Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
Дубенского муниципального района "Повышение эффективности управления муниципальными финансами" на 2014 - 2018 годы
(утв. постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 20 ноября 2014 г. N 611)
Паспорт
Муниципальной программы Дубенского муниципального района "Повышение эффективности управления муниципальными финансами" на 2014 - 2018 годы (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Финансовое управление Администрации Дубенского муниципального района |
Соисполнитель Программы |
Администрация Дубенского муниципального района |
Подпрограммы Программы |
Подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала" |
Программно-целевые инструменты программы |
в рамках Программы не предусмотрена реализация муниципальных целевых программ и ведомственных целевых программ; |
Цели Программы |
Проведение эффективной политики в области управления муниципальными финансами; |
Задачи Программы |
совершенствование бюджетных прогнозов, развитие системы бюджетного планирования; наращивание доходного потенциала, оптимизация расходов; повышение эффективности и качества предоставления муниципальных услуг; формирование, ведение и развитие общедоступных информационных ресурсов. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Доля бюджетных расходов бюджета Дубенского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета Дубенского муниципального района 2. Отклонение исполнения бюджета Дубенского муниципального района по расходам к утвержденному уровню 3. Отклонение исполнения бюджета Дубенского муниципального района по доходам к утвержденному уровню 4. Соблюдение порядка и сроков составления и утверждения проекта бюджета Дубенского муниципального района 5. Соблюдение установленных бюджетным законодательством требований о составе отчетности об исполнении бюджета Дубенского муниципального района. 6. Уровень кредиторской задолженности бюджета Дубенского муниципального района в процентом отношении к расходам бюджета Дубенского муниципального района. 7. Уровень просроченной кредиторской задолженности бюджета Дубенского муниципального района в процентом отношении к расходам бюджета Дубенского муниципального района. 8. Использование муниципальными учреждениями Дубенского муниципального района нормативно-подушевого финансирования услуг. 9. Доля населения, удовлетворенного качеством оказываемых муниципальных (муниципальных) услуг (оценка удовлетворительно и выше). 10. Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета Дубенского муниципального района (по отношению к предыдущему году). 11. Соблюдение органами местного самоуправления норм бюджетного законодательства Российской Федерации при подготовке проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период |
Этапы и сроки реализации Программы |
2014 - 2018 годы. Выделение этапов не предусмотрено |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств бюджета Дубенского муниципального района составляет 18023,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 3342,6 тыс. рублей; 2015 год - 3516,8 тыс. рублей; 2016 год - 3523,1 тыс. рублей; 2017 год - 3727,2 тыс. рублей; 2018 год - 3913,6 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1) обеспечение сбалансированности бюджета Дубенского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; 2) увеличение объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Дубенского муниципального района до 50796,2 тыс. рублей в 2018 году (142,6 процента к уровню 2012 года); 3) снижение просроченной кредиторской задолженности бюджета Дубенского муниципального района; 4) определение финансовых условий на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Дубенского муниципального района; 5) создание условий для повышения эффективности управления муниципальными финансами в Дубенском муниципальном районе при выполнении муниципальных функций и обеспечении потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества; 6) переход на формирование бюджета Дубенского муниципального района на принципах программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности использования бюджетных средств. Доля расходов бюджета Дубенского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ в 2018 году, составит 98 процентов в расходах бюджета Дубенского муниципального района; 7) повышение бюджетной дисциплины органов местного самоуправления; 8) увеличение объема собственных доходных поступлений в бюджет Дубенского муниципального района; 9) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга Дубенского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных решением Совета депутатов Дубенского муниципального района. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Современное состояние и развитие системы управления муниципальными финансами в Дубенском муниципальном районе характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Настоящая Программа подготовлена в целях реализации единой бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики Дубенского района и функционирования бюджетной системы.
Ответственным исполнителем Программы является Финансовое управление Администрации Дубенского муниципального района. Соисполнителем Программы является Администрация Дубенского муниципального района.
Программа направлена на регулирование бюджетной, межбюджетной и долговой сферы, основным потребителем услуг которой выступает Администрация Дубенского муниципального района в целом, при этом непосредственные потребители (физические и юридические лица) как таковые отсутствуют. Финансовое управление Администрации Дубенского муниципального района осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Дубенского муниципального района на реализацию возложенных на него функций:
1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
9) формирует и утверждает муниципальные задания;
10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
13) отвечает соответственно муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Устойчивая система муниципальных финансов играет одну из ключевых ролей в модернизации экономики района, создании условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата. Процесс реформирования системы управления муниципальными финансами Дубенского муниципального района осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Были реализованы последовательные процессы реформирования бюджетного процесса в целях совершенствования системы управления региональными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат.
Была проведена работа по формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений. Поэтапно внедрялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результат.
Вместе с тем развитие бюджетного законодательства и бюджетной системы Российской Федерации, а также тенденции в российской экономике в целом ставят задачи по дальнейшему совершенствованию и развитию бюджетного процесса и управления муниципальными финансами в районе.
При улучшении общей макроэкономической ситуации продолжились укрепление бюджетной системы района, повышение ее устойчивости и сбалансированности. Бюджет Дубенского муниципального района за 2013 год исполнен по доходам на 76,8 процента к годовым плановым назначениям, по расходам на 72,8 процента, профицит бюджета составил 7367,5 тыс. рублей.
Собственные доходы бюджета Дубенского муниципального района исполнены в сумме 39655,0 тыс. рублей, что составляет 100,8% процента к годовым плановым назначениям.
В таблице 1 представлены сведения о поступлении доходов в бюджет Дубенского муниципального района в 2013 году в сравнении с 2012 годом.
Таблица 1
Сведения
о поступлении доходов в бюджет Дубенского муниципального района в 2012 -2013 годах
Наименование показателя |
2012 год, тыс. рублей |
2013 год, тыс. рублей |
Темп роста (снижения), процентов |
Налоговые доходы |
32972,3 |
35970,6 |
109,1 |
Неналоговые доходы |
2640,3 |
3684,4 |
139,5 |
Налоговые и неналоговые доходы (собственные доходы) - всего |
35612,6 |
39655,0 |
111,4 |
Безвозмездные поступления |
188698,4 |
221012,9 |
117,1 |
Итого доходов |
224311,0 |
260667,9 |
116,2 |
В 2013 году по сравнению с 2012 годом доходы бюджета Дубенского муниципального района увеличились на 16,2 процента, расходы - на 11,4 процента. При этом собственные доходы бюджета Дубенского муниципального района возросли на 11,4 процента.
В сложившихся условиях основными направлениями дальнейшего реформирования сферы муниципальных финансов и совершенствования бюджетной политики являются:
развитие программно-целевых принципов бюджетного планирования в рамках муниципальных программ Дубенского муниципального района, бюджетирования, ориентированного на достижение результата;
отработка финансовых механизмов обеспечения выполнения муниципальных заданий муниципальными учреждениями Дубенского муниципального района, повышение качества оказания муниципальных услуг.
Программа определяет основные направления (цели) развития и функционирования бюджетной системы Дубенского муниципального района, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий и показатели их результативности.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит повысить качество управления бюджетным процессом Дубенского муниципального района, результативность и эффективность расходования бюджетных средств, обеспечить обоснованность и прозрачность планируемых бюджетных ассигнований Дубенского муниципального района и доступность осуществления контроля со стороны общественности за их планированием и расходованием.
Реализация Программы должна обеспечить:
1) обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Дубенского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Дубенского муниципального района до 50796,2 тыс. рублей в 2018 году (142,6 процента к уровню 2012 года);
3) снижение просроченной кредиторской задолженности бюджета Дубенского муниципального района;
4) определение финансовых условий на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Дубенского муниципального района;
5) создание условий для повышения эффективности управления муниципальными финансами в Дубенском муниципальном районе при выполнении муниципальных функций и обеспечении потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества;
6) переход на формирование бюджета Дубенского муниципального района на принципах программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности использования бюджетных средств. Доля расходов бюджета Дубенского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ, в 2018 году составит 90 процентов в расходах бюджета Дубенского муниципального района;
7) повышение бюджетной дисциплины органов местного самоуправления;
8) увеличение объема собственных доходных поступлений в бюджеты Дубенского муниципального района;
9) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга Дубенского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных Решением Совета депутатов Дубенского муниципального района.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Программы, сроки и этапы реализации Программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере управления муниципальными финансами Дубенского муниципального района определены Постановлением Администрации Дубенского муниципального района "Об основных направлениях бюджетной политики Дубенского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период".
Основным стратегическим приоритетом муниципальной политики в сфере управления муниципальными финансами Дубенского муниципального района является эффективное использование бюджетных ресурсов для обеспечения динамичного развития экономики, повышения уровня жизни населения и формирования благоприятных условий жизнедеятельности в Дубенском муниципальном районе.
Программа направлена на достижение следующих целей:
повышение бюджетного потенциала, устойчивости и сбалансированности системы муниципальных финансов в Дубенском муниципальном районе;
оптимизация долговой нагрузки на бюджет Дубенского муниципального района;
обеспечение эффективного функционирования муниципального сектора экономики Дубенского муниципального района;
обеспечение контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Для достижения указанных целей в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих приоритетных задач:
совершенствование бюджетных прогнозов, развитие системы бюджетного планирования;
наращивание доходного потенциала, оптимизация расходов;
повышение эффективности и качества предоставления муниципальных услуг;
формирование, ведение и развитие общедоступных информационных ресурсов.
Срок реализации Программы - 2014 - 2018 годы. Разделение Программы на этапы не предусматривается.
Состав показателей (индикаторов) Программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач, определенных Программой. Такой подход использован также при определении состава показателей (индикаторов) подпрограмм, включенных в состав Программы (приложение 1).
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность их корректировки в случае потери информативности показателя (например, в связи с достижением его максимального значения), изменений приоритетов муниципальной политики в сфере управления муниципальными финансами, муниципальным долгом, а также изменений законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Мордовия, влияющих на расчет данных показателей.
Реализация Программы позволит:
обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета Дубенского муниципального района, его формирование на основе программно-целевого подхода, эффективную систему управления муниципальными финансами в качестве одного из ключевых механизмов динамичного социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Дубенского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
повысить бюджетный потенциал Дубенского района как за счет роста собственной доходной базы бюджета Дубенского муниципального района, так и за счет эффективного осуществления бюджетных расходов с нацеленностью их на достижение конечного социально-экономического результата;
определить финансовые условия на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Дубенского муниципального района;
не допускать образования просроченной кредиторской задолженности;
создать условия для повышения эффективности управления муниципальными финансами для выполнения муниципальных функций и обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы, подпрограмм Программы, а также мер государственного и правового регулирования
Достижение целей и решение задач Программы будут осуществляться в рамках реализации подпрограммы "Эффективное использование бюджетного потенциала" (приложение 6);
Мероприятия, направленные на полноценное, всестороннее методическое и организационное обеспечение бюджетного процесса в Дубенском муниципальном районе, планируется осуществлять на протяжении всего срока реализации Программы.
Подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала" предусматривает выполнение следующих основных мероприятий:
1) Совершенствование бюджетного процесса, формирование бюджета Дубенского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
В рамках реализации данного мероприятия основные усилия будут сосредоточены на совершенствовании бюджетного планирования, в том числе путем адаптации программного обеспечения к изменениям бюджетной классификации, расширения сферы автоматизации финансовых расчетов в целях повышения их оперативности.
Важным направлением работы станет совершенствование механизмов формирования муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям Дубенского муниципального района как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов и качества оказания муниципальных услуг. Планируются усиление контроля за достижением бюджетными и автономными учреждениями Дубенского муниципального района запланированных результатов, предусмотренных муниципальным заданием, уточнение методики расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
В качестве ключевого направления реформирования бюджетного процесса предусматривается формирование бюджета Дубенского муниципального района на основе муниципальных программ Дубенского муниципального района, что потребует внедрения принципиально новых подходов к бюджетному планированию, повышения ответственности главных распорядителей средств бюджета Дубенского муниципального района за обеспечение финансирования предусмотренных бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств, рациональное использование бюджетных средств, постоянного мониторинга хода реализации и финансирования муниципальных программ Дубенского муниципального района, своевременного принятия соответствующих корректирующих управленческих решений.
В рамках настоящего основного мероприятия предполагается осуществление мер по:
переходу к программному бюджету;
совершенствованию бюджетного планирования;
формированию проекта Решения Совета депутатов Дубенского муниципального района о бюджете Дубенского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, подготовке Решения Совета депутатов Дубенского муниципального района о внесении изменений в утвержденный бюджет на очередной год и плановый период;
совершенствованию процедур исполнения бюджета и составления отчетности о его исполнении.
2). Развитие контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
В рамках данного основного мероприятия предполагается развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля в Дубенском муниципальном районе. Финансовое управление Администрации Дубенского муниципального района как финансовым органом на постоянной основе будут осуществляться при проведении каждой расчетной операции следующие виды контроля:
за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.
Кроме того, Финансовым управлением Администрации Дубенского муниципального района как органом внутреннего муниципального финансового контроля будет осуществляться:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.
Повышению качества внутреннего муниципального финансового контроля будет способствовать осуществление Финансовым управлением Администрации Дубенского муниципального района анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Кроме того, в целях улучшения финансового менеджмента главными распорядителями средств бюджета Дубенского муниципального района, Финансовым управлением Администрации Дубенского муниципального района будет проводиться комплексная оценка деятельности главных распорядителей средств бюджета Дубенского муниципального района в части осуществления бюджетного процесса с публикацией результатов такой оценки в средствах массовой информации.
3). Совершенствование предоставления муниципальных услуг. В том числе:
повышение качества оказываемых муниципальными учреждениями услуг;
создание единых нормативов финансирования муниципальных услуг;
обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при стратегическом и бюджетном планировании. Показатели будут представлены в форме включения сводных индикаторов муниципальных заданий в состав индикаторов муниципальных программ Дубенского муниципального района, регламентирующих осуществление данных услуг;
оптимизация структуры бюджетной сети;
организационная и информационная поддержка реформы муниципальных учреждений;
установление прозрачных методик по определению стоимости муниципальных услуг путем введения единых (групповых) значений нормативных затрат формирования субсидий на выполнение муниципального задания с использованием корректирующих показателей.
4). Наращивание доходного потенциала, оптимизация бюджетных расходов.
Увеличение доходного потенциала бюджетной системы Дубенского муниципального района тесно связано с ее социально-экономическим развитием и должно являться отражением принятых мер по стимулированию инвестиционной активности в Дубенском муниципальном районе, увеличению количества занятых в ее экономике, росту производительности труда.
Вместе с тем задача наращивания доходного потенциала должна решаться посредством улучшения администрирования доходных источников, включения меры по сокращению теневого сектора экономики, легализации заработной платы, сокращению задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Дубенского муниципального района.
Оптимизация бюджетных расходов будет строиться на основе инвентаризации расходных полномочий Дубенского муниципального района, исключения дублирования функций муниципальных органов, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, установления единых критериев (нормативов) обеспеченности населения муниципальными услугами, расширения применения нормативно-подушевого метода финансирования, учета фактического объема предоставленных муниципальных услуг при определении объема финансирования муниципальных учреждений.
Сведения об основных мероприятиях Программы приведены в приложении 2.
Финансовое управление Администрации Дубенского муниципального района ежегодно уточняет объемы затрат на обеспечение своей деятельности по выполнению программных мероприятий и осуществляет подготовку предложений по финансированию мероприятий Программы в проект бюджета Дубенского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.
Финансовое управление Администрации Дубенского муниципального района обеспечивает исполнение программных мероприятий с соблюдением установленных сроков и объемов бюджетного финансирования, разрабатывает предложения по продлению сроков реализации мероприятий и несет ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий соответствующих разделов Программы.
Финансовое управление Администрации Дубенского муниципального района, как ответственный исполнитель:
осуществляет текущее управление реализацией Программы;
в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы и обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Муниципальной программы средств распределяет их по программным мероприятиям.
В качестве основных мер правового регулирования в рамках реализации Программы предусматриваются формирование и развитие нормативной правовой базы для эффективного управления муниципальными финансами, муниципальным долгом и муниципальным имуществом Дубенского муниципального района, состоящей из следующих нормативных правовых актов Дубенского муниципального района, принимаемых и корректируемых ежегодно либо по необходимости:
решений Совета депутатов Дубенского муниципального района:
о бюджете Дубенского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
о внесении изменений в решение Совета депутатов о бюджете Дубенского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
об исполнении бюджета Дубенского муниципального района за отчетный финансовый год;
постановлений Администрации Дубенского муниципального района об основных направлениях бюджетной политики Дубенского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
постановления Администрации Дубенского муниципального района о порядке составления проектов бюджета Дубенского муниципального района и на очередной финансовый год и плановый период и других.
Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и задач Программы, с описанием основных положений и ожидаемых сроков принятия нормативных правовых актов Дубенского муниципального района приведены в приложении 3.
4. Обоснования выделения подпрограмм в составе Программы
Комплексный характер целей и задач Программы обусловливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по Программе, так и по ее отдельным блокам.
Ряд взаимосвязанных целей Программы направлен на повышение бюджетного потенциала, обеспечение устойчивости и сбалансированности системы муниципальных финансов в Дубенском муниципальном районе. Для более эффективной организации работы по достижению указанных целей Программы необходимо выделение ключевых направлений работы, требующих программно-целевого подхода и концентрации ресурсов, отраженных в подпрограммах Программы.
Таким образом, состав подпрограмм определен исходя из состава задач Программы, решение которых необходимо для реализации Программы.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Финансовое обеспечение программных мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных решением Совета депутатов Дубенского муниципального района о бюджете Дубенского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
Программа ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе Администрации Дубенского муниципального района, реализующих другие муниципальные программы Дубенского муниципального района, условий и механизмов их реализации.
Обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию Программы заключается в том, что Программа обеспечивает значительный вклад в достижение практически всех стратегических целей, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышения уровня и качества жизни населения.
Финансовые ресурсы, необходимые для реализации Программы в 2014 - 2016 годах, соответствуют объемам бюджетных ассигнований на 2014 - 2016 годы, предусмотренным проектом Решения Совета депутатов Дубенского муниципального района о бюджете Дубенского муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. На 2017 - 2018 годы объемы бюджетных ассигнований определены исходя из оценки объема соответствующих расходных обязательств.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств бюджета Дубенского муниципального района составляет 18023,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 3342,6 тыс. рублей;
2015 год - 3516,8 тыс. рублей;
2016 год - 3523,1 тыс. рублей;
2017 год - 3727,2 тыс. рублей;
2018 год - 3913,6 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств бюджета Дубенского муниципального района по годам ее реализации в разрезе мероприятий Программы с указанием кодов бюджетной классификации расходов бюджета Дубенского муниципального района (в ценах соответствующих лет) представлено в приложении 4.
6. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
К рискам реализации Программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнитель Программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Программы на региональном уровне и (или) недостаточно быстрым осуществлением институциональных преобразований, предусмотренных Программой;
2) организационные риски, связанные с возникновением проблем в реализации Программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственного исполнителя или соисполнителя, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, несвоевременному финансированию, невыполнению ряда мероприятий Программы.
Снижению указанных рисков будут способствовать повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителя для своевременной и эффективной реализации запланированных мероприятий, координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителя и налаживание административных процедур для снижения организационных рисков, а также повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием Программы в неполном объеме за счет бюджетных средств. Данные риски могут возникнуть по причине увеличения дефицита бюджета Дубенского муниципального района, наращивания расходов бюджета Дубенского муниципального района необеспеченными доходами бюджета Дубенского муниципального района.
Их снижению будут способствовать внедрение в практику программного бюджетирования и своевременная корректировка объемов финансирования основных мероприятий Программы.
4) непредвиденные риски. Реализации Программы также могут угрожать риски, которыми сложно или невозможно управлять в рамках реализации Программы. К ним относятся изменение бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере размещения муниципального заказа, осуществление возврата излишне начисленных и уплаченных налогов, риски ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране и мире, ситуации на финансовых рынках вследствие финансового и экономического кризиса, природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия.
Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию Программы (таблица 2).
Таблица 2
Риски реализации Программы
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
1 |
2 |
3 |
Институционально-правовые риски: отсутствие нормативного регулирования основных мероприятий Программы; недостаточно быстрое формирование механизмов и инструментов реализации основных мероприятий Муниципальной программы |
Умеренный |
Принятие нормативных правовых актов Дубенского муниципального района, регулирующих сферу управления муниципальными финансами, усиление контроля за осуществлением институционально-правовых преобразований в сфере управления муниципальными финансами |
Организационные риски: неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий Программы; недостаточная гибкость и адаптируемость Программы к изменению мировых тенденций экономического развития, ситуации на финансовых рынках и организационным изменениям органов местного самоуправления; недобросовестность и недостаточная квалификация ответственного исполнителя или соисполнителя |
Умеренный |
повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей Программы для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий; координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей, налаживание административных процедур для снижения данного риска, усиление контроля за ходом реализации Программы |
Финансовые риски: дефицит бюджетных средств, необходимых на реализацию Программы, зависимость от привлечения средств из республиканского бюджета; увеличение дефицита бюджета |
Высокий |
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям Программы |
Непредвиденные риски: изменение бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере размещения муниципального заказа; осуществление возврата излишне начисленных и уплаченных налогов; риски ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране и мире, ситуации на финансовых рынках вследствие финансового и экономического кризиса; природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия |
Высокий |
осуществление мониторинга изменения ситуации на финансовых рынках и прогнозирования социально-экономического развития в двух вариантах с учетом возможного ухудшения экономической ситуации |
Из вышеназванных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Программы могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу невыполнения Программы. Поскольку в рамках реализации Программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.
7. Механизм реализации муниципальной Программы
Финансовое управление Администрации Дубенского муниципального района на принципах организационно-методического и информационного единства управления реализацией Программы и на основе единых подходов к формированию тематики программных мероприятий, определению сроков и процедур мониторинга основных целевых индикаторов и показателей эффективности выполнения мероприятий Программы осуществляет координацию деятельности по исполнению программных мероприятий, контроль за ходом и эффективностью их исполнения.
Ответственный исполнитель осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы, контроль за проведением программных мероприятий и мониторинг результатов реализации, выявляет отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, устанавливает причины и определяет меры по устранению отклонений.
Ответственный исполнитель Программы при необходимости в установленном порядке и сроки готовит проекты нормативных правовых актов Администрации Дубенского муниципального района о внесении изменений в Программу.
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим ответственным исполнителем формируется план мероприятий по реализации Программы (приложение 5).
В качестве органов оперативного управления ответственный исполнитель вправе создавать рабочие группы с привлечением экспертного сообщества, специалистов Администрации Дубенского муниципального района, органов местного самоуправления Дубенского муниципального района.
Контроль за реализацией мероприятий Программы ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Ответственный исполнитель выполняет также следующие функции:
подготовку в установленном порядке предложений об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточнение затрат и сроков исполнения по отдельным программным мероприятиям, а также механизмов реализации Программы;
проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
осуществляет финансирование мероприятий Программы.
8. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Реализация программы будет способствовать достижению целей и задач других муниципальных программ Дубенского муниципального района, социально-экономическому развитию Дубенского муниципального района, повышению эффективности муниципального управления.
Оценка эффективности Программы будет осуществляться с использованием показателей выполнения Программы, мониторинг и оценка степени достижения целевых значений которых позволяют проанализировать ход выполнения Программы и принять оптимальное управленческое решение.
Методика оценки эффективности Программы (далее - методика) представляет собой алгоритм оценки в ходе реализации по годам Программы и по итогам ее реализации, в целом результативности Программы исходя из оценки соответствия фактических значений показателей их целевым значениям.
В качестве критерия планируемой эффективности реализации Программы применяется критерий экономической эффективности, учитывающие оценку вклада муниципальной программы в экономическое развитие Дубенского муниципального района в целом, оценку влияния ожидаемых результатов муниципальной программы на различные сферы экономики Дубенского муниципального района.
Методика включает проведение количественных оценок эффективности по следующим направлениям:
1) степень достижения запланированных результатов (достижения целей и решения задач) Программы (оценка результативности);
2) степень реализации мероприятий Программы;
3) эффективность использования средств бюджета Дубенского муниципального района (оценка экономической эффективности достижения результатов).
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Оценка эффективности выполнения показателей Программы производится на основе ежегодного мониторинга выполнения соответствующих индикаторов и количественных показателей.
Степень достижения целей (решения задач) Программы (Сд) определяется по формуле:
Сд = Пф / Пп, где:
Пф - фактическое значение индикатора (показателя) Программы;
Пп - плановое значение индикатора (показателя) Программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений).
Уровень финансирования реализации мероприятий Программы (Уф) определяется по формуле:
Уф = Зф / Зп, где:
Зф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Программы;
Зп - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Степень реализации мероприятий Программы определяется исходя из числа выполнения запланированных мероприятий в соответствии со следующей формулой:
Эм = Мф / Мп, где:
Эм - Степень реализации мероприятий Программы;
Мф - количество реализованных мероприятий Программы;
Мп - количество мероприятий Программы, планируемое к реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.