Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 4 июля 2008 г. N 3-17/2008
(извлечение)
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 января 2009 г. N 13 постановление Правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2008 г. N 37 признано утратившим силу с 29 октября 2008 г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Мордовия о признании постановления Правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2008 г. N 37 "О порядке добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий, суд установил:
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2008 г. N 37 "О порядке добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия" утвержден Порядок добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия.
Текст Постановления Правительства РМ от 08.02.2008 N 37 опубликован в газете "Известия Мордовии" от 21.02.2008 г. N 26-6.
Прокурор Республики Мордовия обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании Постановления Правительства Республики Мордовия от 08.02.2008 г. N 37 "О порядке добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемым нормативным актом утвержден Порядок добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия.
Пунктом 2 Порядка установлено, что основанием для добычи землепользователями земельных участков в их границах без применения взрывных работ общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, является разрешение, выданное Министерством природных ресурсов РМ.
Указанный Порядок не соответствует положениям статьи 19 Закона РФ от 21.02.1992 г. Nс 2395-1 "О недрах", устанавливающей, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Прокурор считает, что оспариваемыми нормами ограничиваются права землепользователей на добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд и по своему усмотрению. Реализация землепользователями свободного волеизъявления, установленного федеральным законом, не может предусматривать получение разрешения, которым ограничиваются их права, и устанавливается административный барьер. Выдача разрешения по своей сути является установлением фактически лицензионного порядка пользования землей.
В судебном заседании представители Прокурора Республики Мордовия Б. и Ф. заявление прокурора поддержали по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Мордовия Ч. возразил против заявления прокурора, просил его отклонить, полагая, что оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявление прокурора по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Прокурором оспариваются положения Постановления Правительства Республики Мордовия от 08.02.2008 г. N 37 "О порядке добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия", которые регулируют отношения недропользования собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков непосредственно для своих нужд.
Оспариваемое Постановление Правительства Республики Мордовия является нормативным правовым актом, принятым в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликованным в газете "Известия Мордовии" от 21.02.2008 г. N 26-6.
В соответствии с подпунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи.
На основании части 3 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании оспариваемого нормативного акта противоречащим федеральному законодательству, суд исходит из следующего.
Статьей 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель определил, что правовое регулирование недропользования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном им порядке.
Между тем, в нарушение указанной нормы закона пунктом 2 Порядка добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия, установлено, что основанием для их добычи является разрешение, выданное Министерством природных ресурсов РМ.
Реализация землепользователями своего права на добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах их земельного участка для своих нужд и по своему усмотрению, установленного федеральным законом, не может предусматривать получение разрешения.
В силу части 1 статья 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Выдача разрешения, предусмотренного Порядком, фактически устанавливает лицензионный порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых землепользователями для своих нужд, в то время как положения статьи 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1" О недрах" такого ограничения в осуществлении их прав не предусматривают.
В соответствии с положениями статей 40, 41 и 43 Земельного кодекса РФ собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, законодатель предоставил лицам, которые пользуются земельными участками на законных основаниях, право осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых имеющихся на земельном участке, для своих нужд по своему усмотрению.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.
В силу статьи 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлено только право установления порядка осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Введение ограничений в праве землепользователей осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых имеющихся на земельном участке, для своих нужд и по своему усмотрению, противоречит федеральному законодательству.
Таким образом, Правительство Республики Мордовия с превышением своих полномочий ограничило возможность реализации права, предусмотренного статьей 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
В силу ст. 10.1 Закона РФ "О недрах" на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации права пользования участками недр возникают лишь в отношении участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения (в том числе участков недр местного значения, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. N 293 федеральным лицензирующим органом в области недропользования является Федеральное агентство по недропользованию, которое производит выдачу лицензий на пользование недрами.
В связи с изложенным пункт 2 Постановления о внесении в Положение о Министерстве природных ресурсов Республики Мордовия, утвержденное Постановлением Правительства Республики Мордовия от 01.09.2005 г. N 344, дополнения в подпункт 21 пункта 8 "осуществляет выдачу разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых" также является незаконным.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что при нарушении условий добычи общераспространенных полезных ископаемых министерство может аннулировать разрешение по истечении одного месяца со дня получения землепользователем предписания об устранении допущенных им нарушений.
Однако частью 4 статьи 21 Закона РФ от 21.02.1992 г. предусмотрен иной порядок досрочного прекращения пользования недрами - в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Поскольку пункт 2 Порядка не соответствует положениям статьи 19 Закона РФ "О недрах", пункты 1, 3-10, регламентирующие порядок получения разрешения, сроки действия, продления и аннулирования разрешений во взаимосвязи с пунктом 2 применению не подлежат.
Доводы представителя Правительства Республики Мордовия о том, что оспариваемым постановлением установлен оптимальный Порядок, который направлен на урегулирование отношений по добыче общераспространенных полезных ископаемых, на предотвращение злоупотреблений в данной сфере, установленный объем добычи гражданами общераспространенных полезных ископаемых, является достаточным, являются несостоятельными.
Федеральное законодательство не предусматривает таких ограничений, как то установлено оспариваемым Порядком, и содержит ограничения по недропользованию землепользователями в границах своих земельных участков только на глубину до пяти метров, а устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из изложенного, поскольку Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2008 г. N 37 "О порядке добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия" противоречит федеральному законодательству, суд признает его недействующим и не порождающим правовых последствий со дня вступления решения в законную силу.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Правительства Республики Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия решил:
заявление Прокурора Республики Мордовия удовлетворить. Признать постановление Правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2008 г. N 37 "О порядке добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Правительства Республики Мордовия в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. (двух тысяч рублей).
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании "Известия Мордовии".
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 4 июля 2008 г. N 3-17/2008 (извлечение)
Настоящее решение вступает в законную силу 29 октября 2008 г.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Сообщение о настоящем решении опубликовано в газете "Известия Мордовии" от 17 декабря 2008 г. N 191-36