Решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 марта 2016 г. по делу N А49-14380/2015
город Пенза |
|
24 марта 2016 г. |
Дело N А49-14380/2015 |
.
Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 марта 2016 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Е.А. Стрелковой
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи А.В. Замятиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис+" (ОГРН 1155802000100, ИНН 5802004739)
к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072),
третьи лица: общество с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" (ОГРН 1095802000920, ИНН 5802008155), общество с дополнительной ответственностью "Каменские водопроводные сети" (ОГРН 1095802000910),
об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Селюжицкой Н.А. - представителя (доверенность от 05.11.2015 г.),
от ответчика - до перерыва Теряевской О.В. - главного специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в области долевого строительства (доверенность от 15.01.2016 г. N 1-15-65), после перерыва Киндаева А.А. - заместителя начальника Управления (доверенность от 11.01.2016 г. N 1-15-02/1), Наумчук О.Н. - главного специалиста-эксперта (доверенность от 21.03.2016 г. N 1-15-400),
от ОДО "Сети водоотведения города Каменки" - Севостьяновой Н.А. - юрисконсульта (доверенность от 23.03.2015 г. N 6),
от ОДО "Каменские водопроводные сети" - не явились, извещены,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис+" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Управление, ответчик) от 29 октября 2015 г. N ПР-264.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на пункт 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015 г. "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В отношении пунктов 1-4 оспариваемого предписания Общество указывает, что у него отсутствует обязанность по заключению договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, поскольку у указанных организаций действуют прямые договоры с собственниками помещений многоквартирных домов г. Каменки Пензенской области. До момента расторжения прямых договоров требование Управления о заключении Обществом договоров с ресурсоснабжающими организациями противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. В отношении пункта 5 оспариваемого предписания заявитель ссылается на протокол N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 23 по ул. Чернышевского г. Каменки от 22.04.2015 г., которым утверждён проект договора управления многоквартирным домом и размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. В перечень работ на включены работы по уборке подъездов, поскольку эти работы собственники решили выполнять своими силами. Стоимость этих работ не включена в размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Протокол общего собрания собственников в установленном порядке не оспорен. Следовательно, в действиях Общества не содержится каких-либо нарушений.
Ответчик представил отзыв по делу, в котором возражает против требований заявителя, ссылаясь на нарушение заявителем положений части 7 статьи 156, статьи 161 ЖК РФ, пункта 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, пункта 27 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 (далее - Правила N 124). По мнению Управления, обязанность Общества как управляющей компании заключить договоры о приобретении коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями предусмотрена нормами действующего законодательства. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 23 по ул. Чернышевского в г. Каменке не принималось решения о сохранении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с пунктом 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ. Применительно к пункту 5 оспариваемого предписания Управление полагает, что решение об исключении из состава услуг, предоставляемых управляющей организацией, услуг по уборке мест общего пользования, оформленное протоколом от 22.04.2015 г., противоречит закону, а поэтому является недействительным (т. I л.д. 85-86).
Определением суда от 18 февраля 2016 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" и общество с дополнительной ответственностью "Каменские водопроводные сети".
ОДО "Сети водоотведения города Каменки" представило отзыв по делу, в котором возражает против требований заявителя в части пунктов 1-4 оспариваемого предписания, полагая, что у заявителя имеется обязанность по заключению договоров на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями (т. II л.д. 55-60).
ОДО "Каменские водопроводные сети" отзыв по делу не представило, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило. О дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением о вручении заказной корреспонденции (т. II л.д. 51).
Присутствующие в судебном заседании представители сторон и ОДО "Сети водоотведения города Каменки" не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя ОДО "Каменские водопроводные сети".
На основании части 3 статьи 154, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ОДО "Каменские водопроводные сети" по имеющимся материалам.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве по делу.
Представитель ОДО "Сети водоотведения города Каменки" возражала против удовлетворения заявленных требований в части пунктов 1-4 оспариваемого предписания. В отношении пункта 5 оспариваемого предписания оставила разрешение спора на усмотрение суда.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 22.03.2016 г. Лица, участвующие в деле проинформированы о перерыве под роспись в судебном заседании, а также публично путём размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (т. II л.д. 97-99). После перерыва в судебное заседание явились представители заявителя, ответчика и третьего лица ОДО "Сети водоотведения города Каменки", судебное заседание было продолжено.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис+" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 12.03.2015 г. за основным государственным регистрационным номером 1155802000100.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 23 по ул. Чернышевского в г. Каменка, проведённого в форме заочного голосования, от 22.04.2015 г. Общество выбрано управляющей организацией указанного многоквартирного дома с 01.05.2015 г., представителю собственников поручено заключить договор управления с Обществом, установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 9 руб. 50 коп. за 1 кв.м. общей площади помещений многоквартирного дома в месяц, утверждён перечень работ на 2015 год с 01.05.2015 г., что отражено в протоколе общего собрания от 22.04.2015 г. (т. I л.д. 11-13).
24.09.2015 г. в Управление из прокуратуры Пензенской области поступило заявление гр. Горбачёвой М.Е., проживающей по адресу: г. Каменка, ул. Чернышевского, 23-27, с жалобой на действия Общества при управлении многоквартирным жилым домом (т. I л.д. 109-113).
В целях проверки фактов, изложенных в заявлении гр. Горбачёвой М.Е., приказом руководителя Управления N ПУ-1083 от 01.10.2015 г. назначено проведение внеплановой документарной проверки Общества (т. I л.д. 107). На основании данного приказа должностным лицом Управления проведена проверка, по результатам которой составлен акт N 950 от 29.10.2015 г., в котором отражены следующие нарушения:
- протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 23 по ул. Чернышевского в г. Каменка Пензенской области от 22.04.2015 г. было принято решение об утверждении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 9 руб. 50 коп. за 1 кв.м. Кроме того, согласно вышеуказанному протоколу было принято решение об исключении платы за уборку мест общего пользования;
- договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, а именно, ООО "ТНС энерго Пенза", ОДО "Сети водоотведения города Каменки", ОДО "Каменские водопроводные сети", МУП "КГЭТС" не заключены (т. I л.д. 88).
В тот же день, 29.10.2015 г., Обществу выдано предписание N ПР-264. Пунктами 1-4 предписания на Общество возложена обязанность в целях обеспечения предоставления собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг заключить договоры ресурсоснабжения на отведение сточных вод с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Сети водоотведения г. Каменки", на поставку холодной воды - с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Каменские водопроводные сети", на поставку тепловой энергии и горячей воды - с ресурсоснабжающей организацией МУП "КГЭТС", на поставку электроэнергии - с ресурсоснабжающей организацией "ТНС энерго Пенза". Пунктом 5 предписания на Общество возложена обязанность производить начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе за уборку мест общего пользования) собственнику помещений N 27 в многоквартирном жилом доме N 23 по ул. Чернышевского в г. Каменка Пензенской области в размере, утверждённом собственниками помещений на общем собрании, либо предоставить протокол общего собрания собственников помещений об утверждении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (включающий плату за уборку мест общего пользования). Срок исполнения предписания установлен 25.01.2016 г. (т. I л.д. 87).
Полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительными пунктов 1-4 предписания от 29.10.2015 г. N ПР-264 и при этом исходит из следующего.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что до 01.05.2015 г. в отношении многоквартирного дома N 23 по ул. Чернышевского в г. Каменке действовал непосредственный способ управления общим имуществом. Предоставление коммунальных услуг осуществлялось на основании прямых договоров собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями в порядке статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С 01.05.2015 г. собственниками помещений многоквартирного дома N 23 по ул. Чернышевского в г. Каменке избран иной способ управления - управление управляющей организацией, управляющей организацией избрано Общество, заключён договор управления многоквартирным домом от 30.04.2015 г.
При этом Общество не заключило с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных услуг в целях обеспечения собственников помещений указанного многоквартирного дома коммунальными услугами. Счета на оплату коммунальных услуг ресурсоснабжающие организации продолжают выставлять напрямую собственникам и получают от них плату.
Заявитель полагает, что прямые договоры между собственниками помещений многоквартирного дома N 23 по ул. Чернышевского в г. Каменке и ресурсоснабжающими организациями продолжают действовать, и до их расторжения заключение новых договоров невозможно, так как это противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Между тем, данная позиция заявителя основана на неверном толковании норм права, регулирующих правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Подпунктом б) пункта 2.1.2. Договора управления многоквартирным домом от 30.04.2015 г. предусмотрена обязанность Общества по оказанию коммунальных услуг собственникам дома N 23 по ул. Чернышевского в г. Каменке, в том числе по обеспечению отоплением и горячим водоснабжением, холодным водоснабжением и водоотведением, электроснабжением, услугами по вывозу ТБО.
Как следует из пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, Общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Данные выводы согласуются со сложившейся судебной практикой, в частности с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.07.2015 г. по делу N 310-КГ14-8259.
С учётом изложенного заявитель ошибочно расценивает факты выставления счетов на оплату коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями напрямую собственникам и оплаты коммунальных услуг собственниками непосредственно ресурсоснабжающим организациям обстоятельствами, свидетельствующими о продолжении действия прямых договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями. Напротив, из текста Договора управления многоквартирным домом от 30.04.2015 г., утверждённого общим собранием собственников согласно протоколу N 2 от 04.04.2015 г., и подписанного уполномоченным представителем собственников, однозначно следует намерение собственников получать коммунальные услуги от управляющей организации, то есть от Общества. С 01.05.2015 г. (с момента избрания Общества управляющей компанией) исполнителем коммунальных услуг в доме N 23 по ул. Чернышевского г. Каменки стало Общество в силу прямого указания закона.
Ссылки заявителя на нормы пункта 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ являются в рассматриваемом случае необоснованными.
Статья 12 Федерального закона N 176-ФЗ устанавливает сроки и порядок вступления закона в силу. Согласно пункту 1 названной статьи настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Пунктом 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Федеральный закон N 176-ФЗ вступил в силу 30.06.2015 г. Между тем, Общество исполняет обязанности управляющей компании в отношении дома N 23 по ул. Чернышевского в г. Каменке с 01.05.2015 г., то есть до вступления в законную силу Федерального закона N 176-ФЗ. Следовательно, на момент возникновения у Общества обязанностей исполнителя коммунальных услуг в доме N 23 по ул. Чернышевского г.Каменки и, соответственно, обязанности заключить договоры на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями нормы пункта 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ отсутствовали, а поэтому не регулировали спорные правоотношения. С учётом положений статьи 6 ЖК РФ нормы пункта 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ не распространяются на правоотношения, возникшие до 30.06.2015 г.
При этом пунктом 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ установлено, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Как следует из материалов дела, после вступления в законную силу Федерального закона N 176-ФЗ собственники помещений дома N 23 по ул. Чернышевского г. Каменки не принимали решений о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчётов за коммунальные услуги, существовавшего до изменения способа управления многоквартирным домом. Более того, как указано выше, протоколом N 2 от 04.04.2015 г и Договором управления многоквартирным домом от 30.04.2015 г. подтверждается желание собственников изменить порядок предоставления коммунальных услуг и их оплаты, а именно, получать коммунальные услуги и производить их оплату через избранную управляющую компанию.
При таких обстоятельствах Управление в пунктах 1-4 оспариваемого предписания правомерно возложила на Общество обязанность по заключению договоров ресурсоснабжения на отведение сточных вод с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Сети водоотведения г. Каменки", на поставку холодной воды - с ресурсоснабжающей организацией ОДО "Каменские водопроводные сети", на поставку тепловой энергии и горячей воды - с ресурсоснабжающей организацией МУП "КГЭТС", на поставку электроэнергии - с ресурсоснабжающей организацией "ТНС энерго Пенза".
В этой части оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, а поэтому не подлежит признанию недействительным.
Пунктом 5 оспариваемого предписания на Общество возложена обязанность производить начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе за уборку мест общего пользования) собственнику помещений N 27 в многоквартирном жилом доме N 23 по ул. Чернышевского в г. Каменка Пензенской области в размере, утверждённом собственниками помещений на общем собрании, либо предоставить протокол общего собрания собственников помещений об утверждении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (включающий плату за уборку мест общего пользования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 23 по ул. Чернышевского г. Каменки от 22.04.2015 г. утверждён размер платы за управление многоквартирным домом в размере 9 руб. 50 коп. за 1 кв.м., а также утвержден перечень работ и услуг с 01.05.2015 г. на 2015 год (т. I л.д.11-13). Из перечня работ следует, что в него не включены работы по уборке мест общего пользования многоквартирного дома. При этом стоимость этих работ также не включена в размер платы за управление многоквартирным домом. Из представленных в материалы дела счетов-квитанций на оплату услуг, выставленных Обществом собственнику квартиры N27 дома N 23 по ул. Чернышевского г. Каменки следует, что размер платы за управление многоквартирным домом составляет 9 руб. 50 коп., что соответствует решению общего собрания собственников от 20.04.2015 г. (т. I л.д. 114-115).
Доказательств того, что собственники помещений принимали какие-то иные решения, которым не соответствуют выставляемые Обществом счета-квитанции на оплату, Управлением не представлено и в акте проверки N 950 от 29.10.2015 г. не отражено.
В силу части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Кодекса, в случае, если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учётом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Таким образом, императивной нормой права установлен исключительно судебный порядок признания недействительными решений общих собраний собственников и только по инициативе самих собственников.
Решение общего собрания на дату рассмотрения спора никто из собственников жилых помещений в установленном порядке не оспорил, оно фактически реализовано. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Следовательно, пункт 5 оспариваемого предписания является фактически невыполнимым. Общество не имеет права производить начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения с включением в неё платы за уборку мест общего пользования, поскольку такое решение собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома N 23 по ул. Чернышевского г. Каменки не принималось. По этой же причине Общество не может предоставить протокол общего собрания собственников помещений об утверждении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, включающей плату за уборку мест общего пользования. Судом установлено, что собственниками помещений принято решение самостоятельно осуществлять уборку мет общего пользования, при этом у Общества отсутствуют какие-либо правовые механизмы по понуждения собственников помещений к принятию иного решения или по принудительному оказанию данной услуги с выставлением за неё дополнительной платы.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что пункт 5 оспариваемого предписания неправомерно возлагает на Общество не предусмотренные законом заведомо невыполнимые обязанности. Данный пункт нарушает права и законные интересы Общества, а поэтому подлежит признанию недействительным.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания ненормативного правового акта недействительным суд в резолютивной части решения указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В данном случае само по себе признание пункта 5 оспариваемого предписания недействительными на основании решения суда влечет отсутствие для заявителя каких-либо правовых последствий, порождаемых этим пунктом, поэтому возложение на ответчика дополнительных обязанностей по устранению допущенных нарушения прав и законных интересов заявителя является излишним.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учётом пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 21.01.2016 г., расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис+" удовлетворить частично.
Признать незаконным, как несоответствующий Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункт 5 предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области от 29 октября 2015 года N ПР-264.
В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис+" отказать.
Взыскать с Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис+" (ОГРН 1155802000100, ИНН 5802004739) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции (г. Самара) через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья |
Е.А. Стрелкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.