В целях унификации требований к информационному оформлению предприятий, оказывающих услуги населению, Администрация городского округа Саранск постановляет:
1. Утвердить Положение "О порядке изготовления и размещения вывесок и витрин предприятий, оказывающих услуги населению".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - Директора Департамента перспективного развития.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации городского округа Саранск |
В.Ф. Сушков |
Положение
"О порядке изготовления и размещения вывесок и витрин предприятий, оказывающих услуги населению"
(утв. постановлением Администрации городского округа Саранск
от 16 января 2012 г. N 57)
1. Общие положения
1.1. Порядок размещения вывесок на территории городского округа Саранск (далее - Порядок) определяет процедуру размещения вывесок и регулирует правовые отношения между органами местного самоуправления и физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе размещения вывесок, а также регламентирует общие требования к вывескам.
1.2. Порядок разработан с целью улучшения внешнего облика города, защиты имущественных интересов городского округа Саранск, юридических и физических лиц, в собственности или ведении которых находится место размещения вывески.
1.3. Настоящий порядок обязателен для исполнения юридическими и физическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы.
2. Требования к информации, размещаемой на вывеске
2.1. Вывеской считается техническое средство стабильного территориального размещения, предназначенное для размещения обязательной информации: фирменное наименование (наименование) организации - для юридических лиц (например, ООО "Меркурий") или организационно-правовая форма и ФИО - для предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (например, ИП Иванов A.M.), место нахождения (адрес) и режим работы. При наличии у организации зарегистрированного в установленном порядке товарного знака допускается его размещение на вывеске.
2.2. В дополнение к обязательной информации на вывеске допускается размещение информации, раскрывающей профиль предприятия (тип, специализация).
Для предприятий торговли и общественного питания допускается использование наименований объекта, находящегося в конкретном здании (помещении).
2.3. Тексты, содержащиеся на вывесках, должны выполняться на русском языке с использованием общепринятого написания слов (исключая зарегистрированные товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, указанные в учредительных документах).
Недопустимо использование в текстах иностранных слов, выполненных русскими буквами и наоборот, русских слов, выполненных латинскими буквами.
Используемые наименования объектов должны отвечать словообразовательным, произносительным и стилистическим нормам современного русского литературного языка. Они должны быть благозвучными, соответствующими назначению объекта.
2.4. Примерный перечень надписей, раскрывающих профиль предприятий и организаций по обслуживанию населения:
- для розничных предприятий, осуществляющих продовольственную торговлю: универсам, супермаркет, гастроном, продукты (продовольственный магазин), специализированный магазин и т. п.;
- для розничных предприятий, осуществляющих непродовольственную торговлю: универмаг, дом торговли (торговый дом), торговый центр, специализированный магазин, комиссионный магазин и т. п.;
- для оформления мест продаж: салонов связи, курс Центробанка.
Допускается при обозначении на информационных конструкциях профиля специализированных предприятий торговли использовать названия: "Рыба", "Булочная", "Кондитерские товары", "Молоко", "Овощи - фрукты", "Одежда", "Обувь", "Меха" и т. д., а при реализации товаров, объединенных по определенному потребительскому признаку, - "Диетические продукты", "Детское питание", "Товары для мужчин", "Товары для женщин", "Подарки", "Товары для спорта", "Букинистические товары" ;
- для предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, бистро, кафетерий, закусочная, столовая, магазин-кулинария и т. п.
Допускается при обозначении профиля специализированных предприятий общественного питания использование названий: "Шашлычная", "Блинная", "Молодежное кафе", "Детское кафе" и т. п.;
- для предприятий бытового обслуживания населения: бытовые услуги, ремонт и (или) изготовление обуви, пошив и (или) ремонт одежды (головных уборов, штор, меховых, кожаных изделий и др.), ремонт бытовой техники (возможно указание специализации: радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, холодильников, швейных машин, часов и др.), изготовление ключей, ювелирных изделий, изготовление и (или) ремонт мебели (возможно указание специализации: мягкой мебели, кухонной мебели, плетеной мебели и др.), химическая чистка (возможно указание специализации: одежды, ковров, пухо-перовых изделий), стирка белья, парикмахерская (возможно дополнение: косметика, маникюр), фотосъемка (возможно дополнение: изготовление фото), прокат (возможно с указанием специализации: спортивного инвентаря, предметов домашнего обихода, музыкальных инструментов и др.), ритуальные услуги (возможно дополнение: обрядовые услуги), изготовление памятников (надгробных сооружений, оград), ломбард и др.
Тип предприятия: ателье, Дом моды, салон (с указанием специализации), технический центр, приемный пункт (с указанием специализации), химчистка, прачечная, химчистка-прачечная; фотоателье, фотография, бюро (разное), "Мультисервис", Дом быта и т. п.
Допускается сокращенное наименование услуг: "Металлоремонт", "Химчистка", "Фото" и др.
Возможно объединение наименования услуг, оказываемых предприятием: химчистка-прачечная, ремонт часов и ювелирных изделий и др.;
- для автозаправочных станций и моечных постов: автозаправочная станция (АЗС), автозаправочный комплекс (АЗК), мойка автомобилей и т. п.
Допускается при обозначении профиля предприятий использование названий: "АЗС", "АЗК", "Бензин", "Автомойка" и т. п.
3. Требования к размещению вывески
3.1. Общими требованиями к размещению вывесок на фасадах зданий являются:
- соответствие расположению объекта;
- размещение без ущерба композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасада, эстетическим качествам городской среды;
- привязка к композиционным осям и ритмической организации фасада, соответствие логике архитектурного решения;
- координация вертикального расположения и высотных габаритов;
- сомасштабность фасаду и архитектурно-пространственному окружению;
- согласованность в пределах фасада независимо от принадлежности объектов;
- соответствие условиям восприятия (визуальная доступность, читаемость);
- приоритет мемориальных объектов (мемориальных досок, знаков и т. п.);
- безопасность для людей;
- безопасность для физического состояния архитектурных объектов;
- удобство эксплуатации и ремонта.
3.2. Конструктивно вывеска может состоять из нескольких неповторяющихся элементов: информационной таблички, предназначенной для размещения обязательной информации, и информационного элемента, предназначенного для размещения наименования организации (объекта, находящегося в данном помещении) и (или) профиля предприятия (организации).
3.3. Информационная табличка должна располагаться рядом с входом в здание или помещение владельца вывески, информационный элемент - рядом с входом в здание или помещение или над окнами помещения, занимаемого владельцем вывески.
Информационные таблички могут быть заменены надписями на стекле витрины, входной двери и др.
Размеры информационного элемента определяются, исходя из принципа сомасштабности месту размещения и в соответствии с требованиями раздела 4 настоящего Положения.
Информационная табличка должна иметь размер от 0,15 до 0,7 кв. м, высота букв в тексте должна быть не менее 2 см.
3.4. По характеру размещения вывески делятся на:
- настенные вывески (информационное поле расположено параллельно поверхности стены);
консольные вывески (информационное поле расположено перпендикулярно поверхности стены);
- вывески на крыше (информационное поле расположено над карнизом здания, на уровне кровли);
- вывески в витринах (носители информации расположены на поверхности или в пространстве витрины), в случае отсутствия возможности размещения в местах, указанных выше.
3.5. По размеру информационного поля вывески делятся на:
а) крупные настенные вывески:
- располагаются преимущественно между первым и вторым этажами;
- формируют основную горизонталь рекламно-информационного поля фасада;
- размеры определяются архитектурными членениями фасада;
б) малые настенные вывески:
- располагаются в плоскости стены в пределах 1 этажа рядом с входом в учреждение с учетом архитектурных особенностей фасада;
- выполняют назначение обязательных вывесок;
- площадь не более 1 кв. м;
в) малые консольные вывески:
- располагаются между 1 - 2 этажами в пределах участка фасада, занимаемого владельцем, у входа в здание, а также у арки или угловой границы фасада (при размещении объекта вне пределов данного фасада не далее 50 м);
- дополняют или заменяют настенную вывеску;
- предпочтительны в условиях ограниченной возможности восприятия настенных вывесок;
- размеры не более 1,2 м по высоте, 0,5 м по ширине;
г) вертикальные консольные вывески:
- текстовая и знаковая информация размещена по вертикали;
- располагаются преимущественно в пределах одного этажа;
- принадлежат крупным объектам торговли, сервиса и т. п., расположенным в пределах данного фасада;
- высота не более 3 м (высоты 1 этажа);
- ширина не более 0,6 м в границах центральной части города и не более 0,8 м на остальных территориях;
- предпочтительные места размещения - у боковых границ фасада.
3.6. Вывески на крыше:
- разрешены только для организаций, занимающих все здание или значительную его часть;
- высота не более 1,5 м в границах центральной части города и не более 2,5 м на остальных территориях (согласованно с вертикальными пропорциями фасада).
3.7. Вывески в витринах:
- рекомендуются при отсутствии мест размещения на фасаде;
- являются составной частью оформления витрин;
- площадь не более 1/10 поля крупных витрин и не более 1/5 поля небольших оконных проемов.
3.8. Размещение вывесок на фасадах зданий с большим количеством собственников или арендаторов должно выполняться на основе единого проекта, согласованного с Управлением градостроительства и архитектуры Администрации городского округа Саранск.
Отсутствие единого проекта расположения вывесок на одноэтажных и многоэтажных зданиях может служить причиной отказа в согласовании размещения вывески Управлением градостроительства и архитектуры ввиду возможного нарушения внешнего архитектурного облика застройки.
3.9. В границах территории, на зданиях и сооружениях автозаправочных станций, моечных постов допускается установка и эксплуатация на правах вывески конструкций для размещения информации о ценах на топливо и ценах на услуги мойки автомобилей.
4. Требования к дизайну вывески
4.1. Общими требованиями к дизайну вывесок являются:
- высокий уровень художественного и технического исполнения;
- использование качественных материалов с высокими декоративными и эксплуатационными свойствами;
- композиционная согласованность в пределах фасада;
- масштабность по отношению к архитектурному окружению;
- цветовая гармония с архитектурным фоном.
4.2. Материалы, применяемые для изготовления вывесок, должны:
- выдерживать длительный срок службы без изменения декоративных и эксплуатационных качеств.
- иметь гарантированно длительную антикоррозийную стойкость, светостойкость и влагостойкость.
4.3. Конструкции вывесок должны обеспечивать:
- наименьшее число точек крепления и сопряжения с фасадом;
- легкость монтажа и демонтажа;
- ремонтопригодность (возможность замены элементов, блоков, элементов подсветки и т. п.);
- безопасность эксплуатации и обслуживания.
4.4. Технологии, применяемые при изготовлении вывесок, должны обеспечивать:
- ровную окраску;
- равномерные зазоры между элементами;
- отсутствие внешнего технологического крепежа;
- качественную цвето- и светопередачу надписей и изображений.
4.5. Запрещается:
- использование некачественных недолговечных материалов;
- низкий технический уровень изготовления;
- использование громоздких неразъемных конструкций, препятствующих оперативному ремонту вывесок;
- значительное число точек крепления, ведущее к повреждению поверхности фасада;
- использование конструктивных и технических решений, представляющих опасность в процессе эксплуатации.
4.6. Стилистика вывесок в центральной части городского округа должна определяться архитектурно-художественными особенностями и масштабом фасадов зданий и городских пространств, носить сдержанный характер, подчеркивающий уникальные черты архитектурного фона.
4.7. В районах массовой застройки оправдано, подчеркнуто современное, акцентное решение вывесок, отвечающее укрупненному масштабу и характеру архитектурного окружения.
4.8. Шрифтовое и художественное решение всех вывесок, относящихся к объекту, должно выполняться на основе единого проекта и иметь комплексный характер.
4.9. Надписи и знаки должны быть соразмерны фасаду, композиционно упорядочены в соответствии с архитектурными осями, членениями, ритмической организацией фасада.
4.10. Изобразительные элементы могут использоваться как дополнение к текстовой информации. Доминирование их в композиции вывески не рекомендуется.
4.11. Не рекомендуются:
- громоздкие, нарочито стилизованные формы консолей и других вспомогательных элементов;
- активная пластика и силуэт вывесок, диссонирующие с архитектурой фасада;
- использование рукописных шрифтов и рисованных фигур, диссонирующих с архитектурой фасада.
4.12. Характер устройства вывески определяется местом размещения, композицией фасада, условиями восприятия.
По характеру устройства различаются:
- фоновые вывески (буквы и знаки расположены на поверхности фона);
- бесфоновые вывески (состоят из отдельных букв и знаков);
- световые короба (представляют собой единый объем или ряд объемных элементов с внутренней подсветкой).
4.13. В границах исторического ядра предпочтительно бесфоновое решение настенных вывесок, корректное по отношению к архитектуре фасадов.
4.14. Фоновое решение настенных вывесок целесообразно при наличии архитектурных полей (свободных участков поверхности над витринами, оформленных профилем, тягами и т. п.).
4.15. При наличии архитектурных и декоративных деталей на поверхности фасада возможно использование прозрачного фона, обеспечивающего визуальную проницаемость вывесок.
4.16. Для вертикальных консольных вывесок рекомендуется светлый нейтральный фон.
4.17. Настенное размещение световых коробов в районах исторической застройки ограничено. Условием является включение в композицию фасада сдержанного свето-цветового решения, не диссонирующего с архитектурным фоном.
4.18. Вывески на крыше должны быть бесфоновыми. Использование фона допускается лишь при размещении вывески на глухом парапете ограждения, без ущерба архитектурному силуэту здания.
4.19. Запрещается:
- окраска поверхности остекления витрин;
- использование некачественных наклеек;
- неупорядоченное размещение наклеек, "засорение" поверхности остекления.
4.20. Колористика вывесок должна отвечать следующим требованиям:
- гармония с цветовой гаммой фасада;
- ограниченное использование ярких насыщенных цветов;
- ограниченное использование фирменных цветов и цветосочетаний;
- согласованность в пределах фасада.
4.21. Использование яркого, насыщенного фона настенных вывесок допустимо преимущественно за пределами центральной части города и должно быть композиционно оправдано.
4.22. Для фона консольных вывесок рекомендуется использование светлых тонов (белого, серебристого, светло-серого, светло-бежевого), в отдельных случаях - доминирующего цвета фасада.
4.23. Для металлических деталей вывесок рекомендуются цвета:
- в центральной части города: графит, темно-коричневый, темно-зеленый, платинированная бронза, темно-серый;
- в спальных районах города: графит, серый, светлые нейтральные.
4.24. Запрещается:
- использование цветов, диссонирующих с колористикой фасада;
- применение флуоресцентных составов;
- цветовое решение малых консольных вывесок, близкое к цветовой символике дорожных знаков.
4.25. В границах исторического ядра не допускается:
- доминирование крупных поверхностей ярких насыщенных цветов;
- броское полихромное решение вывесок;
- использование сильных контрастов, "разрушающих" единство архитектурного фона.
4.26. Не рекомендуется:
- использование темных насыщенных цветов в качестве фона вертикальных консольных вывесок;
- доминирование больших поверхностей белого и черного.
4.27. Декоративная подсветка является эстетически и утилитарно значимым элементом дизайна вывесок. К основным видам подсветки относятся:
- наружная подсветка;
- внутренняя подсветка знаков;
- внутренняя подсветка коробов;
- эффект контражура (подсветка фона, обеспечивающая силуэтную читаемость знаков);
- газосветные устройства (контурная и линейная подсветка, открытый неон).
4.28. Светильники наружной подсветки должны иметь малый размер, компактную форму, окраску, близкую к цвету фасада. Их размещение не должно мешать восприятию фасада и вывески.
4.29. Подсветка должна быть равномерной, обеспечивать ясную читаемость информации, композиционное единство вывески и фасада.
4.30. Световые акценты должны быть скоординированы с архитектурным ритмом и общей свето-цветовой композицией фасада.
4.31. Использование свето-динамических эффектов (мигания, бегущей строки и т. п.) разрешается только для зрелищно-развлекательных объектов (по специальному согласованию Управления градостроительства и архитектуры).
4.32. В дневное время в объемном решении вывески целесообразно использование эффекта светотени.
5. Порядок размещения и содержания вывески
5.1. Размещение вывесок производится на основании согласования эскиза и места размещения вывески с Управлением градостроительства и архитектуры.
5.2. К заявлению на согласование вывески прилагаются:
- дизайн-проект вывески с привязкой к месту ее размещения с отражением окружающего пространства с точки зрения его архитектурных особенностей, рекламно - информационного оформления;
- копии документов, подтверждающих государственную регистрацию заявителя;
- копии документов, подтверждающих право на здание (строение);
- согласие собственника имущества или иного уполномоченного собственником лица, на размещение вывески на указанном имуществе (при необходимости);
- копии документов, подтверждающие право собственности (пользования) торговой маркой, знаком обслуживания.
5.3. Если вывеска предприятия/организации располагается за пределами занимаемого ими помещения, то ее размещение допускается при условии согласования места размещения с собственниками или иными законными владельцами тех помещений, в пределах которых размещается вывеска.
5.4. Если место размещения вывески является частью имущества, находящегося в собственности или в ведении городского округа Саранск, согласие на ее размещение дается лицом, уполномоченным собственником на предоставление в пользование или ограниченное пользование частью общего имущества.
5.5. Собственник вывески обязан:
- содержать вывеску в полной исправности, надлежащем эстетическом, техническом и санитарном состоянии. Вывеска не должна содержать ржавчины, поврежденных изображений, остекления и прочее;
- своевременно производить текущий ремонт вывески;
- содержать в надлежащем состоянии прилегающую к отдельно стоящей вывеске территорию в радиусе 5 м от опоры (опор), не допускать наличия мусора, регулярно производить покос травы - если конструкция располагается на газоне, и уборку снега - если конструкция располагается в местах уборки снега;
- устранять нарушения, указанные в предписаниях контролирующих органов. Если техническое состояние вывески ставит под сомнение безопасность ее эксплуатации, владельцу вывески органом местного самоуправления направляется предписание об устранении повреждения или демонтаже конструкции, которое должно быть выполнено в течение срока, указанного в предписании.
6. Основные требования к оформлению и содержанию витрин
6.1. Витрины - остекленная часть фасадов зданий, предназначенная для размещения информации о товарах и услугах, реализуемых в данном предприятии.
Витрины делятся на три основные типа:
- ленточного типа по периметру фасада предприятия;
- изолированные друг от друга простенками зданий;
- полностью сливающиеся с интерьером помещения.
6.2. Витрины предприятий потребительского рынка и услуг должны быть оформлены образцами товарной продукции, товарно-декоративными, декоративными элементами, при необходимости с использованием текстов, раскрывающих потребительские свойства товаров или услуг, в соответствии с профилем предприятия и предложенными рекомендациями.
6.3. Витрины предприятий должны быть оформлены по праздничной тематике в соответствии с перечнем государственных праздников, памятных и значимых дат, других мероприятий, определяемых нормативными актами, обеспечены декоративными и световыми установками.
6.4. Праздничное оформление витрин должно быть достаточным, то есть иметь элементы декоративно-художественного и светового оформления. Предприятия с закрытыми витринными пространствами (или не имеющие их) должны оформлять по праздничной тематике вход в предприятие или фасад здания по требованию органа местного самоуправления.
6.5. При новогоднем оформлении витрин необходимо использовать светодинамические и декоративные элементы, елки, надувные фигуры, объемно-пространственные конструкции. При оформлении крупных торговых центров, рынков задействовать прилегающие территории и фасады, используя при этом все виды декоративно-художественной и световой продукции. При большом количестве деревьев на территории, прилегающей к предприятию потребительского рынка и услуг, необходимо использование светового шнура и прожекторов для подсвечивания деревьев. При подсветке деревьев необходимо использовать шнуры холодного света для того, чтобы не травмировать деревья и не нарушать природный баланс температуры.
6.6. Витрины предприятий должны быть оформлены с учетом фактора сезонности, при этом необходимо систематически обновлять экспозиции в витрине.
6.7. Витрины и межвитринное пространство должны своевременно очищаться от грязи и пыли, а в зимнее время - от запотевания и замерзания.
6.8. При смене экспозиций или ремонте витрин витринные стекла фасада здания должны быть закрыты драпировочными материалами, щитами в едином стиле, иметь чистый внешний вид.
6.9. Витрины должны иметь подсветку в темное время суток. Включение подсветки витрин, вывесок, световых и газосветных установок должно осуществляться в соответствии с графиком включения уличного освещения.
6.10. Не допускается:
- сплошное заклеивание внешнего остекления витрин;
- доминирование текстов в оформлении витрин;
- неопрятный вид оформления витрины и остекления.
7. Ответственность за нарушение требований порядка изготовления, оформления и содержания вывесок и витрин
7.1. Физическое или юридическое лицо, являющееся собственником (владельцем) вывески (витрины), обеспечивает:
- выполнение работы по монтажу и демонтажу вывески (витрины) без повреждения архитектурных деталей, конструктивных элементов домов (сооружений), подземных и наземных коммуникаций, объектов благоустройства.
Если при проведении работ по монтажу и демонтажу вывески (витрины) был поврежден фасад (окраска, элементы и т. п.), собственник (владелец) вывески (витрины) обязан устранить все повреждения в течение 10-ти дней за собственный счет;
- соответствие вывески (витрины) стандартам, нормам и правилам конструктивной прочности, электротехнической и эксплуатационной безопасности;
- безопасность при проведении работ по монтажу и демонтажу вывески (витрины), эксплуатацию и содержание их в надлежащем санитарно-техническом и эстетическом состоянии.
7.2. В случае прекращения надобности в вывеске (витрине), а также нарушения в ходе размещения и эксплуатации надлежащего эстетического вида и технического состояния, собственник (владелец) вывески обязан произвести их демонтаж за собственный счет.
В случае размещения вывески или оформления витрины без согласований, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Положения, собственник (владелец) вывески (витрины) обязан осуществить их демонтаж в течение 10-ти дней со дня получения предписания.
7.3. В случае нарушения требований настоящего порядка собственники (владельцы) вывесок (витрин), а также их изготовители несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
7.4. Контроль за соблюдением требований настоящего порядка осуществляют Департамент перспективного развития и Управление градостроительства и архитектуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок определяет процедуру размещения вывесок и регулирует правовые отношения между органами местного самоуправления и физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе размещения вывесок, а также регламентирует общие требования к вывескам и разработан с целью улучшения внешнего облика города, защиты имущественных интересов городского округа Саранск, юридических и физических лиц, в собственности или ведении которых находится место размещения вывески.
Установлены требования к размещению и дизайну вывески, требования к оформлению и содержанию витрин, а также ответственность за нарушение этих требований.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Постановление Администрации городского округа Саранск от 16 января 2012 г. N 57 "Об утверждении Положения "О порядке изготовления и размещения вывесок и витрин предприятий, оказывающих услуги населению"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был