Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Право ребенка на семью" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).
2. Министерству экономики Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия при формировании проектов республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С. Сезганова.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Волков |
Республиканская целевая программа
"Право ребенка на семью" на 2011 - 2013 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 21 февраля 2011 г. N 47)
Паспорт
Республиканской целевой программы
"Право ребенка на семью" на 2011 - 2013 годы
Наименование программы |
Республиканская целевая программа "Право ребенка на семью" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа)
|
Дата принятия решения о разработке Программы |
распоряжение Правительства Республики Мордовия от 31 января 2011 г. N 42-Р
|
Государственный заказчик-координатор Программы
|
Министерство образования Республики Мордовия |
Государственные заказчики Программы
|
Министерство здравоохранения Республики Мордовия и Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия |
Основной разработчик Программы |
Министерство образования Республики Мордовия
|
Цель и задачи Программы |
целью Программы является построение республиканской модели по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей "группы риска" и развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачи: преодоление межведомственных барьеров между субъектами системы профилактики на уровне работы с конкретными семьями; разработка и внедрение республиканской модели межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства (на примере 22 муниципальных районов и городского округа Саранск Республики Мордовия); использование новых методик профилактики лишения родительских прав, включая более широкое использование практики ограничения родителей в родительских правах с одновременным проведением в этот период реабилитационной работы с семьей; содействие в восстановлении родительских прав; привлечение внимания общественных и волонтерских организаций, социально ориентированного бизнеса к проблемам профилактики социального сиротства; выявление причин семейного и детского неблагополучия и наличия у семьи ресурсов и способности для осуществления позитивных изменений в ее функционировании, индивидуализация работы с семьей и ребенком; профилактика отказов от новорожденных детей в родильных домах; создание межведомственной электронной базы данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в психолого-педагогической, социальной и юридической помощи; развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; профилактика возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей; обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к социальным услугам; разработка и внедрение эффективных методик работы с семьями (в том числе с детьми-инвалидами); социальное и психологическое сопровождение замещающих семей; максимально возможное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи; подготовка семей к принятию ребенка на воспитание; оптимизация и перепрофилирование интернатных учреждений; создание системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; подготовка нужного количества специалистов для работы в системе профилактики социального сиротства; информационное сопровождение деятельности по профилактике социального сиротства
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доля воспитанников детских домов и детских домов-школ в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; численность детей, родители которых лишены родительских прав; удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей
|
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа рассчитана на 2011 - 2013 годы и будет реализована без выделения этапов
|
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем средств на реализацию Программы составляет 289918,28 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 94460,01 тыс. рублей; 2012 год - 96308,12 тыс. рублей; 2013 год - 99150,15 тыс. рублей; из них: средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 223592,8 тыс. рублей: 2011 год - 72963,3 тыс. рублей; 2012 год - 74167,6 тыс. рублей; 2013 год - 76461,9 тыс. рублей; внебюджетные средства - 66325,48 тыс. рублей: 2011 год - 21496,71 тыс. рублей; 2012 год - 22140,52 тыс. рублей; 2013 год - 22688,25 тыс. рублей; в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), - 65065,48 тыс. рублей: 2011 год - 21096,71 тыс. рублей; 2012 год - 21700,52 тыс. рублей; 2013 год - 22268,25 тыс. рублей. Вышеуказанный объем финансирования Программы носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
уменьшение доли социальных сирот в общей численности детского населения (на 0,05% ежегодно); сокращение количества лишений родительских прав (на 1,5% ежегодно); увеличение числа детей, возвращенных в кровную семью, в результате восстановления родителей в родительских правах (на 1% ежегодно); уменьшение доли отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей (на 0,05%); увеличение доли детей, переданных на воспитание в замещающие семьи (на 2%); уменьшение доли воспитанников детских домов и детских домов-школ в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 1,2% ежегодно). Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить достижение следующих социально-экономических эффектов: совершенствование механизма взаимодействия и взаимного информирования органов и учреждений системы профилактики по фактам семейного и детского неблагополучия; создание эффективной межведомственной модели профилактики социального сиротства; оптимизация и перепрофилирование сети государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание системы психологической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим семьям. привлечение общественных и волонтерских организаций, социально ориентированного бизнеса к решению проблем социального сиротства
|
Система организации управления и контроль за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с разделом 7 Порядка разработки и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия". Государственный заказчик - координатор Программы организует управление реализацией Программы, проведение мониторинга хода реализации, подготовку и направление в Правительство Республики Мордовия годовых отчетов. |
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в качестве приоритетных ставятся задачи сокращения сиротства детей, в первую очередь, социального сиротства при живых родителях, обеспечение семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Предполагается, что во всех субъектах Российской Федерации должна быть создана система межведомственного взаимодействия по профилактике социального неблагополучия, устройству детей в семьи.
В соответствии с этим одним из приоритетных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия является предупреждение социального сиротства, создание системы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение исполнения законодательства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Сегодня в республике происходят системные преобразования, которые способствуют существенным изменениям в социальной политике региона по профилактике социального сиротства. Всеми заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия разработаны и реализуются мероприятия по данному направлению деятельности.
В республике действует более 30 целевых программ и проектов, в том числе программ, направленных на решение проблем социального сиротства, защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-экономической поддержки семей с детьми. Однако для реализации данных программ и проектов необходимы эффективные механизмы управления и контроля за их выполнением и прогнозирование последствий их реализации.
Главный недостаток работы в этом направлении - рассредоточение управленческих функций, обеспечивающих решение проблем, по различным исполнительным органам государственной власти. В условиях недостаточно развитой системы взаимодействия наблюдается преобладание отраслевого принципа управления над территориальным, что уменьшает возможности проведения последовательной политики профилактики социального сиротства и улучшения положения детей и семей на конкретных территориях (регион, город, район).
Профилактика социального сиротства - это не столько отраслевая, сколько комплексная территориальная проблема. Однако механизм территориального управления ограничен: каждое министерство заинтересовано лишь в "своей" части мероприятий.
Система общественного управления профилактикой социального сиротства и улучшением положения детей и семей определяется тем, что в решении поставленных проблем необходимо активное участие общества, в том числе и социально ориентированного бизнеса. Среди общественных организаций особая роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит организациям, занимающимся проблемами молодежи.
В республике проживают 140145 несовершеннолетних, из них в возрасте от 0 до 6 лет - 52027, в возрасте от 7 до 17 лет - 88118 человек.
Анализ коэффициентов естественного движения населения Республики Мордовия за 2009 год свидетельствует о стабилизации демографических процессов, что выразилось в соответствии уровней рождаемости, общей смертности, естественной убыли аналогичным коэффициентам 2008 года.
В системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения с целью защиты прав и законных интересов ребенка функционирует развитая сеть учреждений, позволяющих оказывать профилактическую и реабилитационную помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, семьям с детьми.
В целях комплексного обслуживания семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, и оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи в муниципальных районах и городском округе Саранск созданы государственные учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
В 23 государственных учреждениях социальной защиты населения функционируют отделения социальной помощи семье и детям. Отделения осуществляют патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия, а также оказывают социально-бытовые, социально-правовые, психолого-педагогические услуги семьям с детьми.
В Республике Мордовия создана сеть детских медицинских учреждений, которые оказывают необходимые виды квалифицированной и специализированной амбулаторной и стационарной медицинской помощи детям, в том числе детям-инвалидам. Медицинское обеспечение детей, в том числе детей-инвалидов, осуществляется муниципальными и государственными учреждениями здравоохранения на амбулаторно-поликлиническом этапе по 22 специальностям.
В рамках Программы предполагается организация работы школы эффективного родительства для беременных женщин на базе женских консультаций в муниципальных районах и городском округе Саранск в целях формирования психологической готовности к рождению ребенка и профилактики отказов от новорожденных детей в родильных домах.
В системе образования республики функционируют 14 детских домов и школ-интернатов, в которых в настоящее время обучаются и воспитываются 1602 ребенка, среди них 441 ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей. В республике отмечается рост числа детей, переданных на воспитание в семьи. В государственных учреждениях интернатного типа число детей сократилось за последние 3 года почти в 2 раза.
В связи с этим планируется работа, связанная с оптимизацией сети и перепрофилированием учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предполагается сохранить здания учреждений в системе образования и перепрофилировать их в службы сопровождения семей, центры содействия по помещению детей-сирот в семьи.
В детских домах и школах-интернатах республики создана хорошая материальная база для обеспечения учебно-воспитательного процесса, подготовки воспитанников к социальной адаптации в обществе.
В работе интернатных учреждений появились новые подходы, связанные с изменением их жизнедеятельности в плане создания условий, близких к домашним, ориентацией на развитие индивидуальности воспитанников. В целях подготовки воспитанников к самостоятельной жизни снижается "закрытость" учреждений для детей-сирот за счет интеграции воспитанников в урочное и внеурочное время через участие в работе клубов, кружков, спортивных секций.
В связи с этим в интернатных учреждениях необходимо создать современные условия для воспитания, получения качественных образовательных услуг, дальнейшей социальной адаптации и успешной социализации.
Наиболее острой остается проблема создания системы постинтернатной адаптации, профессионализации и подготовки к независимому проживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подготовка воспитанников государственных учреждений интернатного типа к самостоятельной жизни проводится с момента поступления ребенка в государственное учреждение и направлена на социально-правовую ориентацию в обществе, формирование правовой грамотности.
В республике создана дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает специализированные учреждения (структуры), осуществляющие выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, комплексную, всестороннюю, динамическую диагностику отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей, определение специальных условий развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Министерство образования Республики Мордовия совместно с органами опеки и попечительства реализует государственную политику по защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства.
Разработан и успешно реализуется комплекс мер, направленных на развитие различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи (опека, попечительство, усыновление, приемная семья).
Причинами невысокой эффективности профилактики социального сиротства являются позднее выявление семейного неблагополучия, отсутствие комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса, включая работу с беременными женщинами "группы риска". Семейное неблагополучие приводит к лишению или ограничению в родительских правах и направлению детей на воспитание в государственные учреждения интернатного типа. За период нахождения в интернатных учреждениях у детей формируется стойкий комплекс иждивенчества, отсутствие мотивации к труду, способности самостоятельно решать проблемы. Вследствие этого продолжается порочный круг вторичного социального сиротства: дети, рождаемые выпускниками указанных учреждений, также, как правило, становятся социальными сиротами при живых родителях.
В настоящее время в Республике Мордовия значительное количество детей воспитывается в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Важным направлением работы является раннее выявление семейного и детского неблагополучия.
По состоянию на 1 января 2010 г. на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия состоит 2960 семей (в них 4449 детей), находящихся в социально опасном положении, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа усилиями сотрудников системы профилактики.
Решение данной проблемы в рамках Программы видится в консолидации усилий всех заинтересованных исполнительных органов государственной власти в реабилитации асоциальной семьи, оказании социальной и юридической помощи родителям, которые готовы восстановиться в родительских правах. Поэтому работа всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Мордовия направлена на развитие комплексной системы раннего выявления семейного неблагополучия, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия, своевременное оказание психологической, медицинской и социальной помощи семье и ребенку.
В рамках проекта "Вернуть детство", действующего в Приволжском федеральном округе, совместно со средствами массовой информации, телевидением, Министерством образования Республики Мордовия, Министерством внутренних дел по Республике Мордовия, Государственным комитетом Республики Мордовия по делам юстиции, Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодежи развернута работа, направленная на позитивные изменения в воспитании и образовании детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление качественно новых возможностей для их успешной самореализации, стимулирование успешного усыновления.
На 1 января 2010 г. семейными формами устройства детей охвачено 2605 из 3172 детей (2% от общей численности детей, проживающих на территории Республики Мордовия), лишившихся по разным причинам семьи, что составляет 82,1% (2008 год - 80,1%). Из них:
1524 ребенка переданы под опеку и попечительство (48,1%);
553 ребенка воспитываются в приемных семьях (17,4%);
528 детей усыновлены посторонними гражданами (16,5%);
567 детей обучаются и воспитываются в интернатных учреждениях (17,9%).
Усиление работы со стороны субъектов системы профилактики привело в 2010 году к увеличению количества детей, переданных под опеку и в приемные семьи (1553 ребенка переданы под опеку и попечительство (48,8%), 565 детей воспитываются в приемных семьях (17,75%).
В республике формируется система подготовки потенциальных родителей к приему детей в замещающие семьи: создан банк данных граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, проводятся научно-практические конференции. На базе детских домов и школ-интернатов планируется создание служб психолого-педагогической помощи семье и детям, Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начат процесс совершенствования процедуры передачи детей в семьи граждан в соответствии с правилами подбора и подготовки кандидатов в приемные родители, опекуны и попечители, разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации.
В целях сокращения возврата детей из замещающих семей в детские дома и школы-интернаты организована работа по предварительной подготовке детей к жизни в семье, которая включает в себя диагностику мотивации ребенка к жизни в семье, индивидуальные консультации, тренинги и практические занятия с детьми по привитию навыков самообслуживания и поведения в бытовых условиях семьи, проживания детей в условиях "гостевой семьи". Создаются муниципальные клубы приемных родителей.
Для решения проблемы социального и психолого-педагогического характера в республике планируется создание профессиональных служб сопровождения замещающих семей, задачами которых являются психодиагностика, подготовка и консультирование замещающих родителей. На сегодняшний день в республике данная работа находится на стадии становления.
Важнейшими факторами развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются обеспечение достойного уровня жизни данной категории детей, создание условий для их воспитания, образования, соблюдение социальных гарантий, установленных законодательством.
Одной из наиболее остро стоящих проблем в республике является обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2010 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрациях муниципальных образований состояло 862 ребенка-сироты, из них 423 ребенка в возрасте до 18 лет.
В 2010 году жилыми помещениями было обеспечено 39 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 41, в 2009 году - 38).
Благодаря скоординированным действиям исполнительных органов государственной власти, предприятий, организаций, общественных объединений ежегодно увеличивается число детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, в том числе состоящих на различных видах профилактического учета. Всеми формами занятости и оздоровления в системе образования в 2009 году охвачено 84% детей и подростков.
В целях профилактики социального сиротства, возвратов детей в стационарные учреждения социальной защиты, образования и здравоохранения используются разнообразные формы работы. В настоящее время на территории Краснослободского муниципального района отрабатывается эффективный организационно-управленческий механизм межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, раннему выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и детей в них. Положительный опыт планируется распространить на другие районы республики.
Однако социальное сиротство продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства.
Факторы, усугубившие положение семьи и детей в Республике Мордовия:
отсутствие единой межведомственной системы выявления и учета семей "группы риска" по социальному сиротству;
отсутствие технологий раннего выявления семейного неблагополучия;
отсутствие профилактики отказов от новорожденных детей в родильных домах;
вынужденная ориентация специализированных учреждений для несовершеннолетних на работу с хроническими семейными кризисами в ущерб профилактической деятельности по их предупреждению;
отсутствие системы подготовки потенциальных усыновителей и кандидатов в приемные родители;
отсутствие должного социально-педагогического сопровождения замещающих семей;
отсутствие системы адаптации выпускников интернатных учреждений;
социальная изоляция семей с детьми-инвалидами, в которой они оказываются вследствие неразвитости инфраструктуры реабилитационных услуг.
Актуальность Программы связана с необходимостью создания единой системы профилактики социального сиротства, направленной на решение ряда существующих проблем:
на стадии становления находится процесс создания единой межведомственной системы выявления и учета семей "группы риска" по социальному сиротству для проведения профилактической работы;
деятельность по реабилитации детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социальный патронаж семьи не имеют достаточного нормативного правового обеспечения;
недостаточно развита система включения детей "группы риска" по социальному сиротству в систему дополнительного образования и досуговую деятельность;
отсутствует система оказания развивающих и коррекционных услуг для социализации детей-инвалидов;
в стадии становления находится формирование системы профессиональной подготовки и оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства.
Для решения обозначенных проблем в качестве стратегического определено направление организации работы по профилактике социального сиротства, значимость которого обусловила необходимость создания комплексной системы реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Такая система будет способствовать сохранению ребенка в кровной семье, стимулировать развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей.
Успешная реализация Программы даст возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что должно отразиться на улучшении демографической ситуации, сохранении и поддержании основных параметров жизнедеятельности детей.
Программа обеспечит информирование общественности о реализации новых социальных проектов по семейному обустройству детей-сирот и позволит консолидировать действия заинтересованных организаций по их поддержке, в том числе финансовой.
Из трех возможных вариантов решения проблем республиканской модели профилактики социального сиротства, таких как: государственный планово-нормативный метод, проектно-целевой метод, программно-целевой метод, - последний обладает очевидными преимуществами, делающими актуальным его применение для решения проблем образования:
индикативный характер целевых программ. Сроки реализации программ находятся в прямой зависимости от их обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, представляя собой "индикаторы успешности" реализации каждой программы;
системный характер основных цели и задач построения республиканской модели по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей "группы риска" и развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение единства методологических подходов к решению проблем профилактики лишения родительских прав, включая более широкое использование практики ограничения родителей в родительских правах с одновременным проведением в этот период реабилитационной работы с семьей;
способность концентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы в процессе решения проблем профилактики социального сиротства;
возможность обеспечения общественного и административного контроля при формировании цели и задач программного развития и использовании ресурсного обеспечения.
Несмотря на явные преимущества программно-целевого метода, его использование для решения проблем социального сиротства связано с рядом рисков: недостатками в управлении Программой и отсутствием должной координации действий участников реализации Программы.
Последствиями недостаточной координации могут стать:
отсутствие единого понимания участниками Программы ее цели и задач, а также своей роли в выполнении Программы;
необъективное распределение ресурсов Программы, а также нерациональное и нецелевое их использование.
В целях минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом будет предпринят ряд мер, в том числе:
мониторинг хода реализации мероприятий Программы, выполнения Программы в целом;
широкое привлечение внимания общественных и волонтерских организаций, социально ориентированного бизнеса к проблемам профилактики социального сиротства, а также к реализации и оценке результатов Программы;
публичность годовых и промежуточных отчетов о ходе реализации Программы.
Раздел 2. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых показателей, отражающих ход ее выполнения
Целью Программы является построение республиканской модели по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей "группы риска" и развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения цели Программы решаются следующие задачи:
преодоление межведомственных барьеров между субъектами системы профилактики на уровне работы с конкретными семьями;
разработка и внедрение республиканской модели межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства (на примере 22 муниципальных районов и городского округа Саранск Республики Мордовия);
использование новых методик профилактики лишения родительских прав, включая более широкое использование практики ограничения родителей в родительских правах с одновременным проведением в этот период реабилитационной работы с семьей;
содействие в восстановлении родительских прав;
привлечение внимания общественных и волонтерских организаций, социально ориентированного бизнеса к проблемам профилактики социального сиротства;
выявление причин семейного и детского неблагополучия и наличия у семьи ресурсов и способности для осуществления позитивных изменений в ее функционировании, индивидуализация работы с семьей и ребенком;
профилактика отказов от новорожденных детей в родильных домах;
создание межведомственной электронной базы данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в психолого-педагогической, социальной и юридической помощи;
развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
профилактика возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей;
обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к социальным услугам;
разработка и внедрение эффективных методик работы с семьями (в том числе с детьми-инвалидами);
социальное и психологическое сопровождение замещающих семей;
максимально возможное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;
подготовка семей к принятию ребенка на воспитание;
оптимизация и перепрофилирование интернатных учреждений;
создание системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
подготовка нужного количества специалистов для работы в системе профилактики социального сиротства;
информационное сопровождение деятельности по профилактике социального сиротства.
Программа будет реализована в течение 3 лет (2011 - 2013 годы) и не предусматривает выделения этапов.
Степень достижения цели и решения задач Программы будет определяться на основе целевых показателей, перечень которых приведен в приложении 1.
В основу методологии формирования и расчета целевых показателей Программы положены основные подходы, учитывающие цель и задачи Программы.
При этом также учитывались:
возможность оценки показателей на основании данных статистики;
возможность регулярной оценки значений и динамики изменения показателей.
Значения показателей Программы рассчитаны исходя из:
анализа текущей ситуации в республике, в том числе на уровне муниципальных образований Республики Мордовия;
анализа данных статистики.
Раздел 3. Мероприятия Программы
Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, финансово-экономических механизмах деятельности (приложение 2).
С учетом анализа проблем, стоящих в республике, направлений, обозначенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, объемы финансирования рассчитаны в соответствии со стратегическими задачами Программы и этапами ее реализации по следующим основным направлениям:
1) совершенствование организационно-управленческих механизмов, направленных на расширение спектра и повышение качества социальных услуг, в том числе через создание новых служб и центров;
2) внедрение новых технологий, методов и методик взаимодействия по социальной защите прав ребенка и его семьи;
3) подготовка кадров для работы в системе профилактики социального сиротства детей и реабилитации семей "группы риска";
4) специальные мероприятия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и семей с детьми.
В рамках реализации первого направления будут проведены мероприятия по созданию условий, направленных на расширение спектра и повышение качества социальных услуг для семей с детьми:
открытие и развитие деятельности Республиканского психолого-педагогического и медико-социального центра на базе Государственного образовательного специального (коррекционного) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида";
создание на базе 4 детских домов (Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Рузаевский детский дом-школа", Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ардатовский детский дом-школа", Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ялгинский детский дом-школа", Государственное образовательное учреждение "Краснослободская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") структурных подразделений служб психолого-педагогической помощи семье и детям;
создание ресурсного методического центра на базе Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ялгинский детский дом-школа";
создание и функционирование социальной гостиницы "Доверие" на 10 мест для постинтернатной адаптации выпускников на базе Государственного образовательного учреждения "Краснослободская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (либо на базе другого реорганизованного образовательного учреждения интернатного типа);
создание Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как структурного подразделения Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Рузаевский детский дом";
внедрение комплексной модели реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью;
создание на базе Государственного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" и Государственного учреждения социального обслуживания "Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" структурных подразделений служб сопровождения социально неблагополучных семей, семей, в которых родители не выполняют надлежащим образом обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей;
модернизация автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (АИСТ);
создание эффективной системы информационного сопровождения процесса реализации Программы с использованием открытых электронных ресурсов, создание сайта, его программирование, информационное наполнение и ведение рубрик сайта, в том числе привлечение психолога и юриста для оказания гражданам помощи правового, юридического и психологического характера, организация пресс-конференций и пресс-релизов о ходе реализации Программы с целью ее освещения в средствах массовой информации.
В рамках второго направления предполагается социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и инвалидов через апробацию моделей профилактической работы с семьей на базе учреждений системы социальной защиты и образования, что позволит получить необходимые жизненные и трудовые навыки, позитивный социальный опыт и опыт интеграции в социальную среду через применение новых технологий и методик. Второе направление предполагает:
организацию работы школы эффективного родительства для беременных женщин на базе 4 женских консультаций в муниципальных районах и городском округе Саранск в целях формирования психологической готовности к рождению ребенка, психологического консультирования родителей, намеревающихся отказаться от своего ребенка и дать согласие на его усыновление другим гражданам;
внедрение инновационных технологий организации работы с детьми и родителями по формированию и восстановлению семейных связей;
организацию четкой индивидуальной работы с каждой неблагополучной семьей и ребенком, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе внедрение технологии "Автобус выходного дня";
внедрение модели профилактической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в рамках организации Школы эффективного родительства для выпускников интернатных учреждений на базе Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ардатовский детский дом-школа", Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ялгинский детский дом-школа", Государственного образовательного учреждения "Краснослободская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Государственной общеобразовательной школы-интерната "Кочелаевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования", Государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Ширингушская санаторная школа-интернат", Государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Шейн-Майданская санаторная школа-интернат".
В связи с тем, что качество предоставляемых услуг специалистами, работающими с детьми и семьями "группы риска", по социальному сиротству, устройству детей на воспитание в семьи и их сопровождению напрямую зависит от их компетентности и квалифицированности, на этапе внедрения данных услуг необходима грамотно выстроенная система обучения.
Обучение специалистов, осуществляющих профилактику социального сиротства, профилактическим услугам, новым технологиям, методам, формам и приемам работы по раннему выявлению детского неблагополучия в регионах Приволжского федерального округа и г. Москве создаст условия для транслирования инновационного опыта работы с детьми и семьями "группы риска", что обеспечит своевременное и качественное предоставление услуг населению республики, следствием чего станет снижение количества неблагополучных семей.
Сформированное единое профессиональное пространство позволит находить более эффективные методы и формы работы с неблагополучными семьями, повысить родительскую компетенцию с восстановлением родительских функций и регулированием детско-родительских отношений, совершенствовать работу по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, устройству детей на воспитание в семьи, сопровождению замещающих семей.
В процессе создания условий, обеспечивающих успешную социализацию детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, их реабилитацию и социальную адаптацию средствами образования, предусмотрена реализация индивидуальных программ реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе Государственного специального учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Ардатовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида", Государственного специального учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат".
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, внебюджетных средств, в том числе средств (гранта) Фонда.
Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составляет 289918,28 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 94460,01 тыс. рублей;
2012 год - 96308,12 тыс. рублей;
2013 год - 99150,15 тыс. рублей;
из них:
средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 223592,8 тыс. рублей:
2011 год - 72963,3 тыс. рублей;
2012 год - 74167,6 тыс. рублей;
2013 год - 76461,9 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 66325,48 тыс. рублей:
2011 год - 21496,71 тыс. рублей;
2012 год - 22140,52 тыс. рублей;
2013 год - 420,0 тыс. рублей;
в том числе средства Фонда - 65065,48 тыс. рублей:
2011 год - 21096,71 тыс. рублей;
2012 год - 21700,52 тыс. рублей;
2013 год - 22268,25 тыс. рублей.
Вышеуказанный объем финансирования Программы носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней.
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования Республики Мордовия.
Текущее управление Программой осуществляет государственный заказчик - координатор, который выполняет следующие функции:
осуществляет координацию деятельности по реализации Программы в целом;
проводит мониторинг результатов реализации мероприятий Программы, оценку их достигнутой эффективности;
обеспечивает ежеквартальную подготовку отчетов о ходе реализации Программы;
с учетом выделяемых на Программу средств уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия;
организует размещение в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов в сфере управления реализацией Программы, информации о ходе реализации Программы.
Ответственным за формирование, реализацию и исполнение основных мероприятий Программы является Министерство образования Республики Мордовия.
Государственные заказчики мероприятий Программы (Министерство образования Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия и Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия) несут ответственность за реализацию мероприятий Программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
Исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, являющиеся исполнителями Программы, направляют в Министерство образования Республики Мордовия аналитическую информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств (в течение 10 рабочих дней с начала квартала, следующего за отчетным).
Взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, Фонда, органов местного самоуправления и организаций, в том числе общественных, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализации Программы, в первую очередь, позволит обеспечить апробацию новых технологий деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи, внедрение инновационных технологий работы по профилактике социального сиротства, основанных на принципах комплексности, системности, преемственности, непрерывности, с учетом муниципальной специфики, создание региональных механизмов деинституциализации интернатных учреждений в соответствии с разработанными на федеральном уровне направлениями семейной политики, проектирование индивидуальных программ адаптации детей-сирот в условиях приемной семьи и методических рекомендаций для приемных родителей, вовлечение граждан и организаций на добровольной и безвозмездной основе в деятельность по поддержке детей и (или) семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
При этом будет обеспечено:
совершенствование механизма взаимодействия и взаимного информирования органов и учреждений системы профилактики по фактам семейного и детского неблагополучия;
создание эффективной межведомственной модели профилактики социального сиротства;
оптимизация и перепрофилирование сети государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание системы психологической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим семьям.
привлечение общественных и волонтерских организаций, социально ориентированного бизнеса к решению проблем социального сиротства.
Эффективность Программы определяется на основе системы целевых показателей, позволяющих оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям:
уменьшение доли социальных сирот в общей численности детского населения (на 0,05% ежегодно);
сокращение количества лишений родительских прав (на 1,5% ежегодно);
увеличение числа детей, возвращенных в кровную семью, в результате восстановления родителей в родительских правах (на 1% ежегодно);
уменьшение доли отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей (на 0,05%);
увеличение доли детей, переданных на воспитание в замещающие семьи (на 2%);
уменьшение доли воспитанников детских домов и детских домов-школ в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 1,2% ежегодно).
Приложение 1
к Республиканской целевой программе
"Право ребенка на семью" на 2011 - 2013 годы
Динамика целевых показателей
Республиканской целевой программы "Право ребенка на семью" на 2011 - 2013 годы
N п/п |
Целевые показатели |
Данные по итогам 2009 года |
Базовое значение (2010 год) |
2011 год |
2012 год |
Конечное значение (2013 год) |
1. |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей, в % |
2,26 |
2,21 |
2,17 |
2,08 |
1,99 |
2. |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в % |
82,10 |
82,50 |
83,00 |
83,50 |
84,10 |
3. |
Доля воспитанников детских домов и детских домов-школ в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в % |
17,90 |
16,60 |
14,40 |
12,30 |
10,20 |
4. |
Численность детей, родители которых лишены родительских прав, чел. |
326 |
321 |
316 |
311 |
306 |
5. |
Удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей, в % |
0,11 |
0,10 |
0,10 |
0,09 |
0,05 |
Приложение 2
к Республиканской целевой программе
"Право ребенка на семью" на 2011 - 2013 годы
Перечень
мероприятий Республиканской целевой программы "Право ребенка на семью" на 2011 - 2013 годы
N п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации (годы) |
Государственные заказчики, ответственные исполнители |
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) в действующих ценах |
|||
всего |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||||
1. Совершенствование организационно-управленческих механизмов, направленных на расширение спектра и повышение качества социальных услуг, в том числе через создание новых служб и центров | ||||||||
1. |
Разработка и утверждение нормативных документов по выстраиванию организационно-управленческой вертикали, регламентирующих деятельность по профилактике социального сиротства, Положения о республиканском координационном совете по профилактике социального сиротства |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (по согласованию), Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. |
Совершенствование организационных механизмов в сфере социального сиротства, проведение управленческого проектного семинара-совещания для всех субъектов реализации Программы |
2011 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
5,0 |
5,0 |
0,0 |
0,0 |
3. |
Управление и мониторинг социально-экономических эффектов |
2011 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4. |
Приведение нормативной базы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствие с федеральным законодательством об опеке и попечительстве |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5. |
Открытие и развитие деятельности Республиканского психолого-педагогического и медико-социального центра на базе Государственного образовательного специального (коррекционного) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I - II вида" |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
1010,0 |
300,0 |
350,0 |
360,0 |
средства Фонда |
4768,752 |
2498,98 |
1451,708 |
818,064 |
||||
внебюджетные средства |
400,0 |
150,0 |
150,0 |
100,0 |
||||
6. |
Создание на базе 4 детских домов (Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Рузаевский детский дом-школа", Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ардатовский детский дом-школа", Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ялгинский детский дом-школа", Государственное образовательное учреждение "Краснослободская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") структурных подразделений служб психолого-педагогической помощи семье и детям |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
2100,0 |
700,0 |
700,0 |
700,0 |
средства Фонда |
9356,656 |
3375,84 |
2776,624 |
3204,192 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Создание ресурсного методического центра на базе Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ялгинский детский дом-школа" |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
средства Фонда |
1275,547 |
607,0 |
320,931 |
347,616 |
внебюджетные средства |
150,0 |
45,0 |
50,0 |
55,0 |
||||
8. |
Создание социальной гостиницы на 10 мест для постинтернатной адаптации выпускников на базе Государственного образовательного учреждения "Краснослободская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (либо на базе другого реорганизованного образовательного учреждения интернатного типа) |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
550,0 |
150,0 |
200,0 |
200,0 |
средства Фонда |
1615,048 |
316,5 |
630,0 |
668,548 |
||||
9. |
Создание Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе учреждения, воспитывающего детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
400,0 |
120,0 |
120,0 |
160,0 |
средства Фонда |
3261,664 |
1153,96 |
1494,156 |
613,548 |
||||
10. |
Внедрение комплексной модели реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью, на базе Государственного учреждения социального обслуживания "Республиканский социальный приют для детей и подростков "Надежда", Государственного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Солнышко", Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Рузаевский детский дом-школа" |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (по согласованию), Министерство спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения, Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Мордовский республиканский институт образования" |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
1220,0 |
400,0 |
410,0 |
410,0 |
средства Фонда |
4836,457 |
1042,185 |
2576,208 |
1218,064 |
||||
11. |
Создание на базе Государственного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" и Государственного учреждения социального обслуживания "Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" структурных подразделений служб сопровождения социально неблагополучных семей, семей, в которых родители не выполняют надлежащим образом обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей |
2011 - 2013 |
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
750,0 |
240,0 |
250,0 |
260,0 |
средства Фонда |
5623,104 |
2602,56 |
1384,416 |
1636,128 |
||||
12. |
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
150000,0 |
50000,0 |
50000,0 |
50000,0 |
13. |
Выплата дополнительной стипендии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Мордовия, в размере 100% государственной академической стипендии, установленной законодательством Республики Мордовия |
2011 - 2013 |
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
13119,0 |
4373,0 |
4373,0 |
4373,0 |
14. |
Предоставление ежемесячной денежной компенсации в размере 50% на оплату жилья и коммунальных услуг семьям, где проживают и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до их совершеннолетия |
2011 - 2013 |
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
6 299,6 |
2 034,0 |
2 102,1 |
2 163,5 |
15. |
Предоставление ежемесячной денежной компенсации в размере 100% на оплату жилья и коммунальных услуг в случае проживания отдельно от попечителей |
2011 - 2013 |
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
41 002,4 |
11 807,7 |
13 578,9 |
15 615,8 |
16. |
Модернизация автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (АИСТ) |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
90,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
средства Фонда |
3 300,0 |
1000,0 |
1100,0 |
1200,0 |
||||
17. |
Создание эффективной системы управления процессом реализации Программы с использованием открытых электронных ресурсов |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Мордовский республиканский институт образования", средства массовой информации |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
30,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
средства Фонда |
1059,648 |
287,712 |
321,84 |
450,096 |
||||
Итого по разделу 1: |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
216576,0 |
70169,7 |
72124,0 |
74282,3 |
|||
средства Фонда |
35096,88 |
12884,74 |
12055,88 |
10156 |
||||
внебюджетные средства |
550,0 |
195,0 |
200,0 |
155,0 |
||||
2. Внедрение новых технологий, методов и методик взаимодействия по социальной защите прав ребенка и его семьи | ||||||||
18. |
Организация работы школы эффективного родительства для беременных женщин на базе 4 женских консультаций в муниципальных районах и городском округе Саранск в целях формирования психологической готовности к рождению ребенка, психологического консультирования родителей, намеревающихся отказаться от своего ребенка и дать согласие на его усыновление другим гражданам |
2011 - 2013 |
Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
950,0 |
350,0 |
300,0 |
300,0 |
средства Фонда |
9691,8 |
1979,0 |
2666,254 |
5046,546 |
||||
19. |
Внедрение инновационных технологий организации работы с детьми и родителями по формированию и восстановлению семейных связей на базе Государственного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Ясная Поляна" и Государственного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" |
2011 - 2013 |
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
220,0 |
50,0 |
70,0 |
100,0 |
средства Фонда |
1524,432 |
359,552 |
567,196 |
597,684 |
||||
внебюджетные средства |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
||||
20. |
Внедрение технологии профилактической работы с социально неблагополучными семьями, родителями, не выполняющими надлежащим образом обязанностей# по воспитанию, обучению и содержанию детей, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и семьями, принявшими на воспитание детей-сирот, в рамках акции "Автобус выходного дня" |
2011 - 2013 |
Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство культуры Республики Мордовия Министерство спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
680,0 |
680,0 |
0,0 |
0,0 |
средства Фонда |
1834,856 |
644,976 |
532,196 |
657,684 |
||||
внебюджетные средства |
115,0 |
35,0 |
35,0 |
45,0 |
||||
21. |
Внедрение модели профилактической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в рамках организации Школы эффективного родительства для выпускников интернатных учреждений на базе Государственного образовательного учреждения "Ардатовский детский дом-школа", Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ялгинский детский дом-школа", Государственного образовательного учреждения "Краснослободская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Государственной общеобразовательной школы-интерната "Кочелаевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования", Государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Ширингушская санаторная школа-интернат", Государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Шейн-Майданская санаторная школа-интернат" |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство культуры Республики Мордовия, Министерство внутренних дел по Республике Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи |
средства Фонда |
5894,2 |
1822,08 |
1950,62 |
2121,5 |
|
Итого по разделу 2: |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
1850,0 |
1080,0 |
370,0 |
400,0 |
||
средства фонда |
18945,288 |
4805,608 |
5716,266 |
8423,414 |
||||
внебюджетные средства |
265,0 |
85,0 |
85,0 |
95,0 |
||||
3. Подготовка кадров для работы в системе профилактики социального сиротства детей и реабилитации семей "группы риска" | ||||||||
22. |
Обучение специалистов по курсу "Организация психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи" (объем 72 часа) |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Мордовский республиканский институт образования" |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
37,0 |
12,0 |
12,0 |
13,0 |
средства Фонда |
430,814 |
126,635 |
143,665 |
160,514 |
||||
23. |
Обучение специалистов Республиканского психолого-педагогического и медико-социального центра по курсу "Модели работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья" (объем 24 часа и 72 часа) с выдачей удостоверений |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия
|
средства Фонда |
793,0 |
212,0 |
267,0 |
314,0 |
24. |
Проведение для специалистов, осуществляющих профилактику социального сиротства, стажировок в регионах, имеющих положительный опыт работы по раннему выявлению детского неблагополучия |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции |
средства Фонда |
3282,0 |
814,5 |
1189,5 |
1278,0 |
25. |
Проведение стажировок, тренингов по совершенствованию работы по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, сопровождению замещающих семей, профилактике социального сиротства специалистов, работе с детьми-инвалидами |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Мордовский республиканский институт образования" |
средства Фонда |
534,888 |
157,32 |
173,052 |
204,516 |
Итого по разделу 3: |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
37,0 |
12,0 |
12,0 |
13,0 |
|||
средства Фонда |
5040,702 |
1310,455 |
1773,217 |
1957,03 |
||||
внебюджетные средства |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
4. Специальные мероприятия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и семей с детьми | ||||||||
26. |
Реализация индивидуальных программ реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе Государственного специального учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Ардатовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида", Государственного специального учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" |
2011 - 2013 |
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Мордовский республиканский институт образования" |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
700,0 |
200,0 |
250,0 |
250,0 |
средства Фонда |
5982,614 |
2095,91 |
2155,156 |
1731,548 |
||||
внебюджетные средства |
400,0 |
100,0 |
150,0 |
150,0 |
||||
27. |
Проведение республиканской Ассамблеи замещающих семей |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Мордовский республиканский институт образования" |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
200,0 |
100,0 |
0,0 |
100,0 |
внебюджетные средства |
30,0 |
15,0 |
0,0 |
15,0 |
||||
28. |
Проведение республиканской конференции замещающих семей: опекуны (попечители), приемные родители |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Мордовский республиканский институт образования" |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
80,0 |
20,0 |
30,0 |
30,0 |
29. |
Проведение республиканской научно-практической конференции "Развитие специального образования в Республике Мордовия: проблемы и перспективы" |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Мордовский республиканский институт образования", Министерство социальной защиты населения по Республики# Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
95,0 |
30,0 |
30,0 |
35,0 |
внебюджетные средства |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
||||
30. |
Приобретение путевок в санатории и загородные стационарные детские оздоровительные лагеря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских домов и школ-интернатов |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
2910 |
970,0 |
970,0 |
970,0 |
31. |
Организация лагерей с дневным пребыванием на базе государственных учреждений |
2011 - 2013 |
Министерство образования Республики Мордовия |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
1144,8 |
381,6 |
381,6 |
381,6 |
Итого по разделу 4: |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
5129,3 |
1701,6 |
1661,6 |
1766,6 |
|||
средства Фонда |
5982,614 |
2095,91 |
2155,156 |
1731,548 |
||||
внебюджетные средства |
445,0 |
120,0 |
155,0 |
170,0 |
||||
Итого по Программе: |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
223592,8 |
72963,3 |
74167,6 |
76461,9 |
|||
средства Фонда |
65065,48 |
21 096,71 |
21700,52 |
22268,25 |
||||
внебюджетные средства |
1260,0 |
400,0 |
440,0 |
420,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 февраля 2011 г. N 47 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Право ребенка на семью" на 2011 - 2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Известия Мордовии" от 5 марта 2011 г. N 32-9
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2018 г. N 255 настоящее постановление признано утратившим силу с 24 апреля 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Мордовия от 1 июля 2013 г. N 250
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 марта 2013 г. N 74
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. N 416
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2011 г. N 495
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления