21 мая 2012 г.
В целях обеспечения устойчивого, эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства" на 2011 - 2015 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Е.И. Дергунова.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Волков |
Республиканская целевая программа
"Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства"
на 2011 - 2015 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия
от 29 ноября 2010 г. N 459)
21 мая 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 мая 2012 г. N 192 в паспорт настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения
Паспорт
Республиканской целевой программы "Модернизация и реформирование
жилищно-коммунального хозяйства" на 2011 - 2015 годы
Наименование программы |
Республиканская целевая программа "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства" на 2011-2015 годы (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Республики Мордовия от 25 октября 2010 г. N 579-Р
|
Государственный заказчик Программы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия
|
Разработчик Программы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия
|
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
целями Программы являются обеспечение к 2015 году собственников помещений многоквартирных и индивидуальных жилых домов коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры. Задачи: обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе в рамках реализации Республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2010-2014 годы; обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг; улучшение качества жилищного фонда. Показатели: процент площади многоквартирных домов с физическим износом от 31 до 65% в общей площади многоквартирных домов; процент площади многоквартирных домов с физическим износом более 65% в общей площади многоквартирных домов; доля многоквартирных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной, горячей воды и тепла; доля многоквартирных домов, полностью оборудованных отоплением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, электроснабжением, газоснабжением или электроснабжением на приготовление пищи; доля расходов на коммунальные услуги в доходах населения; доля семей, получающих субсидии на жилищно-коммунальные услуги; доля физических лиц - собственников в оплате стоимости работ по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту многоквартирных домов со степенью износа свыше 30 %; количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения, % к уровню 2009 года
|
Срок реализации Программы |
2011-2015 годы
|
Объем и источники финансирования Программы |
общая стоимость мероприятий в 2011-2015 годах 6975,08 млн. рублей, в том числе средства: поступившие из федерального бюджета - 2 256,06 млн. рублей; республиканского бюджета Республики Мордовия - 1 125,49 млн. рублей; местных бюджетов - 1 123,46 млн. рублей; частных инвесторов - 1 452,62 млн. рублей; собственников многоквартирных домов на осуществление их реконструкции - 1 017,45 млн. рублей. Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов разных уровней
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
стабилизация до 2015 года финансового положения предприятий жилищно-коммунального комплекса и ликвидация убыточных предприятий; стабилизация занятости и доходов работников сферы жилищно-коммунального хозяйства: увеличение количества занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2,13%; увеличение средней заработной платы работников жилищно-коммунального хозяйства до 59%; создание до 200 новых рабочих мест к 2015 году; увеличение доли благоустроенного жилищного фонда до 69,8%; снижение уровеня# износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса до 45%
|
Система организации управления и контроль за исполнением Программы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия направляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия информацию о ходе финансирования Программы, доклад об исполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств. Оценка реализации Программы производится ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах в Правительство Республики Мордовия до 1 апреля года, следующего за отчетным. |
Раздел 1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Жилищно-коммунальный комплекс Республики Мордовия является одним из самых больших секторов экономики и включает в себя около трети основных фондов. Населению и другим потребителям предприятиями жилищно-коммунального хозяйства предоставляется около 20 видов услуг.
Общая площадь жилищного фонда республики составляет 19 747 тыс. кв. м, фактически 40 % (таблица 1) жилищного фонда республики требует капитального ремонта или реконструкции.
Жилищный фонд со степнью# износа 30 %, подлежащий капитальному ремонту, составляет 8125 тыс. кв. м, аварийный жилищный фонд - 106,5 тыс. кв. метров.
По оценкам специалистов, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов потребуется более 14625 млн. рублей (при сложившейся по факту средней стоимости капитального ремонта по Республике Мордовия 1,8 тыс. руб./кв. м), на ликвидацию аварийного фонда - более 2822 млн. рублей (исходя из стоимости строительства 1 кв. м жилья в Республике Мордовия 26,5 тыс. руб./кв. м).
При этом следует отметить, что прирост объемов жилищного фонда, подлежащего капитальному ремонту, а также аварийного и непригодного для проживания жилья происходит более быстрыми темпами, чем объемы проведения капитального ремонта и строительства жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Учитывая то, что государство до недавнего времени являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило его должной эксплуатации, оно должно взять на себя ответственность за улучшение жилищных условий граждан. Это, безусловно, оправдано и с социальной точки зрения, поскольку основная масса граждан в настоящее время не в состоянии самостоятельно приобрести жилье надлежащего качества или осуществить его капитальный ремонт. Возможности республиканского бюджета Республики Мордовия также не позволяют решить данную проблему в полном объеме.
Качество жилищного фонда, его состояние и технические показатели, особенно в сфере энергоэффективности, существенно отстают от аналогов в развитых зарубежных странах. Жилищный фонд, испытывавший недостаток инвестиций в модернизацию и проведение капитального ремонта, а также финансирования текущего ремонта, находится в худшем состоянии.
Таблица 1
Характеристика
жилищного фонда по проценту износа по Республике Мордовия
Наименование муниципальных образований |
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м |
В том числе общая площадь по проценту износа |
||
от 0 до 30 % |
от 31 до 65 % |
от 66 % и свыше |
||
Ардатовский муниципальный район |
688,7 |
499,0 |
167,6 |
22,1 |
Атюрьевский муниципальный район |
305,4 |
249,4 |
45,2 |
10,8 |
Атяшевский муниципальный район |
599,3 |
328,5 |
268,0 |
2,8 |
Большеберезниковский муниципальный район |
422,4 |
306,0 |
109,8 |
6,6 |
Большеигнатовский муниципальный район |
212,0 |
133,0 |
74,2 |
4,8 |
Дубенский муниципальный район |
467,3 |
156,3 |
301,7 |
9,3 |
Ельниковский муниципальный район |
331,1 |
204,0 |
124,6 |
2,5 |
Зубово-Полянский муниципальный район |
1202,2 |
409,6 |
735,1 |
57,5 |
Инсарский муниципальный район |
350,8 |
167,7 |
177,0 |
6,1 |
Ичалковский муниципальный район |
542,6 |
303,4 |
231,4 |
7,8 |
Кадошкинский муниципальный район |
199,0 |
92,0 |
105,2 |
1,8 |
Ковылкинский муниципальный район |
1015,7 |
532,6 |
468,9 |
14,2 |
Кочкуровский муниципальный район |
323,0 |
164,4 |
153,8 |
4,8 |
Краснослободский муниципальный район |
733,6 |
456,8 |
260,1 |
16,7 |
Лямбирский муниципальный район |
786,0 |
467,4 |
316,9 |
1,7 |
Ромодановский муниципальный район |
538,8 |
270,9 |
264,8 |
3,1 |
Рузаевский муниципальный район |
1567,7 |
923,8 |
615,7 |
28,2 |
Старошайговский муниципальный район |
393,1 |
181,7 |
206,0 |
5,4 |
Темниковский муниципальный район |
547,3 |
200,3 |
337,7 |
9,3 |
Теньгушевский муниципальный район |
298,4 |
21,5 |
272,7 |
4,2 |
Торбеевский муниципальный район |
569,1 |
195,6 |
369,9 |
3,6 |
Чамзинский муниципальный район |
813,5 |
364,2 |
434,3 |
15,0 |
Городской округ Саранск |
6840,5 |
4887,5 |
1853,9 |
99,1 |
Республика Мордовия |
19747,5 |
11515,6 |
7894,5 |
337,4 |
Достигнутые объемы работ по капитальному ремонту жилищного фонда лишь в минимальной степени обеспечены взносами собственников жилых помещений. Полностью отсутствуют кредитные схемы финансирования капитального ремонта, практика осуществления сторонними инвесторами ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах, применения энергосервисных контрактов. Фактически проведение комплексного капитального ремонта многоквартирных жилых домов осуществляется в основном за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств консолидированного бюджета Республики Мордовия, а также за счет обязательных взносов собственников жилья на проведение капитального ремонта.
Из вышеизложенного следует, что проведение капитального ремонта жилищного фонда со степенью износа от 31 до 70 % происходит малоэффективно и может стать "вечной" проблемой, так как объемы такого жилья постоянно растут.
Коммунальный комплекс включает в себя 775,7 км тепловых, 2987,2 км водопроводных, 812,3 км канализационных, 3979,9 км электрических сетей, 125 отопительных котельных, водозаборы, очистные сооружения канализации и другие объекты, предназначенные для производства и поставки коммунальных услуг потребителям. Техническое состояние инженерной инфраструктуры представлено в таблицах 2-4.
Таблица 2
Характеристика
технического состояния тепловых сетей по Республике Мордовия
Наименование муниципальных образований |
Протяженность тепловых сетей |
||
всего, км |
из них нуждающихся в замене |
||
всего |
в % |
||
Ардатовский муниципальный район |
18,7 |
9,6 |
51,3 |
Атюрьевский муниципальный район |
8,5 |
0,3 |
3,5 |
Атяшевский муниципальный район |
9,9 |
0,6 |
6,1 |
Большеберезниковский муниципальный район |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Большеигнатовский муниципальный район |
4,7 |
1,4 |
29,8 |
Дубенский муниципальный район |
1,9 |
0,0 |
0,0 |
Ельниковский муниципальный район |
4,5 |
0,0 |
0,0 |
Зубово-Полянский муниципальный район |
97,3 |
21,6 |
22,2 |
Инсарский муниципальный район |
16,2 |
2,5 |
15,4 |
Ичалковский муниципальный район |
6,6 |
0,5 |
7,6 |
Кадошкинский муниципальный район |
9,2 |
5,0 |
54,4 |
Ковылкинский муниципальный район |
44,4 |
4,0 |
9,0 |
Кочкуровский муниципальный район |
5,1 |
1,2 |
23,5 |
Краснослободский муниципальный район |
11,1 |
1,3 |
11,7 |
Лямбирский муниципальный район |
59,6 |
8,8 |
14,8 |
Ромодановский муниципальный район |
6,9 |
0,4 |
5,8 |
Рузаевский муниципальный район |
70,1 |
33,0 |
47,1 |
Старошайговский муниципальный район |
4,5 |
0,0 |
0,0 |
Темниковский муниципальный район |
21,4 |
3,2 |
15,0 |
Теньгушевский муниципальный район |
1,0 |
|
|
Торбеевский муниципальный район |
22,7 |
6,3 |
27,8 |
Чамзинский муниципальный район |
60,4 |
4,8 |
8,0 |
Городской округ Саранск |
291,0 |
18,0 |
6,2 |
Республика Мордовия |
775,7 |
122,5 |
15,8 |
Таблица 3
Характеристика
технического состояния водопроводных сетей в Республике Мордовия
Наименование муниципальных образований |
Протяженность водопроводных сетей |
В т.ч. одиночное протяжение уличной водопроводной сети |
||||
всего, км |
из них нуждающихся в замене |
всего, км |
из них нуждающихся в замене |
|||
всего |
в % |
всего |
в % |
|||
Ардатовский муниципальный район |
23,4 |
10,4 |
44,4 |
17,4 |
8,3 |
47,7 |
Атюрьевский муниципальный район |
85,4 |
14,0 |
16,4 |
71,8 |
8,0 |
11,1 |
Атяшевский муниципальный район |
26,9 |
1,2 |
4,5 |
16,8 |
0,5 |
3,0 |
Большеберезниковский муниципальный район |
23,0 |
6,8 |
29,6 |
16,0 |
4,5 |
28,1 |
Большеигнатовский муниципальный район |
3,7 |
|
|
2,5 |
|
|
Дубенский муниципальный район |
27,2 |
3,0 |
11,0 |
25,5 |
2,5 |
9,8 |
Ельниковский муниципальный район |
95,5 |
24,8 |
26,0 |
80,9 |
21,8 |
26,9 |
Зубово-Полянский муниципальный район |
333,4 |
183,7 |
55,1 |
302,5 |
169,5 |
56,0 |
Инсарский муниципальный район |
88,5 |
47,3 |
53,4 |
66,9 |
30,4 |
45,4 |
Ичалковский муниципальный район |
113,8 |
23,0 |
20,2 |
88,5 |
16,5 |
18,6 |
Кадошкинский муниципальный район |
61,0 |
31,8 |
52,1 |
47,4 |
31,8 |
67,1 |
Ковылкинский муниципальный район |
315,1 |
50,6 |
16,1 |
265,8 |
48,6 |
18,3 |
Кочкуровский муниципальный район |
39,7 |
11,8 |
29,7 |
33,7 |
9,8 |
29,1 |
Краснослободский муниципальный район |
196,8 |
115,7 |
58,8 |
175,3 |
100,7 |
57,4 |
Лямбирский муниципальный район |
117,0 |
32,0 |
27,4 |
41,1 |
11,8 |
28,7 |
Ромодановский муниципальный район |
58,6 |
46,8 |
79,9 |
47,4 |
41,8 |
88,2 |
Рузаевский муниципальный район |
255,3 |
106,5 |
41,7 |
165,5 |
66,3 |
40,1 |
Старошайговский муниципальный район |
90,3 |
25,5 |
28,2 |
75,0 |
20,0 |
26,7 |
Темниковский муниципальный район |
168,0 |
104,5 |
62,2 |
157,8 |
98,6 |
62,5 |
Теньгушевский муниципальный район |
201,2 |
85,8 |
42,6 |
133,8 |
74,9 |
56,0 |
Торбеевский муниципальный район |
79,4 |
46,5 |
58,6 |
59,2 |
34,0 |
57,4 |
Чамзинский муниципальный район |
101,0 |
71,2 |
70,5 |
89,0 |
59,2 |
66,5 |
Городской округ Саранск |
483,0 |
322,7 |
66,8 |
185,5 |
86,2 |
46,5 |
Республика Мордовия |
2987,2 |
1365,6 |
45,7 |
2165,3 |
945,7 |
43,7 |
Таблица 4
Характеристика
технического состояния канализационных сетей в Республике Мордовия
Наименование муниципальных образований |
Протяженность канализационных сетей |
В т.ч. одиночное протяжение уличной канализационной сети |
||||
всего, км |
из них нуждающихся в замене |
всего, км |
из них нуждающихся в замене |
|||
всего |
в % |
всего |
в % |
|||
Ардатовский муниципальный район |
12,9 |
5,3 |
41,1 |
6,2 |
1,7 |
27,4 |
Атюрьевский муниципальный район |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Атяшевский муниципальный район |
7,7 |
0,1 |
1,3 |
5,4 |
0,1 |
1,9 |
Большеберезниковский муниципальный район |
14,0 |
4,3 |
30,7 |
7,5 |
1,8 |
24,0 |
Большеигнатовский муниципальный район |
4,6 |
0,0 |
0,0 |
3,5 |
0,0 |
0,0 |
Дубенский муниципальный район |
4,2 |
1,7 |
40,5 |
2,2 |
0,8 |
36,4 |
Ельниковский муниципальный район |
4,3 |
1,0 |
23,3 |
3,5 |
1,0 |
28,6 |
Зубово-Полянский муниципальный район |
71,2 |
44,5 |
62,5 |
69,0 |
43,5 |
63,0 |
Инсарский муниципальный район |
14,9 |
6,9 |
46,3 |
6,4 |
3,4 |
53,1 |
Ичалковский муниципальный район |
1,6 |
1,1 |
68,8 |
0,6 |
0,5 |
83,3 |
Кадошкинский муниципальный район |
6,8 |
4,0 |
58,8 |
2,0 |
0,0 |
0,0 |
Ковылкинский муниципальный район |
27,5 |
5,8 |
21,1 |
13,6 |
3,1 |
22,8 |
Кочкуровский муниципальный район |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Краснослободский муниципальный район |
14,0 |
6,3 |
45,0 |
6,3 |
2,5 |
39,7 |
Лямбирский муниципальный район |
54,7 |
14,1 |
25,8 |
24,1 |
7,5 |
31,1 |
Ромодановский муниципальный район |
5,1 |
2,0 |
39,2 |
2,1 |
1,5 |
71,4 |
Рузаевский муниципальный район |
93,2 |
59,6 |
63,9 |
52,1 |
36,2 |
69,5 |
Старошайговский муниципальный район |
9,1 |
0,8 |
8,8 |
6,0 |
0,5 |
8,3 |
Темниковский муниципальный район |
21,2 |
6,6 |
31,1 |
9,4 |
3,0 |
31,9 |
Теньгушевский муниципальный район |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Торбеевский муниципальный район |
17,6 |
0,7 |
4,0 |
7,7 |
0,3 |
3,9 |
Чамзинский муниципальный район |
54,0 |
2,0 |
3,7 |
39,7 |
2,0 |
5,0 |
Городской округ Саранск |
373,7 |
258,8 |
69,3 |
181,7 |
124,9 |
68,7 |
Республика Мордовия |
812,3 |
425,6 |
52,4 |
449,0 |
234,3 |
52,2 |
Состояние жилищного фонда, инженерных систем и сооружений, оборудования, машин и механизмов, используемых в процессе производства и поставки жилищно-коммунальных услуг, технологическая отсталость отрасли связаны, в первую очередь, с недостаточным финансированием и проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальные финансовые потребности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства в обновлении и развитии основных фондов. Одной из проблем тарифного регулирования является ограничение роста платежей предельными индексами в размере не выше 15 %. Данное ограничение не позволяет развиваться организациям коммунального комплекса.
Планово-предупредительный ремонт инженерных систем и сооружений практически был подменен аварийно-восстановительными работами, а комплексный капитальный ремонт жилищного фонда - проведением выборочного капитального ремонта. Отрицательно сказалась на техническом состоянии основных фондов отрасли передача в муниципальную собственность ведомственных объектов коммунальной инфраструктуры и ведомственного жилищного фонда, состояние которых требовало принятия экстренных мер по ремонту, реконструкции или новому строительству.
В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
В республике отсутствует системный подход к решению вопросов, касающихся проектирования и строительства объектов утилизации и захоронения твердо-бытовых отходов, что негативно отражается на экологической безопасности региона.
В последние годы в республике наметилась тенденция к переходу на индивидуальное поквартирное отопление, однако в ряде случаев перевод осуществляется без расчета экономической целесообразности.
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни граждан и повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках Программы. Такое решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии и модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках реализации Программы предусматривается выполнить мероприятия по модернизации и реконструкции системы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, объектов захоронения и утилизации твердых бытовых отходов, капитальному ремонту многоквартирных домов.
Использование комплексного подхода к решению этих задач имеет огромное значение для повышения качества жизни и требует программных решений на государственном уровне.
Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Республики Мордовия необходимо добиться:
снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;
обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности;
достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы;
снижения загрязнения окружающей среды путем системного подхода к решению проблемы.
Решение задач предусматривает несколько направлений.
Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. На сегодняшний день 81,1 процента жилья находится в частной собственности, что способствует более ответственному отношению к управлению жилищным фондом. Форму управления жилищным фондом уже выбрали собственники более чем 14,8 тыс. многоквартирных домов. Созданы и заработали необходимая рыночная инфраструктура и институты функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в частности Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Вторым направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства. Доля имущества, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства по итогам 2009 года в целом по Республике Мордовия составила 55,17 процента.
Третьим направлением является развитие системы ресурсо- и энергосбережения. Контроль за объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета. По итогам 2009 года было отпущено потребителям в соответствии с показателями приборов учета 100 % электрической энергии, 91,1 % газа, 38,2 % холодной и горячей воды.
Программа соответствует положениям Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть следующие риски:
недостаточное ресурсное обеспечение программных мероприятий;
недостатки в реализации исполнителями программных мероприятий;
недостатки во взаимодействии государственного заказчика Программы и исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия;
изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы;
резкое изменение экологических параметров, влияющих на жилищно-коммунальный комплекс.
Риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы и недостатками в реализации исполнителями мероприятий Программы, могут привести к созданию в рамках Программы не завершенных строительством объектов, невыполнению поставленных ею целей.
Риски, связанные с недостатками в координации действий исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления, могут привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации мероприятий Программы, их дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Недостаточный мониторинг хода реализации Программы может повлиять на объективность принятия решений при выполнении программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Изменения в отраслевом и региональном законодательстве могут повлечь значительные изменения в структуре и содержании Программы, принципах ее ресурсного обеспечения и механизмах реализации.
Раздел 2. Основные цели и задачи Программы,
этапы ее реализации, целевые индикаторы
Целями Программы являются обеспечение к 2015 году собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.
Для реализации целей Программы к 2015 году предполагается решение следующих задач:
обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе в рамках реализации Республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2010 - 2014 годы;
обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации мероприятий в двух направлениях - в жилищном хозяйстве и коммунальной инфраструктуре. При этом решение задачи по масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры возможно при реализации мероприятий, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры, решение задачи по обеспечению к 2015 году собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества - при выполнении мероприятий, направленных на модернизацию жилищного фонда. Задача по обеспечению доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг решается при выполнении всех мероприятий Программы.
Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации Программы по годам ее реализации, приведены в таблице 5.
Таблица 5
Целевые индикаторы и показатели Программы
Целевые индикатеры# и показатели |
2009 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1. Процент площади многоквартирных домов с физическим износом от 31 до 65% в общей площади многоквартирных домов, % |
40,2 |
40,1 |
39,8 |
38,4 |
36,8 |
35,1 |
2. Процент площади многоквартирных домов с физическим износом более 65% в общей площади многоквартирных домов, % |
0,56 |
0,54 |
0,52 |
0,48 |
0,4 |
0,36 |
3. Доля многоквартирных домов, полностью оборудованных отоплением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, электроснабжением, газоснабжением или электроснабжением на приготовление пищи, % |
72,7 |
73,4 |
76,6 |
79,1 |
83,6 |
89,2 |
4. Доля расходов на коммунальные услуги в доходах населения, % |
7,0 |
9,1 |
10,5 |
10,9 |
11,3 |
11,8 |
5. Доля семей, получающих субсидии на жилищно-коммунальные услуги, % |
5,8 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6. Доля физических лиц - собственников в оплате стоимости работ по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту многоквартирных домов со степенью износа свыше 30 %, % |
5,0 |
5,0 |
15,0 |
20,0 |
30,0 |
40,0 |
7. Количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения, % к уровню 2009 года |
100,0 |
100,0 |
95,0 |
90,0 |
85,0 |
80,0 |
Программные мероприятия намечается реализовать в период с 2011 по 2015 год в 2 этапа.
На первом этапе (2011 год) предусматривается разработка нормативной базы для реализации Программы и запуск нескольких пилотных проектов по:
разработке программ комплексного развития;
разработке единых муниципальных баз информационных ресурсов;
переходу к установлению долгосрочных тарифов и заключению концессионных соглашений;
отработке механизмов кредитования развития муниципальных образований;
проработке механизмов узаконивания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.
На втором этапе (2012-2015 годы) на основании накопленного на первом этапе опыта уточняются механизмы реализации Программы и начинается их широкомасштабное применение.
Раздел 3. Перечень программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами реализация Программы включает в себя работу по трем направлениям:
организационные мероприятия;
технические мероприятия;
экономические мероприятия.
Организационные мероприятия:
определение схемы организации модернизации коммунальной инфраструктуры в зависимости от градации населенных пунктов Республики Мордовия по отношению к существующим схемам систем инженерных коммуникаций;
разработка единых муниципальных баз информационных ресурсов;
разработка мероприятий по переходу к установлению долгосрочных тарифов и заключению концессионных соглашений;
разработка комплекса необходимых мероприятий модернизации коммунальной инфраструктуры на территории республики;
разработка программ комплексного развития для муниципальных районов, просветительских мероприятий, комплектов проектной документации;
оформление прав муниципальной и государственной собственности Республики Мордовия на объекты коммунального комплекса (регистрация права собственности в установленном порядке на объекты коммунального комплекса, включая проведение дорогостоящих работ по изготовлению технической и кадастровой документации на каждый объект);
оформление бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность;
формирование системы требований к комплексному капитальному ремонту многоквартирных жилых домов;
формирование системы кредитования капитального ремонта многоквартирных жилых домов, в том числе создание приемлемых условий для привлечения объединениями собственников помещений долгосрочных кредитных и инвестиционных ресурсов для финансирования проектов комплексного капитального ремонта многоквартирных домов;
введение механизма государственной поддержки кредитования объединений собственников помещений в многоквартирных домах для осуществления перехода от прямой государственной поддержки органов местного самоуправления на проведение капитальных ремонтов к обеспечению объединениям собственников помещений доступа к долгосрочным кредитным и инвестиционным ресурсам с приемлемой стоимостью в целях проведения комплексного капитального ремонта и модернизации жилищного фонда;
формирование эффективной системы государственной поддержки граждан с низким уровнем доходов и собственников жилых помещений в домах с высоким уровнем износа при оплате возникающих у них обязательств по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
В перечень планируемых технических мероприятий Программы включено:
строительство траспортабельных# котельных;
строительство тепловых сетей;
строительство энергокомплекса на базе газопоршневых установок для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
строительство линий электропередач с напряжением 0,4-10 кВ, трансформаторных подстанций до 630 кВА;
строительство артезианских скважин, водонапорных башен, установка водоочистного оборудования, новых водопроводных сетей;
строительство малогабаритных очистных сооружений канализации, новых канализационных коллекторов в муниципальных районах Республики Мордовия;
строительство полигонов твердых бытовых отходов, реконструкция существующих;
проведение капитального ремонта многоквартирных домов с применением новейших технологий и энергоэффективных технических решений.
При модернизации коммунальной инфраструктуры будут использованы следующие технологические решения:
традиционные решения;
инновационные решения с использованием современных технологий.
Экономические мероприятия включают в себя совершенствование нормативно-правовой базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере имущественных отношений, и преобразования в сфере тарифного регулирования организаций коммунального комплекса. Основным из таких преобразований является переход к применению метода индексации установленных тарифов на энергоносители.
Предельные индексы предполагают установление в среднем по Республике Мордовия и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженных в процентах индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Перечень программных мероприятий и объемы их финансирования приведены в приложении 1.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 мая 2012 г. N 192 в раздел 4 настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы осуществляется с 2011 года за счет средств федерального бюджета, республиканского и местных бюджетов, частных инвесторов и собственников жилья в многоквартирных домах. Прогнозируемый объем финансирования Программы на 2011 - 2015 годы составит 6975,08 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
средства, поступившие из федерального бюджета - 2 256,06 млн. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 1 125,49 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 1 123,46 млн. рублей;
средства частных инвесторов - 1 452,62 млн. рублей;
средства собственников жилья в многоквартирных домах на капитальный ремонт - 1 017,45 млн. рублей.
Объемы финансирования по годам и мероприятиям приведены в приложении 2.
Основным направлением финансирования Программы является предоставление бюджетных субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства и субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию в сфере коммунального хозяйства инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) котельных или модернизации теплотехнического оборудования.
Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджетов на соответствующий год и плановый период.
Организационные мероприятия в рамках Программы предполагают обеспечение эффективного использования имеющихся бюджетных финансовых ресурсов, а также привлечение средств собственников, займов и частных инвестиций. Основная часть программных мероприятий должна быть реализована на республиканском и муниципальном уровнях при методическом и техническом содействии на федеральном уровне.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 мая 2012 г. N 192 в раздел 5 настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком и разработчиком Программы является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
Текущее управление Программой осуществляет государственный заказчик - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, который выполняет следующие функции:
осуществляет координацию деятельности по реализации Программы в целом;
проводит мониторинг реализации мероприятий Программы, оценку их достигнутой эффективности;
обеспечивает ежеквартальную подготовку отчетов о ходе реализации Программы;
совместно с Министерством финансов Республики Мордовия и Министерством экономики Республики Мордовия с учетом хода выполнения мероприятий Программы, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия определяет государственную поддержку Программы по объемам централизованных капитальных вложений, прочим текущим расходам и вносит в Правительство Республики Мордовия предложения о финансировании Программы на очередной год;
организует размещение в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов в сфере управления реализацией Программы, информации о ходе реализации Программы.
Ответственным за формирование, реализацию и исполнение основных мероприятий Программы является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
Предложенная форма организации управления и контроля за ходом выполнения Программы соответствует особенностям реализации ее мероприятий. Содержание системы управления и контроля, осуществляемого государственными заказчиками, способно обеспечить своевременную и полную реализацию мероприятий и проектов Программы.
Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы производится на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений модернизации коммунальной инфраструктуры за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач.
Качественное улучшение состояния коммунальной инфраструктуры, а также энергетической эффективности и благоустройства многоквартирных домов позволит обеспечивать собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах комфортные условия проживания и предоставлять им коммунальные услуги по доступным ценам.
Масштабная модернизация систем коммунальной инфраструктуры, их техническое перевооружение на основе использования энергоэффективных и экологически чистых технологий приведет к повышению надежности и эффективности производства и поставки коммунальных ресурсов.
Эффективность расходования бюджетных средств будет определяться исходя из соответствия реализуемых в рамках Программы проектов целям и задачам Программы на основе количественных и качественных индикаторов.
Критериями эффективности расходования бюджетных средств должны служить:
повышение рыночной стоимости жилья за счет повышения его благоустройства и эффективности использования коммунальных ресурсов;
ликвидация просроченной задолженности по уплате налогов и сборов предприятий коммунального комплекса перед республиканским и местным бюджетами.
Поддержка государством проектов по капитальному ремонту многоквартирных домов позволит создать устойчивую систему кредитования таких проектов и привлечь средства собственников жилья и заемные средства.
Поддержка государством инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры обеспечит формирование устойчивой системы привлечения средств частных инвесторов и кредитных ресурсов для реализации таких проектов.
Успешная реализация Программы позволит:
стабилизировать до 2015 года финансовое положение предприятий жилищно-коммунального комплекса и полностью ликвидировать убыточные предприятия;
стабилизировать занятость и доходы работников сферы жилищно-коммунального хозяйства:
увеличить количество занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2,13 %;
увеличить среднюю заработную плату работников жилищно-коммунального хозяйства до 59 %.
создать к 2015 году до 200 новых рабочих мест;
увеличить долю благоустроенного жилищного фонда до 69,8 %;
снизить уровень износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса до 45 %.
Раздел 7. Условия предоставления субсидий местным бюджетам
на развитие и модернизацию коммунальной инфраструктуры
на территории Республики Мордовия
Целью предоставления субсидий является обеспечение реализации мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств поселений и городского округа Саранск по реализации утвержденных на соответствующий год муниципальных программ "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства", включающих в себя мероприятия по развитию и модернизации коммунальной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 мая 2012 г. N 192 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к Республиканской целевой программе
"Модернизация и реформирование
жилищно-коммунального хозяйства"
на 2011 - 2015 годы
Объем
финансирования мероприятий Республиканской целевой программы
"Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства"
на 2011 - 2015 годы
21 мая 2012 г.
Приложение 2
к Республиканской целевой программе
"Модернизация и реформирование
жилищно- коммунального хозяйства"
на 2011 - 2015 годы
Предельные (прогнозные) объемы финансирования
Республиканской целевой программы "Модернизация и реформирование
жилищно-коммунального хозяйства" на 2011 - 2015 годы по основным
направлениям и источникам финансирования
N п/п |
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Всего |
1600,20 |
1534,70 |
1430,04 |
1236,08 |
1174,06 |
6975,08 |
2 |
Средства, поступившие из федерального бюджета |
603,38 |
541,39 |
466,63 |
355,39 |
289,27 |
2256,06 |
3 |
Средства республиканского бюджета Республики Мордовия |
302,68 |
271,46 |
231,33 |
176,32 |
143,70 |
1125,49 |
4 |
Средства местных бюджетов |
301,71 |
270,41 |
231,33 |
176,32 |
143,70 |
1123,46 |
5 |
Средства частных инвесторов |
343,69 |
292,91 |
302,93 |
260,68 |
252,41 |
1452,62 |
6 |
Средства собственников жилых помещений многоквартирных домов на капитальный ремонт |
48,74 |
158,53 |
197,82 |
267,38 |
344,98 |
1017,45 |
7 |
В том числе на модернизацию и реконструкцию системы теплоснабжения, всего: |
193,13 |
97,04 |
95,11 |
91,57 |
93,71 |
570,57 |
8 |
Средства, поступившие из федерального бюджета |
43,65 |
18,73 |
15,31 |
11,54 |
9,18 |
98,41 |
9 |
Средства республиканского бюджета Республики Мордовия |
21,82 |
9,41 |
7,23 |
5,40 |
4,31 |
48,18 |
10 |
Средства местных бюджетов |
21,82 |
9,41 |
7,23 |
5,40 |
4,31 |
48,18 |
11 |
Средства частных инвесторов |
105,84 |
59,49 |
65,34 |
69,23 |
75,91 |
375,81 |
12 |
В том числе на модернизацию и реконструкцию системы электроснабжения, всего: |
69,02 |
58,99 |
58,37 |
55,72 |
45,83 |
287,92 |
13 |
Средства, поступившие из федерального бюджета |
15,60 |
11,39 |
9,40 |
7,02 |
4,49 |
47,89 |
14 |
Средства республиканского бюджета Республики Мордовия |
7,80 |
5,72 |
4,44 |
3,29 |
2,11 |
23,35 |
15 |
Средства местных бюджетов |
7,80 |
5,72 |
4,44 |
3,29 |
2,11 |
23,35 |
16 |
Средства частных инвесторов |
37,82 |
36,16 |
40,10 |
42,12 |
37,12 |
193,33 |
17 |
В том числе на модернизацию и реконструкцию системы водоснабжения, всего: |
12,71 |
12,76 |
51,78 |
45,48 |
35,39 |
158,12 |
18 |
Средства, поступившие из федерального бюджета |
2,87 |
2,46 |
8,34 |
5,73 |
3,47 |
22,87 |
19 |
Средства республиканского бюджета Республики Мордовия |
1,44 |
1,24 |
3,94 |
2,68 |
1,63 |
10,92 |
20 |
Средства местных бюджетов |
1,44 |
1,24 |
3,94 |
2,68 |
1,63 |
10,92 |
21 |
Средства частных инвесторов |
6,96 |
7,82 |
35,57 |
34,39 |
28,67 |
113,41 |
22 |
В том числе на модернизацию и реконструкцию системы водоотведения, всего: |
12,96 |
16,52 |
5,86 |
11,26 |
10,06 |
56,66 |
23 |
Средства, поступившие из федерального бюджета |
2,93 |
3,19 |
0,94 |
1,42 |
0,99 |
9,47 |
24 |
Средства республиканского бюджета Республики Мордовия |
1,46 |
1,60 |
0,45 |
0,66 |
0,46 |
4,64 |
25 |
Средства местных бюджетов |
1,46 |
1,60 |
0,45 |
0,66 |
0,46 |
4,64 |
26 |
Средства частных инвесторов |
7,10 |
10,13 |
4,03 |
8,51 |
8,15 |
37,92 |
27 |
В том числе на капитальный ремонт многоквартирных домов, всего: |
974,88 |
1056,87 |
989,10 |
891,26 |
862,44 |
4774,54 |
28 |
Средства, поступившие из федерального бюджета |
463,07 |
449,17 |
395,64 |
311,94 |
258,73 |
1878,55 |
29 |
Средства республиканского бюджета Республики Мордовия |
232,02 |
225,11 |
197,82 |
155,97 |
129,37 |
940,29 |
30 |
Средства местных бюджетов |
231,05 |
224,06 |
197,82 |
155,97 |
129,37 |
938,26 |
31 |
Средства собственников жилых помещений многоквартирных домов на капитальный ремонт |
48,74 |
158,53 |
197,82 |
267,38 |
344,98 |
1017,45 |
32 |
В том числе на модернизацию и реконструкцию объектов захоронения и утилизации, всего: |
337,51 |
292,52 |
229,82 |
140,78 |
126,62 |
1127,25 |
33 |
Средства, поступившие из федерального бюджета |
75,26 |
56,46 |
37,00 |
17,74 |
12,41 |
198,87 |
34 |
Средства республиканского бюджета Республики Мордовия |
38,14 |
28,37 |
17,47 |
8,31 |
5,82 |
98,11 |
35 |
Средства местных бюджетов |
38,14 |
28,37 |
17,47 |
8,31 |
5,82 |
98,11 |
36 |
Средства частных инвесторов |
185,97 |
179,31 |
157,89 |
106,43 |
102,56 |
732,16 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 г. N 459 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства" на 2011 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Известия Мордовии" от 30 ноября 2010 г. N 179-56
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Мордовия от 4 декабря 2015 г. N 677
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 12 октября 2015 г. N 582
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 26 марта 2015 г. N 160
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 2 февраля 2015 г. N 41
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 17 декабря 2014 г. N 620
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 20 октября 2014 г. N 519
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 26 мая 2014 г. N 247
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 7 апреля 2014 г. N 132
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 февраля 2014 г. N 53
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. N 568
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 5 августа 2013 г. N 317
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 508
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 30 июля 2012 г. N 293
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 мая 2012 г. N 192
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления