Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия на 2011 - 2015 годы"
(утв. решением Совета депутатов Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 11 декабря 2014 г. N 160)
Паспорт программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Основание разработки Программы |
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; - Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; - Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; - Распоряжение Правительства Республики Мордовия от 15.06. 2010 N 304-Р "О концепции республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы"; - Постановление администрации Дубенского муниципального района от 7.07.2010 N 329 "О разработке Программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия на 2011 - 2015 годы"". |
Муниципальные заказчики Программы |
Администрация Дубенского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
Экономическое управление администрации Дубенского муниципального района |
Цели и задачи Программы |
Основные цели: - рациональное использование топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере района; - повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере района; - сокращение бюджетных расходов на обеспечение энергоресурсами. |
|
задачи Программы: - проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории; - проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов; - обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов; - организация ведения топливно-энергетических балансов; - нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов; - разработка и проведение пропаганды энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения эффективности; - привлечение на цели энергосбережения инвестиций; - повышение энергетической безопасности района. |
Направления реализации Программы: |
организационные меры, направленные на экономию энергоресурсов. учет и регулирование расхода энергоресурсов бюджетной сферы. пропаганда приоритетности проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности. |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2015 годы |
Объемы финансирования Программы |
по бюджетной сфере - 21886 тыс. рублей - всего, в том числе: 2011 год - 8388,4 тыс. рублей, 2012 год - 3550,9 тыс. рублей; 2013 год - 2304,6 тыс. рублей, 2014 год - 4935,1 тыс. рублей; 2015 год - 2707,3 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- снижение затрат при потреблении всех видов энергии ежегодно не менее 3 процентов. - наличие в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях: энергетических паспортов; топливно-энергетических балансов; актов энергетических обследований; - сокращение удельных показателей энергопотребления экономики муниципального образования на 15 процентов по сравнению с 2009 годом (базовым годом); - переход на приборный учет при расчетах организаций муниципальной бюджетной сферы; - создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности. |
Организация контроля за выполнением мероприятий Программы: |
Экономическое управление администрации Дубенского муниципального района; Управление по социальной работе администрации Дубенского муниципального района, учреждения бюджетной сферы муниципального района. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2015 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-Ф3 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; распоряжением Правительства Республики Мордовия от 01.03.2010 г. 369-Р, постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия N 329 от 7 июля 2010 года, и направлена на повышение энергоэффективности экономики Дубенского района и, как следствие, роста конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности территорий муниципального образования.
Энергодефицитные регионы, к которым относится Республика Мордовия, вынуждены отвлекать значительные финансовые средства на закупку топливно-энергетических ресурсов. По-прежнему высокими остаются темпы роста тарифов на энергоресурсы. В этих условиях решение задачи энергосбережения в районе имеет особую актуальность. В настоящее время экономика и бюджетная сфера Дубенского муниципального района характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации. Высокая энергоемкость может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В 2009 году энергоемкость муниципального продукта составила 3,5%, то есть в 1 рубле произведенных товаров, работ и услуг для конечного использования на территории муниципального образования, - 3,5 копейки приходится на затраты по приобретению энергоресурсов.
По данным 2009 года суммарный объем потребления энергетических ресурсов района в стоимостном выражении составил 45,321 млн. рублей, из них учреждениями бюджетной сферы района было потреблено энергетических ресурсов на сумму 9,396 млн. рублей. Из этого следует, что на бюджетную сферу района приходится 20,5% от общего потребления энергоресурсов. Суммарное потребление электрической энергии в бюджетной сфере района по оценке на 2010 год составит 1907,95 тыс. кВт, природного газа - 2069 тыс. куб. м, воды - 16,4 тыс. куб. м. В целом по району оценочные данные по аналогичным показателям на 2010 год следующие: суммарное потребление электрической энергии по Дубенскому муниципальному району по оценке на 2010 год составит 15765 тыс. кВт, природного газа - 5070 тыс. куб. м, воды - 63,17 тыс. куб. м. (приложение 1 Программы).
Реализация политики энергосбережения в районе должна осуществляться на комплексной основе в рамках разработанной муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия на 2011 - 2015 годы".
В ходе ее выполнения должны быть решены задачи по переводу района на энергоэффективный путь развития. Реализация мероприятий по более эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов должна позволить снизить затраты на коммунальные услуги в бюджетной сфере.
Многие вопросы требуют дальнейшего решения. Необходимо повысить эффективность реализации энергосберегающих мероприятий, а также механизма финансирования энергосберегающей деятельности. В комплексе работ по энергосбережению до этого времени недостаточно активно были задействованы муниципальные образования района.
Принимая во внимание, что решение проблемы энергосбережения требует комплексного и системного подхода, необходимо повысить уровень согласованности действий по ряду направлений: нормативно-правовое обеспечение, организация и управление, технические и технологические меры, тарифное регулирование, приобретение энергосберегающего оборудования, экономическое стимулирование энергосбережения, подготовка кадров. В связи с этим надлежащая координация, создание правовых, экономических и организационных предпосылок, гармонизация интересов основных участников энергосберегающей деятельности становится непременным условием решения проблемы энергосбережения.
Эффективным методом решения проблемы энергосбережения является программный метод с определением целей и задач, выбором перечня скоординированных энергосберегающих мероприятий, их увязкой с техническими, технологическими и финансовыми возможностями.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программным методом обусловлена в том числе и недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и ресурсов Дубенского муниципального района с мероприятиями комплексной программы в Республике Мордовия.
Использование данного метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях решения проблемы.
До настоящего времени мероприятия в области повышения экономической эффективности носили разовый характер и финансировались в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций.
Решение основных задач программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений в сфере энергопотребления, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
2. Основная цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Основной целью Программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере района и снижения энергоемкости.
Поставленная цель отвечает необходимости обеспечения устойчивого социально-экономического развития района в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, требованиям Прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия по снижению энергоемкости ВРП.
Задачами Программы являются:
- проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории;
- проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов;
- организация ведения топливно-энергетических ресурсов;
- нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов;
- разработка и проведение пропаганды энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения эффективности;
- привлечение на цели энергосбережения инвестиций;
- повышение энергетической безопасности района.
Сроки реализации Программы - 2011 - 2015 годы.
Показатели для оценки эффективности Программы представлены в приложении 2 Программы.
3. Система программных мероприятий
В целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов учреждениями бюджетной сферы Дубенского муниципального района планируется провести ряд мероприятий в рамках Программы.
Ниже перечислены мероприятия по направлениям, финансирование которых предполагается за счет средств бюджетов всех уровней, а также мероприятия, которые не требуют финансирования:
1. Информационно-пропагандистское направление.
- обучение по вопросам энергосбережения, в том числе включение в программы по повышению квалификации муниципальных служащих учебных курсов по основам эффективного использования энергетических ресурсов;
- проведение систематических мероприятий, публичных обсуждений, факультативов в школах по вопросам по экономии энергоресурсов;
- пропаганда энергосбережения через средства массовой информации;
- распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- опубликование органами местного самоуправления в средствах массовой информации и размещение на официальном сайте муниципального района муниципальной программы в области энергосбережения;
- обеспечение консультационных услуг.
2. Организационно-управленческое направление.
- определение контрольных параметров экономических и социальных показателей развития ЖКХ;
- проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками энергоресурсов;
- установление показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в бюджетной сфере;
- разработка и внедрение форм наблюдения за показателями, характеризующими эффективность использования основных видов энергетических ресурсов и энергоемкости экономики территории;
- организация и проведение энергетического обследования на всех объектах бюджетной сферы до 31 декабря 2012 года, проведение последующих энергетических обследований - не реже чем один раз каждые пять лет;
- закупки энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности для организаций бюджетной сферы за счет введения соответствующих требований в законодательство о закупке товаров для государственных и муниципальных нужд;
- координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями.
3. Технические и технологические мероприятия
- тепловая изоляция трубопроводов и повышение энергетической эффективности оборудования тепловых пунктов, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения, применение эффективных технологий по тепловой изоляции;
- замена ламп накаливания на энергосберегающие (с поэтапным их запретом в соответствии с положениями Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- вывод из эксплуатации муниципальных котельных, выработавших ресурс или имеющих избыточные мощности;
- модернизация котельных с использованием энергоэффективных технологий с высоким коэффициентом полезного действия;
- замена ламп в светильниках уличного освещения на натриевые (ДНаТ лампы), направленная на повышение энергоэффективности объектов наружного освещения;
- утверждение требований к строительству и капитальному ремонту зданий, строений, сооружений в соответствии с установленными требованиями законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений (утепление кровли и фасадов, замена стеклопакетов и т. д.).
Перечень основных мероприятий Программы, финансирование которых предполагается за счет средств бюджетов всех уровней, приведен в приложении N 3.
Объемы финансирования мероприятий Программы, финансирование которых предполагается за счет средств бюджетов всех уровней, представлены в приложении 4.
В соответствии с приложением N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать, в том числе, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащие включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов). К таким мероприятиям относятся:
- мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи электрической и тепловой энергии, воды, по организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
- мероприятия по организации порядка управления (эксплуатации) бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи электрической и тепловой энергии, воды, с момента выявления таких объектов;
- мероприятия по учету в инвестиционных и производственных программах производителей воды мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- мероприятия по модернизации оборудования, в том числе внедрение инновационных решений и технологий;
- мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды;
- мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий;
- мероприятия по сокращению потерь воды при ее передаче.
В соответствии с приложением N 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать, в том числе, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащие включению в региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов):
- мероприятия по замещению природным газом бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется муниципальным образованием;
- информирование руководителей муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения.
4. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
- наличия в учреждениях бюджетной сферы:
энергетических паспортов;
топливно-энергетических балансов;
актов энергетических обследований;
приборов учета по всем видам потребляемых ресурсов.
- сокращения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий и организаций на территории муниципального образования на 15 процентов по сравнению с 2009 годом (базовый год);
- снижения относительных затрат местного бюджета на оплату коммунальных ресурсов.
По мере расширения обеспеченности потребителей приборами учета будет осуществляться переход к расчетам за реально потребленную воду и электроэнергию.
Реализация программных мероприятий даст дополнительные эффекты в виде:
- формирования действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов муниципальными бюджетными организациями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;
- снижения затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий.
Общая оценка вклада Программы в экономическое развитие Дубенского муниципального района заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на повышение энергоэффективности экономики района, в снижении энергоемкости муниципального продукта, в переходе к рациональному и экологически ответственному использованию энергии.
5. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается за счет проведения программных мероприятий на следующих уровнях:
- муниципальные учреждения в области здравоохранения, в области образования, в области дошкольного образования;
- администрация Дубенского муниципального района.
При реализации программных мероприятий в муниципальных учреждениях руководитель, с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности учреждения, организует работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов в учреждении.
Обязанности по выполнению энергосберегающих мероприятий, учету, контролю за их реализацией и результатами в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях должны быть установлены в должностных регламентах (инструкциях, трудовых контрактах) в течение трех месяцев с момента начала реализации Программы.
Финансирование программных мероприятий осуществляется непосредственно муниципальными заказчиками из средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий по энергосбережению.
Порядок финансирования программных мероприятий устанавливает Дубенский муниципальный район Республики Мордовия.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится с обязательным учетом требований действующего законодательства и принятых органами государственной власти и местного самоуправления рекомендаций по обеспечению энергосберегающих характеристик закупаемой продукции.
Ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в администрации района рассматривается ход реализации программных мероприятий.
Периодичность рассмотрения вопросов о выполнении программных мероприятий в муниципальных учреждениях -один раз в квартал. По итогам работы в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в администрацию района направляется отчет установленной формы.
Администрация Дубенского муниципального района ежеквартально на своих заседаниях рассматривает вопрос о состоянии энергосбережения в отраслях социальной сферы и экономики муниципального образования.
Финансирование энергосберегающих мероприятий за счет средств местного бюджета осуществляется в соответствии с решением Совета депутатов Дубенского муниципального района о бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы согласовываются с муниципальным заказчиком Программы и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.