Разъяснение Совета ФПА РФ о специальном порядке рассмотрения обращений в отношении адвокатов, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 30 ноября 2023 г. (протокол N 8))
В связи с обращением Совета Адвокатской палаты Ростовской области Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации сообщает.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный этим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Такой специальный порядок рассмотрения жалоб в отношении адвокатов в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности установлен Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона, принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, Кодекс профессиональной этики адвоката (далее также - КПЭА) устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности. В силу принципов независимости, корпоративности и самоуправления адвокатуры принятие решений о наличии или отсутствии оснований для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности отнесено законом к исключительной компетенции органов адвокатского сообщества.
Процедурные основы дисциплинарного производства, регламентированные вторым разделом КПЭА для специальной категории письменных обращений - жалоб на действия (бездействие) адвоката, устанавливают необходимость принятия одного из предписанных КПЭА решений по поступившим в отношении адвоката жалобам - распоряжения об отказе в возбуждении дисциплинарного производства или распоряжения о возбуждении дисциплинарного производства при наличии допустимого повода и достаточных оснований. На необходимость соблюдения данного специального порядка в отношении обращений, содержащих указание на действия адвоката в связи с его профессиональной деятельностью, прямо указано в п. 2.6 Положения о порядке рассмотрения обращений в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации и адвокатских палатах субъектов Российской Федерации, утвержденного Советом ФПА РФ 21 февраля 2018 г. (протокол N 1) с последующими изменениями и дополнениями.
При этом, в силу п. 4 ст. 19 КПЭА при осуществлении дисциплинарного производства принимаются меры для охраны сведений, в том числе, составляющих адвокатскую тайну. Согласно п. 10 ст. 6 КПЭА правила сохранения профессиональной тайны распространяются на помощников и стажеров адвоката, а также иных сотрудников адвокатских образований.
Таким образом, рассмотрение жалоб в отношении адвокатов в связи с осуществляемой ими профессиональной деятельностью представляет собой особый порядок, урегулированный в соответствии с законом, результатом которого должно стать принятие одного из предусмотренных Кодексом профессиональной этики адвоката решений, в число которых не входит направление жалобы в иной орган, к компетенции которого отнесено рассмотрение такого вопроса. Кроме того, направление жалобы в иной орган или должностному лицу прямо противоречит требованиям Закона о сохранении адвокатской тайны. При этом правила ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не применимы к рассматриваемым отношениям, поскольку адвокатская тайна имеет иную правовую природу и приоритет по отношению к сведениям, касающимся частной жизни гражданина. Ее неприкосновенность и невозможность раскрытия без специального волеизъявления ее обладателя, прежде всего органам государственной власти и должностным лицам, является важнейшей гарантией конституционных прав на справедливое правосудие и квалифицированную юридическую помощь.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом определены основные принципы и структура региональной информационной системы в сфере закупок РМ (РеИС), обозначен перечень электронных документов и информации, создаваемых и хранящихся в РеИС, оговорены права, обязанности и ответственность участников РеИС, а также раскрыт порядок формирования, проверки и условия равнозначности ЭП собственноручной подписи в РеИС.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Постановление Правительства Республики Мордовия от 30 марта 2015 г. N 162 "О региональной информационной системе в сфере закупок Республики Мордовия"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Известия Мордовии" от 31 марта 2015 г. N 33-16, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 апреля 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Мордовия от 31 января 2024 г. N 79
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2023 г. N 800
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 августа 2023 г. N 403
Изменения вступают в силу с 19 августа 2023 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 июня 2023 г. N 304
Изменения вступают в силу с 3 июля 2023 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 19 апреля 2023 г. N 198
Изменения вступают в силу с 20 апреля 2023 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2023 г. N 128
Изменения вступают в силу с 14 марта 2023 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 5 августа 2021 г. N 363
Изменения вступают в силу с 6 августа 2021 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 июня 2020 г. N 383
Изменения вступают в силу с 30 июня 2020 г. и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 22 июня 2020 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 1 июня 2020 г. N 322
Изменения вступают в силу с 3 июня 2020 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 30 декабря 2019 г. N 547
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г., за исключением абзацев четвертого - седьмого подпункта 1 и абзацев четвертого - восьмого подпункта 2 пункта 1 изменений, вступающих в силу с 1 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 11 ноября 2019 г. N 449
Изменения вступают в силу с 18 ноября 2019 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 24 июня 2019 г. N 282
Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 4 декабря 2017 г. N 630
Изменения вступают в силу с 5 декабря 2017 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 31 июля 2017 г. N 441
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 мая 2015 г. N 289
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления, за исключением подпункта 5 пункта 5 Положения, который вступает в силу с 1 января 2016 г.