Решение Судебной коллегии Верховного суда Республики Мордовия
от 26 сентября 2000 г. N 3-21/2000
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: председательствующего - судьи Александрова С.В., заседателей Бойковой Г.С. и Митяевой В.С., с участием прокурора Деминой О.В. при секретаре Аношкиной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании от 26 сентября 2000 г. в г.Саранске дело по жалобе гр.N о признании недействительными: Закона Республики Мордовия от 17 сентября 1998 г. N 36-З "О маркировке товаров идентификационной маркой на территории Республики Мордовия" и постановления Правительства Республики Мордовия от 6 августа 1998 г. N 371 "О маркировке товаров идентификационной маркой на территории Республики Мордовия", установила:
Гр.N обратился в суд с жалобой, в которой просил признать недействительными: Закон Республики Мордовия от 17 сентября 1998 г. N 36-З "О маркировке товаров идентификационной маркой на территории Республики Мордовия" и постановление Правительства Республики Мордовия от 6 августа 1998 г. N 371 "О маркировке товаров идентификационной маркой на территории Республики Мордовия" с момента их издания. По мнению заявителя, обжалуемые нормативные акты нарушают права и свободы неопределенного круга лиц, так как ограничивают свободу экономической деятельности, препятствуют свободному обороту товаров и влекут дополнительное налогообложение.
В судебном заседании заявитель и его представитель гр.М доводы жалобы поддержали по тем же основаниям.
Представитель Государственного Собрания Республики Мордовия Боткин С.В. требования заявителя не признал и пояснил, что Закон Республики Мордовия "О маркировке товаров идентификационной маркой на территории Республики Мордовия" сам по себе не нарушает права и свободы граждан, так как содержит отсылочные нормы и не устанавливает ответственности за его неисполнение.
Представитель Правительства Республики Мордовия Кулясов В.П. требования заявителя признал частично, пояснив, что 20 сентября 2000 г. постановление Правительства Республики Мордовия от 6 августа 1998 г. N 371 "О маркировке товаров идентификационной маркой на территории Республики Мордовия" признано утратившим силу.
Заслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей Государственного Собрания Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, Судебная коллегия полагает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Закон Республики Мордовия от 17 сентября 1998 г. N 36-З "О маркировке товаров идентификационной маркой на территории Республики Мордовия" (с изменениями от 25 ноября 1998 г.) устанавливает обязательную маркировку идентификационной маркой продовольственных и непродовольственных товаров, реализуемых на территории Республики Мордовия хозяйствующими субъектами, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по перечню, утверждаемому Правительством Республики Мордовия (статья 1); указывает, что описание идентификационной марки, установление порядка изготовления, приобретения и определение организации по выполнению услуг маркировки товаров осуществляет Правительство Республики Мордовия (статья 2); предусматривает, что хозяйствующие субъекты, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность за нарушение установленных настоящим Законом правил в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия (статья 3).
Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 августа 1998 г. N 371 "О маркировке товаров идентификационной маркой на территории Республики Мордовия" (с изменениями от 3 сентября, 7 декабря 1998 г., 6 января 1999, 1 ноября, 9 декабря 1999 г., 16 мая 2000 г.) предписывает приступить с 1 сентября 1998 г. к обязательной маркировке идентификационной маркой товаров, реализуемых на территорию Республики Мордовия (пункт 1); утверждает Перечень товаров, подлежащих обязательному маркированию (алкогольная продукция, табачные изделия, пиво и безалкогольные напитки) и стоимость идентификационной марки с учетом возмещения расходов по ее изготовлению, транспортировке, хранению, страхованию, а также стоимость использования технических средств, обеспечивающих его идентификацию (пункт 2); утверждает Порядок маркировки отдельных товаров, реализуемых на территорию Республики Мордовия (пункт 4). Остальные пункты Постановления носят характер поручений соответствующим органам исполнительной власти республики, направленных на реализацию вышеуказанных предписаний.
Из содержания обжалуемых нормативных правовых актов следует, что введение обязательной маркировки идентификационной маркой продовольственных и непродовольственных товаров, реализуемых на территории Республики Мордовия хозяйствующими субъектами, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, безусловно ведет к ограничению свободы перемещения этих товаров на территории Российской Федерации, создаются дискриминирующие условия для хозяйствующих субъектов, реализующих товары на территории Республики Мордовия..
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Это означает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам исполнительной власти субъектов Российской запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров.
В силу пункта 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Предусмотренная обжалуемыми нормативными актами обязательная платная маркировка идентификационной маркой продовольственных и непродовольственных товаров, реализуемых на территории Республики Мордовия, является по существу сбором за разрешение на нахождение алкогольной продукции, табачных изделий, пива и безалкогольных напитков в обороте на территории республики, средства от которого поступают в Республиканский бюджет Республики Мордовия.
Согласно статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Действовавшая до 1 января 1999 г. статья 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом предусматривала обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
В то же время сбор за реализацию на территории субъекта Российской Федерации продовольственных и непродовольственных товаров не входит в перечень налогов, которые в соответствии со статьей 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" могут вводиться субъектом Российской Федерации.
Более того, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Довод представителя Государственного Собрания Республики о том, что Закон Республики Мордовия "О маркировке товаров идентификационной маркой на территории Республики Мордовия" не нарушает права и свободы граждан, так как содержит отсылочные нормы и не устанавливает ответственности за его неисполнение, является несостоятельным, поскольку данный Закон предусматривает норму об обязательности маркировки продовольственных и непродовольственных товаров идентификационной маркой, реализуемых на территории Республики Мордовия, и ответственность со ссылкой на законодательство Российской Федерации и Республики Мордовия.
Не может быть принят во внимание и довод Правительства Республики Мордовия о том, что идентификационная марка является специальной защитной мерой в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков, которые субъекты Российской Федерации могут вводить в целях защиты от подделок на основании пункта 4 статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Названный Федеральный закон не предусматривает возможность взимания платы за использование специальных защитных мер в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 этого Федерального закона исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производятся в порядке, определенном только законами Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Судебная коллегия решила:
Жалобу Гридина Владимира Евгеньевича удовлетворить.
Признать Закон Республики Мордовия от 17 сентября 1998 г. N 36-З "О маркировке товаров идентификационной маркой на территории Республики Мордовия" (с последующими изменениями) недействительным со дня вступления решения в законную силу.
Признать постановление Правительства Республики Мордовия от 6 августа 1998 г. N 371 "О маркировке товаров идентификационной маркой на территории Республики Мордовия" (с последующими изменениями) недействительным с момента издания.
Обязать газету "Известия Мордовии" опубликовать сообщение о признании вышеуказанных нормативных актов недействительными.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.
Председательствующий |
Александров С.В. |
Заседатели |
Бойкова Г.С. |
Митяева В.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Судебной коллегии Верховного суда Республики Мордовия от 26 сентября 2000 г. N 3-21/2000
Текст решения предоставлен Верховным судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника