия определены развитие промышленного производства, создание инновационного сектора экономики и развитие малого и среднего бизнеса, развитие оптовой и розничной торговли, повышение устойчивости предприятий агропромышленного комплекса республики, создание условий для обеспечения продовольственной безопасности региона, улучшение демографической ситуации и повышение качества предоставляемых услуг в сфере социальной защиты и здравоохранения, развитие системы образования, формирование рынка труда и улучшение условий и охраны труда, развитие физической культуры и спорта, реализация проектов и мероприятий в сфере культуры, обеспечение экологической безопасности территорий республики, решение проблем энергосбережения в республике, развитие жилищного строительства и модернизация городской среды, развитие дорожного строительства и решение транспортных проблем в Республике Мордовия, совершенствование системы государственного управления.
Состояние экономической среды Рузаевского муниципального района, в целом, является еще недостаточным и даже сдерживающим фактором широкомасштабного использования ИКТ.
Кроме того, существенное влияние на развитие и использование ИКТ оказывает сравнительно невысокая плотность населения в связи с чем, требуются большие инвестиции в развитие ИКТ-инфраструктуры, что сдерживает более динамичное развитие информационного общества в Рузаевского муниципального района.
Также следует отметить ограниченную покупательную способность населения Рузаевского муниципального района в отношении ИКТ, рост которой, в частности, сдерживается довольно высокой долей продуктов питания в структуре конечного потребления домохозяйств. Это обстоятельство ограничивает возможности домашней информатизации и отрицательно сказывается на перспективах широкомасштабного использования ИКТ населением Рузаевского муниципального района.
Наиболее сильной стороной в развитии информационно-коммуникационных технологий в Рузаевском муниципальном районе является состояние человеческого капитала. Человеческий капитал это термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту.
Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. По ряду показателей человеческий капитал - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, способствующий развитию информационного общества, эффективному использованию ИКТ в различных сферах деятельности. В первую очередь это касается сферы и уровня образования населения.
Уровень информационной грамотности населения района в целом требует дальнейшего повышения. Хотя в Рузаевском муниципальном районе отмечается динамичный рост числа пользователей сети Интернет.
В целях повышения компьютерной грамотности специалистов администрации района и администраций городского и сельских поселений района, во исполнение Указа Главы Республики Мордовия от 29 июня 2009 г. N 122-УГ "О комиссии при Главе Республики Мордовия по проведению аттестации лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Мордовия, на владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий", администрацией Рузаевского муниципального района принят распоряжением администрации Рузаевского муниципального района об образовании комиссии при администрации Рузаевского муниципального района по проведению аттестации лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Рузаевском муниципальном районе на владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий. В соответствии с данным распоряжением в администрации района и администрациях сельских поселений района была проведена аттестация специалистов на владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий.
В целях совершенствования государственного управления и местного самоуправления в Республике Мордовия постоянно проводится работа по формированию нормативной правовой базы развития информационного общества республики. В частности, приняты следующие правовые акты:
Указ Главы Республики Мордовия от 31 июля 1996 г. N 95 "О координации работ в области информатизации в Республике Мордовия" (в редакции от 8 сентября 2003 г. N 121-УГ);
Указ Главы Республики Мордовия от 23 января 2008 г. N 11-УГ "О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия" (в соответствии с Указом образовано Министерство науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия);
Указ Главы Республики Мордовия от 12 сентября 2008 г. N 177-УГ "О координации экстренных оперативных служб через единый номер "112";
Указ Главы Республики Мордовия от 29 июня 2009 г. N 122-УГ "О комиссии при Главе Республики Мордовия по проведению аттестации лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Мордовия, на владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий";
Решение Комиссии при Главе Республики Мордовия по проведению аттестации лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Мордовия на владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий от 19 ноября 2009 г. N 1 "Об утверждении Положения о проведении аттестации лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Мордовия, на владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий";
Соглашение о сотрудничестве в сфере стратегического планирования и внедрения информационных технологий на территории Республики Мордовия между Правительством Республики Мордовия и закрытым акционерным обществом "Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис", утвержденное распоряжением Правительства Республики Мордовия от 27 апреля 2007 г. N 403-р;
Соглашение о взаимодействии в сфере совершенствования и развития электросвязи на территории Республики Мордовия между Республикой Мордовия и открытым акционерным обществом "ВолгаТелеком" от 14 октября 2009 г. N 01-16/11;
Соглашение Минэкономразвития России с Правительством Республики Мордовия о сотрудничестве и взаимодействии в рамках реализации проекта "Развитие типовой информационной системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы) от 15 октября 2009 г. N 21222-АП/Д22;
постановление Правительства Республики Мордовия от 30 июня 2003 г. N 302 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Республики Мордовия и иных исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия";
постановление Правительства Республики Мордовия от 1 августа 2005 г. N 306 "О создании Совета по защите информации при Правительстве Республики Мордовия";
постановление Правительства Республики Мордовия от 16 июля 2007 г. N 333 "Об официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия";
постановление Правительства Республики Мордовия от 16 июня 2008 г. N 276 "О реализации проекта "Создание регионального фрагмента единой информационной системы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (Республика Мордовия)";
План реализации в Республике Мордовия Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 г. N 590 "О Плане реализации в Республике Мордовия Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы";
постановление Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. N 10 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет";
Республиканская целевая программа "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года", утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010 г. N 37;
постановление Правительства Республики Мордовия от 29 марта 2010 г. N 128 "Об утверждении Порядка формирования и ведения республиканского реестра государственных услуг (функций)";
Республиканская целевая программа "Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006 - 2008 годах", утвержденная распоряжением Правительства Республики Мордовия от 7 июля 2006 г. N 694-р (с изменениями от 2 сентября 2008 г. N 394), не опубликовано (изменения: Известия Мордовии от 18 сентября 2008 г. N 141; уточнение: от 17 октября 2008 г. N 158);
Концепция Республиканской целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года", утвержденная распоряжением Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 г. N 1059-р;
распоряжение Правительства Республики Мордовия от 11 мая 2010 г. N 223-р об утверждении республиканского реестра государственных услуг (функций) Республики Мордовия;
распоряжение Правительства Республики Мордовия от 26 апреля 2010 г. N 192-р об утверждении подробного плана реализации в Республике Мордовия Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года;
распоряжение Правительства Республики Мордовия от 26 апреля 2010 г. N 200-р об утверждении Плана перехода на предоставление в электронном виде государственных, муниципальных иных услуг органами государственной власти Республики Мордовия исполнительной власти, органами местного самоуправления в Республике Мордовия, учреждениями республики и муниципальными учреждениями.
распоряжение администрации Рузаевского муниципального района от 15 мая 2009 г. N 198 р/л об утверждении Инструкций администраторов безопасности (ответственных по защите персональных данных);
распоряжение администрации Рузаевского муниципального района от 15 мая 2009 г. N 199 р/л об утверждении Инструкций пользователей по обработке персональных данных на автоматизированных рабочих местах;
распоряжение администрации Рузаевского муниципального района от 15 мая 2009 г. N 200 р/л об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в администрации Рузаевского муниципального района и Положения о порядке организации проведения работ по защите конфиденциальной информации в администрации Рузаевского муниципального района;
распоряжение администрации Рузаевского муниципального района от 18 мая 2009 г. N 204 р/л о назначении администраторов безопасности (ответственных по защите персональных данных);
распоряжение администрации Рузаевского муниципального района от 18 мая 2009 г. N 205 р/л о назначении ответственных за функционирование информационных систем персональных данных в администрации Рузаевского муниципального района;
распоряжение администрации Рузаевского муниципального района от 16 июля 2009 г. N 290 р/л о назначении ответственных за обеспечение безопасности персональных данных в администрации Рузаевского муниципального района;
распоряжение администрации Рузаевского муниципального района от 16 июля 2009 г. N 292 р/л об утверждении списка лиц, допущенных к обработке персональных данных;
постановление администрации Рузаевского муниципального района от 30 апреля 2010 г. N 699 Об официальном сайте органов местного самоуправления Рузаевского муниципального района.
Нормативная правовая база Рузаевского муниципального района должна постоянно обновляться и совершенствоваться, обеспечивая тем самым более эффективное внедрение ИКТ как в сферу муниципального управления, так и в повышение эффективности использования ИКТ в различных областях социально-экономического развития района и республики.
Постепенно наращивается использование ИКТ в сфере муниципального управления Рузаевского муниципального района.
Расширяется использование организациями технологий электронного правительства.
В настоящее время одним из ключевых приоритетов Правительства Российской Федерации является создание электронного правительства. Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных и муниципальных услуг и информации о результатах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
В Республике Мордовия активно создаются и развиваются инфраструктурные элементы электронного правительства Республики Мордовия - разрабатывается Система межведомственного электронного взаимодействия, создаются Республиканский удостоверяющий центр, Реестр государственных и муниципальных услуг (функций), региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций), создаются системы управления автоматизированным выполнением ведомственных и межведомственных административных регламентов органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Мордовия.
В целях обеспечения создания вышеуказанных инфраструктурных элементов технологии электронного правительства Республики Мордовия разработан ряд нормативно-правовых документов:
постановление Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. N 10 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет";
постановление Правительства Республики Мордовия от 29 марта 2010 г. N 128 "Об утверждении Порядка формирования и ведения республиканского реестра государственных услуг (функций)";
распоряжение Правительства Республики Мордовия от 26 апреля 2010 г. N 196 об одобрении проекта Соглашения между Минкомсвязью России и Республикой Мордовия о взаимодействии при организации размещения сведений в федеральных государственных информационных системах "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных муниципальных услуг (функций)";
распоряжение Правительства Республики Мордовия от 26 апреля 2010 г. N 200-р об утверждении Плана перехода на предоставление в электронном виде государственных, муниципальных иных услуг органами государственной власти Республики Мордовия исполнительной власти, органами местного самоуправления в Республике Мордовия, учреждениями республики и муниципальными учреждениями.
Подготовительным этапом в работе по представлению муниципальных услуг населению и организациям в Рузаевском муниципальном районе в соответствии с нормативно-правовыми актами разработаны и предоставлены в Правительство Республики Мордовия рабочие планы перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
В использовании ИКТ для предоставления муниципальных услуг и поддержки выполнения административных функций также существует целый ряд проблем, требующих решения в рамках Программы.
В целом процесс внедрения в районе технологий электронного правительства и предоставления услуг населению, организациям и бизнесу в электронном виде находится на стадии становления.
В районе отсутствует единая система электронного документооборота, интегрированная с электронным документооборотом органов государственной власти республики. Недостаточное развитие имеют интеграционные информационные системы и регистры, позволяющие исключить дублирование ввода информации и обеспечить эффективное взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем.
Серьезную проблему представляет обеспечение с использованием ИКТ оперативного сбора, доставки первичной информации и получения отчетных данных посредством информационных систем, таких как системы мониторинга социально-экономического развития региона, социальный регистр населения, муниципальный регистр населения, медицинских информационных систем и т. д.
Кроме того, в Рузаевском муниципальном районе пока еще наблюдается незначительное использование органами местного самоуправления электронной цифровой подписи, применение которой играет важнейшую роль в расширении системы межведомственного электронного взаимодействия, а также в обеспечении информационной безопасности.
Существующий сегодня официальный WEB-сайт Рузаевского муниципального района выполняет преимущественно информационную функцию. В данный момент на сайте работает электронная приемная, размещена справочно-информационная система ГАРАНТ. В разделе "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" опубликованы регламенты муниципальных услуг, в которых представлены бланки и образцы заявлений, которые необходимо заполнить для получения услуги.
Кроме того, в Рузаевском муниципальном районе отмечается недостаточный уровень оснащенности сотрудников органов местного самоуправления вычислительной техникой и отсутствие развитой сети телекоммуникаций. Это серьезно ограничивает возможности специалистов органов местного самоуправления и населения Рузаевского муниципального района в использовании Интернет-услуг. Решение данной проблемы требует серьезной проработки и принятия кардинального решения по данной проблеме.
Решение данных проблем позволит создать необходимую техническую базу использования ИКТ в целях повышения качества муниципального управления и предоставления муниципальных услуг населению и организациям.
В Рузаевском муниципальном районе внедрены в эксплуатацию и/или находятся на стадии развития ряд информационных систем и ресурсов, таких как:
автоматизированные информационные системы учета населения (в том числе ведомственные автоматизированные информационные системы органов ЗАГС, органов местного самоуправления в части ведения электронных похозяйственных книг, учета жилищного фонда, автоматизации работы жилищно-эксплуатационных организаций, создания муниципального регистра населения);
официальный сайт органов местного самоуправления Рузаевского муниципального района www.ruzaevka-rm.ru;
автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом;
автоматизированная информационная система бухгалтерского учета и отчетности;
справочные системы "Гарант", "Консультант";
автоматизированная информационная система АИС "Несовершеннолетние" и т. д.
Среди основных направлений развития информационного общества важное место занимает применение ИКТ в образовательных процессах. Поскольку ИКТ являются сегодня эффективным инструментом развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образовательных услуг, их использование позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе.
Уровень использования ИКТ в общеобразовательных учреждениях Рузаевского муниципального района находится на достаточно высоком уровне. В ходе реализации национального проекта "Образование" в Рузаевском муниципальном районе в основном завершено подключение школ к сети Интернет.
Вместе с тем наличие локальной вычислительной сети в школе является необходимым условием формирования школьного информационного пространства.
Необходимо разработать программно-технические средства собственного представительства школ Рузаевского муниципального района в сети Интернет, а также использовать в педагогической деятельности образовательный портал (www.edurm.ru), на котором представлены значительные ресурсы в области образования как для учащихся, так и для учителей.
Анализ использования ИКТ в лечебно-профилактических учреждениях. Приказом Министерства здравоохранения Республики Мордовия от 28 января 2010 г. N 47 создан Координационный совет по информатизации.
В лечебно-профилактических учреждениях района внедрены автоматизированный комплекс "Медстатистика, аналитика и реестры стационара" и "Дневной стационар", обеспечивающие ведение баз данных пролеченных больных, расчет стоимости лечения с формированием реестров и счетов за оказанную медицинскую помощь и передачу этой информации в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия и страховым компаниям, расчет и получение отчетно-статистической и аналитической документации о деятельности каждого ЛПУ и его подразделений, отчетов, утвержденных Минздравом России и Минздравом Республики Мордовия, анализ заболеваемости и смертности.
Разработан комплексный план мероприятий по развитию информатизации и внедрению информационно-коммуникационных технологий в каждом ЛПУ района.
Для создания системы информационной безопасности информационных систем учреждений здравоохранения, содержащих персональные данные, в соответствии с Законом Российской Федерации N 152-ФЗ "О персональных данных" от 27 июля 2006 г., в соответствии с п. 6 Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в ИСПД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 г. N 781 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" в ЛПУ района проведена классификация информационных систем персональных данных и проведено обучение персонала, работающего в информационных системах персональных данных.
Проведенный анализ состояния информатизации в ЛПУ района выявил среднюю оснащенность сотрудников лечебно-профилактических учреждений компьютерной техникой. Не в каждом ЛПУ созданы локальные вычислительные сети. Не разрабатываются информационные системы по созданию лечебного паспорта гражданина, электронной записи на прем к узким специалистам, и обследованию на высокотехнологическом медицинском оборудовании.
Серьезную проблему представляет отсутствие надежных высокоскоростных каналов связи с отдаленными ЛПУ, республиканскими специализированными ЛПУ и Минздравом Республики Мордовия.
Информация в области медицины и здоровья на WEB-сайте района не представлена. Вместе с тем информация о лечебных учреждениях района, графиках работы и предоставляемых медицинских услугах является чрезвычайно необходимой для населения района.
Анализ использования ИКТ в области социальной защиты населения в Рузаевском муниципальном районе показывает интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий в данной сфере.
В органах социальной защиты населения создана информационная система учета и предоставления мер социальной поддержки населению района, в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального республиканского и муниципального уровня;
создана техническая и телекоммуникационная инфраструктура в органах государственной власти Республики Мордовия социальной защиты населения района;
создана система защиты конфиденциальной информации (персональных данных) в информационной системе учета и предоставления мер социальной поддержки населению района;
Основным показателем эффективности внедрения системы учета и предоставления мер социальной поддержки населению района является повышение количества, качества и комфортности предоставления социальных услуг населению за счет применения технологии, позволяющей осуществлять предоставление мер социальной поддержки (114 мер социальной поддержки) в режиме "одного окна".
Управлению социальной защиты населения в районе выданы аттестаты соответствия требованиям по безопасности информации в части защиты от несанкционированного доступа по классам защищенности 1Г, в соответствии с классификацией Руководящего документа Гостехкомиссии России "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации" и К2, в соответствии с Порядком проведения классификации информационных систем персональных данных (утвержденного приказом ФСТЭК России, ФСБ России, Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г. N 55/86/20).
Все учреждения социальной защиты населения в районе полностью оснащены компьютерной техникой и имеют доступ в Интернет.
Недостаточное развитие информационно-коммуникационных технологий на текущий момент отмечается в сфере культуры, особенно в библиотечном и музейном деле. Уровень использования ИКТ в библиотеках и музеях особенно низок.
Вместе с тем от уровня оснащенности библиотек и музеев персональными компьютерами во многом зависят их возможности по созданию собственных информационных ресурсов и использованию внешних информационных ресурсов в своей деятельности. Но имеющаяся оснащенность сотрудников учреждений культуры района компьютерами, в том числе подключенными к сети Интернет, в настоящее время нельзя считать достаточной для решения их профессиональных задач.
Следует отметить также наличие сильного цифрового неравенства сельских и городских библиотек по оснащенности компьютерами и уровню интернетизации.
Одним из важнейших показателей, определяющих возможности предоставления информационных ресурсов и услуг, является объем электронных каталогов учреждений культуры. Наличие электронных каталогов создает принципиально новые возможности для обслуживания посетителей библиотек и музеев.
Создание электронной каталогизации фондов учреждений культуры в районе происходит медленно.
Электронная каталогизация музейных фондов также требует интенсификации работ.
Состояние ИКТ-инфраструктуры требует целенаправленных усилий со стороны Рузаевского муниципального района по ее дальнейшему развитию.
Среди сильных сторон развития ИКТ в Рузаевском муниципальном районе можно отметить высокий уровень телефонизации домохозяйств, относительно неплохую ситуацию в сфере цифровизации местной сети. Однако по другим характеристикам ИКТ-инфраструктуры позиции требуют интенсификации работ.
В условиях создания в Республике Мордовия единой телекоммуникационной сети органов государственной власти, планируется, что республиканская сеть через организацию единой транспортной инфраструктуры в пределах Республики Мордовия обеспечит связь органов местного самоуправления района с органами государственной власти Республики Мордовия, а также, при необходимости, обеспечит межведомственную связь и централизованное получение услуг информационного обслуживания (услуг связи в сети передачи данных, телематических услуг связи и т. д.).
Кроме того, в целях реализации многоуровневых, межведомственных задач планируется создание и применение технологии виртуальных локальных сетей (VLAN), которая используется для структуризации современных локальных сетей, построенных на базе коммутаторов, и для отделения одного типа трафика от другого и представления пользователям отдельной рабочей группы. Каждая VLAN- это закрытая и логически определенная группа, при работе в которой пользователям каждой группы доступна только своя информация, и закрыт доступ к информации к другой группы пользователей, тем самым создаются условия по безопасности информации циркулирующей в пределах одной VLAN.
Говоря о проблемах в развитии ИКТ-инфраструктуры, следует отметить необходимость повышения уровня ее развития в сельских поселениях Рузаевского муниципального района.
В целом развитие информационно-коммуникационных технологий в Рузаевском муниципальном районе обеспечит:
повышение эффективности системы муниципального управления, повышение доступности и качества муниципальных услуг для населения и бизнеса, а также открытости органов местного самоуправления;
роста экономики, уровня жизни населения и бюджетных доходов за счет развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, использования ИКТ в экономике и стимулирования развития ИКТ сектора;
создание и развитие информационной инфраструктуры Рузаевского муниципального района, ее интеграцию в региональную, российскую и мировую информационные инфраструктуры;
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества, возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных услуг;
создание информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей,
формирование информационного общества в Рузаевском муниципальном районе, его интеграция с региональным и глобальным информационным обществом;
формирование информационных ресурсов органов местного самоуправления Рузаевского муниципального района и региона в целом;
создание условий для информационной безопасности личности, общества и государства, а также обеспечение прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации;
удовлетворение потребностей населения Рузаевского муниципального района в информационных продуктах и услугах.
Однако, несмотря на все преимущества, которые дает применение ИКТ в экономике и улучшении качества жизни населения в Рузаевском муниципальном районе на текущий момент отмечается значительное отставание использования ИКТ в ключевых сферах деятельности, по отношению к общему уровню использования и развития ИКТ в Республике Мордовия в целом, а также наличие цифрового неравенства в развитии и использовании ИКТ по сравнению с республикой.
Движение по пути создания информационного общества требует целенаправленной политики органов местного самоуправления Рузаевского муниципального района по формированию более благоприятных условий для развития информационного общества и стимулированию использования ИКТ в Рузаевском муниципальном районе.
Процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая практически все виды и формы человеческой деятельности, затрагивающая интересы всех слоев общества. Именно для решения такого рода задач, требующих интеграции усилий всего общества, служит программно-целевой подход. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждается также необходимостью выстраивания плана работ, как минимум, на среднесрочную перспективу, поскольку поставленные задачи связаны с развитием информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого потенциала, деловой среды, стимулируют создание и использование ИКТ в республике и не могут быть полностью реализованы в краткосрочном периоде, равно как не могут быть решены и простым увеличением финансирования, поскольку назрела необходимость разработки новых управленческих технологий, обеспечения качественного изменения нормативной правовой базы.
Реализация программных мероприятий в Рузаевском муниципальном районе позволит:
обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере развития и использования ИКТ и реализацию Стратегии развития информационного общества в Рузаевском муниципальном районе, республике и Российской Федерации;
обеспечить концентрацию финансовых ресурсов, выделяемых из местного бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и привлекаемых из средств федерального бюджета и внебюджетных источников;
проводить единую техническую политику при решении задач в области формирования информационного общества в Рузаевском муниципальном районе;
повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий, реализуемых в рамках различных программ и проектов;
решить общесистемные проблемы информатизации района и республики в целом;
обеспечить эффективное межрайонное, межведомственное и региональное взаимодействие в области формирования информационного общества в Республике Мордовия.
Программа скоординирована с программами во взаимосвязанных областях, принятыми как на федеральном, так и на республиканском уровне, и предполагает обязательное участие органов местного самоуправления Рузаевского муниципального района, органов государственной власти Республики Мордовия и межведомственную координацию.
На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей могут повлиять также следующие внешние факторы и риски:
экономические риски, связанные с необходимостью вложения значительных финансовых средств в развитие районной сферы ИКТ, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности района, общей экономической ситуации в регионе и стране, благоприятного инвестиционного климата и т. д. Указанные риски приобретают особое значение в условиях кризисных проявлений в текущем периоде;
организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности в управлении сложными проектами, требующими согласованной технической политики, перестройки административных процессов и т. п.;
риски, связанные с человеческим фактором, при освоении новых технологий;
технологические риски в решении отдельных задач.
Минимизацию экономических рисков исполнения Программы можно обеспечить за счет единовременного начального (стартового) увеличения объемов финансирования мероприятий Программы с последующим его наращиванием.
Эффективность использования выделяемых средств на финансирование сферы ИКТ в районе, в том числе будет зависеть от согласованных решений общесистемных проблем на местном и республиканском.
При этом в первую очередь должны реализовываться проекты, дающие прямой экономический эффект (например, в части экономии бюджета в результате сокращения затрат, сокращения требуемого персонала и т. д.).
Минимизация организационных рисков связана, главным образом, с грамотной реализацией мероприятий по координации выполнения проектов Программы. Основные организационные риски выполнения Программы связаны с тем, что успешное решение задач эффективного использования ИКТ связано с необходимостью совершенствования деятельности органов местного самоуправления и проведением административной реформы, в которой учитываются возможности ИКТ для повышения качества государственного и местного управления. Для решения этих вопросов необходимы скоординированные действия муниципального заказчика-координатора Программы, органов местного самоуправления в Республике Мордовия, органов государственной власти Республики Мордовия, ответственных за проведение административной реформы в Республике Мордовия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.