Решение Арбитражного суда Пензенской области от 31 марта 2016 г. по делу N А49-14642/2015
город Пенза |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А49-14642/2015 |
Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 28 марта 2016 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Колдомасовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Кустубаевой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" (ИНН - 5837025458, ОГРН - 1055803536997) к Межрайонной ИФНС России N 6 по Пензенской области (ИНН - 5827008446, ОГРН - 1025800977839) и УФНС России по Пензенской области (ИНН - 5836010515, ОГРН - 1045800303933) об оспаривании их решений,
при участии в заседании: от заявителя представителя Капитанова А.И. (доверенность от 17.09.15 N 61/2015),
от ответчика Межрайонной ИФНС России N 6 по Пензенской области главного специалиста-эксперта правового отдела Богдановой М.Н. (доверенность от 06.10.15), начальника отдела камеральных проверок N 1 Медведевой Н.М. (доверенность от 22.01.16) и ведущего специалиста-эксперта отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Пензенской области Янаевой А.Х. (доверенность от 26.02.16),
от ответчика УФНС России по Пензенской области ведущего специалиста-эксперта правового отдела Кирсановой Е.Н. (доверенность от 22.01.16 N 05-30/00604) и ведущего специалиста-эксперта отдела налогообложения юридических лиц Янаевой А.Х. (доверенность от 22.01.16 N 05-30/00603),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пензенской области (далее - Инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - Управление, налоговый орган) о признании недействительными их решений соответственно от 17.09.15 N 2099 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (далее - Решение N 2099) и от 19.11.15 N 06-10/169 (далее - Решение N 06-10/169).
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на применение налоговыми органами норм налогового законодательства, ухудшающих положение налогоплательщика, отсутствие доказательств наличия у Общества остатков нереализованной алкогольной продукции, произведенной из закупленного под банковские гарантии этилового спирта, исчисление авансового платежа акциза в порядке, не предусмотренном налоговым законодательством, прекращение обязанности по уплате авансового платежа акциза при представлении налоговой декларации за декабрь 2014 года и уплате акциза, исчисленного по данной декларации, отсутствие правовых оснований для начисления пеней, составления акта камеральной проверки и вынесения оспариваемого решения, а также на нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (т.1 л.д.4-11; т.4 л.д.110-113; т.8 л.д.88-90).
В письменном отзыве по делу и дополнениях к нему Инспекция, основываясь на положениях статей 194, 204 НК РФ, с заявленными требованиями не согласилась, считая обоснованным доначисление Обществу авансового платежа акциза за декабрь 2014 года и соответствующих сумм пеней, поскольку налогоплательщиком не исчислен и не отражен в налоговой декларации за декабрь 2014 года авансовый платеж акциза в сумме 12484568 руб. в отношении этилового спирта, приобретенного под банковские гарантии для производства алкогольной продукции и не использованного в этих целях в полном объеме на дату окончания действия банковской гарантии. К спорным правоотношениям применены положения абзаца 10 пункта 13 статьи 204 НК РФ, которые не ухудшают положения налогоплательщика. Начисление пеней соответствует пункту 3 статьи 58, пунктам 1 и 3 статьи 75 НК РФ. Нарушений порядка рассмотрения материалов проверки не допущено (т.4 л.д.75-77; т.8 л.д.15, 92-96).
В письменном отзыве по делу Управление возражало против удовлетворения заявленных требований, полагая, что Инспекцией правомерно доначислены Обществу авансовые платежи акциза за декабрь 2014 года, поскольку налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате данных платежей в отношении остатков этилового спирта, закупленного без уплаты авансовых платежей под банковскую гарантию, срок действия которой истек до полного использования подакцизного товара в целях производства и реализации алкогольной продукции. Расчет авансового платежа произведен из ставки налога, установленной пунктом 1 статьи 193 НК РФ, и объема этилового спирта, не использованного для производства алкогольной продукции, с учетом сумм акциза, исчисленных и уплаченных налогоплательщиком за сентябрь-ноябрь 2014 года. Сведения об объемах неиспользованного этилового спирта соответствуют данным ЕГАИС и налоговых деклараций, представленных Обществом. Нарушений в порядке исчисления сумм авансового платежа акциза Инспекцией не допущено. Положения абзаца 10 пункта 13 статьи 204 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.09.13 N 269-ФЗ не ухудшают положения налогоплательщика, поскольку не устанавливают для него новой обязанности и не изменяют установленный порядок исчисления авансового платежа акциза. Установленный Кодексом порядок рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией не нарушен (т.4 л.д.80-87; т.8 л.д.118-124).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к нему и приведенным в предыдущих судебных заседаниях.
Представители Инспекции и Управления не признали заявленные требования по основаниям, приведенным в письменных отзывах по делу, дополнениях к ним и предыдущих судебных заседаниях, и просили в их удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующему.
Обществом 26.01.15 представлена в Инспекцию налоговая декларация (расчет) по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий (далее - налоговая декларации по акцизам), за декабрь 2014 года, по которой исчислено к уплате в бюджет 9345388 руб. (т.1 л.д.118-129; т.4 л.д.114-128; т.8 л.д.97-116).
Проведенной Инспекцией камеральной проверкой установлено отсутствие в представленной декларации начислений авансового платежа акциза в отношении объема этилового спирта, приобретенного под банковские гарантии и не использованного полностью для производства и реализации алкогольной продукции до окончания действия банковских гарантий. Подраздел 1.3 раздела 1 данной декларации "Сумма авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, исчисленная к уплате в бюджет в истекшем налоговом периоде" не заполнен налогоплательщиком. Выявленные нарушения привели, по мнению Инспекции, к неуплате авансового платежа акциза в сумме 12484568 руб. Допущенные нарушения зафиксированы в акте проверки N 16777 от 14.05.15 (т.2 л.д.26-42), на который Обществом представлены возражения (т.2 л.д.56-60).
По результатам проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля исполняющим обязанности руководителя Инспекции 17.09.15 вынесено Решение N 2099 (т.1 л.д.14-40; т.3 л.д.7-33), согласно которому Обществу доначислено 12484568 руб. авансового платежа акциза и 934755 руб. 02 коп. пеней по состоянию на 17.09.15. В привлечении к налоговой ответственности отказано.
Апелляционная жалоба (т.3 л.д.35-41), поданная Обществом на Решение N 2099, Управлением оставлена без удовлетворения Решением N 06-10/169 (т.1 л.д.42-50; т.3 л.д.50-58).
Считая решения налоговых органов незаконными и нарушающими интересы Общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений подпункта 1 и 3 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период спорных правоотношений (далее - Кодекс), подакцизными товарами признаются: этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее - этиловый спирт) и алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения являются операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
При этом передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров.
Исходя из пункта 1 статьи 187 Кодекса налоговая база по акцизам определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 187 Кодекса налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения).
В силу пункта 8 статьи 194 Кодекса организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной продукции (за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции (далее - авансовый платеж акциза), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае использования производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта-сырца (в том числе ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза, являющегося товаром Таможенного союза) для дальнейшего производства в структуре одной организации ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, авансовый платеж акциза уплачивается до закупки (ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза) этилового спирта-сырца и (или) до совершения с этиловым спиртом-сырцом операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса.
В целях настоящей главы под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) этилового спирта (в том числе этилового спирта, ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза, являющегося товаром Таможенного союза) или до совершения операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса. При этом в целях настоящей статьи дата приобретения (закупки) этилового спирта, произведенного на территории Российской Федерации, определяется как дата отгрузки этого спирта поставщиком. Дата ввоза этилового спирта в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза определяется как дата оприходования этилового спирта покупателем - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции) и (или) ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза спирта этилового, в том числе спирта-сырца (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза, установленной пунктом 1 статьи 193 настоящего Кодекса в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. При этом размер авансового платежа акциза определяется в целом за налоговый период исходя из общего объема этилового спирта, закупаемого у каждого продавца, и (или) при совершении операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса.
Срок уплаты авансового платежа акциза установлен пунктом 6 статьи 204 Кодекса: не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового спирта, закупка (передача), ввоз в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза которого производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом, в размере, предусмотренном пунктом 8 статьи 194 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Доказательства уплаты авансового платежа акциза вместе с извещениями установленной формы применительно к каждому продавцу должны быть представлены налоговому органу (пункты 8-10 статьи 204 Кодекса).
В силу пункта 16 статьи 200 Кодекса при исчислении акциза на реализованную алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию вычету подлежит уплаченная налогоплательщиком сумма авансового платежа акциза в пределах суммы этого платежа, приходящейся на объем этилового спирта, фактически использованного для производства реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, либо на объем приобретенного и (или) произведенного налогоплательщиком спирта-сырца, переданного в структуре одной организации для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, при представлении в налоговый орган документов в соответствии с пунктами 17 и (или) 18 статьи 201 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Сумма авансового платежа акциза, приходящаяся на объем этилового спирта, не использованного в истекшем налоговом периоде для производства реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, подлежит вычету в следующем или других последующих налоговых периодах, в которых приобретенный этиловый спирт будет использован для производства указанной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 11 статьи 204 Кодекса налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления банковской гарантии в налоговый орган по месту учета одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.
Банковская гарантия предоставляется производителю алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза.
Из приведенных норм законодательства следует, что этиловый спирт является подакцизным товаром. При приобретении этилового спирта в целях производства алкогольной продукции применительно к каждому продавцу подлежит уплате в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции исходя из общего объема закупаемого этилового спирта (в литрах безводного спирта) и соответствующей ставки акциза, установленной в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. Уплата авансового платежа акциза производится до совершения операций с этиловым спиртом в срок - не позднее 15-го числа текущего налогового периода с представлением документов налоговому органу. Уплаченная сумма авансового платежа в пределах суммы этого платежа, приходящейся на объем этилового спирта, фактически использованного для производства реализованной алкогольной продукции, подлежит вычету при исчислении акциза на реализованную алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию. При предоставлении банковской гарантии на период ее действия налогоплательщик освобождается от уплаты авансового платежа акциза.
Абзац 10 пункта 13 статьи 204 Кодекса устанавливает, что если на дату окончания действия банковской гарантии налогоплательщиком реализована алкогольная продукция, для производства которой использована только часть ранее приобретенного этилового спирта, авансовый платеж акциза должен быть уплачен не позднее дня, следующего за днем окончания срока действия банковской гарантии, исходя из ставки акциза, действующей на дату осуществления указанного платежа, и объема этилового спирта, не использованного для производства реализованной алкогольной продукции. При этом начисление авансового платежа акциза должно быть отражено в налоговой декларации по акцизам, представляемой за налоговый период, на который приходится дата окончания действия банковской гарантии. Уплаченная сумма акциза в дальнейшем подлежит вычету в соответствии с пунктом 16 статьи 200 настоящего Кодекса.
Согласно материалам дела Общество освобождено от уплаты авансового платежа акциза на общую сумму 76000000 руб. в отношении этилового спирта (код вида подакцизного товара -160 (спирт этиловый (за исключением этилового спирта-сырца, а также спирта денатурированного) из пищевого сырья), приобретенного у ООО "ПРЕМИУМ", в количестве 190000л для производства алкогольной продукции, соответствующей коду вида 231 (алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре и медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята - далее алкогольная продукция по коду вида 231).
Основанием для освобождения от уплаты авансового платежа акциза в отношении закупаемого этилового спирта явились уточненные извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза N N 20-23, представленные в Инспекцию 15.08.14 (т.1 л.д.135-138), и банковские гарантии NN Г-0183/13-П-27, Г-0183/13-П-28, Г-0183/13-П-29, Г-0183/13-П-30, выданные филиалом "Поволжский" ЗАО "ГЛОБЭКСБАНК" (т.1 л.д.131-134). Срок действия банковских гарантий определен с 15.04.14 по 15.12.14 включительно.
Исходя из извещений об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, представленных Обществом, 190000л этилового спирта закуплено для производства алкогольной продукции по коду вида 231. Факт приобретения Обществом у ООО "ПРЕМИУМ" 6 и 13 мая 2014 года этилового спирта в объеме 20,71583 тыс.дал подтвержден материалами дела, в том числе данными Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) за период с 01.04.14 по 30.06.14 (т.5 л.д.1-2; т.7 л.д.148-150; т.8 л.д.1-14).
На основании сведений ЕГАИС и налоговых деклараций Общества Инспекцией установлено, что на 01.04.14 остаток готовой продукции по коду виду 231 у Общества отсутствует (т.5 л.д.16-28). В период с мая по август 2014 года Общество не производило и не реализовывало алкогольную продукцию по коду вида 231 (т.6; т.7 л.д.1-79). Реализация алкогольной продукции по коду вида 231 отражена Обществом в налоговых декларациях по акцизам за сентябрь-ноябрь 2014 года (т.7 л.д.80-132).
Из представленных Обществом последних уточненных налоговых деклараций по акцизам за сентябрь 2014 года (30-я уточненная налоговая декларация), за октябрь 2014 года (35-я уточненная налоговая декларация) и за ноябрь 2014 года (33-я уточненная налоговая декларация) следует, что реализация алкогольной продукции по коду вида 231 в объеме безводного этилового спирта в сентябре 2014 года составила 87989,76л, в октябре - 69603,84л и в ноябре - 1194,98л (т.7 л.д.94-96, 112-114, 130-132). Общий объем безводного этилового спирта реализованной алкогольной продукции за сентябрь - ноябрь 2014 года составил 158788,58 л., а сумма исчисленного акциза - 63515432 руб. (35195904 руб. за сентябрь 2014 года, 27841536 руб. за октябрь 2012 года и 477992 руб. за ноябрь 2014 года). Указанные сведения соответствуют данным ЕГАИС (т.5 л.д.31-125).
Поскольку на момент окончания срока действия банковских гарантий (15.12.14), под которые приобретался этиловый спирт в объеме 190000л безводного спирта, Обществом использовано в целях производства и реализации алкогольной продукции по коду вида 231 только 158788,58л безводного спирта, то Инспекция обоснованно доначислила в отношении неиспользованного объема безводного спирта в количестве 31211, 42л (190000л-158788,58л) и действующей ставки акциза, предусмотренной пунктом 1 статьи 193 Кодекса (400 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре), авансовый платеж акциза в сумме 12484568 руб.
Доказательства использования в целях производства алкогольной продукции по коду вида 231 всего объема закупленного у ООО "ПРЕМИУМ" безводного этилового спирта Обществом не представлены ни налоговым органам, ни суду. Утверждения Общества о полном использовании спирта голословны и опровергаются как данными налоговых деклараций, представленных им за май-декабрь 2015 года, так и данными ЕГАИС.
Ссылка Общества на невозможность отслеживания объема неиспользованного спирта, приобретенного у ООО "ПРЕМИУМ", не принимается судом, поскольку весь закупленный объем спирта у данного поставщика (190000 л безводного спирта) должен быть использован Обществом только в целях производства и реализации алкогольной продукции по коду вида 231. На момент окончания срока действия банковских гарантий доказательства использования закупленного у ООО "ПРЕМИУМ" спирта для производства и реализации алкогольной продукции по коду вида 231 Обществом не представлены.
Из материалов дела видно и не оспаривается Обществом, что фактически авансовый платеж акциза в 12484568 руб. уплачен Обществом только 03.12.15 (т.7 л.д.81, 125), то есть позднее установленных сроков (позднее 16.12.14). Уплаченный авансовый платеж заявлен Обществом к вычету в 20-й уточненной налоговой декларации по акцизам за май 2015 года (т.4 л.д.37-54). В последней 24-ой уточненной налоговой декларации за май 2015 года (т.7 л.д.106-116) сумма налогового вычета по алкогольной продукции по коду вида 231 (12484568 руб.) не изменилась (т.7 л.д.110).
В связи с тем, что авансовый платеж акциза в отношении приобретенного под банковские гарантии этилового спирта уплачен позднее установленных сроков (при установленном сроке уплаты: не позднее дня, следующего за днем окончания срока действия гарантии - 16.12.14 фактически уплачен 03.12.15), Инспекция обоснованно исходя из требований статей 58 и 75 Кодекса начислила Обществу пеню на дату вынесения Решения N 2099 в общей сумме 934755 руб.
Довод Общества о том, что абзац 10 пункта 13 статьи 204 Кодекса необоснованно применен к спорным правоотношениям, отклоняется судом. Указанная норма введена Федеральным законом от 30.09.13 N 269-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до выдачи банковских гарантий, и вступила в силу 01.07.14, то есть в период действия банковский гарантий.
Положения данного абзаца не устанавливают новой обязанности для налогоплательщика, поскольку обязанность по исчислению и уплате авансового платежа акциза предусмотрена статьями 194 и 204 Кодекса. Данной нормой уточнен срок уплаты авансового платежа в отношении спирта, приобретенного под банковскую гарантию и не использованного для производства подакцизного товара полностью в период действия банковской гарантии.
Названная норма не может рассматриваться как ухудшающая положение налогоплательщика, поскольку не изменяет существенных элементов налога (объект налогообложения, налоговую базу, предельную ставку налога), о чем говорится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.1101 N 2-П, не допускает излишнего обременения налогоплательщика по сравнению с другими плательщиками акциза, не увеличивает его налоговое бремя и не лишает его права на применение налогового вычета. Введение данной нормы не препятствовало Обществу в реализации права на освобождение от уплаты авансового платежа акциза в отношении закупленного спирта и в использовании в полном объеме закупленного спирта для производства подакцизного товара (алкогольной продукции по коду вида 231).
Ссылки Общества на прекращение обязанности по уплате авансового платежа с представлением налоговой декларации за декабрь 2014 года не основаны на нормах статей 194 и 204 Кодекса. Исчисление акциза в отношении изготовленного и реализованного подакцизного товара не снимает с Общества обязанности от исчисления и уплаты авансового платежа в отношении закупаемого для производства данного подакцизного товара этилового спирта.
Довод Общества об отсутствии оснований для начисления авансового платежа и пеней отклоняется судом как основанный на неверном толковании норм Кодекса. В рассматриваемом случае Общество обязано уплатить акциз в отношении реализованной алкогольной продукции, в частности, по коду вида 231, а также авансовый платеж в отношении этилового спирта, приобретенного для изготовления алкогольной продукции по коду вида 231 и не использованного в этих целях в полном объеме.
Ссылка Общества на пункт 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 N 57 является ошибочной. Уплата исчисленного акциза в отношении произведенной и реализованной в налоговом периоде подакцизного товара в случаях неполного использования этилового спирта, приобретенного под банковскую гарантию для изготовления данного подакцизного товара, не освобождает налогоплательщика от уплаты авансового платежа на приобретенный этиловый спирт.
Доводы Общества об отсутствии у Инспекции оснований для составления акта проверки не основаны на нормах статей 87, 88 и 100 Кодекса, так как в ходе камеральной проверки Инспекцией установлено нарушение законодательства о налогах и сборах, выразившееся в неисчислении и неуплате Обществом авансового платежа акциза в отношении приобретенного у ООО "ПРЕМИУМ" этилового спирта, который в период действия банковских гарантий не использован полностью для производства и реализации алкогольной продукции по коду вида 231.
Ссылка Общества на нарушение Инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, выразившееся в том, что акт проверки и возражения рассмотрены руководителем Домахиной Г.В., а обжалуемое решение - и.о.руководителя Отпущенковой О.В., отклоняется судом в силу следующего.
В силу положений пункта 1 и 4 статьи 101 Кодекса акт налоговой проверки, иные материалы налоговой проверки и письменные возражения налогоплательщика должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол.
Согласно пункту 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.13 N 57 исходя из системного толкования положений статей 101 и 101.4 НК РФ вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля не тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который рассматривал указанные материалы, в том числе возражения соответствующего лица, и непосредственно исследовал все имеющиеся доказательства, является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения, поскольку в этом случае лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, лишается возможности дать пояснения относительно содержащихся в акте и иных материалах выводов непосредственно тому должностному лицу налогового органа, которое вынесло решение.
Из материалов дела видно, что акт налоговой проверки и представленные возражения по нему рассмотрены начальником Инспекции Домахиной Г.В. (т.2 л.д.70-71). По результатам рассмотрения вынесены решения о продлении срока рассмотрения материалов камеральной проверки N 18 от 07.07.15 и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля N 24 от 07.07.15, копии которых направлены Обществу (т.2 л.д.72-75).
По окончании контрольных мероприятий Общество извещено надлежащим образом о времени и месте ознакомления с дополнительными материалами налогового контроля (т.2 л.д.76-83). Однако для ознакомления с ними не явилось (т.2 л.д.93-94), в связи с чем копии дополнительных мероприятий налогового контроля и справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля направлены в его адрес заказным письмом 07.08.15 (т.2 л.д.84-92).
Рассмотрение материалов проверки назначено Инспекцией на 17.09.15 в 11 часов. Обществу и его законному представителю направлены извещения о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (т.2 л.д.145-150; т.3 л.д.11). Копии извещений получены соответственно 13.08.15 и 18.08.15 (т.2 л.д.147, 150).
Материалы камеральной налоговой проверки, включая представленные Обществом возражения, а также материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрены и.о.руководителя Инспекции Отпущенковой О.В. комиссионно в присутствии иных должностных лиц налогового органа, что следует из протокола N 2 от 17.09.15 (т.3 л.д.2-3).
Поскольку и.о.руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, непосредственно исследованы в полном объеме все материалы налоговой проверки, в том числе возражения Общества, то суд не усматривает нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки.
Рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки и.о.руководителя Инспекции Отпущенковой О.В. обусловлено организационными вопросами и связано с нахождением руководителя Инспекции Домахиной Г.В. в отпуске в период с 17.08.15 по 18.09.15. Возложение обязанностей руководителя Инспекции на Отпущенкову О.В. документально подтверждено (т.3 л.д.34). Должностное лицо Инспекции, вынесшее оспариваемое решение, не ограничилось рассмотрением материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, а исследовало и рассмотрело все имеющиеся у Инспекции доказательства.
При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушения прав налогоплательщика рассмотрением материалов камеральной налоговой проверки и.о.руководителя Инспекции Отпущенковой О.В. и не находит оснований для признания по указанному основанию Решения N 2099 недействительным.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что Решение N 2099 соответствует законодательству о налогах и сборах и не находит оснований для удовлетворения требований Общества.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские ЛВЗ" (ИНН - 5837025458, ОГРН - 1055803536997) в удовлетворении требований о признании недействительными проверенных на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации решения Межрайонной ИФНС России N 6 Пензенской области (ИНН - 5827008446, ОГРН - 1025800977839) от 17.09.15 N 2099 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решения УФНС России по Пензенской области (ИНН - 5836010515, ОГРН - 1025801364918) от 19.11.15 N 06-10/169.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья |
Л.А.Колдомасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.