Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
городского округа Саранск
от 27 ноября 2013 г. N 3173
Муниципальная адресная программа
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013 - 2017 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013 - 2017 годы" |
|
Период реализации программы |
2013 - 2017 годы |
|
Цель программы |
Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, и создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории городского округа Саранск |
|
Задачи программы |
Обеспечение жителей, проживающих в аварийном жилищном фонде, иным жильем, отвечающим требованиям законодательства; Ликвидация аварийного жилищного фонда |
|
Заказчик программы |
Администрация городского округа Саранск |
|
Разработчик программы |
Отдел по расселению граждан из ветхого жилищного фонда Управления строительства Администрации городского округа Саранск |
|
Исполнители и участники программы |
Жилищное управление Администрации городского округа Саранск; Управление строительства Администрации городского округа Саранск; Управление по вопросам городского хозяйства Администрации городского округа Саранск; Администрации районов городского округа Саранск |
|
Объем и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы 534 892 546,76 руб. из них: - средства бюджета Российской Федерации 321 999 964,22 руб.; - средства бюджета Республики Мордовия 154 075 798,09 руб.; - средства бюджета городского округа Саранск 58 816 784,44 руб. |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Ликвидация 22824,4 кв. м аварийного жилищного фонда, создание комфортных условий для проживания 1 600 человек |
Анализ ситуации, обоснование целей и задач программы
Проблема улучшения жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, продолжает оставаться в числе особо актуальных и первостепенных. Значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребности населения. Проживая в аварийном жилищном фонде, граждане постоянно подвергаются опасности. Уровень благоустройства и санитарно-эпидемиологическое состояние жилых помещений не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к качеству жилья. Кроме того, аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городского округа Саранск, сдерживает развитие городской инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность муниципального образования.
Основными причинами возникновения аварийного жилья являются естественное старение зданий и длительное недофинансирование капитального ремонта и текущего содержания жилищного фонда.
В городском округе Саранск достаточно много многоквартирных домов с несущими и ограждающими конструкциями из недолговечных и горючих материалов с предельным сроком нормативной эксплуатации. Всего в городском округе Саранск по состоянию на 01.11.2013 г. выявлено 494 аварийных дома с общей площадью 86,5 тыс. кв. метров, что составляет 10% от общего числа многоквартирных домов. Проживающие в аварийных домах граждане в основном не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества.
Значимость проблемы и ограниченность бюджетных средств определяют целесообразность использования программно-целевого метода.
В рамках реализации программы планируется ликвидировать 22824,4 кв. м аварийного жилья (26,4% от общего аварийного жилищного фонда).
Установление очередности переселения жителей и сноса того или иного строения определяется методом ранжирования.
Основными критериями определения очередности сноса аварийных жилых домов является:
- расположение дома на потенциальной строительной площадке, необходимой для государственных и муниципальных нужд;
- год признания дома аварийным;
- степень износа жилья (граждане переселяются в первую очередь, если состояние дома не обеспечивает безопасного проживания в нем и требует экстренного отселения жителей);
- наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан.
Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы будет способствовать снижению социальной напряженности, улучшению демографической ситуации, стабилизации ситуации в строительной отрасли, развитию рынка жилья.
Основные цели и задачи Программы
Муниципальная адресная программа разработана с целью переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, и создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории городского округа Саранск.
В рамках реализации данной Программы решаются следующие задачи:
- разработка правовых, методологических и организационных механизмов переселения граждан городского округа Саранск из аварийного жилищного фонда;
- обеспечение жителей, проживающего в аварийном жилищном фонде, благоустроенным жильем, отвечающим требованиям законодательства;
- ликвидация аварийного жилищного фонда.
Программа рассчитана на среднесрочный период - 2013 - 2017 годы. Реализация Программы не предусматривает выделения отдельных этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.
Объем денежных средств, необходимый для реализации программы, планируемые показатели ее выполнения
Предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в рамках реализации Программы, на III квартал 2013 года составляет 30 894,75 рубля, что не превышает среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра, установленную постановлением Правительства Республики Мордовия от 26.08.2013 г. N 347.
Ожидаемые расходы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 гг. составят:
Стоимость переселения, руб. | |||
Всего |
в т. ч. |
||
|
За счет средств бюджета Российской Федерации |
За счет средств бюджета Республики Мордовия |
За счет средств бюджета г. о. Саранск |
534 892 546,75 |
321 999 964,22 |
154 075 798,09 |
58 816 784,44 |
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с условиями возможностей бюджетов разных уровней.
В качестве дополнительных источников финансирования могут использоваться средства республиканского и (или) местных бюджетов, а также внебюджетные средства, направляемые на покрытие разницы между расселяемой общей площадью жилых помещений в аварийных домах и общей площадью предоставляемых жилых помещений, а также разницы между предельной стоимостью строительства (выкупа) и фактической стоимостью 1 кв. м общей площади жилых помещений.
При предоставлении гражданами жилых помещений площадью, превышающей площадь изымаемого жилого помещения, объем дополнительного финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и (или) средств местных бюджетов рассчитывается как сумма разниц общей площади каждого предоставляемого жилого помещения и общей площади изымаемого жилого помещения, умноженная на установленную стоимость одного квадратного метра.
Адресный список жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими переселению в 2013 - 2017 гг., с обоснованием объема средств (рассчитывается как расселяемая площадь жилых помещений, умноженная на удельную стоимость 1 кв. м) приведен в приложении 1.
Механизм реализации Программы
Для переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда могут быть использованы следующие механизмы:
для граждан, проживающих на условиях социального найма, - предоставление по договорам социального найма других благоустроенных жилых помещений, размеры и качество которых определяются исходя из юридически установленных гарантий государства перед гражданами, проживающими в таком жилищном фонде;
передача земельного участка, на котором расположены жилые дома, непригодные для проживания, частным девелоперам (застройщикам) в случае предварительно реализованных обязательств последних по переселению граждан, проживающих в жилищном фонде, непригодном для проживания, путем выкупа жилья у этих граждан или его мены на добровольной основе, а также иные способы, предусмотренные жилищным законодательством.
Первый путь предполагает, что муниципалитет предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предлагаемое муниципальное жилье может являться:
жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
жильем, приобретенным на вторичном рынке жилищной недвижимости;
жильем, построенным муниципалитетом в качестве муниципального социального жилья.
Второй механизм - передача земельного участка, на котором расположены жилые дома, непригодные для проживания, частным девелоперам (застройщикам) в случае предварительно реализованных обязательств последних по переселению граждан, проживающих в жилищном фонде, непригодном для проживания, путем выкупа жилья у этих граждан или его мены на добровольной основе - возможен только в случае, если земельный участок, на котором расположен жилищный фонд, непригодный для проживания, имеет большую коммерческую привлекательность. В этом случае все риски по переселению граждан берут на себя частные девелоперы (застройщики), но далеко не все земельные участки с домами, непригодными для проживания, будут обладать необходимой коммерческой привлекательностью. Представляется целесообразным на первом этапе реализации работы, связанной с отселением граждан из ветхого и аварийного фонда, использовать конкурсные процедуры передачи наиболее коммерчески ценных земельных участков с обременениями в виде нерасселенных домов, непригодных для проживания, частным девелоперам (застройщикам). Такая процедура позволит существенно снизить бюджетные расходы на переселение граждан из жилья, непригодного для проживания.
Основным направлением финансирования является предоставление бюджетных субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Данные субсидии могут быть направлены муниципальным образованиям как на строительство нового жилья для переселения граждан, проживающих на условиях социального найма, так и на приобретение жилья для данной категории граждан на вторичном рынке.
Также может предусматриваться приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.
Кроме того, за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов может производиться выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при условии наличия у таких лиц в собственности других жилых помещений, пригодных для проживания. По согласованию с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено по договору мены другое благоустроенное жилое помещение. Предоставляемое гражданам другое благоустроенное жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах городского округа Саранск. С согласия в письменной форме граждан предоставляемое жилое помещение может находиться в границах другого населенного пункта Республики Мордовия. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи либо собственник жилого помещения до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель либо собственник соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При переселении граждан, имеющих в собственности либо по договору социального найма одно жилое помещение в общежитии или коммунальной квартире жилой площадью не менее 18,5 кв. м, в связи с отсутствием жилых помещений требуемой площади в уже построенных многоквартирных домах, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда им могут быть предоставлены однокомнатные квартиры на крайних верхних этажах.
Также при переселении граждан, имеющих в собственности либо по договору социального найма одно жилое помещение в общежитии или коммунальной квартире, необходимо учитывать места общего пользования, которые могут включать в себя коридоры, кухню, санузел, ванную комнату и т. п. В случае, когда площадь жилого помещения с учетом мест общего пользования составляет не менее 28,5 кв. м, гражданам также могут быть предоставлены однокомнатные квартиры на крайних верхних этажах.
Оценка эффективности и ожидаемые результаты реализации программы
Оценка эффективности реализации Программы производится с учетом достижения цели Программы - ликвидация аварийного жилищного фонда, создание комфортных условий для проживания граждан на территории городского округа Саранск, и будет осуществляться на основе следующих количественных индикаторов:
Количество переселенных граждан, ед. |
Ликвидировано непригодного для проживания жилья, кв. м |
1600 |
22824,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.