Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29 марта 2016 г. по делу N А43-1361/2016
г. Нижний Новгород |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А43-1361/2016 |
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр дела 51-30)
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о привлечении открытого акционерного общества "Государственная страховая компания "Югория", город Ханты-Мансийск (ОГРН 1048600005728, ИНН 8601023568) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Дьякова В.В.,
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратился Центральный Банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - заявитель, Управление), с заявлением о привлечении ОАО "Государственная страховая компания "Югория" (далее - Общество, ответчик, страховщик), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 29.01.2016 заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Заявитель и ответчик надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и о необходимости представления в установленный срок необходимых документов и доказательств.
Сторонам было предоставлено время для направления доказательств и отзыва на заявление, в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Позиция заявителя подробно изложена в заявлении, просит привлечь к административной ответственности.
От Общества мотивированного отзыва или возражений не поступило.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности и полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, арбитражный суд пришел к выводу, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП, и заслуживает назначения административного наказания.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления, поступило обращение гражданина Дьякова В.В. по поводу нарушения Обществом страхового законодательства.
В ходе осуществления государственного надзора за деятельностью ответчика, проводимого на основании ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в связи с поступлением вышеуказанного обращения, Управление пришло к выводу о допущенном ответчиком нарушении требований страхового законодательства.
Судом установлено, что из материалов обращения Дьяконова В.В., а также документов и объяснений, представленных ОАО "ГСК "Югория" 01.04.2015 Дьяконов В.В. обратился в Нижегородский филиал ОАО "ГСК "Югория" с заявлением о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в отношении принадлежащего потерпевшему на праве собственности автомобиля Фиат Дукато, государственный регистрационный знак В 547 ОК 152, комплектом документов, предусмотренных п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО.
03.04.2015 Дьяконов В.В. обратился к Страховщику с письменным требованием предоставить ему письменный расчёт страховой премии. Сотрудником Страховщика Логиновой В.Ю. на основании представленного заявления и приложенных к нему документов был осуществлён расчёт страховой премии по договору ОСАГО в размере 5559 руб. 84 коп. по состоянию на 09.04.2015.
Также из представленных Дьяконовым В.В. документов усматривается, что 09.04.2015 им была оплачена сумма страховой премии в размере 5559 руб. 84 коп. (указанная самим Страховщиком в расчёте страховой премии) на счёт ОАО "ГСК "Югория" N 40701810795000008101, открытый в "ВТБ 24" (ПАО), что подтверждается чеком-ордером от 09.04.2015 (номер операции 24).
Как следует из пояснений ОАО "ГСК "Югория", банковский счёт N 40701810795000008101 в "ВТБ 24" (ПАО) действующий, принадлежит Страховщику, что подтверждается договором N 57/3503 банковского счёта в российских рублях юридического лица - резидента РФ.
Исходя из изложенного, Страховщик был обязан выдать Дьяконову В.В. страховой полис ОСАГО не позднее 10.04.2015.
Вместе с тем, из обращения потерпевшего, представленных Страховщиком письменных пояснений усматривается, что при личной явке Дьяконова В.В. в офис Страховщика 10.04.2015, договор ОСАГО с ним заключён не был, что подтверждается актом об отказе выдачи страхового полиса ОСАГО, составленным Дьяконовым В.В., Дьяконовой Е.В. и юристом филиала Страховщика в г. Нижний Новгород Ильиным И.В.
В ответе на запрос Страховщик указывает, что в расчёте страховой премии, выданном Дьяконову В.В. 09.04.2015 была допущена ошибка (указана неверная сумма 5 559 руб. 84 коп. вместо 8 617 руб. 52 коп.), в связи с чем полис не мог быть выдан 10.04.2015. Вместе с тем, в Управление не представлена информация о доведении до сведения Дьяконова В.В. 09.04.2015 и позднее вплоть до 30.04.2015 (даты фактического заключения с ним договора ОСАГО) информации о допущенной в расчёте страховой премии ошибке.
Заявление Дьяконова В.В. от 01.04.2015 и приложенные к нему документы содержали все сведения, необходимые дня расчёта страховой премии в соответствии с п. 1.2 Правил ОСАГО.
Потерпевший добросовестно полагал, что представленный Страховщиком расчёт страховой премии является верным, в связи с чем, оплатил сумму страховой премии и правомерно ожидал исполнения Страховщиком обязанности по выдаче полиса, вместе с тем полис ОСАГО выдан страхователю только 30.04.2015.
В связи с указанными выше обстоятельствами, заявитель пришел к выводу о нарушении Обществом требований страхового законодательства свидетельствующих о нарушении им лицензионных условий.
По мнению заявителя, допущенное нарушение образует в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, 19.01.2016 должностным лицом Управления был составлен протокол об административном правонарушении N С59-7-2-5/377 в отсутствии законного представителя общества надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола телеграммой от 31.12.2015 N 1149.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены в Арбитражный суд Нижегородской области для решения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса).
Часть 3 статьи 14.1 КоАП предусматривает административную ответственность за Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом указанного правонарушения следует признать Общество, поскольку именно оно как лицензиат ответственен за соблюдение лицензионных требований и условий.
ОАО "ГСК "Югория" имеет лицензию Банка России на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС N 3211-03 от 08.12.2015. Ранее Страховщик имел лицензию ФССН России СN 3281 86 от 28.02.2006, в том числе на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 935 Гражданского кодекса Российской Федерации законом на указанных в нём лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
Одним из видов обязательного страхования является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику следующие документы:
а) заявление о заключении договора обязательного страхования;
б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор ОСАГО заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определённые лица);
е) диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных п. 3 ст. 10 Закона об ОСАГО).
Перечень документов, представляемых для заключения договора ОСАГО является исчерпывающим.
Согласно п. 2.1. Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-И (далее - Правила ОСАГО) страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премий, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя.
На основании и. 1.4 Правил ОСАГО страховой полис обязательного страхования выдается страхователю в течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика наличными деньгами, а в случае уплаты страховой премии в безналичном порядке - не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона N 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
В соответствии со ст. 938 ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Согласно п. 5 ст. 30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о лицензировании лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом N 4015-1, п. 5 ст. 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм указанных выше нормативных правовых актов в целом.
Соответственно, нарушение Страховщиком требований п.п. 1.4 и 2.1 Правил ОСАГО, абз. 2 п. 5 ст. 30 Закона N 4015-1 признаётся нарушением условий осуществления лицензируемой деятельности.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Страховщик имел возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнесся к исполнению своих обязанностей.
Как следует из материалов дела, Дьяконов В.В. обратился в Нижегородский филиал ОАО "ГСК "Югория" с заявлением о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в отношении принадлежащего потерпевшему на праве собственности автомобиля Фиат Дукато, государственный регистрационный знак В 547 ОК 152, комплектом документов, предусмотренных п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО.
03.04.2015 Дьяконов В.В. обратился к Страховщику с письменным требованием предоставить ему письменный расчёт страховой премии. Сотрудником Страховщика Логиновой В.Ю. на основании представленного заявления и приложенных к нему документов был осуществлён расчёт страховой премии по договору ОСАГО в размере 5559 руб. 84 коп. по состоянию на 09.04.2015.
Также из представленных Дьяконовым В.В. документов усматривается, что 09.04.2015 им была оплачена сумма страховой премии в размере 5559 руб. 84 коп. (указанная самим Страховщиком в расчёте страховой премии) на счёт ОАО "ГСК "Югория" N 40701810795000008101, открытый в "ВТБ 24" (ПАО), что подтверждается чеком-ордером от 09.04.2015 (номер операции 24).
Как следует из пояснений ОАО "ГСК "Югория", банковский счёт N 40701810795000008101 в "ВТБ 24" (ПАО) действующий, принадлежит Страховщику, что подтверждается договором N 57/3503 банковского счёта в российских рублях юридического лица - резидента РФ.
Исходя из изложенного, Страховщик был обязан выдать Дьяконову В.В. страховой полис ОСАГО не позднее 10.04.2015.
Вместе с тем, из обращения потерпевшего, представленных Страховщиком письменных пояснений усматривается, что при личной явке Дьяконова В.В. в офис Страховщика 10.04.2015, договор ОСАГО с ним заключён не был, что подтверждается актом об отказе выдачи страхового полиса ОСАГО, составленным Дьяконовым В.В., Дьяконовой Е.В. и юристом филиала Страховщика в г. Нижний Новгород Ильиным И.В.
В ответе на запрос Страховщик указывает, что в расчёте страховой премии, выданном Дьяконову В.В. 09.04.2015 была допущена ошибка (указана неверная сумма 5 559 руб. 84 коп. вместо 8 617 руб. 52 коп.), в связи с чем полис не мог быть выдан 10.04.2015. Вместе с тем, в Управление не представлена информация о доведении до сведения Дьяконова В.В. 09.04.2015 и позднее вплоть до 30.04.2015 (даты фактического заключения с ним договора ОСАГО) информации о допущенной в расчёте страховой премии ошибке.
Заявление Дьяконова В.В. от 01.04.2015 и приложенные к нему документы содержали все сведения, необходимые дня расчёта страховой премии в соответствии с п. 1.2 Правил ОСАГО.
Потерпевший добросовестно полагал, что представленный Страховщиком расчёт страховой премии является верным, в связи с чем, оплатил сумму страховой премии и правомерно ожидал исполнения Страховщиком обязанности по выдаче полиса, вместе с тем полис ОСАГО выдан страхователю только 30.04.2015.
Нарушение Страховщиком требований страхового законодательства свидетельствуют о нарушении им лицензионных условий.
При таких условиях в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения Обществом лицензионных условий установлен при проведении проверки по обращению гражданина Дьяконова В.В., в связи с чем, выявленное правонарушение касается нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, и в силу части 1 статьи 4.5 КоАП по данному виду правонарушений предусмотрен срок привлечения к административной ответственности в один год со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в Особенной части КоАП административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
При указанных обстоятельствах вменяемое обществу административное правонарушение, исходя из его существа, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на получение услуги надлежащего качества в соответствии с установленными лицензионными требованиями, непосредственно посягает на права потребителя.
При таких обстоятельствах срок привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом не истек.
Нарушений заявителем процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, направленных на реализацию права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и фиксацию надлежащих доказательств, административным органом не допущено.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 26.1 КоАП РФ обязывает судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело о привлечении к административной ответственности, выяснять не только виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, характер совершенного правонарушения и личность виновного, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Эти обстоятельства должны быть доказаны независимо от того, ходатайствует ли кто-либо об их выяснении.
В рассматриваемом случае имеются обстоятельства, отягчающие административную ответственность (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ), а именно повторное совершение ОАО "ГСК "Югория" однородного административного правонарушения. Ранее ОАО "ГСК "Югория" привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ решениями арбитражных судов по делам N А43-2397/2014, N А43-2964/2014, N А43-2965/2014, N А75-11743/2014.
Учитывая наличие отягчающих вину обстоятельств, суд считает необходимым привлечь ОАО "ГСК "Югория" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования Центрального Банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации удовлетворить.
Привлечь открытое акционерное общество "Государственная страховая компания "Югория", город Ханты-Мансийск (ОГРН 1048600005728, ИНН 8601023568; юридический адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ, г.Ханты-Мансийск, ул.Комсомольская, д.61; дата государственной регистрации: 10.09.2004), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей.
Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Нижегородской области (Волго-Вятское ГУ Банка России),
ИНН 7702235133, КПП 526045005,
р/счет 40101810400000010002 в Волго-Вятском ГУ Банка России
БИК 042202001,
ОКТМО: 22701000
Код бюджетной классификации (код дохода):
999 1 16 90 01001 6000 140,
УИН 99902200190116003773,
ЕИП 28601023568860101001,
Назначение платежа: административный штраф.
По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, направить настоящее решение в Специализированный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области (по месту нахождения Нижегородского филиала ответчика). Принудительное взыскание административного штрафа осуществляется непосредственно на основании настоящего решения (часть 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия решения.
Судья |
А.В. Леонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.