Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть V. Образование и информационно-просветительская деятельность
12. Наука, образование и воспитание
12.1. Экологический мониторинг водных объектов с привлечением молодежных организаций
Состояние окружающей природной среды во многом зависит от отношения к ней каждого гражданина. Уровень нашей экологической культуры остается по-прежнему очень низким. Отсюда большинство наших экологических бед и проблем. Их решение должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении к среде обитания.
Сегодня экологическое образование, призванное формировать основы экологического мировоззрения, не является достаточно эффективным. Знания, получаемые в школе, не формируют потребность в экологической деятельности и ответственное отношение к природе.
Выход из этой ситуации возможен в создании единой системы экологического непрерывного обучения, и в первую очередь среди подрастающего поколения.
По инициативе Молодежного парламента при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации в 2011 г. был разработан проект по молодежному мониторингу состояния водных объектов в Российской Федерации, а именно в Республике Мордовия.
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия поддерживает реализацию проекта молодежного общественного мониторинга водных объектов в Республике Мордовия и оказывает организационную поддержку, необходимую для его реализации.
На основании государственного контракта на оказание услуг по поставке специализированной информации в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды органам государственной власти Республики Мордовия от 1 февраля 2011 года N 1 проводятся мероприятия по осуществлению мониторинга поверхностных водных объектов на территории Республики Мордовия.
По инициативе Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и ДЭО "Зеленый мир" при участии специалистов ГУ "Мордовский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", представителя Верхнее-Волжского бассейнового Управления, представителя молодежной палаты при Государственном Собрании Республики Мордовия, был проведен мониторинг водных объектов - реки Сура, реки Чермелей, старичных озер, находящихся на территории Симкинского природного парка - о. Долгое, о. Черное, о. Глубокое, о. Круглое, о. Тросное, родник в с. Николаевка и т. д.
Для осуществления экологического мониторинга были созданы молодежные рабочие группы общественного контроля из числа учащихся 7 - 11 классов общеобразовательных школ г. Саранска, муниципальных районов Республики Мордовия, победителей городских и республиканских олимпиад по биологии и экологии - членов Детской экологической организации "Зеленый Мир" (рис. 53, 54). Более 140 ребят принимали активное участие в работе молодежного экологического мониторинга водных объектов.
Экологический мониторинг водных объектов с привлечением молодежных организаций проходил под руководством Заместителя Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия начальника Управления недро-, водопользования и охраны окружающей среды - Макейчева А.Н. В проведении мероприятия самое активное участие принимали: Заведующий отделом по взаимодействию с политическими партиями, фракциями, общественными и национальными организациями Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия, заслуженный эколог Российской Федерации, заслуженный эколог Республики Мордовия, руководитель ДЭО "Зеленый мир" - Смирнов В.М., Заместитель руководителя Верхне-Волжского бассейнового водного Управления - начальник отдела водных ресурсов по Республике Мордовия Бородачев С.Е., представитель молодежной палаты при Государственном Собрании Республики Мордовия Еракина Е.А., начальник отдела государственного экологического надзора Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Архипова И.А., ведущий специалист отдела государственного экологического надзора Кабаева А.В., гидрохимик ФГБУ "Мордовский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Баранова И.Ю., информационную поддержку осуществлял канал ВГТРК "Мордовия".
Открыл мероприятие Заместитель Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Макейчев А.Н., который обратил особое внимание на нарушение природоохранного законодательства в части загрязнения водных объектов, на необходимость проведения мониторинга водных объектов и обобщения полученных результатов. (рис. 49, 50)
Заслуженный эколог России и Республики Мордовия, руководитель ДЭО "Зеленый Мир" - Смирнов В.М. указал, что состояние природной среды во многом зависит от отношения к ней каждого гражданина.
Задачами государственного экологического мониторинга водных объектов с привлечением молодежных организаций являются:
- обеспечение осуществления государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) путем проведения наблюдений за состоянием окружающей среды, компонентов природной среды и естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями и изменениями, получения (сбора), обобщения и систематизации информации о состоянии окружающей среды (водных объектов), компонентов природной среды и естественных экологических систем;
- анализ получаемой информации с целью своевременного выявления изменений состояния окружающей среды, компонентов природной среды и естественных экологических систем под воздействием природных и антропогенных факторов, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, компоненты природной среды и естественные экологические системы;
- обобщение, систематизация и анализ информации о состоянии окружающей среды, компонентах природной среды и естественных экологических системах;
- обобщение, систематизация и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, компоненты природной среды и естественные экологические системы, о характере, видах и объеме такого воздействия;
- оценка состояния и прогнозирование изменения состояния окружающей среды и компонентов природной среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
- определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов и изменением окружающей среды, компонентов природной среды, естественных экологических систем;
- оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий.
Согласно плану основных мероприятий по проведению экологического мониторинга водных объектов были сформированы инициативные группы "зеленомировцев" для отбора проб воды, измерения степени загрязненности водных объектов (рис 55, 56) и очистке водоохранных зон водоемов от мусора.
На территории русла реки Сура был организован сбор твердых бытовых отходов (рис. 57). Весь собранный мусор был захоронен в специально подготовленной яме.
В ходе проведения экологического мониторинга участники мероприятия не только отбирали пробы воды и очищали прибрежные полосы водоемов, но и изучали растения и животный мир природного парка.
Очень увлекательно рассказывала о природе родного края доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники и физиологии растений биологического факультета Мордовского госуниверситета Т.Б. Силаева. Много нового и интересного узнали участники данного мероприятия об обычных, казалось бы, растениях Мордовии!
Следующим объектом исследования стало озеро Черное, где были также взяты пробы воды (рис. 58, 62).
На озере Глубоком были отобраны пробы воды для анализа (рис. 59).
Также были взяты пробы воды из озера Круглое, озера Тросное (рис. 63), реки Чермелей - левобережного притока реки Сура. (рис. 60, 61).
Участники молодежного экологического мониторинга, согласно технического задания проводили описание водных объектов, измеряли степень загрязненности водоемов, с целью выявления динамики состояния водного объекта.
По результатам анализов проб воды исследуемых водных объектов можно сказать, что содержание нефтепродуктов в пределах нормы.
Содержание хлоридов и сульфатов в пробах показывают оптимальный уровень минерализации (200 - 400 мг на литр). В отобранных пробах превышение уровня ПДК не отмечено (0,2 мг/дм3).
В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет большое количество различных элементов и соединений, состав и соотношение которых определяется условиями формирования воды, составом водоносных пород.
Исследуемые водные объекты используются в качестве питьевых источников (р. Сура, родник с. Николаевка), а также являются местами отдыха населения. Старичные озера природного парка Симкинский (Долгое, Трос-ное, Круглое, Черное, Глубокое) отличаются значительным богатством флоры, являются местами обитания редких видов растений и животных Мордовии, занесенных в Красную Книгу Республики Мордовия (бобр речной, серый журавль, стерлядь (р. Сура). Всего на данной территории зарегистрировано около 70 видов растений, лишайников и грибов из Красной Книги Мордовии, в том числе 8 видов из Красной Книги России (венерин башмачок, ковыль перистый, ятрышник шлемоносный).
По результатам проведения молодежного экологического мониторинга молодежными рабочими группами была проведена оценка качества воды, оценка состояния водоохранных зон и прибрежных полос, оценка антропогенного воздействия. Были подготовлены паспорта исследуемых водных объектов.
Данное мероприятие стало важным шагом по привлечению молодежи к обсуждению и принятию решений по оздоровлению экологической обстановки в республике.
Кроме того, в целях привлечения внимания старшеклассников к проблеме охраны и восстановления водных ресурсов; поощрения деятельности школьников, направленной на решение проблем питьевой воды, очистки загрязненных стоков, сохранения водного биоразнообразия городских и сельских водоемов.
Согласно плану основных мероприятий по проведению экологического мониторинга водных объектов с привлечением молодежных организаций 4 - 7 августа 2011 года на территории Старо-Шайговского района Республики Мордовия был организован молодежный палаточный лагерь Наименование мероприятия: IX Республиканский молодежный палаточный лагерь "МЫ ЕДИНЫ! - МЫ КОМАНДА! - 2011". (рис. 63, 64)
Более 250 участников принимали участие в молодежном форуме. Было проведено совещание с председателями Молодежных парламентов при Совете депутатов муниципальных районов Республики Мордовия по вопросу молодежного общественного экологического мониторинга водных объектов.
Своевременное выявление и предупреждение необратимых процессов в изменении природных сред под воздействием хозяйственной или иной деятельности позволит улучшить экологическую обстановку в Республике, предупредить ее возможные ухудшения и оперативно реагировать на возникновение инцидентов.
Проведенные мероприятия имеют важное значение в формировании экологической культуры, воспитании бережного отношения к водным ресурсам и распространению экологических знаний.
Проведенные мероприятия стали важным шагом по привлечению молодежи к обсуждению и принятию согласованных решений по комплексному оздоровлению экологической обстановки водоемов Республики - водных ресурсов бассейна реки Волги.
12.2. Организация проведения конкурсов, слетов, научно-практических конференций экологического направления
Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в 2011 году были проведены следующие мероприятия:
- республиканский экологический сбор школьников "Сура - 2011" - с 28 июля по 12 августа (110 участников);
- конкурс "Дерево Земли, на которой я живу" - 22 апреля (260 участников, 399 работ, 11 номинаций, 39 победителей);
- конкурс экологических агитбригад - 22 февраля (все школы Республики Мордовия, 30 победителей);
- республиканский конкурс "Защитим лес" -13 января (438 творческих работ из 16 муниципальных районов Республики Мордовия, 8 номинаций, 42 победителя);
- республиканский конкурс водных проектов старшеклассников - 02 марта (4 номинации, 12 победителей);
- республиканский конкурс "Подрост" - 11 января (67 учебно-исследовательских работ учащихся из 13 муниципальных районов, 5 номинаций, 12 победителей);
- республиканское мероприятие "Войди в природу другом" в рамках проекта "Заповедные тропы Мордовии" - 16 июля;
- городской экологический слет на турбазе "Сура" совместно с МОУ "Гимназия N 20 с 15 по 17 сентября (67 участников);
- республиканский конкурс школьных лесничеств;
- ведение Красной книги редких и исчезающих видов растений, лишайников, грибов Республики Мордовия.
12.3. Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия дополнительного образования детей "Республиканский Центр дополнительного образования детей"
ГБОУ РМ ДОД "Республиканский Центр дополнительного образования детей" - это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, где предоставляются дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития детей и подростков, осуществляющее сетевое взаимодействие муниципальных, региональных, федеральных образовательных учреждений по эколого-биологической направленности.
Деятельность РЦДОД направлена на развитие в республике сети дополнительного эколого-биологического образования детей; повышение профессионального уровня педагогов, занимающихся эколого-биологическим образованием детей; совершенствование и разработку программного обеспечения дополнительного образования детей педагогами Центра.
Свое влияние на развитие сети дополнительного эколого-биологического образования детей Центр оказывает через организацию массовых мероприятий с детьми эколого-биологической направленности совместно с Министерством образования Республики Мордовия, Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерством по национальной политике Республики Мордовия, ФГБОУ ВПО "МГУ им Н.П. Огарева", ФГБОУ ВПО "МПГИ им М.Е. Евсевьева", молодежным центром.
В настоящее время создана система республиканских массовых мероприятий эколого-биологической направленности, способствующая выявлению и развитию одаренных детей, повышению интереса у обучающихся к изучению природы, реализации практических, социально-значимых мероприятий. Образовательные учреждения республики принимают активное участие в самых различных мероприятиях, что демонстрирует развитие эколого-биологического образования на местах, внимание к нему со стороны администрации муниципальных образований республики. Центром ежегодно проводятся: межрегиональный конкурс исследовательских работ по эколого-этнографическому проекту "Дерево Земли, на которой я живу", республиканский конкурс "Экология. Дети. Творчество", республиканский конкурс экологического плаката, республиканский конкурс школьных лесничеств, республиканский конкурс "Защитим лес", слет юных экологов, слет школьных лесничеств, республиканский конкурс "Защитим птиц" и многие другие. Центр организует и проводит отборочные этапы Всероссийских и Международных конкурсов (Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников, Всероссийский Форум "Зеленая планета", Всероссийский конкурс "Подрост", юных исследователей окружающей среды, "Моя малая Родина", "Юннат" и т. д.).
Центром организуются республиканские природоохранные акции: развешивание экологических плакатов в салонах троллейбусов, посвященные экологическим датам (Международный День Земли, Всемирный День животных, Всемирный День охраны окружающей среды, Международный День птиц), "С любовью к России делами добрыми едины", "Каждой пичужке - своя кормушка" и др. Участие детей в различных экологических акциях порождает множество новых общественных отношений, способствующих личностному самоопределению и мотивации в выборе профессии. Результатом многих природоохранных акций становятся обращения школьников в защиту окружающей среды, призывы к бережному отношению и участию в восстановлении природных ресурсов через средства массовой информации.
Определенная работа проводится Центром по сохранению и восстановлению лесного фонда республики. Члены школьных лесничеств оказывает помощь территориальным лесничествам в посадке лесополос, сборе семян и выращиванию посадочного материала древесных и хвойных пород, заготовке лекарственного сырья, расчистке родников.
Развитию исследовательской, практико-ориентированной деятельности детей способствует работа на учебно-опытном участке. Обучающиеся Центра проводят фенологические наблюдения, учатся находить взаимосвязи в природе, изучают почву как среду обитания, определяют ее химический состав. Учебно-опытный участок Центра это база для практических занятий студентов Вузов и колледжей.
Обучающиеся Центра ежегодно участвуют в Международных днях наблюдений птиц и награждены благодарностями Союза охраны птиц России. Исследовательские работы воспитанников Центра становятся победителями, лауреатами и призерами Всероссийских конкурсов эколого-биологической направленности (Андронова Виктория, Зимина Екатерина). Каждый год обучающиеся Центра участвуют в Презентационной программе Международного экологического форума "Зеленая планета", где достойно представляют республику. Студия "Флора-Дизайн", под руководством педагога дополнительного образования детей Плакидкиной Н.А., своими неповторимыми моделями одежды из природного материала завоевала признание не только на Российском, но и на Международном уровне. Неоднократно обучающиеся Центра становились обладателями Грантов Президента России и Главы Республики по поддержке талантливой молодежи.
Таким образом, созданная в республике система мероприятий затрагивает практически все аспекты экологического образования и предназначена для детей разного возраста. В Центре же созданы условия для развития личностных качеств воспитанников, для формирования их активной жизненной позиции, системы ценностных экокультурных и нравственных ориентаций, обеспечивающих их социализацию.
12.4. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Атяшевская районная станция юных натуралистов"
В настоящее время МОУДОД "Атяшевская РСЮН" - это 250 воспитанников от 5 до 18 лет в 16 кружках эколого-биологической направленности и коллектив из 18 педагогов дополнительного образования детей. Директор: Галкина Людмила Германовна.
Проблема, над которой работает учреждение: "Индивидуально ориентированная помощь каждому ребенку через естественные формы деятельности (игра, общение, познание) для определения своего Я".
В апреле 2011 года в Республике Мордовия стартовала федеральная программа "Больше кислорода!", направленная на экологическое воспитание школьников и восстановление лесного покрова после лесных пожаров 2010 года.
Для выращивания саженцев и сеянцев было организовано 15 питомников на базе учебно-опытных участков общеобразовательных учреждений Атяшевского муниципального района.
Совместными усилиями педагогов и учащихся посажено более 15 тысяч саженцев и сеянцев.
Продолжается акция "Посади дерево" и во всех школьных питомниках высадили семена ясеня. Весной они дадут всходы и из них вырастут саженцы, которые мы пересадим в лес, так мы увеличим площади лесов, которые помогут очистить воздух. Семена ясеня очень мелкие, поэтому старались выполнить все агротехнические приемы при посадке.
В 2005 году стартовал проект "Живи, Земля!".
Девиз проекта: "Трудно охранять чего не любишь, невозможно охранять чего не знаешь!"
География проекта: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Атяшевская районная станция юных натуралистов", Кордон "Абрамовский" (Республика Мордовия, Атяшевский район). До ближайшего населенного пункта - с. Тарасово - 7 км, до районного центра п. Атяшево - 19 км.
Летом 2011 года вместе с воспитанниками изучали видовой состав растений на склонах в окрестностях п. Атяшево, п. птицесовхоза "Сараст". Особое внимание было уделено растению с удивительным названием Солнцецвет монетолистный. В Республике Мордовия известно единственное местонахождение - Атяшевский район. Место распространения находится в непосредственной близости от карьера, где ведется добыча мела. Растение занесено в Красную книгу Республики Мордовия.
Учащимися МОУ "Тарасовская СОШ" - школьное лесничество "Лесовичок" было посажено леса на территории 2 га, воспитанниками МОУ ДОД "Атяшевская РСЮН" - 1, 5 га и заготовлено сено для уголка живой природы и для зимней подкормки животных.
В целях пропаганды экологических знаний и природоохранной деятельности, привлечения общественности к проблемам окружающей среды и охраны природы средствами культурного и эстетического воздействия ежегодно МОУ ДОД "Атяшевская РСЮН" проводит районный смотр-конкурс экологических агитбригад "Мы за все в ответе!"
Темой 2011 года была выбрана "Утомленные мусором".
В конкурсе приняли участие 12 общеобразовательных учреждений района. Лучшими стали ученики МОУ "Поселковская СОШ N 1". Победителям и призерам были вручены дипломы и ценные подарки от частных предпринимателей Вдовиных Андрея Николаевича и Алексея Николаевича. Ими в районе организовано уникальное предприятие по сбору мусора. Их цель - очистить район от мусора и в перспективе перейти на раздельный сбор мусора.
По итогам республиканской акции "Наши зимующие птицы", работа Булутова Стаса - ученика 7 класса МОУ "Большеманадышская СОШ", руководитель Пушкарева Светлана Михайловна - педагог дополнительного образования МОУ ДОД "Атяшевская РСЮН", заняла 1 место, и он награжден Грамотой Министерства образования Республики Мордовия и ценным подарком.
19 апреля 2011 года в ГОУ СПО "Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова" проходил II Межрегиональный фестиваль декорат
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.