г. Москва |
|
16 июня 2016 г. |
Дело N А40-93130/16-17-811 |
Арбитражный суд в составе судьи Поляковой А.Б. (единолично),
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Банка России к Публичному акционерному обществу СК "РОСГОССТРАХ" (ИНН 7707067683, ОГРН 1027739049689, место нахождения: 140002, ОБЛАСТЬ МОСКОВСКАЯ, РАЙОН ЛЮБЕРЕЦКИЙ, г. ЛЮБЕРЦЫ, ул. ПАРКОВАЯ, д. 3) о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Банк России обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ПАО СК "Росгосстрах" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявление мотивированно тем, что в действиях ПАО СК "Росгосстрах" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Арбитражным судом г.Москвы установлено, что ПАО "РОСГОССТРАХ" сменило наименование на ПАО СК "РОСГОССТРАХ".
Суд в порядке ст.124 АПК РФ внес изменение в наименование ответчика с ПАО "РОСГОССТРАХ" на ПАО СК "РОСГОССТРАХ".
Ответчик отзыв на заявление не представил.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признается заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, является организацией, осуществляющей вид деятельности, определенный Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" - страховая деятельность.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 с 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) упразднена. Полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков передаются Банку России (в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков", далее - Закон N 251-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 49 Закона N 251-ФЗ Банк России выполняет начатые Федеральной службой по финансовым рынкам процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг, а также принимает решения по результатам выполнения таких процедур.
Как следует из материалов дела, Управлением Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе (далее - Управление) при рассмотрении обращения Михайлюты О.Ю., (далее - Заявитель) от 28.10.2015 (входящий N ОЭТ-2104 от 28.10.2015) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах", присоединенного к публичному акционерному обществу "Росгосстрах", установлено следующее.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Согласно п. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО установленные законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьёй 8 Закона об ОСАГО.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО, для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику в числе прочего заявление о заключении договора ОСАГО.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N263 (далее - Правил ОСАГО 2003), п. 2.1 Правил ОСАГО страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно - до 11.10.2014 постановлением Правительства РФ 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Страховые тарифы 2005), а после 11.10.2014 - указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Страховые тарифы 2014).
При определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору ОСАГО, в числе прочего применяется коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - КБМ).
В соответствии с п. 1 Примечания к п. 3 Страховых тарифов 2005 информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращённых), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.
Согласно п. 3 примечания к п. 2 Приложения 2 Страховых тарифов 2014 сведения о предыдущих договорах ОСАГО (в том числе досрочно прекращённых), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы страхования (далее - АИС ОСАГО), если иное не установлено Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждёнными положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила ОСАГО).
В соответствии с п.4 Примечания к п. 3 Страховых тарифов 2005, по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования.
Согласно п. 5 Примечания к п. 3 Страховых тарифов 2005 по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. Если водителем представлена информация, согласно которой предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленная информация учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.
В силу п. 5 примечания к п. 2 Приложения 2 Страховых тарифов 2014 по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.
На основании п. 7 примечания к п. 2 Приложения 2 Страховых тарифов 2014 для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
Для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим своё действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (п. 10 Примечания к п. 3 Страховых тарифов 2005) либо - до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования (п. 10 примечания к п. 2 Приложения 2 Страховых тарифов 2014).
При заключении ООО "Росгосстрах" с Михайлютой О.Ю. договора ОСАГО серии ЕЕЕ N 0348594464 от 09.07.2015, Страховщик неправомерно применил в отношении Михайлюты О.Ю. класс страхования 3 (КБМ=1) вместо должного класса страхования 4 (КБМ=0,95), так как последним закончившим свое действие по отношению к договору договором серии ЕЕЕ N 0348594464 является договор ОСАГО серии ССС 0687645583 от 11.07.2014, сроком действия с 12.07.2014 по 11.07.2015. В соответствии с договором ОСАГО серии ССС 0687645583 класс страхования Михайлюты О.Ю. был определен как 3 (КБМ=1). Вместе с тем, в ходе проведенной проверки было установлено, что по договору ОСАГО серии ССС 0687645583 в отношении Михайлюты О.Ю. подлежал применению класс страхования 7 (КБМ=0,8). Следовательно, при заключении договора ОСАГО серии ЕЕЕ N 0348594464, Страховщику надлежало применить в отношении Михайлюты О.Ю. класс страхования 8 (КБМ=0,75).
При заключении ООО "Росгосстрах" договора ОСАГО (дополнительное соглашение) серии ЕЕЕ N 0348599046 от 18.08.2015, сроком действия с 19.08.2015 по 18.08.2016, Страховщик неправомерно применил в отношении Михайлюты О.Ю. класс страхования 3 (КБМ=1) вместо должного класса страхования 4 (КБМ=0,95), так как последним закончившим свое действие по отношению к договору договором серии ЕЕЕ N 0348599046 является договор ОСАГО серии ССС 0687645583 от 11.07.2014, сроком действия с 12.07.2014 по 11.07.2015. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки было установлено, что по договору ОСАГО серии ССС 0687645583 в отношении Михайлюты О.Ю. подлежал применению класс страхования 7 (КБМ=0,8). Следовательно, при заключении договора ОСАГО серии ЕЕЕ N 0348599046, Страховщику надлежало применить в отношении Михайлюты О.Ю. класс страхования 8 (КБМ=0,75).
Как следует из представленных Страховщиком документов, КБМ Михайлюты О.Ю. по договорам ОСАГО серии ЕЕЕ N 0348599046 от 18.08.2015 и серии ЕЕЕ N 0348594464 от 09.07.2015, Страховщиком изменен на корректный. Кроме того, по договору ОСАГО серии ЕЕЕ N 0348594464 осуществлен перерасчет страховой премии и гражданину Михайлюте О.Ю. возвращена излишне уплаченная часть страховой премии.
Однако, с учетом того, что гражданка Михайлюта О.Ю. в период с 2013 - 2015 гг. заключала договоры ОСАГО с ООО "Росгосстрах", у Страховщика имелась возможность самостоятельно проверить присвоение надлежащих классов вождения в отношении Михайлюты О.Ю. в соответствии со сведениями, имеющимися в системе АИС ОСАГО.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ПАО "Росгосстрах" нарушения требований п. 3 и п. 10 примечания к п. 2 Приложения 2 Страховых тарифов.
По данному факту в отношении заявителя по ч.3. ст. 14.1 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении от 27.01.2016.
Протокол об административном правонарушении от 27.01.2016 г. составлен в отсутствии законного представителя общества.
Законный представитель Общества был надлежащим образом извещен о дате, месте, времени составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается уведомлением от 27.12.2015, направленным ответчику и полученным представителем общества 28.12.2016.
Суд считает, что протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.ст. 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ. Процессуальных нарушений, не позволивших административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности, судом не установлено.
Полномочия должностного лица по составлению протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ, предусмотрена частей 2, 3, 4 статьи 28.3 КоАП РФ и Указания Банка России от 04.03.2014 N 3207-У "О перечне должностных лиц Банка России", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
В соответствии с частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, собранные заявителем при рассмотрении дела об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.3 ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по исполнению требований страхового законодательства к срокам осуществления страховой выплаты, ПАО СК "Росгосстрах" суду не представлено.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. На отношения в сфере страховой деятельности не распространяется действие Федерального закона РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", п.5 ст.30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях ПАО СК "Росгосстрах" состава вменяемого административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, вмененные обществу нарушения, выявлены административным органом в результате рассмотрения обращения гражданкой Михайлютой О.Ю.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства (п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004).
На основании изложенного, с учетом положения ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу, что срок давности привлечения предприятия к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ составляет один год.
Оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения суд также не усматривает, поскольку в соответствии с со ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", малозначительность правонарушения имеет место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в исключительных случаях. Обстоятельств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, заинтересованным лицом не представлено.
Срок для привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
Учитывая, что ПАО СК "Росгосстрах" было привлечено к административной ответственности за аналогичные правонарушения (N А43-1778/15 N А43-314/15), суд считает возможным назначить обществу наказание в размере 35 000 рублей.
На основании изложенного, в соответствии с ч.2 ст.4.2, ст.4.5, ч.3 ст.14.1, ч.1 ст.25.1, ст.28.2 КоАП РФ и руководствуясь ст. ст. 29, 67, 68, 75, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Внести изменение в наименование ответчика по делу N А40-77920/16-17-674 с ПАО "РОСГОССТРАХ" на ПАО СК "РОСГОССТРАХ" (ОГРН 1027739049689, ИНН 7707067683, дата регистрации 19.08.1992, место нахождения: 140002, Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы, ул. Парковая, д.3).
Привлечь ПАО СК "РОСГОССТРАХ" (дата регистрации 19.08.1992, место нахождения: 140002, Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы, ул. Парковая, д.3) к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с установлением административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: УИН (уникальный идентификатор начисления) - 99903500280316610207; ИП (идентификатор плательщика) - 27707067683774401001; КБК -99911690010016000140; ИНН Отделения Республика Крым - 7702235133; КПП Отделения Республика Крым - 910245001; N счета УФК по Республике Крым -40101810335100010001; Получатель - УФК по Республике Крым (Отделение Республика Крым); Банк получателя - Отделение Республика Крым г. Симферополь; -БИК-043510001; Код ОКТМО - 35701000.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в пятнадцатидневный срок со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.