Решение Арбитражного суда г.Москвы от 29 января 2016 г. по делу N А40-231837/2015
г. Москва |
|
29 января 2016 г. |
Дело N А40-231837/15-121-1919 |
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи Аксеновой Е.А.
рассмотрев дело по исковому заявлению Центрального Банка Российской Федерации
к ответчику: ООО СК "Мегарусс-Д"
о привлечении к административной ответственности п. ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
третье лицо - Соловьев О. В.
без вызова сторон,
суд,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (далее по тексту - Заявитель, Банк России) обратился в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО СК "Мегарусс-Д" по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении N С59-7-2-5/23241 от 11.11.2015.
Заявленные требования обоснованы нарушением ООО СК "Мегарусс-Д" условий, предусмотренных лицензией.
30.11.2015 г. вынесено определение о принятии заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства (глава 19 АПК РФ).
В соответствии с ч.5 ст.228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
В соответствии с частью 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенные законом к компетенции судов. Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов. Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ устанавливает, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.
Ответчик представил отзыв, по заявленным требованиям возражал.
Суд, рассмотрев представленные материалы, оценив представленные доказательства, установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "СК "Мегарусс-Д" (далее - Страховщик) имеет лицензию Банка России на осуществление добровольного имущественного страхования СИ N 2877 от 14.04.2015.
ЦБ РФ было получено обращение Соловьева О.В., содержащее сведения о возможном нарушении Ответчиком сроков рассмотрения страхового дела.
Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.1 Закона N 86-ФЗ, некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом N 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.5 Закона N 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В ходе проведения проверки сведений, изложенных в обращении Заявителя, Банком России установлено следующее.
Между Заявителем и Страховщиком на основании Правил комбинированного страхования средств наземного транспорта, утверждённых приказом генерального директора Страховщика от 19.01.2015 (далее - Правила страхования) заключён договор страхования N 5/12/082763/КАЗ/14 от 28.03.2015.
Указанный договор страхования предусматривает только 1 способ возмещения ущерба, а именно восстановление на СТОА по направлению Страховщика; застрахованным имуществом является транспортное средство Mercedes-Benz С250 Bluetec 4matic, государственный регистрационный знак Е081РР 21.
На основании п. 11.2.5 Правил страхования для рассмотрения заявления о страховом случае страхователь обязан представить Страховщику:
- договор страхования (полис);
- дополнительные соглашения к договору страхования (в случае изменения условий страхования или внесения изменений в учётные данные договора);
квитанции об оплате страховой премии (при необходимости);
доверенность на право ведения дел в страховой компании (при необходимости);
паспорт транспортного средства;
свидетельство о регистрации транспортного средства;
путевой лист;
- водительское удостоверение лица, управлявшего транспортным средством в момент ДТП;
- сведения о прохождении очередного технического осмотра (при необходимости);
- справку ГИБДД по установленной форме с указанием даты, обстоятельств и места происшествия, фамилий, имён, отчеств и адресов всех участников ДТП, а также полное описание повреждений, полученных застрахованным транспортным средством в результате ДТП;
протокол об административном правонарушении в случае, если он составлялся;
постановление (определение) об административном правонарушении;
- иные документы по требованию Страховщика, имеющие непосредственное отношение к заявляемому событию.
На основании п. 13.12 Правил страхования Страховщик вправе выплатить страховое возмещение без предоставления страхователем документов из государственных компетентных органов в случае обращения по факту одного страхового события, не имеющего признаков суброгации, при котором транспортное средство получило одно из повреждений:
- одного наружного кузовного элемента транспортного средства не более двух раз в течение срока действия договора страхования, при условии, что восстановительный ремонт не требует замены заявляемого элемента, и повреждения образовались в результате события с участием не более одного транспортного средства;
одного элемента остекления салона;
одного прибора наружного освещения или одного наружного зеркала.
При этом согласно п. 11.9 Правил страхования срок, в течение которого Страховщик обязан выдать направление на восстановительный ремонт на СТОА составляет 20 рабочих дней с даты получения им документов, позволяющих установить факт, причины и обстоятельства страхового случая.
23.07.2015 Соловьев О.В. обратился к Страховщику с заявлением об осуществлении страхового возмещения в связи с повреждением застрахованного имущества в результате наезда на препятствие, воспользовавшись правом, предоставленным страхователю п. 13.12 Правил страхования.
С учётом п. 11.9 Правил страхования, Страховщик был обязан в срок не позднее 20.08.2015 выдать направление на ремонт, однако соответствующее направление было выдано Соловьеву О.В. только 18.09.2015.
Причины нарушения указанного срока при рассмотрении заявления Соловьева О. В. от 23.07.2015 Страховщиком не указаны, документально и нормативно не обоснованы.
Изложенное свидетельствует о нарушении Страховщиком срока осуществления страховой выплаты (в виде выдачи направления на ремонт на СТОА) на 29 календарных дней, что является нарушением условий п. 11.9 Правил страхования, а следовательно, на основании ст. 943 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона N 4015-1 - нарушением страхового законодательства.
В соответствии со статьей 934 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
В порядке пункта 3 статьи 3 Закона N 4015-1 добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона N 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
В соответствии со статьей 938 ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о лицензировании лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены пунктом 5 статьи 30 Закона N 4015-1 которая обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм указанных выше нормативных правовых актов в целом.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 32 Закона N 4015-1 для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом об ОСД, с приложением образцов используемых документов. Соответственно, требования Правил страхования, утверждённые самим Страховщиком, обязательны для исполнения им.
Соблюдая требования страхового законодательства, субъекты страхового дела обязаны надлежащим образом исполнять обязанности, предусмотренные в утверждаемых ими правилах добровольного страхования.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации речь идёт о необходимости исполнения страховщиком не конкретных договорных обязательств, а прямых императивных норм закона о необходимости соблюдения Правил страхования, представляемых в орган страхового надзора в целях получения лицензии.
Таким образом, Ответчик нарушил лицензионные требования и условия, в части несоблюдения Обществом срока осуществления страховой выплаты.
Следовательно, в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По факту указанного нарушения законодательства Российской Федерации был составлен протокол об административном правонарушении от 11.11.2015 N С59-7-2-5/23241 (далее - Протокол).
Права Ответчика при составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя Ответчика, в присутствии представителя по доверенности, копия протокола вручена представителю Ответчика.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, суд считает, что административным органом достоверно установлено, что у Страховщика имелась реальная возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности и осуществлении страховой выплаты в установленный срок.
Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП РФ).
К доводам Ответчика, изложенным в отзыве, суд относится критически с учетом положений п. 13.12 Правил страхования.
Нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
На день принятия судебного решения срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
В связи с чем, имеются все необходимые условия для привлечения заявителя к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судом также не установлено.
Учитывая изложенное, суд считает возможным привлечь ООО СК "Мегарусс-Д" к административной ответственности с назначением ему минимального размера штрафа, установленного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ - 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
На основании ч.2 ст.4.2, 4.5, ч.3 ст. 14.1., ч.ч.1, 6 ст. 23.1., ст.ст. 25.1, 25.4, 26.1, 26.2, 26.11, 27.8, 28.1, 28.2., 28.3, 28.8., 29.6, 29.7, 29.9., 29.10 КоАП РФ и руководствуясь 29, 65, 75, 167-170, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление Центрального Банка Российской Федерации и привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Мегарусс-Д"" (ИНН 7702848563, ОГРН 5147746330287, место нахождения: б-р Рождественский, д. 14, стр. 2, г. Москва, 107031, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 10.11.2014) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Назначить наказание Обществу с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Мегарусс-Д" в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Штраф перечислить по следующим реквизитам:
р/с - 40101810400000010002 в Волго-Вятском ГУ Банка России
УИН - 99902200111115232416, ЕИП - 27702848563770201001,
БИК-042202001, ИНН - 7702235133, КПП-526045005,
получатель: УФК по Нижегородской области (Волго-Вятское ГУ Банка России),
КБК: 999 1 16 90 01001 6000 140,
ОКТМО: 22701000,
назначение платежа: административный штраф (с указанием номера дела и даты судебного решения).
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.
Судья |
Е.А. Аксенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.