В целях упрочения гражданской солидарности, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений между народами Лямбирского муниципального района, обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, успешной социокультурной адаптации и интеграции внутренних и внешних мигрантов в районное многонациональное сообщество, противодействия распространению идей экстремизма и ксенофобии, в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 507 "Об утверждении государственной программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы", руководствуясь Посланием Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия на 2014 год, статьей 18 Устава Лямбирского муниципального района, Совет депутатов района решил:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в Информационном бюллетене Лямбирского муниципального района.
3. Контроль за реализацией муниципальной программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы возложить на Администрацию Лямбирского муниципального района.
Председатель Совета депутатов |
Н.Х. Заликова |
Муниципальная программа
"Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы
(утв. решением Совета депутатов Лямбирского муниципального района от 26 марта 2014 г. N 232)
Паспорт
муниципальной программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Лямбирском муниципальном районе" на 2014 - 2020 годы
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Лямбирском муниципальном районе" на 2014 - 2020 годы
Муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 507 "Об утверждении государственной программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы".
Главными приоритетами Муниципальной программы являются упрочение гражданской солидарности и общероссийского гражданского самосознания в условиях формирования российской идентичности - осознания принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации (российской нации) у ее граждан, проживающих на территории района; гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений на основе сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия народов, населяющих Лямбирский муниципальный район; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социокультурная адаптация и интеграция внутренних и внешних мигрантов в районное многонациональное сообщество, противодействие распространению идей экстремизма и ксенофобии.
Муниципальная программа определяет цели, задачи и направления развития национальной политики в Лямбирском муниципальном районе, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, направлена на развитие гармоничных отношений между представителями различных национальностей и конфессий, проживающими на территории района.
2. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития государственной национальной политики в Лямбирском муниципальном районе
В настоящее время в Лямбирском муниципальном районе сохраняется в целом благоприятный климат межнациональных и межконфессиональных отношений между народами, исторически проживающими на этой территории. Этому способствует проведение в районе работы по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского, татарского, украинского и других народов, населяющих район, их приобщение к собственным национально-культурным традициям, создание атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности.
В Лямбирском районе постоянно действуют социально-ориентированные и национально-культурные некоммерческие организации: Лямбирское отделение Межрегионального общественного движения мордовского (эрзянского и мокшанского) народа, отделение Региональной национально-культурной автономии татар Республики Мордовия "Якташлар", отделение Местной национально-культурной автономии украинцев г. Саранска Республики Мордовия и др.
На консолидацию многонационального сообщества Лямбирского муниципального района направлена деятельность Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Главе Администрации Лямбирского муниципального района. Органами местного самоуправления района ведется активная работа совместно с национально-культурными объединениями республики и района, другими институтами гражданского общества по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также по этнокультурному развитию народов, проживающих на территории района.
В процессах консолидации многонационального общества и повышения национального самосознания важную роль играют народные праздники и традиции, которые нацелены на сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальных традиций и фольклора народов, населяющих Лямбирский муниципальный район. К их числу относятся: республиканский национально -фольклорный праздник "Сабантуй", открытый татарский вокальный конкурс "Авылым тавышлары", районный конкурс мордовской (мокшанской, эрзянской) песни "Кайгоза, шачем масторозень мороц! (Пусть звучит песня моего родного края)". Проведение подобных мероприятий формируют имидж района, в котором сохраняется прочный гражданский мир, взаимопонимание и согласие между народами, создаются благоприятные условия для сохранения культурного многообразия.
На страницах газеты "Призыв" регулярно размещаются публикации, пропагандирующие идеи дружбы, гражданского и духовного единения народов, проживающих на территории района.
Лямбирский муниципальный район Республики Мордовия - полиэтничный и поликонфессиональный. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на ее территории проживают представители многих национальностей, в число которых входят мордва (6057 чел.), русские (16774 чел.), татары (10795 чел.), украинцы (114 чел.), армяне (79 чел.), узбеки (50 чел.), чуваши (44 чел.) и другие народы.
Лямбирский муниципальный район участвует в реализации Целевой программы Республики Мордовия: "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы". Активизировавшиеся миграционные процессы способствуют формированию относительно немногочисленных групп выходцев из республик Северного Кавказа и бывших союзных республик (узбеки, армяне, грузины, и т. д.). В результате миграции возникают экономические и социальные проблемы (размещение и трудоустройство мигрантов, рост нагрузки на социальную инфраструктуру, в частности, на детские сады, школы и больницы, различия национальных и культурных традиций). Приток мигрантов оказывает дополнительное давление на рынок труда. Неконтролируемые потоки рабочей силы входят в противоречие с интересами граждан, проживающих в районе, потерявших работу и претендующих на рабочие места, занятые мигрантами. Следует отметить, что затрудняет процесс адаптации и интеграции мигрантов недостаточно эффективно организованное просвещение мигрантов. Мешает успешной адаптации мигрантов и низкий уровень межкультурного общения и доверия между местным населением и мигрантами. Способствовать решению этой проблемы должно активное вовлечение мигрантов в проведение массовых культурных мероприятий
Религиозная ситуация в районе характеризуется стабильностью и веротерпимостью. Доминирующей религией среди населения является православное христианство. Второе место по численности верующих среди населения занимает ислам.
Языковая политика в районе строится на основе Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Мордовия и направлена на обеспечение использования, сохранение и равноправное развитие государственных языков Республики Мордовия, обеспечение конституционного права граждан на пользование родным языком.
В районе недопустима пропаганда и пренебрежение к любому языку, равно как и дискриминация по языковому признаку. Гарантируются политические, экономические, социально-культурные, личные и иные права и свободы человека и гражданина вне зависимости от знания или незнания какого-либо языка.
В районе создана система образовательных учреждений с изучением родных языков. В 2013 - 2014 учебном году 843 учащихся в 12 школах района изучают мордовский (мокшанский, эрзянский) язык и литературу как предмет по учебному плану русскоязычных школ, 644 учащихся изучают татарский язык и литературу в 7 общеобразовательных учреждениях района с татарским этнокультурным компонентом содержания (национальные школы).
В целом межнациональные, межконфессиональные отношения в районе оцениваются как устойчивые и весьма комфортные для проживания и жизнедеятельности представителей всех национальностей. Однако возрастающая привлекательность района для мигрантов и необходимость их успешной социокультурной адаптации являются объективными предпосылками межнациональной и межконфессиональной напряженности.
Проведенный в 2013 году социологический мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия, в том числе в районе, выявил отдельные особенности в развитии институтов гражданского общества в регионе. В регионе высокий уровень религиозности населения, который превышает общероссийские показатели; произошло существенное увеличение показателя межэтнической напряженности как субъективное восприятие неприязненного отношения к представителям другой национальности (с 11,0% в 2010 году до 20,5% в 2013 году).
Обозначенные тенденции, являясь важной составной частью общественных отношений, требуют пристального внимания и системного регулирования. Следует также учитывать и вызовы общероссийского контекста общественных отношений, которые в условиях низкого уровня этнокультурной компетентности населения могут привести к росту напряженности в обществе.
Таким образом, разработка районной программы актуальна в связи с целесообразностью реализации нового системного подхода по противодействию возможным проявлениям террористического и экстремистского характера, важностью сохранения стабильной ситуации во всех сферах общественных отношений с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных вопросов в Лямбирском районе. Происходящие процессы в современном обществе свидетельствует о важности проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных мер по внедрению норм толерантного поведения во все сферы жизни общества.
Комплексный подход, подкрепленный соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, при объединении усилий правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, средств массовой информации, учреждений образования и культуры позволит добиться повышения результативности государственного воздействия на формирование межнациональных и межконфессиональных отношений.
3. Обоснование необходимости решения проблемы программным методом регулирования и прогноз развития межнациональных и межконфессиональных отношений в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия
Масштабность и системность в решении поставленных задач требуют применения программного принципа организации бюджетной системы Лямбирского муниципального района Республики Мордовия при разработке и реализации Муниципальной программы, ориентированной на максимально эффективное использование бюджетных средств как на уровне органов местного самоуправления в районе, так и в части управления миграционными потоками, сферами образования и воспитания, средств массовой информации, индустрии массовых развлечений, по линии всех институтов гражданского общества и мониторинга.
Являясь основой государственной политики в этой области, Муниципальная программа должна включает в себя комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий с учетом национальной структуры населения, специфики условий жизнедеятельности, ситуации на рынке труда, уровня жизни, возможностей современной системы образования, имеющейся в районе инфраструктуры, а также накопленного опыта. При отсутствии единой политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений можно прогнозировать рост конфликтности в межэтнических связях, проявлений ксенофобии, особенно в молодежной среде, появление организаций с откровенной или латентной националистической идеологией и настороженного отношения части населения района к представителям нетрадиционных для нее этнических групп Кавказа и Средней Азии и др.
Системные и комплексные действия в национальной, миграционной, молодежной и информационной политике, системе образования, физической культуры и спорта, охраны порядка и взаимодействия местных сообществ, реализуемые на основе программного метода, позволят избежать обострения межнациональных и межконфессиональных отношений в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия.
4. Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере реализации Муниципальной программы
Муниципальная программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, приоритетными задачами развития Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 (в части вопросов, касающихся обеспечения гражданского мира и национального согласия, формирования гармоничных межнациональных отношений), на основании положений, содержащихся в федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718, а также иных федеральных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной национальной политики, социальной политики, этнокультурного развития народов России, реализации и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.
Законодательную и нормативную правовую базу Муниципальной программы на региональном и муниципальном уровне обеспечивают Конституция Республики Мордовия, законы Республики Мордовия :от 6 мая 1998 г. N 19-З "О государственных языках Республики Мордовия", от 14 июня 2000 г. N 28-З "О народных художественных промыслах и народных ремеслах в Республике Мордовия", от 12 ноября 2001 г. N 44-З "О государственной поддержке сферы культуры", от 1 декабря 2004 г. N 93-З "О государственной поддержке национально-культурных автономий", от 20 февраля 2006 г. N 7-З "Об Общественной палате Республики Мордовия", от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", от 8 августа 2013 г. N 53-З "Об образовании в Республике Мордовия", Республиканская целевая программа "Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия" на 2012 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 декабря 2011 г. N 524, Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. N 363, государственная программа "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 507, другие республиканские и районные нормативные правовые акты, способствующие стабилизации общественно-политической и межнациональной ситуации и повышению уровня общественной безопасности в регионе.
Целью Муниципальной программы является реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:
1) совершенствование системы управления и координации органов местного самоуправления и институтов гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Лямбирском районе Республики Мордовия;
2) сохранение и развитие духовного и культурного потенциала народов, проживающих на территории Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, на основе идей межэтнического и межконфессионального согласия;
3) развитие социальной инфраструктуры учреждений, способствующих поддержанию межнационального мира и согласия;
4) укрепление системы муниципальной поддержки гражданских, общественных и национально-культурных инициатив;
5) совершенствование механизмов интеграции внутренних и внешних этнических мигрантов в культурное пространство Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
5. Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации Муниципальной программы
Основными результатами реализации обозначенных направлений Муниципальной программы будут являться:
- совершенствование системы мониторинга и управления этнополитическими и этносоциокультурными процессами в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия по линии поддержания стабильной ситуации в этой области, консолидации ее многонационального населения;
- распространение идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации;
формирование общероссийской гражданской идентичности населения республики вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности;
- повышение уровня этнокультурной компетентности муниципальных служащих, сотрудников органов правопорядка и т. д.;
- снижение степени распространенности негативных этнических и религиозных настроений местного населения путем повышения индекса спокойствия в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
- реализация комплекса мер, направленных на предупреждение ксенофобии, шовинизма, национализма и межэтнических конфликтов;
- создание единой системы организационных, правовых, образовательных, просветительских, культурных, материальных, научных и методических мер, учитывающей возможность сохранения самобытности народов, проживающих в Лямбирском районе Республики Мордовия;
- содействие интеграции этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, в местное районное сообщество.
Социально-экономический эффект от реализации Муниципальной программы заключается в сохранении социальной стабильности, межэтнического и межконфессионального мира и согласия, этнокультурной самобытности и удовлетворении социально-культурных потребностей представителей народов, проживающих в Лямбирском муниципальном районе Республике Мордовия
На успешное выполнение Муниципальной программы и достижение поставленной цели могут повлиять следующие факторы и риски:
- экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в работу по профилактике проявлений экстремизма и терроризма на территории Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, что ставит выполнение Муниципальной программы в зависимость от бюджетной обеспеченности района, общей экономической ситуации в стране и в республике, благоприятного инвестиционного климата и т. д.;
- риски, связанные с современным методическим обеспечением процессов профилактики проявлений экстремизма и терроризма, особенно в молодежной среде;
- риски, детерминированные "человеческим фактором", освоением новых методик и технологий;
- технологические риски в решении отдельных задач.
Управление рисками реализации Муниципальной программы будет осуществляться на основе:
- выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия, а также в области межкультурного сотрудничества;
- подготовки и представления отчета о ходе и результатах реализации Муниципальной программы, в котором могут содержаться предложения о корректировке Муниципальной программы.
В ходе реализации мероприятий Муниципальной программы ответственный исполнитель Муниципальной программы в лице Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обеспечивает взаимодействие основных исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий.
Реализация Муниципальной программы рассчитана на 7 лет с 2014 по 2020 год в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач.
Разделение Муниципальной программы на этапы не предусматривается.
Перечень мероприятий Муниципальной программы представлен в приложении к Муниципальной программе.
Организации, участвующие в реализации Муниципальной программы, представляют в Управление по социальной работе администрации района информацию о ее выполнении за полугодие, до 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием.
Приложение
к муниципальной программе
"Гармонизация межнациональных
и межконфессиональных отношений
в Лямбирском муниципальном районе"
на 2014 - 2020 гг.
Перечень
мероприятий муниципальной программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Лямбирском муниципальном районе" на 2014 - 2020 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 26 марта 2014 г. N 232 "Об утверждении муниципальной программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Лямбирском муниципальном районе" на 2014 - 2020 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Информационный бюллетень Лямбирского муниципального района" от 31 марта 2014 г. N 4
Решением Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 9 сентября 2015 г. N 353 настоящее решение отменено
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. N 289
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления