г. Чебоксары |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А79-21/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2016.
Решение изготовлено в полном объеме 23.03.2016.
Арбитражный суд в составе: судьи Щетинкина А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ловягиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Нижний Новгород
к публичному акционерному обществу "Российская государственная страховая компания", г. Москва
потерпевший: Кондратьев В.М.
при участии:
от ПАО "Росгосстрах" - Сымова Э.Г. (по доверенности от 31.12.2015 N 12),
Кондратьева Виталия Михайловича,
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России, Банк) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (далее - ООО "Росгосстрах") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование заявления указано, что в ходе осуществления надзора за деятельностью ООО "Росгосстрах" на основании обращения гражданина Кудряшова С.Ю. Банком было выявлено со стороны общества нарушение требований страхового законодательства.
В этой связи 17.12.2015 в отношении общества был составлен протокол N С59-7-2-5/24683 об административном правонарушении, на основании которого Банк России просит привлечь ООО "Росгосстрах" к административной ответственности.
Определением суда от 09.03.2016 была произведена замена стороны по делу N А79-21/2016 с ООО "Росгосстрах" на публичное акционерное общество "Российская государственная страховая компания" (далее - ПАО "Росгосстрах", общество).
Банк России явку своего представителя на судебное разбирательство не обеспечил.
Представитель ПАО "Росгосстрах" в судебном заседании требования заявителя не признал по доводам отзыва.
Указывает, что взаимоотношения по заключению договора ОСАГО влекут частноправовую (гражданскую), а не публично-правовую (административную) ответственность.
Помимо этого считает ошибочным довод Банка России о необходимости применения КБМ в размере 0,6 при заключении договора страхования по полису серии ССС N 0665922643, поскольку общество вообще недолжно было включать Кондратьев В.М. в число лиц, допущенных в названном полисе к управлению транспортным средством.
Кондратьев В.М., выступающий в качестве потерпевшего, Кондратьев В.М. пояснил, что общество понизило коэффициент по ОСАГО, в связи с чем просил восстановить нарушенное положение.
Выслушав участников процесса, проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Банка подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что ООО "Росгосстрах" было зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1025003213641. Однако 31.12.2015 общество прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Публичному акционерному обществу "Российская государственная страховая компания" (далее - ПАО "Росгосстрах", общество).
В соответствии со статёй 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
На основании изложенного, суд считает необходимым произвести замену лица, привлекаемого к административной ответственности, - ООО "Росгосстрах" на ПАО "Росгосстрах".
На осуществление страховой деятельности, в том числе на страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, ООО "Росгосстрах" имело лицензию Федеральной службы страхового надзора от 07.12.2009 N С 0977 50.
В свою очередь ПАО "Росгосстрах" имеет лицензию Банка России от 28.01.2016 серии ОС N 0001-03 на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
На основании обращения гражданина Кондратьева В.М. Банком России была проведена проверка, по результатам которой было выявлено нарушение требований страхового законодательства со стороны общества.
В этой связи в отсутствие законного представителя ООО "Росгосстрах" был составлен протокол от 17.12.2015 N С59-7-2-5/24683 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом общество было надлежаще извещено о составлении протокола (см. л.д. 63-64)
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
Субъектами данного правонарушения могут выступать, в том числе и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
В протоколе от 17.12.2015 N С59-7-2-5/24683 указано, что в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьёй 8 Закона об ОСАГО.
Согласно п. 20 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 (далее - Правил ОСАГО 2003) и действовавших до 11.10.2014, п. 1.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила ОСАГО) и действующих с 11.10.2014, вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществлённых и о предстоящих страховых выплатах, сроке страхования, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших, касающихся страховых выплат, и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования, представленные страховщиком, с которым был заключен последний договор обязательного страхования (далее - сведения о страховании).
Сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика.
Согласно п. 10.1 ст. 15 Закона об ОСАГО при заключении договора обязательного страхования в целях расчёта страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО (далее - АИС ОСАГО), и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора ОСАГО без внесения сведений о страховании в АИС ОСАГО и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в АИС ОСАГО и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Согласно п. 10 Правил ОСАГО 2003, п. 2.1 Правил ОСАГО страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно - до 11.10.2014 постановлением Правительства РФ 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Страховые тарифы 2005), а после 11.10.2014 - указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Страховые тарифы 2014).
В силу п. 7 Примечания к п. 2 Страховых тарифов 2014 для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определённого в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
Для определения класса до 11.10.2014 учёту подлежала информация по договорам обязательного страхования, прекратившим своё действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (п. 10 Примечания к п. 3 Страховых тарифов 2005).
Для определения класса после 11.10.2014 учёту подлежит информация по договорам ОСАГО, прекратившим своё действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору ОСАГО (п. 10 примечания к п. 2 Приложения 2 Страховых тарифов 2014).
Поскольку за период страхового стажа Кондратьева В.М. страховые случаи, произошедшие по вине указанного водителя по всем заключенным в 2011-2015 гг. договорам ОСАГО отсутствовали, при расчете страховой премии КБМ при заключении каждого последующего договора ОСАГО должен был применяться с понижающем значением.
В ходе работы Управления по рассмотрению обращения Кондратьева В.М. было установлено, что 24.03.2015 гражданская ответственность Кондратьева В.М. была застрахована Страховщиком по договору ОСАГО серии ССС N 0665922643 сроком действия с 10.04.2015 по 09.04.2016, при этом при расчёте страховой премии Страховщик применил значение КБМ = 1.
Вместе с тем, по состоянию на 10.04.2015 - дату начала срока страхования по договору ССС N 0665922643, последним договором ОСАГО с участием Кондратьева В.М., прекратившим своё действие, являлся договор ОСАГО серии ССС N 0657305377 от 31.03.2014 (срок действия с 10.04.2014 по 09.04.2015), по которому Страховщик применил в отношении каждого водителя значение КБМ = 0,65.
Следовательно, при заключении договора ССС N 0665922643 Страховщик должен был применить значение коэффициента КБМ = 0,6.
Однако, из представленных в материалы дела документов следует, что в период действия полиса серии ССС N 0657305377 от 31.03.2014 (срок действия с 10.04.2014 по 09.04.2015), в котором Кондратьев В.М. был включен в число лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а именно 09.08.2014 страхователь по данному полису - Кондратьева Е.М. по своей вине совершила дорожно-транспортное происшествие, в связи с чем потерпевшему - Михайлову В.В. было произведено страховое возмещение.
Соответственно, исходя из положений подпунктов 8 и 12 пункта 2 и приведенного выше пункта 7 Примечания к п. 2 Страховых тарифов 2014, при заключении договора ССС N 0665922643 Страховщик должен был применить значение коэффициента КБМ = 0,85, а не 0,6, как указано административным органом, и не 1, как было определено страховщиком.
Таким образом, Управлением был установлен факт нарушения Страховщиком требований п.п. 1, 2 ст. 8, п.п. 1, 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, п. 10 Правил ОСАГО, примечаний к п. 2 Страховых тарифов 2014 в части применения КБМ.
В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 30 Закона об ОСД обязанностью субъектов страхового дела и одновременно одним из условий осуществления лицензионной деятельности является соблюдение требований страхового законодательства. Под страховым законодательством в соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 1 Закона об ОСД понимаются федеральные законы и нормативные акты Банка России, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - принимаемые в соответствии с ними нормативные правовыми акты, которыми регулируются, в том числе отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием.
Нарушение Страховщиком требований страхового законодательства свидетельствуют о нарушении им лицензионных условий.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона об ОСД право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
В соответствии со ст. 938 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Согласно п. 5 ст. 30 Закона об ОСД субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о лицензировании лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом об ОСД, пункт 5 ст. 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм указанных выше законов в целом.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования ГК РФ и Правил ОСАГО к порядку заключения договора ОСАГО обязательны для исполнения субъектом страхового дела. Страховщик имел возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнёсся к исполнению своих обязанностей.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, указанные действия ООО "Росгосстрах" свидетельствуют о нарушении требований страхового законодательства Российской Федерации (ч.2 ст. 13 Закона об ОСАГО) и наличии в действиях Страховщика признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Санкция названной нормы Кодекса предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Страховщик имел объективную возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнёсся к исполнению своих обязанностей.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Вина общества заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости оно имело возможность для соблюдения требований страхового законодательства, но не предприняло необходимых мер для их соблюдения.
Довод общества о том, что взаимоотношения по заключению договора ОСАГО влекут частноправовую (гражданскую), а не публично-правовую (административную) ответственность основан на неверном толковании действующего законодательства, поскольку заключение договора ОСАГО обусловлено не волей страхователя, а требованием действующего законодательства. Страхователю лишь предоставлено право выбора страховщика, который, в свою очередь, обязан выполнять требования страхового законодательства.
Помимо этого следует признать несостоятельной ссылку общества на то, что оно недолжно было включать Кондратьева В.М. в число лиц, допущенных в названном полисе к управлению транспортным средством, в полисе серии ССС N 0665922643 по причине вычеркивания Кондратьевой Е.М. из своего заявления, как основание для исключения ответственности ПАО "Росгосстрах".
Судом установлено, что фактически, несмотря на вычеркивание Кондратьевой Е.М. из своего заявления фамилии Кондратьева В.М. из числа лиц, допущенных в названном полисе к управлению транспортным средством, и отсутствие его фамилии в самом полисе серии ССС N 0665922643, Кондратьеву В.М. был установлен КБМ = 1 и сведения об этом были включены в АИС ОСАГО.
При этом, в силу части 10.1 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Приведенные нормы свидетельствуют, что фактическое установление КБМ = 1 при заключении договора ОСАГО по полису серии ССС N 0665922643 являлось нарушением действующего законодательства об ОСАГО.
В силу части 4 статьи 2.10 КоАП РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
Судом установлено, что ПАО "Росгосстрах" неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в том числе решениями Арбитражного суда Архангельской области от 09.02.2016 по делу N А05-13559/2015, от 01.03.2016 по делу N А05-14218/2015 и по делу N А05-15627/2015, решением Арбитражного суда Пермского края от 24.02.2016 по делу N А50-26116/2015.
При таких обстоятельств, суд считает необходимым привлечь общество к административной ответственности и назначить ему наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
При этом суд учитывает, что в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение страхового законодательства составляет один год.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено. О времени и месте составления протокола ООО "Росгосстрах" извещено надлежащим образом.
Вопрос о взыскании расходов, связанных с рассмотрением дела, не рассматривается, так как заявления о привлечении к административной ответственности, разрешаемых арбитражным судом, госпошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
публичное акционерное общество "Российская государственная страховая компания" (119991, город Москва, улица Б. Ордынка д. 40. корп. 3, ИНН 7707067683, зарегистрировано 19.08.1992) привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. (тридцать тысяч рублей).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: р/с 40101810400000010002 в Волго-Вятском ГУ Банка России, УИН 99902200171215246839, ЕИП 25027089703502701001, БИК 042202001, ИНН 7702235133, КПП 526045005, получатель: УФК по Нижегородской области (Волго-Вятское ГУ Банка России), КБК 99911690010016000140, ОКТМО 22701000, назначение платежа: административный штраф (с указанием номера дела и даты судебного решения).
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в суд.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
Судья |
А.В. Щетинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.