Постановление Правительства Республики Мордовия от 1 июля 2013 г. N 253
"Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. N 579 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)".
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С. Сезганова.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Сушков |
Республиканская целевая программа
"Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 1 июля 2013 г. N 253)
Паспорт
Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
Наименование программы |
Республиканская целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Республики Мордовия от 4 июня 2012 г. N 327-Р |
Государственный заказчик-координатор Программы |
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия |
Основные разработчики Программы |
Минкульттуризм Республики Мордовия, Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия |
Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
цель Программы - создание в Республике Мордовия конкурентоспособного туристского комплекса, направленного на развитие внутреннего и въездного туризма, вносящего вклад в экономическое и социальное развитие региона. Задачи Программы: совершенствование системы мониторинга и управления туристской отраслью, развитие региональной нормативно-правовой базы в сфере туризма; привлечение частных и бюджетных инвестиций в туристскую сферу и развитие материально-технической базы туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства; формирование туристско-рекреационного кластера "Саранск"; развитие приоритетных видов туризма с целью формирования конкурентоспособного регионального туристского продукта; рекламно-информационное обеспечение развития туризма; кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма. Показатели Программы: численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха; количество предоставленных гостиницами ночевок; число гостиниц; номерной фонд гостиниц; число лиц, обслуженных в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах; объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха. |
Сроки и этапы реализации Программы |
реализация Программы рассчитана на 6 лет с 2013 по 2018 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
объем финансирования мероприятий Программы составит 13 449 045 тыс. рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 2 791 181 тыс. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 10 657 864 тыс. рублей, в том числе по годам: за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия: в 2013 году - 0 рублей; в 2014 году - 596 910 тыс. рублей; в 2015 году - 819 055 тыс. рублей; в 2016 году - 723 915 тыс. рублей; в 2017 году - 522 441 тыс. рублей; в 2018 году - 128 860 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников: в 2013 году - 32 710 тыс. рублей; в 2014 году - 2 282 500 тыс. рублей; в 2015 году - 2 913 500 тыс. рублей; в 2016 году - 2 765 000 тыс. рублей; в 2017 году - 1 975 154 тыс. рублей; в 2018 году - 689 000 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
в результате реализации Программы к 2018 году предполагается достичь следующих результатов: увеличение численности лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, до 160 тыс. человек в год; увеличение количества предоставленных гостиницами ночевок до 256 тыс. в год; увеличение числа гостиниц до 35 единиц; увеличение номерного фонда гостиниц до 3543 единиц; увеличение числа лиц, обслуженных в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах, до 35,5 тыс. человек в год; увеличение объема платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха до 2340 млн. рублей в год. Главным эффектом реализации Программы станет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом, нормализация торгового баланса региона, привлечение инвестиций в экономику региона, развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест, создание условий для удовлетворения широкого спектра потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, развлечении, спорте, общении, образовании, культурном просвещении, в деловых, религиозных и иных связях, повышение качества жизни, укрепление нравственного и физического здоровья местного населения |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы |
подготовка системы программных мероприятий и их реализация осуществляется путем ежегодного выделения бюджетных средств на выполнение Программы Министерству культуры и туризма Республики Мордовия как государственному заказчику, главному распорядителю бюджетных средств и основному исполнителю Программы. Министерство культуры и туризма Республики Мордовия несет ответственность за целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию предусмотренных мероприятий, обеспечивает выполнение Программы и в случае необходимости определяет соисполнителей по профилю предусматриваемых мероприятий посредством заключения договоров. В течение всего периода реализации Программы Министерство культуры и туризма Республики Мордовия осуществляет мониторинг реализации Программы. Исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, являющиеся разработчиками и исполнителями Программы, в установленный срок направляют в Министерство культуры и туризма Республики Мордовия аналитическую информацию о выполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств. Министерство культуры и туризма Республики Мордовия в установленный срок направляет в Министерство экономики Республики Мордовия обобщенную аналитическую информацию о выполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств. |
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.
В соответствии с Законом Республики Мордовия от 2 октября 2000 г. N 41-З "О туризме в Республике Мордовия" основными приоритетами в области развития туризма являются создание условий для развития и модернизации туристской инфраструктуры на территории Республики Мордовия, определение приоритетных направлений развития туристской деятельности, содействие туристской деятельности, создание благоприятных условий для ее развития, стимулирования внутреннего и въездного туризма, притока туристов из других регионов Российской Федерации и иностранных государств, оказание содействия в повышении роли туризма в формировании доходной части республиканского и местных бюджетов, в создании новых рабочих мест, содействие инвестированию средств в развитие туристской индустрии на территории Республики Мордовия, обеспечение охраны окружающей природной среды, сохранения исторического и культурного наследия.
Необходимость формирования конкурентоспособного туристского комплекса подчеркивается мировыми и общероссийскими положительными тенденциями развития туризма как одной из самых прогрессивных отраслей мировой экономики, а также широким мультипликативным эффектом развития внутреннего и въездного туризма, оказывающим стимулирующее воздействие на сопряженные с ним отрасли, такие как транспорт, строительство, общественное питание, реклама, связь, страхование, сельское хозяйство, производство и реализация сувенирной продукции и прочих товаров народного потребления.
Туризм способствует сохранению историко-культурных и природных памятников, развитию народных промыслов, удовлетворяет потребность населения в отдыхе и досуге, является неотъемлемым элементом укрепления физического и нравственного здоровья нации, способен поддерживать благоприятный имидж региона, в том числе с точки зрения его инвестиционной привлекательности. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами".
В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в Республике Мордовия туризм может стать весомым фактором, поддерживающим процессы дальнейшего социально-экономического развития, обеспечивая приток денежных средств, создавая рабочие места, стимулируя производство товаров, улучшая инфраструктуру и коммуникации, внося реальный вклад в улучшение платежного баланса региона. Особое значение туризма в формировании валового регионального продукта Мордовии заметно возрастает на фоне отсутствия в республике значимых запасов минеральных, топливных и иных ресурсов.
В период с 2007 по 2011 год в республике объем платных туристских услуг, оказанных населению, увеличился со 158,2 млн. руб. до 369,6 млн. руб.; услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - с 89,3 млн. руб. до 180,9 млн. руб.; санаторно-оздоровительных услуг - с 34,8 млн. руб. до 102,6 млн. рублей.
Подробный анализ статистических данных показывает, что спрос на услуги туризма в последние годы растет стабильно и динамично как в самой Мордовии, так и за ее пределами.
Вместе с тем, объективно оценивая ситуацию, необходимо отметить, что рынок туристских услуг в Республике Мордовия значительно отстает в своем развитии как от мировых, так и от общероссийских стандартов. Очевидным является тот факт, что туристский потенциал республики используется далеко не в полной мере. Во многих районах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания необходимой базовой инфраструктуры и их рекламного продвижения. В связи с этим в Мордовии наблюдается значительный перевес в сторону выездного туризма (как за рубеж, так и в другие регионы России). Республика лишается дополнительного дохода и инвестиций, рабочих мест, развития малых и средних предприятий, условий для полноценного отдыха населения. Происходит значительный отток капитала из региона.
Сегодня республика стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы.
Основа туристского потенциала Мордовии заключается в следующем:
расположение в центре главной зоны расселения России (расстояние от Саранска до Москвы - 640 км, до Нижнего Новгорода - 330 км, до Казани - 400 км, до Самары - 460 км);
хорошая транспортная доступность и транзитное положение региона (автомобильные дороги: трасса М5 Москва - Челябинск, Москва - Ульяновск, Нижний Новгород - Пенза; развитое железнодорожное сообщение практически со всеми регионами страны; аэропорт в г. Саранск);
мягкий умеренно-континентальный климат с четкой выраженностью сезонов года;
значительное природное разнообразие, обусловленное пограничным положением региона между лесной и лесостепной природными зонами, а также наличием более ста особо охраняемых природных территорий;
высокие темпы развития спорта, а также проведение крупных национальных праздников и фестивалей, деловых мероприятий как основа спортивного, событийного и делового туризма;
большое количество объектов религиозно-паломнического и этнического туризма;
широкая музейная сеть республики, наличие прочих объектов показа (архитектурные, исторические, археологические памятники и т. д.);
объекты санаторно-курортной инфраструктуры, созданные на основе имеющихся в республике различных лечебных факторов;
наличие потенциальных брендов, способных привлечь внимание туристов (к которым можно отнести имена С.Д. Эрьзи, Ф.Ф. Ушакова и другие, а также статус Мордовии как признанного центра финно-угорских народов России, значимого спортивного региона, узнаваемого паломнического центра).
Основываясь на детальном анализе туристско-рекреационного потенциала Республики Мордовия, к наиболее перспективным сегментам туристского рынка региона следует относить культурно-исторический, этнический, сельский, экологический, религиозный, спортивный туризм.
Необходимо понимать, что перечисленные факторы сами по себе практически не дают Мордовии конкурентного преимущества и являются лишь основой для развития туристского комплекса региона.
Основными субъектами туристского рынка Мордовии являются мелкие и средние предприятия, которые на данном этапе развития отрасли в одиночку не способны создать высококачественный туристский продукт, участвовать в развитии инфраструктуры. Поэтому процесс формирования и развития индустрии туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства. Реальная государственная поддержка должна заключаться в формировании механизмов государственно-частного партнерства, которое подразумевает тесное и эффективное взаимодействие всех органов государственной власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации проектов, направленных на развитие экономически эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Сложившаяся в Республике Мордовия ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристского комплекса не оказывает значительного влияния на позитивные изменения в отрасли. Поступательное увеличение внутреннего туристского потока сегодня является следствием увеличения спроса на услуги туризма в целом и не является показателем динамичного развития туризма в регионе. На фоне незначительного увеличения внутреннего и въездного потоков происходит обнажение и усугубление существующих в отрасли проблем:
недостаточное качество туристских услуг, оказываемых населению;
низкая конкурентоспособность туристского продукта Мордовии по отношению к соседним регионам;
значительное преобладание выездного туризма над внутренним и въездным, в результате чего образуется отрицательный вклад в платежный баланс Мордовии;
малые поступления от туризма в бюджеты всех уровней;
отсутствие потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в экономику региона;
незначительный вклад туристского комплекса республики в развитие инфраструктуры и отраслей, сопряженных с туризмом.
В условиях современной конкуренции между регионами, а также с ростом популярности зарубежных туров недостаточная государственная поддержка сферы туризма в Мордовии в ближайшие годы будет способствовать усилению перечисленных выше тенденций.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственное участие в решении таких проблем, как:
слабое финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству мест отдыха туристов и жителей республики;
отсутствие благоприятных условий для инвестиций и слабая предпринимательская активность в области индустрии туризма (высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры (сетей энергоснабжения, водоснабжения, транспортных сетей, очистных сооружений и т. д.) для создаваемых туристско-рекреационных комплексов; отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки);
слабая активность туристских фирм республики в работе по направлениям внутреннего и въездного туризма;
недостаточное понимание на уровне отдельных муниципальных образований значения туризма для социально-экономического развития региона;
дефицит квалифицированных туристских кадров;
невысокое разнообразие услуг;
низкое качество обслуживания туристов в целом;
недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
отсутствие активного продвижения туристских услуг региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках (в том числе отсутствие качественной системы информирования туристов на территории республики, отсутствие сильных туристских брендов).
К числу проблем, характерных для туристской сферы Мордовии, можно также отнести преобладание въезда в рамках экскурсионного, а также спортивного, событийного, делового туризма с характерными для этого "пиковыми" нагрузками и краткосрочным пребыванием туристов, в результате чего наблюдается низкий коэффициент загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения (в 2011 году - 29%). Это, в свою очередь, приводит к необоснованному завышению цен на услуги размещения.
По вышеуказанным причинам Мордовия имеет существенное отставание от целого ряда регионов России, и создание крупного и конкурентного туристского комплекса на территории республики будет затруднительно без использования программно-целевого метода.
В настоящее время требуется принципиально новый подход к формированию и адекватному финансированию программы по туризму. При этом следует исходить из того, что туризм - это сложнейший межотраслевой комплекс, требующий системного подхода к регулированию на государственном уровне возникающих взаимодействий многих отраслей хозяйства. Только гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта (историко-культурных и природных объектов, средств размещения, предприятий питания, развлечения и торговли, транспортного обслуживания, информационного и кадрового обеспечения) позволит обеспечить устойчивое развитие туризма, изменить его положение в экономике региона и принести ощутимые доходы в бюджет. Для исполнения программных мероприятий помимо, в первую очередь, бизнеса потребуется привлечь как научный потенциал, так и все профильные министерства, ведомства и другие структуры, от которых зависит слаженное функционирование туриндустрии нашего региона.
В течение последнего десятилетия более чем в 50 субъектах Российской Федерации были разработаны концепции, стратегии и региональные программы развития туризма на среднесрочную перспективу. В результате к настоящему моменту накоплен определенный положительный опыт использования программно-целевого метода с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг.
Целесообразность такого подхода подтверждена положениями Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 25 января 2013 г., а также обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:
значительная ресурсоемкость мероприятий Программы, необходимость концентрации бюджетных средств, а также привлечения частных инвестиций;
межотраслевой и межрегиональный характер мероприятий, определяющий потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений;
необходимость внедрения новых инструментов и технологий реализации приоритетов развития туристского комплекса;
необходимость централизованной координации действий для исключения дублирования с мероприятиями, проводимыми в рамках других программ и ведомственной деятельности;
возможность привлечения дополнительных средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", требующей наличия аналогичной региональной программы;
системообразующий характер Программы, позволяющий определить конкретные приоритеты, цели и методы развития туристской отрасли региона, привлечь к проблеме внимание бизнеса, а также отдельных муниципальных образований Республики Мордовия.
Одновременно программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных проектных мероприятий и предотвратить их распыление и освоение без ориентации на результат.
Таким образом, реализация Программы является эффективным способом создания конкурентоспособного туристского комплекса Республики Мордовия.
Варианты решения поставленных задач программно-целевым методом следует различать по двум основным признакам:
1) пропорциональное финансирование инфраструктурных проектов в сфере туризма, реализуемых равномерно на всей территории Республики Мордовия, либо концентрация бюджетных средств на финансировании инвестиционных проектов, объединенных территориально в единый туристско-рекреационный кластер, обладающий наибольшим потенциалом развития;
2) создание региональной туристской инфраструктуры преимущественно в виде предприятий государственной и муниципальной форм собственности, либо реализация частных инвестиционных проектов на основе выработанных механизмов государственно-частного партнерства.
В первом случае наиболее рациональным видится подход, при котором основная часть бюджетных средств осваивается при формировании единого туристско-рекреационного кластера "Саранск", обладающего выгодным экономико-географическим положением и значительным синергетическим потенциалом, способного значительно смягчить сезонные колебания туристского спроса, сосредотачивающего основную часть как жителей, так и гостей Мордовии, опирающегося на существующую развитую инфраструктуру города. Такой подход дополнительно обусловлен положениями федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", предусматривающей выделение средств федерального бюджета в рамках реализации кластерных региональных проектов. Выбранный вариант также согласуется с задачами подготовки республики и ее столицы к проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018ТМ. В то же время меньшая часть бюджетных средств путем конкурсного отбора реализуемых инвестиционных проектов может быть направлена в отдельные муниципальные районы Республики Мордовия с целью поддержания объектов, обладающих значительной культурно-исторической ценностью, экологической привлекательностью.
Во втором случае очевидным становится выбор подхода, при котором основную финансовую нагрузку при реализации инфраструктурных проектов в сфере туризма примет на себя бизнес, который, в свою очередь, вправе рассчитывать на государственную поддержку (как организационно-методическую, так и финансовую). Преимущества данного подхода заключаются в необходимости минимизации нагрузки на региональный и местные бюджеты, а также в необходимости повышения экономической эффективности туристского сектора региона, что становится затруднительно в условиях государственного управления объектами сервиса.
К основным рискам реализации Программы отнесены следующие:
1) отсутствие финансирования мероприятий Программы из республиканского бюджета Республики Мордовия;
2) отсутствие инвесторов, имеющих заинтересованность в реализации частных инвестиционных проектов в сфере туризма на территории региона;
3) конкуренция в сфере туризма со стороны близлежащих регионов;
4) макроэкономические и геополитические риски, оказывающие значительное влияние на формирование спроса в сфере туризма.
К факторам, минимизирующим указанные риски, можно отнести следующие:
1) Программа включает в себя ряд первостепенных мероприятий (реализация которых рассчитана на 2014 - 2015 годы), не требующих значительных финансовых затрат, исполнение которых подразумевает значительный рост показателей развития отрасли. Дорогостоящие проекты, требующие к тому же значительных организационных затрат, могут быть реализованы в более поздний период исполнения Программы.
Помимо выделения средств республиканского бюджета Республики Мордовия при реализации Программы планируется привлечение средств внебюджетных источников в сумме 10 657 864 тыс. рублей.
Весомым вкладом в формирование механизмов государственно-частного партнерства без привлечения средств республиканского бюджета Республики Мордовия может стать формирование грамотной налоговой политики в отношении субъектов предпринимательства, а также механизм льготного предоставления земельных участков;
2) Программа предполагает организацию тесного сотрудничества исполнительных органов государственной власти с представителями туристского бизнеса региона, включает ряд мероприятий по внедрению механизмов стимулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма (связанной не только с реализацией инфраструктурных, но также событийных проектов и развитием экскурсионной деятельности);
3) Программа предполагает выработку тесных механизмов сотрудничества с представителями туристских администраций регионов Поволжья, организацию "встречных" туристских потоков.
Значительное внимание в Программе уделяется мероприятиям, направленным на рекламно-информационную поддержку туристского комплекса Мордовии;
4) макроэкономические и геополитические риски слабо поддаются регулированию со стороны региональных исполнительных органов государственной власти, однако их стоит считать малозначительными, так как туристско-рекреационный комплекс Республики Мордовия ориентируется, прежде всего, на российских туристов, комплексный туристский продукт Мордовии не относится к категории премиального.
Раздел 2. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Основополагающей целью Программы является создание в Республике Мордовия конкурентоспособного туристского комплекса, направленного на развитие внутреннего и въездного туризма, вносящего вклад в экономическое и социальное развитие региона.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
совершенствование системы мониторинга и управления туристской отраслью, развитие региональной нормативно-правовой базы в сфере туризма;
привлечение частных и бюджетных инвестиций в туристскую сферу и развитие материально-технической базы туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства;
формирование туристско-рекреационного кластера "Саранск";
развитие приоритетных видов туризма с целью формирования конкурентоспособного регионального туристского продукта;
рекламно-информационное обеспечение развития туризма;
кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении 1 к Программе.
Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели реализации Программы могут уточняться в установленном порядке.
Программа предполагает достижение основных целей развития внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия в течение 2013 - 2018 годов.
Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых общественно значимых результатов реализации мероприятий по развитию туристско-рекреационного комплекса региона.
Меньший срок реализации Программы не позволит в полной мере оценить полученный результат и эффективность принятых мер государственной поддержки для создания комфортной предпринимательской среды в регионе, позволяющей привлечь инвестиции для развития внутреннего и въездного туризма на основе государственно-частного партнерства.
Длительный срок реализации Программы вносит значительные сложности, связанные с неминуемым возрастанием неопределенности, и без того присутствующей благодаря специфике отрасли, плохо поддающейся прогнозированию, зависимой от внешних и слабо управляемых факторов.
Раздел 3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий с разбивкой по срокам исполнения, объемам и источникам финансирования, указанием ответственных исполнителей приведен в приложении 3 к Программе.
План подготовки и принятия необходимых нормативно-правовых актов приведен в приложении 4 к Программе.
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализацию мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия (2 791 181 тыс. рублей) и средств из внебюджетных источников (10 657 864 тыс. рублей). Также в ходе реализации мероприятий Программы планируется привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011 - 2018 годы)".
Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам финансирования, в том числе объемы финансирования Программы с учетом прогнозируемых объемов привлечения средств федерального бюджета, приведены в приложении 2 к Программе.
Приведенные объемы финансирования Программы являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней.
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство культуры и туризма Республики Мордовия.
Ответственными исполнителями Программы являются:
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия;
Министерство информатизации и связи Республики Мордовия;
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия;
Министерство образования Республики Мордовия;
Министерство печати и информации Республики Мордовия;
Министерство по национальной политике Республики Мордовия;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия;
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия;
Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия;
Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия;
Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия;
Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия;
Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту.
В случае необходимости к реализации Программы могут привлекаться администрации муниципальных районов Республики Мордовия, иные заинтересованные организации в пределах их полномочий.
Управление и контроль за выполнением Программы осуществляются государственным заказчиком-координатором Программы в соответствии с разделом VII Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
Эффективная реализация Программы достигается путем создания адекватного механизма по ее управлению, предусматривающего:
формирование системы нормативных документов, определяющих порядок реализации Программы;
регулярную адаптацию положений и мероприятий Программы с учетом результатов мониторинга ее реализации;
предоставление ответственным исполнителям программных мероприятий необходимой и достаточной самостоятельности в процессе текущего управления реализацией Программы при одновременном осуществлении государственным заказчиком Программы оперативного контроля.
Подготовка системы программных мероприятий и их реализация осуществляются путем ежегодного выделения бюджетных средств на выполнение Программы Министерству культуры и туризма Республики Мордовия как государственному заказчику, главному распорядителю бюджетных средств и основному исполнителю Программы.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия разрабатывает и направляет в Министерство финансов Республики Мордовия сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год.
Министерство финансов Республики Мордовия на основании заявки Министерства культуры и туризма Республики Мордовия перечисляет средства республиканского бюджета Республики Мордовия, выделяемые в пределах утвержденной бюджетной росписи, на лицевой счет Министерства культуры и туризма Республики Мордовия.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия несет ответственность за целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию предусмотренных мероприятий.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия обеспечивает выполнение Программы и в случае необходимости определяет соисполнителей по профилю предусматриваемых мероприятий посредством заключения договоров.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, Правительство Республики Мордовия с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации Программы, инвестиционных кредитов, целевых субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки.
С целью координации работ по реализации Программы отдельные вопросы выносятся на рассмотрение Координационного совета по вопросам туризма при Правительстве Республики Мордовия.
В течение всего периода реализации Программы Минкульттуризм Республики Мордовия осуществляет мониторинг реализации Программы.
Исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, являющиеся разработчиками и исполнителями Программы, в установленные сроки направляют в Министерство культуры и туризма Республики Мордовия аналитическую информацию о выполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия в установленные сроки направляет в Министерство экономики Республики Мордовия обобщенную аналитическую информацию о выполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
На основании данных мониторинга Министерство культуры и туризма Республики Мордовия проводит оценку эффективности механизмов реализации Программы, вносит уточнения в перечень и содержание мероприятий Программы, состав исполнителей Программы, уточняет показатели Программы, затраты на осуществление программных мероприятий с учетом выделяемых средств.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия осуществляет размещение текста Программы и отчетов о ее реализации в сети Интернет.
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия, при необходимости, вносит в Министерство экономики Республики Мордовия предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации Программы.
Внесение изменений и дополнений, досрочное прекращение Программы осуществляются постановлением Правительства Республики Мордовия. Изменения в объемы финансирования Программы осуществляются постановлением Правительства Республики Мордовия с одновременным внесением изменений в республиканский бюджет Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период.
Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Как следует из обозначенной цели Программы, важнейшим результатом ее реализации станет формирование конкурентоспособного туристского комплекса Республики Мордовия, способного вносить существенный вклад в экономическое и социальное развитие региона.
Главным экономическим эффектом станет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом, таких как транспорт, строительство, общественное питание, реклама, связь, страхование, сельское хозяйство, производство и реализация сувенирной продукции и прочих товаров народного потребления.
С увеличением популярности внутреннего туризма по отношению к выездному будет наблюдаться значительное снижение оттока капитала из региона. В свою очередь, развитие въездного туризма будет способствовать оседанию в республике личных средств жителей других регионов, посетивших Мордовию.
Помимо расходования средств республиканского и муниципальных бюджетов республики Программа предполагает привлечение дополнительных частных инвестиций, которые будут направлены на развитие инфраструктуры региона и увеличение валового регионального продукта.
Программа призвана стимулировать предпринимательскую деятельность, предполагает создание новых рабочих мест, в том числе в малых городах и сельской местности республики.
Социальная значимость Программы обусловлена характерными особенностями туризма как отрасли, направленной на удовлетворение широкого спектра потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, развлечении, спорте, общении, образовании, культурном просвещении, в деловых, религиозных и иных связях.
Кроме того, Программа направлена на сохранение и развитие природного и культурно-исторического наследия Мордовии, искусства, на обеспечение правопорядка и безопасности, улучшение экологической обстановки.
В конечном счете, вышеперечисленные эффекты развития туризма окажут благоприятное влияние на качество жизни местного населения, укрепление их нравственного и физического здоровья, а также имиджа Мордовии не только как успешного туристского региона, но и как благополучной во всех отношениях республики.
В результате реализации Программы к 2018 году предполагается получить следующие результаты:
увеличение численности лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, до 160 тыс. человек в год;
увеличение количества предоставленных гостиницами ночевок до 256 тыс. в год;
увеличение числа гостиниц до 35 единиц;
увеличение номерного фонда гостиниц до 3543 единиц;
увеличение числа лиц, обслуженных в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах, до 35,5 тыс. человек в год;
увеличение объема платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха до 2340 млн. рублей в год.
Оценка эффективности Программы проводится путем сопоставления целевых и фактических значений показателей результативности. Результаты оценки обеспечивают государственных заказчиков Программы информацией для принятия оперативных управленческих решений.
Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении 5 к Программе.
Приложение 1
к Республиканской целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
Целевые индикаторы и показатели
Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
2011 год (факт) |
2012 год (оценка) |
2013 год (оценка) |
2014 год (прогноз) |
2015 год (прогноз) |
2016 год (прогноз) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
1. |
Численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха |
тыс. чел. |
93,4 |
100,9 |
108,9 |
117,7 |
127,1 |
137,2 |
148,2 |
160,0 |
2. |
Количество предоставленных гостиницами ночевок за год |
тыс. |
149,6 |
161,5 |
174,5 |
188,4 |
203,5 |
219,7 |
237,3 |
256,3 |
3. |
Число гостиниц |
ед. |
28 |
30 |
30 |
31 |
32 |
32 |
35 |
35 |
4. |
Номерной фонд гостиниц |
номеров |
674 |
905 |
905 |
1064 |
1144 |
1184 |
3543 |
3543 |
5. |
Численность обслуженных в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах |
тыс. чел. |
24,5 |
25,7 |
27,8 |
29,1 |
30,6 |
32,2 |
33,8 |
35,5 |
6. |
Объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха |
млн. руб. |
653 |
783 |
940 |
1128 |
1354 |
1624 |
1949 |
2340 |
Приложение 2
к Республиканской целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
Объемы финансирования
Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
Таблица 1 - Объемы финансирования Программы
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
всего |
|
Республиканский бюджет Республики Мордовия |
0 |
596 910 |
819 055 |
723 915 |
522 441 |
128 860 |
2 791 181 |
Внебюджетные источники |
32 710 |
2 282 500 |
2 913 500 |
2 765 000 |
1 975 154 |
689 000 |
10 657 864 |
Итого по Программе: |
32 710 |
2 879 410 |
3 732 555 |
3 488 915 |
2 497 595 |
817 860 |
13 449 045 |
Таблица 2 - Объемы финансирования программы с учетом прогнозируемых объемов привлечения средств федерального бюджета
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
всего |
|
Республиканский бюджет Республики Мордовия |
0 |
596 910 |
819 055 |
723 915 |
522 441 |
128 860 |
2 791 181 |
Федеральный бюджет |
0 |
570 250 |
722 375 |
685 250 |
487 788 |
166 250 |
2 631 913 |
Внебюджетные источники |
32 710 |
1 712 250 |
2 191 125 |
2 079 750 |
1 487 366 |
522 750 |
8 025 951 |
Итого по Программе: |
32 710 |
2 879 410 |
3 732 555 |
3 488 915 |
2 497 595 |
817 860 |
13 449 045 |
Приложение 3
к Республиканской целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
Перечень
мероприятий Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
N п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
Источники финансирования |
||||||
всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Раздел 1. Совершенствование системы мониторинга и управления туристской отраслью, развитие региональной нормативно-правовой базы в сфере туризма | |||||||||||
1. |
Оценка туристского потенциала Республики Мордовия |
2013 год |
Министерство целевых программ Республики Мордовия |
6140 |
6140 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
2. |
Разработка Стратегии развития туризма в Республике Мордовия |
2013 год |
Министерство целевых программ Республики Мордовия |
6500 |
6500 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
3. |
Разработка плана реализации Стратегии развития туризма в Республике Мордовия |
2013 год |
Министерство целевых программ Республики Мордовия |
5070 |
5070 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
4. |
Актуализация Закона Республики Мордовия от 2 октября 2000 г. N 41-З "О туризме в Республике Мордовия" |
2013 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
5. |
Формирование эффективной системы статистики туризма (совершенствование системы показателей и индикаторов, организация сбора и анализа информации) |
2013 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Мордовиястат (по согласованию) |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
6. |
Разработка системы мер поддержки малого и среднего бизнеса, ориентированного на развитие внутреннего и въездного туризма, в том числе мер, направленных на создание благоприятного налогового климата для данных предприятий |
2013 - 2018 годы |
Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Минкультуры Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
7. |
Разработка программ сотрудничества с регионами Российской Федерации и зарубежными представительствами по вопросам развития туризма |
2013 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Миннац Республики Мордовия совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
8. |
Реализация Плана подготовки и принятия нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2014 годы)" (приложение 5 к Программе) |
2013 год |
Минкультуры Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
|
Итого по разделу: |
|
|
17710 |
17710 |
|
|
|
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
Раздел 2. Привлечение частных и бюджетных инвестиций в туристскую сферу и развитие материально-технической базы туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства | |||||||||||
9. |
Создание и ведение пакета инвестиционных предложений и проектов развития туристской инфраструктуры Республики Мордовия, поиск заинтересованных инвесторов |
2013 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
10. |
Содействие в урегулировании земельных отношений в рамках реализации инвестиционных проектов в сфере туризма |
2013 - 2018 годы |
Госкомимущество Республики Мордовия, Минлесхоз Республики Мордовия, Минсельхозпрод Республики Мордовия, Минкультуры Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
11. |
Субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства части процентной ставки по кредитам, взятым в коммерческих банках на развитие туристской индустрии Республики Мордовия |
2014 - 2018 годы |
Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Минкультуры Республики Мордовия |
80000 |
|
8000 |
16000 |
16000 |
20000 |
20000 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
12. |
Формирование перечня инвестиционных проектов (как государственных, так и частных), входящих в туристско-рекреационный кластер "Саранск" |
2013 - 2016 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Министерство целевых программ Республики Мордовия совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
13. |
Развитие туристской инфраструктуры в рамках единого туристско-рекреационного кластера "Саранск", в т. ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.1 |
подготовка гостиничной инфраструктуры к проведению игр Чемпионата мира по футболу FIFA 2018TM: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.1.1 |
строительство 2-ой очереди отеля "Олимпия" уровня 4* на 80 номеров |
2013 - 2016 годы |
Министерство целевых программ Республики Мордовия, Минстрой Республики Мордовия |
13500
256500 |
|
1000
19000 |
5000
95000 |
5000
95000 |
2500
47500 |
|
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
13.1.2 |
строительство 2-ой очереди отеля "Саранск" уровня 4* на 100 номеров |
2013 - 2016 годы |
Министерство целевых программ Республики Мордовия, Минстрой Республики Мордовия |
15000
285000 |
|
2500
47500 |
5000
95000 |
5000
95000 |
2500
47500 |
|
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
13.1.3 |
строительство ресторанного комплекса к отелю "Саранск" |
2015 - 2016 годы |
Минжилкомхоз Республики Мордовия |
10000
190000 |
|
|
5000
95000 |
5000
95000 |
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
13.1.4 |
строительство гостинично-жилого комплекса "ТАВЛА" уровня 3/4* на 1056 номеров |
2014 - 2017 годы |
Министерство целевых программ Республики Мордовия, Минстрой Республики Мордовия |
243302
4622738 |
|
60000
1140000 |
65000
1235000 |
75000
1425000 |
43302
822738 |
|
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
13.1.5 |
строительство гостинично-жилого комплекса "ТАВЛА" уровня 2* на 680 номеров |
2014 - 2017 годы |
Министерство целевых программ Республики Мордовия, Минстрой Республики Мордовия |
149654
2843416 |
|
50000
950000 |
50000
950000 |
30000
570000 |
19654
373416 |
|
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
13.1.6 |
строительство отеля "Технопарк" уровня 2* на 20 номеров |
2014 - 2015 годы |
Министерство целевых программ Республики Мордовия, Минстрой Республики Мордовия |
151000 |
|
124000 |
27000 |
|
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
13.1.7 |
капитальный ремонт санатория "Алатырь" |
2014 - 2016 годы |
Минздрав Республики Мордовия |
70000 |
|
29500 |
29500 |
11000 |
|
|
внебюджетные источники |
13.2 |
развитие транспортной инфраструктуры к проведению игр Чемпионата мира по футболу FIFA 2018TM: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.2.1 |
строительство терминала с пропускной способностью 1000 чел./час в аэропорту г. Саранск |
2014 - 2015 годы |
Госкомтранс Республики Мордовия, Минстрой Республики Мордовия |
175200 |
|
87600 |
87600 |
|
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
13.2.2 |
строительство вокзального комплекса в г. Рузаевка |
2014 - 2016 годы |
Госкомтранс Республики Мордовия, Минстрой Республики Мордовия |
560000 |
|
187000 |
187000 |
186000 |
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
13.3 |
доработка генерального плана застройки на участке между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово (в районе р. Тавла) г. Саранска (во втором микрорайоне) с целью создания центра туристского притяжения |
2013 год |
Министерство целевых программ Республики Мордовия |
15000 |
15000 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
13.4 |
реализация иных частных инвестиционных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства на условиях конкурсного софинансирования |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
110000
2090000 |
|
5000
95000 |
20000
380000 |
20000
380000 |
30000
570000 |
35000
665000 |
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
|
Итого по разделу: |
|
|
1507656
10372654 |
15000 |
525100
2281000 |
467600
2879500 |
342000
2671000 |
117956
1861154 |
55000
665000 |
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
Раздел 3. Развитие приоритетных видов туризма с целью формирования конкурентоспособного регионального туристского продукта | |||||||||||
14. |
Развитие событийного туризма в Республике Мордовия: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.1 |
проведение ежегодного международного фестиваля по топиарному искусству |
2014 - 2018 годы |
Министерство целевых программ Республики Мордовия |
25000 |
|
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
14.2 |
проведение ежегодного международного фестиваля футбола |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Минспорт Республики Мордовия, Министерство целевых программ Республики Мордовия |
9500 |
|
1500 |
1700 |
1900 |
2100 |
2300 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
14.3 |
проведение ежегодного межрегионального фестиваля скульпторов - мастеров по дереву |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
7000 |
|
1000 |
1200 |
1400 |
1600 |
1800 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
14.4 |
проведение ежегодного межрегионального фестиваля, посвященного Ф.Ф. Ушакову |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
6000 |
|
800 |
1000 |
1200 |
1400 |
1600 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
14.5 |
разработка и реализация плана иных событийных проектов в сфере туризма |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия |
31000 |
|
2000 |
6500 |
7000 |
7500 |
8000 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
15. |
Развитие на территории Республики Мордовия культурно-исторического туризма: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15.1 |
создание основного пешеходного туристского маршрута по г. Саранск "Красная линия" с организацией визуальной системы подробного справочного и навигационного сопровождения по данному маршруту |
2014 год |
Минкультуры Республики Мордовия |
4000 |
|
3100 |
200 |
220 |
230 |
250 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
15.2 |
насыщение городской среды населенных пунктов Мордовии памятниками, иными малыми архитектурными формами в местах сосредоточения туристских потоков |
2015 - 2017 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
10500 |
|
|
3500 |
3500 |
3500 |
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
15.3 |
вовлечение в туристский оборот объектов культуры (музеев, театров и пр.) Республики Мордовия: модернизация музейных экспозиций, разработка программ приема, тематических мероприятий, активизация выставочной деятельности и т. д. |
2014 - 2017 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
18000 |
|
3000 |
5000 |
5000 |
5000 |
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
15.4 |
создание в черте г. Саранск тематического парка развлечений (формирование инвестиционного предложения, урегулирование земельных отношений, оформление проектной документации, привлечение заинтересованных частных инвесторов, строительные работы) |
2014 - 2017 годы |
Минстрой Республики Мордовия, Минкультуры Республики Мордовия |
192000
140000 |
|
12000 |
40000 |
60000
60000 |
80000
80000 |
|
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
16 |
Развитие на территории Республики Мордовия центров этнического туризма: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.1 |
благоустройство, озеленение окрестностей наиболее популярных туристских центров, обеспечение туристских центров бесплатным доступом к Wi-Fi, реставрация памятников истории и культуры, иных объектов показа, находящихся в республиканской и муниципальной собственности |
2014 - 2017 годы |
Минстрой Республики Мордовия, Минкультуры Республики Мордовия |
40000 |
|
2500 |
10000 |
12500 |
15000 |
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
16.2 |
реализация проекта "Город мастеров", развитие народных промыслов (разработка товарного знака "Сделано мастерами Мордовии" в отношении производимой в республике сувенирной продукции, содействие распространению продукции под данным брендом, в т. ч. ее реализация посредством Интернет-торговли, продвижение в торговые предприятия за пределами республики) |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Миннац Республики Мордовия |
4000 |
|
2000 |
500 |
500 |
500 |
500 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
16.3 |
возрождение традиций национальной мордовской кухни (содействие предприятиям общественного питания / торговли, специализирующимся на реализации продуктов национальной кухни; формирование сборника рецептов и их рекомендация предприятиям общественного питания) |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Миннац Республики Мордовия |
200 |
|
200 |
|
|
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
17. |
Развитие на территории Республики Мордовия центров экологического и сельского туризма: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17.1 |
благоустройство рекреационных зон (кемпингов, пляжей и пр.) |
2015 - 2016 годы |
Минстрой Республики Мордовия, Минкультуры Республики Мордовия |
30000
30000 |
|
|
10000
10000 |
10000
10000 |
10000
10000 |
|
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
17.2 |
организация "зеленых стоянок" для автотранспорта вдоль главных туристских маршрутов |
2014 - 2018 годы |
Минстрой Республики Мордовия, Минкультуры Республики Мордовия |
22000 |
|
3000 |
4000 |
5000 |
5000 |
5000 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
18. |
Создание и обеспечение эффективного функционирования объектов спортивно-туристского назначения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18.1 |
проведение ежегодного форума The Football Business Sammit |
2015 - 2018 годы |
Министерство целевых программ Республики Мордовия, Минспорт Республики Мордовия |
30000
30000 |
|
|
7500
7500 |
7500
7500 |
7500
7500 |
7500
7500 |
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
18.2 |
проведение ежегодного форума Soccerex |
2015 - 2018 годы |
Министерство целевых программ Республики Мордовия, Минспорт Республики Мордовия |
60000
60000 |
|
|
15000
15000 |
15000
15000 |
15000
15000 |
15000
15000 |
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
18.3 |
проведение ежегодного форума "Опыт стран в мировых спортивных проектах" для городов-организаторов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018TM |
2014 - 2018 годы |
Министерство целевых программ Республики Мордовия, Минспорт Республики Мордовия |
7500
7500 |
|
1500
1500 |
1500
1500 |
1500
1500 |
1500
1500 |
1500
1500 |
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
18.4 |
строительство тренировочного комплекса для футбольных клубов |
2015 - 2017 годы |
Министерство целевых программ Республики Мордовия, Минспорт Республики Мордовия |
653800 |
|
|
218000 |
217900 |
217900 |
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
18.5 |
подготовка Интернет-портала по услугам спортивного туризма (booking-sport) |
2014 год |
Министерство целевых программ Республики Мордовия, Минспорт Республики Мордовия |
1500 |
|
1500 |
|
|
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
18.6 |
создание республиканского туристского спортивно-досугового полигона, спортивного центра по скалолазанию, прокатного фонда туристского снаряжения; инициирование создания новых турклубов в районах республики |
2014 - 2018 годы |
Минспорт Республики Мордовия совместно с Федерацией спортивного туризма Республики Мордовия |
3350 |
|
600 |
650 |
650 |
700 |
750 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
18.7 |
организация учебно-тренировочной и соревновательной деятельности по спортивно-оздоровительному туризму, участие команд Республики Мордовия во Всероссийских чемпионатах и первенствах |
2014 - 2018 годы |
Минспорт Республики Мордовия совместно с Федерацией спортивного туризма Республики Мордовия |
1800 |
|
300 |
300 |
350 |
400 |
450 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
18.8 |
создание методических рекомендаций для теоретической и практической подготовки спортсменов, создание и тиражирование спортивных и туристских карт; разработка и издание путеводителей, буклетов по спортивно-туристским маршрутам, инициирование информационных поводов и публикаций в республиканских СМИ о мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни |
2014 - 2018 годы |
Минспорт Республики Мордовия совместно с Федерацией спортивного туризма Республики Мордовия |
1043 |
|
198 |
200 |
210 |
215 |
220 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
18.9 |
проведение и участие в научно-практических семинарах для инструкторов, педагогов, обучающихся, родителей и общественности; подготовка и переподготовка туристских кадров |
2014 - 2018 годы |
Минспорт Республики Мордовия совместно с Федерацией спортивного туризма Республики Мордовия |
757 |
|
142 |
150 |
150 |
155 |
160 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
18.10 |
организация экскурсий и досуговых программ на базе спортивных сооружений Республики Мордовия для жителей и гостей региона |
2014 - 2018 годы |
Минспорт Республики Мордовия |
600 |
|
120 |
120 |
120 |
120 |
120 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
|
Итого по разделу: |
|
|
1159550
267500 |
|
40460
1500 |
332020
34000 |
356600
94000 |
380320
114000 |
50150
24000 |
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
Раздел 4. Деятельность туристско-информационного центра | |||||||||||
19. |
Создание республиканского туристско-информационного центра в форме государственного учреждения Республики Мордовия; поддержание его функционирования |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Минстрой Республики Мордовия |
14400 |
|
4000 |
2000 |
2400 |
2800 |
3200 |
республиканский бюджет РМ |
20. |
Приобретение экскурсионного автобуса |
2014 год |
Минкультуры Республики Мордовия |
4500 |
|
4500 |
|
|
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
21. |
Разработка единого фирменного стиля для продвижения туристского продукта Республики Мордовия (логотипа, брендовых цветов, шрифтов, графических элементов и пр.) с последующим использованием при разработке рекламно-информационных материалов (печатной продукции, справочных стендов, Интернет-ресурса) |
2014 год |
Минкультуры Республики Мордовия, Минпечати Республики Мордовия |
150 |
|
150 |
|
|
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
22. |
Создание бренд-бука региона (каталогов, буклетов, путеводителей, карт, презентационных открыток, календарей, прочей рекламно-информационной, имиджевой продукции) на русском и английском языках |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Минпечати Республики Мордовия |
9000 |
|
1200 |
1400 |
1600 |
1800 |
3000 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
23. |
Информационное взаимодействие с российскими и зарубежными туристско-информационными центрами (обмен рекламно-информационными материалами на взаимовыгодной основе, организация "встречных" туристских потоков и пр.) |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
24. |
Создание, информационное наполнение, продвижение и поддержка официального туристского сайта Республики Мордовия, в том числе: создание на базе официального туристского сайта автоматизированной системы бронирования туристских услуг, билетов; создание на базе официального туристского сайта электронного путеводителя по Республике Мордовия; создание адаптированной версии официального туристского сайта для портативных электронных устройств; внедрение QR-программы; перевод официального туристского сайта Республики Мордовия на английский язык |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
4200 |
|
3000 |
300 |
300 |
300 |
300 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
25. |
Установка туристско-информационных терминалов в местах сосредоточения туристских потоков, поддержание их функционирования |
2016 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Минпечати Республики Мордовия |
6600 |
|
|
|
6000 |
300 |
300 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
26. |
Установка унифицированных дорожных указателей на русском и английском языках, указывающих направление движения к объектам, имеющим туристскую привлекательность |
2014 - 2018 годы |
Минстрой Республики Мордовия, Минкультуры Республики Мордовия |
1125 |
|
300 |
600 |
45 |
60 |
120 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
27. |
Размещение имиджевой информации о Республике Мордовия на наружных носителях в городах, имеющих приоритетное значение для привлечения туристов в республику |
2014 - 2018 годы |
Минпечати Республики Мордовия, Минкультуры Республики Мордовия |
4500 |
|
500 |
700 |
900 |
1100 |
1300 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
28. |
Проведение презентационных мероприятий туристского потенциала Республики Мордовия в регионах, имеющих приоритетное значение для привлечения туристов в республику, с привлечением творческих коллективов, а также представителей туристского бизнеса |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
4500 |
|
700 |
800 |
900 |
1 000 |
1100 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
29. |
Проведение ежегодного открытого конкурса туристских материалов (фотографий, рекламных статей, сувенирной продукции, детских рисунков и пр.), приуроченного к Всемирному дню туризма, с последующей публикацией/ экспонированием результатов |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Минобразование Республики Мордовия, Минпечати Республики Мордовия |
400 |
|
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
30. |
Размещение информации о туристском потенциале Республики Мордовия в специализированных туристских изданиях и каталогах, а также на профессиональных Интернет-ресурсах |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
2500 |
|
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
31. |
Создание и трансляция на федеральных телеканалах телепрограмм о туризме в Республике Мордовия |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Минпечати Республики Мордовия |
5500 |
|
2500 |
|
|
3000 |
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
32. |
Создание цикловой телепрограммы по туризму с выходом ее в эфир на одном из местных телеканалов Республики Мордовия, размещением на официальном туристском сайте |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Минпечати Республики Мордовия |
10400 |
|
2000 |
2000 |
2100 |
2100 |
2200 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
33. |
Участие в международных и межрегиональных туристских выставках единым региональным стендом с привлечением к участию максимального круга представителей туристской индустрии республики |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
21000 |
|
3800 |
4000 |
4200 |
4400 |
4600 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
34. |
Содействие проведению рекламно-информационных туров по территории Республики Мордовия для представителей СМИ, туристского бизнеса, туристских администраций регионов (предоставление субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат в качестве поощрения разработки лучших туристских маршрутов и программ) |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
2100 |
|
150 |
300 |
450 |
600 |
600 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
35. |
Организация и проведение экскурсионных туров по Республике Мордовия для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (предоставление субсидий на данные цели юридическим лицам в качестве поощрения разработки лучших туристских маршрутов и программ для детей) |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Минсоцзащиты Республики Мордовия, Минобразование Республики Мордовия |
1750 |
|
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
36. |
Разработка и реализация проекта "Карта гостя Республики Мордовия" - предоставление системы скидок при пользовании объектами туристской индустрии, общественным транспортом, предприятиями общественного питания и пр. при многодневном или неоднократном посещении республики |
2015 - 2018 годы |
Мининформсвязи Республики Мордовия, Минкультуры Республики Мордовия, Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Госкомтранс Республики Мордовия |
3200 |
|
1200 |
500 |
500 |
500 |
500 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
37. |
Учреждение и проведение ежегодного республиканского конкурса, направленного на стимулирование развития сферы услуг |
2014 - 2018 годы |
Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Минкультуры Республики Мордовия, Министерство целевых программ Республики Мордовия |
22000 |
|
4000 |
4200 |
4400 |
4600 |
4800 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
|
Итого по разделу: |
|
|
117825 |
|
28820 |
17675 |
24725 |
23545 |
23060 |
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
Раздел 5. Кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма | |||||||||||
38. |
Проведение ежегодной региональной олимпиады по туризму и краеведению среди учащихся высших и средних учебных заведений |
2014 - 2018 годы |
Минобразование Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
39. |
Проведение мониторинга потребности туристских предприятий Республики Мордовия в квалифицированных кадрах |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
40. |
Создание и ведение базы данных о выпускниках учебных заведений, профессорско-преподавательском составе и других специалистах сферы туризма |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
41. |
Создание системы взаимодействия предприятий сферы туризма и учебных заведений с целью подготовки и повышения квалификации туристских кадров (в т. ч. участие представителей турбизнеса в образовательной деятельности учебных заведений, заключение долгосрочных соглашений между учебными заведениями и предприятиями туриндустрии о создании баз практики, о целевом направлении на учебу, о заказе на выпускников учебных заведений для работы на предприятиях) |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
42. |
Создание программ обучения, а также непрерывно функционирующего учебного центра (на базе одного из образовательных учреждений) по обучению, переподготовке и повышению квалификации специалистов сферы обслуживания |
2014 - 2015 годы |
Минкультуры Республики Мордовия, Минобразование Республики Мордовия, Министерство целевых программ Республики Мордовия |
3200 |
|
2000 |
1200 |
|
|
|
республиканский бюджет Республики Мордовия |
43. |
Разработка совместно со специализированными учреждениями и организациями, включая учебные заведения, перспективных планов фундаментальных и прикладных исследований в сфере туризма; проведение исследовательских и прикладных работ в сфере туризма в соответствии с утверждаемыми планами и организация их внедрения |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
в пределах текущих ассигнований |
|
||||||
44. |
Проведение ежегодной научно-практической конференции по вопросам развития внутреннего и въездного туризма с участием работников туристской сферы, представителей органов власти, администраций муниципальных образований, российских и зарубежных экспертов, студенческого и профессорско-преподавательского состава; проведение в рамках конференции открытых конкурсов научно-исследовательских и инновационных работ в сфере туризма |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
1950 |
|
350 |
370 |
390 |
410 |
430 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
45. |
Участие представителей туристской индустрии республики в выездных конференциях, семинарах, конкурсах, форумах с целью обмена опытом в области развития внутреннего и въездного туризма |
2014 - 2018 годы |
Минкультуры Республики Мордовия |
1000 |
|
180 |
190 |
200 |
210 |
220 |
республиканский бюджет Республики Мордовия |
|
Итого по разделу: |
|
|
6150 |
|
2530 |
1760 |
590 |
620 |
650 |
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
|
Итого по Программе: |
|
|
2791181
10657864 |
32710 |
596910
2282500 |
819055
2913500 |
723915
2765000 |
522441
1975154 |
128860
689000 |
республиканский бюджет Республики Мордовия
внебюджетные источники |
Приложение 4
к Республиканской целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
План
подготовки и принятия нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
N п/п |
Нормативно-правовой акт |
Срок принятия |
1 |
2 |
3 |
1. |
Постановление Правительства Республики Мордовия "О Координационном совете по туризму при Правительстве Республики Мордовия" |
IV квартал 2013 г. |
2. |
Постановление Правительства Республики Мордовия "Об утверждении Положения о создании туристско-информационного центра Республики Мордовия" |
IV квартал 2013 г. |
3. |
Постановление Правительства Республики Мордовия "Об утверждении Порядка субсидирования субъектам предпринимательства части процентной ставки по кредитам, взятым в коммерческих банках на развитие туристской индустрии Республики Мордовия" |
IV квартал 2013 г. |
4. |
Постановление Правительства Республики Мордовия "Об утверждении Порядка субсидирования субъектам предпринимательства части расходов, понесенных на реализацию частных инвестиционных проектов в сфере туризма" |
IV квартал 2013 г. |
5. |
Постановление Правительства Республики Мордовия "О создании туристско-рекреационного кластера "Саранск" |
IV квартал 2013 г. |
6. |
Постановление Правительства Республики Мордовия "Об утверждении Положения об условиях использования товарного знака "Сделано мастерами Мордовии" (наряду с регистрацией товарного знака) |
IV квартал 2014 г. |
7. |
Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об утверждении перечня приоритетных фундаментальных и прикладных исследований в сфере туризма" |
IV квартал 2013 г. |
8. |
Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об утверждении календаря туристских событий Республики Мордовия" |
I квартал 2014 г., далее - ежегодно |
9. |
Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об утверждении Методики формирования перечня объектов республиканской и муниципальной собственности, подлежащих реконструкции и благоустройству в рамках реализации Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)" |
II квартал 2014 г. |
10. |
Приказ Минкультуры Республики Мордовия "О добровольной паспортизации туристских маршрутов и программ Республики Мордовия" |
II квартал 2014 г. |
11. |
Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об утверждении Положения о проведении конкурса "Лидер туристской индустрии Республики Мордовия" |
II квартал 2014 г., далее - ежегодно |
12. |
Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об утверждении туристского кадастра Республики Мордовия" |
IV квартал 2014 г. |
13. |
Приказ Минкультуры Республики Мордовия "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по аккредитации организаций, осуществляющих классификацию коллективных средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей" |
IV квартал 2014 г. |
Приложение 5
к Республиканской целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
Методика
оценки эффективности Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
1. Оценка эффективности реализации Программы ежегодно производится на основе системы целевых показателей и обеспечивает мониторинг изменений, произошедших за оцениваемый период, для уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
2. Основные показатели, характеризующие эффективность реализации Программы:
численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха;
количество предоставленных гостиницами ночевок;
число гостиниц;
номерной фонд гостиниц;
число лиц, обслуженных в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах;
объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха.
3. Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых значений показателей с их целевыми значениями.
4. Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где:
En - эффективность реализации Программы (в процентах);
Tf - фактические значения индикаторов, достигнутые в ходе реализации Программы;
Tn - нормативные значения индикаторов;
N - количество индикаторов Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях создания в Республике Мордовия конкурентоспособного туристского комплекса, направленного на развитие внутреннего и въездного туризма, вносящего вклад в экономическое и социальное развитие региона, утверждена программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)".
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: совершенствование системы мониторинга и управления туристской отраслью, привлечение частных и бюджетных инвестиций в туристскую сферу, развитие приоритетных видов туризма с целью формирования конкурентоспособного регионального туристского продукта, рекламно-информационное обеспечение развития туризма, кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма.
Программа рассчитана на 6 лет - с 2013 по 2018 год и на ее финансирование выделено 13 449 045 тыс. рублей.
Определен перечень мероприятий,предусмотренных в рамках реализации программы.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 1 июля 2013 г. N 253 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013 - 2018 годы)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Известия Мордовии" от 19 июля 2013 г. N 103-37
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. N 579 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.