Решение Арбитражного суда Пензенской области от 4 апреля 2016 г. по делу N А49-1002/2016
город Пенза |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А49-1002/2016 |
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Лапшиной Т.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по иску
областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" (ОГРН 1027301160963; ИНН 7303026530; Фруктовая ул., 7, Ульяновск г., Ульяновская область, 432013)
к акционерному обществу "Яснополянские строительные материалы" (ОГРН 1035803011837; ИНН 5836619770; Полевая ул., 2, Ясная поляна с., Кузнецкий район, Пензенская область, 442510)
о взыскании 103 518 руб.;
установил:
ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с требованием о взыскании с АО "Яснополянские строительные материалы" суммы 103 518 руб. в возмещение вреда, причиненного транспортным средством ответчика при провозе тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: а/д "Большие Ключищи-Сенгилей-Елаур-Молвино-Байдулино" до км 0+100 а/д "Бестужевка-Барыш-Николаевка-Павловка-граница области".
Определением от 04.02.2016 г. исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. 121, ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ответчик исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск от 20.02.2016 г. (л.д. 73-74), указав в качестве возражений на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих, что ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" является владельцем автомобильных дорог, по которым было осуществлено движение ТС ответчика; на необоснованные в акте показатели маршрута движения, результаты взвешивания, межосевого расстояния и отсутствие информации о полной массе ТС (допустимой и фактической); на необоснованность расчета размера платы. Кроме того, указал, что до пользователей не доводилась информация о возможных маршрутах объездах, а также информация, подтверждающая, что временные ограничения движения транспортных средств были установлены по согласованию с УГИБДД МВД по Ульяновской области. Также указал, что к иску не приложены документы, подтверждающие, что на пути следования ТС были установлены дорожные знаки 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" и данные требования ПДД были нарушены водителем ответчика.
22.03.2016 г. истцом представлены возражения на отзыв на иск.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
03.04.2015 г. на передвижном пункте весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", расположенном на автомобильной дороге "Бестужевка-Барыш-Николаевка-Павловка-граница области" км 0+100, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства марки МАЗ-6501В9, гос.рег.знак О345ХН/58, и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза указанным транспортным средством, принадлежащим АО "ЯСМ" на основании договора лизинга от 17.11.2014 г. N АЛ 2814/02-14 ПНЗ, под управлением водителя Диргунова М.А., который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов (известь) по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области по маршруту: а/д "Большие Ключищи-Сенгилей-Елаур-Молвино-Байдулино", а/д "Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области" - до км 0+100 а/д "Бестужевка-Барыш-Николаевка-Павловка-граница области" (пройденное расстояние 95 км), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 24.02.2015 г. N 10-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения".
Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" с применением весового оборудования - весов RW-15P N 081132809, N 2 081132810 (поверены 30.05.2014 г., свидетельство N 036214/13-14).
По данному факту сотрудниками пункта весового контроля составлен Акт от 03.04.2015 г. N 1303, в котором зафиксированы нарушения в виде превышения нагрузок на оси на протяжении 95 км:
на первую ось - 6,745 т при допустимой нагрузке 5 т,
на вторую ось - 11,695 т при допустимой нагрузке 4 т,
на третью ось - 11,830 т при допустимой нагрузке 4,0 т. (л.д. 10).
Размер причиняемого ущерба составил 103 518 руб.
С результатами измерений и Актом от 03.04.2015 N 1303 водитель транспортного средства ознакомлен, акт подписан им без каких-либо замечаний.
Порядок, правила и условия движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Размер ущерба, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам произведен в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 г. N 331-П "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области", Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934.
ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет весовой контроль на основании распоряжения Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 18.06.2012 г. N 103-р "Об осуществлении весового контроля".
Согласно п. 17 ст. 3 Закона N 257-ФЗ тяжеловесное транспортное средство-транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
Пунктом 2 Правил возмещения вреда установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Вышеуказанным транспортным средством осуществлялась перевозка тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области, являющихся собственностью Ульяновской области и находящихся на праве оперативного управления у ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", в соответствии с Перечнем автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 г. N 431-П.
Письмом в адрес АО "ЯСМ" направлена претензия от 29.04.2015 г. N 238/су, в которой предложено в добровольном порядке возместить сумму, в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов.
Ответчик до настоящего времени не возместил причиненный вред, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, лицом причинившим вред.
Вместе с тем, ответчик возражает относительно заявленных требований. Оценив доводы сторон по правилам ст. 65 и ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд признает заслуживающими внимание возражения истца на отзыв ответчика и не находит возражения последнего состоятельными по следующим основаниям.
Материалами дела подтвержден факт передачи истцу в оперативное управление автодорог Ульяновской области согласно распоряжению от 26.11.2001 г. N 05-0-259 и договору о закреплении за государственным учреждением государственного имущества на праве оперативного управления от 26.11.2001 г. (л.д. 88-91).
Протяженность маршрута ответчика определена согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 г. N 431-П, и складывается из:
- автодорога 73 ОП РЗ К-1441 "Большие Ключищи-Сенгилей-Елаур-Молвино-Байдулино" в Ульяновском районе протяженностью 10,405 км;
- автодорога 73 ОП РЗ К-1427 "Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка- граница области" в Теренгульском районе протяженностью 10,4 км;
- автодорога 73 ОП РЗ К-1427 "Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка- граница области" в Кузоватовском районе протяженностью 88,84 км; по данной дороге водитель проехал до места остановки сотрудниками ГИБДД 73 км;
- автодорога 73 ОП РЗ К-1434 "Бестужевка-Барыш-Николаевка-Павловка-граница области" в Кузоватовском районе протяженностью 1,425 км.
Общая протяженность маршрута: 10,405 км + 10,4 км + 73 км + 1,425 км = 95,23 км.
В отзыве на иск ответчик при проверке расчета исковых требований ошибочно принимает указанные в акте участки (1, 2, 3), которые имеются в таблице "Весовые параметры (ТС)" за фактически пройденный им километраж по региональным дорогам. Наименования автодорог в данном случае не относятся к участкам. Наличие нескольких участков в таблице акта означают лишь форму акта, одинаковую для всех транспортных средств, передвигающихся по Ульяновской области. Эти участки автодорог предусмотрены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 24.02.2015 г. N 10-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области". В данном случае по всему маршруту движения ограничения по массе были один и те же, поэтому маршрут не разделен на несколько участков. Как пояснил истец, графы таблицы "2 участок" весовщик заполнил не для расчета другого участка, а для наглядности собственнику и другим заинтересованным лицам, в частности, ГИБДД, о превышении не только ограничений по Приказу N 10-од, но и постановления Правительства РФ N 272, то есть нормативного документа, действующего независимо от времени года и введенных ограничений. Судом установлено, что нагрузки из графы 2 не учтены в расчете.
В связи с тем, что превышение предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства ответчиком было допущено в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 24.02.2015 г. N 10-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области", то и расчет произведен истцом по допустимым показателям, указанным в настоящем приказе.
Для всех трех дорог в приказе N 10-од установлено: допустимая нагрузка на каждую ось ТС при одиночной оси - 5 т, двухосной тележки - 4 т.
Учитывая, что транспортное средство ответчика имеет три оси, соответственно три строки таблицы в расчете и отражены - первая, одиночная ось - 5 т, вторая и третья сдвоенные оси - по 4 т каждая.
Формула приведена из постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934.
Расстояние между осями, как правило, замеряется на месте рулеткой весовыми инженерами, в расчет ущерба значение не вводится.
Расчет платы произведен в соответствие с постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 г. N 331-П "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области".
В указанном нормативном акте имеется таблица 2, в которой указано, что при превышении предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства от 30% до 40% составляет 15190 руб., при превышении предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства от 50% до 60% составляет 27330 руб., данный размер максимальный по таблице.
Таким образом, указанные суммы являются необоснованными и соответствующими данному нормативному акту.
Расчет индекса-дефлятора произведен согласно постановлению Правительства РФ от 16.11.2009 г. N 934. В формуле расчета вреда применяется базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:
Ттг=Тпгх1тг,
где:
Тпг - базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т20о8 = 1);
1ТГ - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Информация о введении временных ограничений была опубликована на сайтах dorogi73.ru, transport.ulregion.ru и build.ulgov.ru, а также в газете "Ульяновская правда" N 24 (23.665) от 26.02.2015 г. На сайте transport.ulregion.ru в настоящее время размещен действующий приказ от 2016 года, в связи с признанием утратившим силу Приказа N 10-од, последний был удален с сайта и размещен аналогичный на период 2016 года.
Обязанность по ознакомлению с имеющимися временными ограничениями движения тяжеловесных ТС полностью лежит на лице, планирующем свой маршрут следования по дорогам РФ.
Согласно п. 17 приказа Минтранса от 12.08.2011 г. N 211 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам", акт о введении ограничения согласовывается: с федеральным органом управления ГИБДД МВД РФ - по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; с органами управления ГИБДД МВД РФ по субъектам Российской Федерации - по частным автомобильным дорогам общего пользования.
Учитывая, что дороги, по которым двигался ответчик, являются региональными, согласование с органами ГИБДД не проводилось.
В отношении установки дорожных знаков в период временного ограничения истцом представлены акты о приемке выполненных работ формы КС-2 и журналы производства работ по монтажу-демонтажу знаков на период временного ограничения движения в 2015 году, проводимые подрядными организациями (л.д. 99-125).
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика платы в счет возмещения вреда, причинного автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: а/д "Большие Ключищи-Сенгилей-Елаур-Молвино-Байдулино" до км 0+100 а/д "Бестужевка-Барыш-Николаевка-Павловка-граница области" в сумме 103 518 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты госпошлины и при предъявлении иска ее не оплачивал, то в настоящее время госпошлина подлежит взысканию с ответчика непосредственно в доходы федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить полностью, расходы по госпошлине отнести на ответчика.
Взыскать с акционерного общества "Яснополянские строительные материалы" в пользу областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" сумму 103518 руб. 20 коп. в возмещение вреда, причиненного транспортным средством.
Взыскать с акционерного общества "Яснополянские строительные материалы" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 4 106 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению. Исполнительный лист может быть выдан по заявлению взыскателя.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья |
Т.А. Лапшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.